Участники договора о совместной деятельности строят торгово-развлекательный комплекс, в состав которого входит кинотеатр. При этом комплекс будет оприходован как единый инвентарный объект и стоимость кинотеатра отдельно на балансе выделена не будет.
Вправе ли участники договора о совместной деятельности применить льготу по налогу на имущество?
В соответствии со ст.5 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон о налоге на имущество) стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Подпунктом "а" п.6 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее - Инструкция N 33) установлено, что при применении данной льготы следует руководствоваться Классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Кинотеатр (код ОКОНХ 93 612) относится к отрасли "Культура и искусство" (код 93 000).
Помимо кодов ОКОНХ правомерность отнесения имущества организации к льготируемым объектам может подтверждаться технической документацией (паспортом) на конкретный имущественный объект.
Таким образом, на балансовую стоимость этих объектов как объектов социально-культурной сферы можно уменьшать стоимость имущества предприятия, исчисленную для целей налогообложения.
Вместе с тем необходимо учитывать, что указанная льгота предоставляется при условии использования объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы по целевому назначению и раздельного учета льготируемых объектов. Применение указанной льготы также возможно, если объект социально-культурной сферы принят по акту приемки завершенного строительством объекта (КС-11 или КС-14), но еще не поставлен на баланс в качестве объекта основных средств, а учтен до момента государственной регистрации на счете 08 "Капитальные вложения".
Данное мнение подтверждается письмом МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350, в котором указано, что если объекты, строительство которых не закончено в срок (не приняты в эксплуатацию и (или) права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке), относятся к льготируемому имуществу в соответствии с Законом о налоге на имущество, например магистральные трубопроводы, объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то затраты, учитываемые в бухгалтерском учете заказчика (покупателя) на счете 08 "Капитальные вложения" по указанным объектам, также не включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий.
Следует иметь в виду, что объект строительства может быть признан объектом социально-культурной сферы, если он принят по акту приемки завершенного строительством объекта (КС-11 или КС-14) в установленном порядке для использования в указанных целях.
Рассматривая ситуацию, когда в составе единого инвентарного объекта - торгово-развлекательного комплекса - находится и льготируемое имущество, например кинотеатр, отметим следующее. К сожалению, ни Закон о налоге на имущество, ни Инструкция N 33 не содержат указаний о порядке определения стоимости таких объектов в случае, если объект недвижимости, в составе которого есть объекты социально-культурной сферы, учтен на балансе предприятия как единый комплекс без выделения стоимости его отдельных частей.
Косвенное подтверждение тому, что льготирование части объекта возможно, содержится в письме МНС России от 11.03.2001 N ВТ-6-04/197. В п.4 данного письма определено, что в целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный бухгалтерский учет указанного в настоящем пункте имущества. Единицей учета основных средств является инвентарный объект. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования или предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций, каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Для организации раздельного учета льготируемых объектов налогоплательщики должны вести инвентарный список таких объектов (или отдельной его части) или другой соответствующий документ, содержащий сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном его наименовании, его остаточной восстановительной стоимости, а также о выбытии (или перемещении). При отсутствии раздельного учета для целей налогообложения налогом на имущество предприятий указанных объектов или нецелевом использовании их стоимость подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время методика определения стоимости отдельного помещения внутри здания для целей применения льготы по налогу на имущество налоговым законодательством не регламентирована. Один из вариантов определения стоимости части здания, учитываемого как единый инвентарный объект, приведен в письме УМНС России по г.Москве от 05.03.2001 N 06-12/2/10986 ( далее - письмо N 06-12/2/10986), в котором определен порядок налогообложения гостиниц налогом на имущество. В случае, если часть объекта жилищно-коммунального хозяйства - гостиницы сдана в аренду для использования арендаторами под офисы, магазины и прочее (то есть утрачено целевое использование отдельных частей объекта и, как следствие, право на льготу в отношении этого имущества), налоговые органы рекомендуют рассчитать стоимость оставшихся льготируемых площадей следующим образом.
Стоимость здания, состоящего из помещений различного назначения (коммуникаций и другого оборудования) или другого имущества, может быть разделена с учетом занимаемой этими помещениями площади (другой величины), а при невозможности подобного раздела - исходя из удельного веса полученной от иных видов деятельности выручки в ее общем объеме. Из общей стоимости имущества следует исключать стоимость оборудования, коммуникаций пропорционально доле площади, занимаемой льготируемыми помещениями. Указанная льгота предоставляется при наличии раздельного учета в каждом отчетном периоде.
Для обоснования данной льготы вместе с расчетом налога на имущество следует иметь расшифровку стоимости льготируемого имущества с указанием объекта и его стоимости.
Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод, что льготирование объекта, входящего в имущественный комплекс, возможно даже если его стоимость отдельно на баланс не выделена. При этом стоимость такого имущества можно определять, в частности, так, как это рекомендовано в упомянутом выше письме N 06-12/2/10986.
Таким образом, льгота по налогу на имущество предприятий в части стоимости кинотеатра может быть использована участниками договора о совместной деятельности после его принятия по акту приемки завершенного строительством объекта (КС-11 или КС-14) исходя из установленной в договоре доли собственности в порядке, предусмотренном статьями 2 и 8 Закона о налоге на имущество.
Л.П. Веряскина,
директор по аудиту аудиторской фирмы "Ариадна"
1 июня 2002 г.
"Российский налоговый курьер", N 11, июнь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99