Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 1 июля 2022 г. N 294-р
1. Утвердить прилагаемую Региональную долгосрочную программу содействия занятости молодежи в Республике Дагестан на период до 2030 года (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Республики Дагестан и организациям, участвующим в реализации мероприятий Программы, обеспечить ее выполнение с представлением в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан отчета о ходе реализации мероприятий Программы ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
3. Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется органами исполнительной власти Республики Дагестан и организациями, являющимися исполнителями и соисполнителями Программы, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в бюджете на соответствующий финансовый год.
4. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан осуществлять контроль за реализацией мероприятий Программы с представлением доклада в Правительство Республики Дагестан ежегодно, до 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
Временно исполняющий обязанности |
Р. Алиев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 1 июля 2022 г. N 294-р
Региональная долгосрочная программа содействия занятости молодежи в Республике Дагестан на период до 2030 года
I. Общие положения
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Российской Федерации реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
Региональная долгосрочная программа содействия занятости молодежи в Республике Дагестан до 2030 года (далее - Программа) разработана во исполнение пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р.
II. Положение молодежи на рынке труда
Безработица среди молодежи, отсутствие образования и профессиональной подготовки у молодых соискателей работы является сегодня "болевой точкой" рынка труда. Проблема обострилась в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Молодые люди, не имеющие никакого образования либо не обладающие достаточной профессиональной подготовкой, вынуждены получать минимальное пособие по безработице или заниматься не требующими квалификации вспомогательными работами.
По данным органов государственной статистики, в 2020 году общая численность граждан в возрасте от 15 до 29 лет, проживающих в Республике Дагестан, составляла 867,8 тыс. человек, или 28 проц. от общей численности населения региона. В последние три года в республике наблюдается тенденция к увеличению общей численности этой возрастной категории граждан от 664,2 тыс. человек в 2017 году до 867,8 тыс. человек в 2020 году (рост на 30,6 процента).
Средний возраст населения в Республике Дагестан составляет около 29,5 лет. Меньше этот показатель только у соседних кавказских республик - Чечни и Ингушетии, где он составил 25,5 и 29,4 года соответственно. Результат Республики Дагестан на 13,5 года меньше самого высокого показателя регионов России - Тамбовской области, где он равен 43 годам.
Постоянный рост населения способствует увеличению численности рабочей силы, которая (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости) в ноябре 2021 года составила 1 373,7 тыс. человек (против 1 322,6 тыс. человек в ноябре 2020 года), а, следовательно, и - безработных (на протяжении длительного периода времени темпы создания рабочих мест в регионе значительно отставали от притока трудовых ресурсов).
В ноябре 2021 года численность безработных граждан (рассчитанная по методологии Международной организации труда) составила в республике 187,8 тыс. человек. При этом, согласно имеющимся данным за 2020 год, в составе безработных в разрезе возрастных групп в республике преобладает молодежь в возрасте до 29 лет - свыше 34 процентов. Это обусловлено большим количеством времени, необходимым для поиска подходящего места работы, молодым профессионалам, впервые выходящим на рынок труда, ввиду отсутствия у них практических навыков и опыта работы, часто являющихся основным критерием подбора кандидатов у работодателей.
По данным за 2020 год, более половины всех безработных в Республике Дагестан (54,9 проц.) составляли граждане, имеющие только аттестат о среднем общем образовании или основном общем образовании. Но, несмотря на наличие у лиц, обладающих высшим образованием, объективных преимуществ в получении рабочего места, их доля среди безработных граждан в Республике Дагестан также существенна - свыше 24 проц., что говорит об избытке трудовых ресурсов данной квалификации относительно имеющихся рабочих мест и диспропорции структуры профессионального обучения образовательных учреждений республики и реальных потребностей местного рынка труда.
В 2021 году в органы занятости населения республики в целях поиска подходящей работы обратилось около 100 тыс. человек, из них граждан в возрасте от 14 до 29 лет - 25,8 тыс., или 25,8 проц. в числе обратившихся (в 2020 г. - 66,4 тыс. чел., в 2019 г. - 27,1 тыс. человек). Из общей численности молодежи, обратившейся в органы занятости, почти 2 проц. - выпускники образовательных организаций.
По состоянию на 1 января 2022 года численность зарегистрированных безработных граждан составила в регионе 34,0 тыс., из них молодежь в возрасте 16-29 лет - 8,5 тыс. чел., или 25,0 процента. При этом в числе безработной молодежи женщин - 4,6 тыс. чел., или 55 проц. от общего числа безработной молодежи.
Ежегодно численность граждан в возрасте 14-29 лет, нашедших работу посредством органов занятости, составляет около 10 тыс. человек, или 30 проц. всех трудоустроенных. Из числа обратившихся выпускников образовательных организаций трудоустраивается около 60 процентов.
К основным проблемам трудоустройства молодежи можно отнести:
ограниченное количество возможностей для совмещения молодыми людьми обучения и работы, что обусловливает сравнительно невысокий уровень молодежной занятости в возрастной группе 20 - 24 года;
относительно высокий, по экспертным оценкам, уровень вовлеченности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления;
отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда;
несоответствие количества резюме молодых соискателей и количества вакансий для первого рабочего места;
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
низкая конкурентоспособность молодежи в сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда; неудовлетворенность качеством рабочей силы молодежи со стороны работодателей;
несформированность у молодых людей профессиональной ориентации для построения профессиональной и трудовой карьеры.
Изменения на рынке труда, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции, осложняют положение молодых людей на рынке труда, так как молодежь чаще людей старшего возраста находится в условиях временной и неполной занятости, а значит, чаще сталкивается с высоким риском потери работы и заработка.
Решение проблем в сфере занятости молодежи в период распространения новой коронавирусной инфекции возможно через формирование новой молодежной повестки и выделение приоритетных направлений поддержки молодежи, в том числе в сфере получения качественного доступного образования и первого трудоустройства после завершения обучения, поддержки занятости социально уязвимых групп среди молодежи и содействия трудовой мобильности молодежи.
III. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Основными задачами Программы являются:
формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью рынка труда. Мероприятия в рамках этой задачи нацелены в первую очередь на развитие профессиональной ориентационной работы с молодежью за счет развития публичных и аналитических сервисов на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - портал "Работа в России"), посвященных различным аспектам рынка труда, развитию промышленного туризма, с целью ознакомления с профессиями и предприятиями и обеспечения межведомственной координации органами службы занятости профориентационных мероприятий;
обеспечение соответствия получаемого молодыми людьми образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей. В рамках этой задачи в первую очередь предусматривается совершенствование системы формирования и распределения контрольных цифр приема в образовательные организации с целью их приближения к потребностям рынка труда, системы организации и прохождения производственной практики за счет цифровизации процессов ее прохождения между работодателем, студентом и образовательной организацией на портале "Работа в России". Кроме того, предусматривается создание условий для освоения учащимися профессиональных образовательных организаций предпринимательских компетенций и организации практического обучения на базе индивидуальных предпринимателей;
создание условий для профессионального развития молодых людей через совмещение получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности. В рамках этой задачи будут подготовлены предложения по расширению возможностей совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности, а также по пересмотру профессионально-квалификационных требований в целях более раннего выхода на рынок труда молодежи. Кроме того, запланированы мероприятия, направленные на развитие и поддержку предпринимательской инициативы молодежи, в частности проект "Страна мастеров", который будет давать возможность персонального сопровождения молодежи в предпринимательстве;
создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи. В рамках решения этой задачи предполагается реализовывать мероприятия по профессиональному обучению различных категорий молодежи, субсидированию трудоустройства, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Также предусматриваются мероприятия по совершенствованию деятельности центров карьеры (содействия трудоустройству выпускников) образовательных организаций, содействие в переезде молодых граждан из трудоизбыточных регионов-в трудодефицитные.
Кроме того, запланированы пилотная апробация комплексного подхода по карьерному сопровождению молодежи, а также обеспечение адресного сопровождения отдельных категорий молодежи в целях трудоустройства (занятости) органами службы занятости.
В приоритетном порядке мероприятия Программы будут направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) будут находиться в зоне рисков, связанных с незанятостью.
IV. Этапы реализации Программы
Программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации Программы запланирован на 2022 - 2024 годы, в рамках которого предусматривается:
совершенствование профессиональной ориентационной работы с молодежью путем формирования публичных и аналитических сведений о состоянии рынка труда и прогнозах его развития;
реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи;
совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приема по образовательным программам среднего профессионального образования и другие мероприятия.
Второй этап реализации Программы запланирован на 2025 - 2030 годы.
Мероприятия второго этапа предполагается реализовать с учетом анализа и оценки эффективности реализации мероприятий первого этапа.
V. Управление реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы и общая координация реализации Программы осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Дагестан с участием республиканских органов исполнительной власти, участвующих в реализации мероприятий Программы.
План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении N 1.
Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении N 2.
VI. Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в занятость;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
Приложение N 1
к Региональной долгосрочной
программе содействия
занятости молодежи
в Республике Дагестан
на период до 2030 года
План мероприятий
по реализации Региональной долгосрочной программы содействия занятости молодежи в Республике Дагестан на период до 2030 года
N |
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Ожидаемый результат |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цель - создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи | |||||
Задача 1. Формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными наклонностями и потребностью рынка труда | |||||
1. |
Обеспечение органами службы занятости межведомственной координации мероприятий по профессиональной ориентации молодежи в целях выбора профессии и построения карьеры |
доклад в Минтруд России |
охват не менее 75 тыс. человек к 2024 году, не менее 225 тыс. человек к 2030 году профориентационными мероприятиями |
25 декабря 2022 г. |
Минтруд РД, Минобрнауки РД |
2. |
Подготовка предложений по совершенствованию норм трудового и пенсионного законодательства в части условий привлечения к трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе получающих пенсию по потере кормильца, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
предложения в Минтруд России (по мере необходимости) |
временное трудоустройство не менее 0,5 млн несовершеннолетних граждан ежегодно в свободное от учебы время |
25 июня 2022 г. |
Минтруд РД |
3. |
Содействие в обеспечении занятости несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа |
отчет в Минпросвещения России |
снижение численности несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, совершивших преступления |
ежегодно, 25 марта |
Минобрнауки РД, Минтруд РД, Минздрав РД, Минмолодежи РД |
4. |
Подготовка предложений по совершенствованию норм законодательства в части условий трудовой деятельности несовершеннолетних граждан, в том числе получающих пенсию по потере кормильца, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
предложение в Минтруд России (по мере необходимости) |
временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время |
25 июня 2022 г. |
Минтруд РД, Минобрнауки РД |
5. |
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации |
форма федерального статистического наблюдения |
временное трудоустройство не менее 100 безработных граждан в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации граждан, ежегодно |
ежегодно, до 30 июня |
Минтруд РД |
Задача 2. Обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности | |||||
6. |
Формирование органами службы занятости Республики Дагестан заключения о соответствии проекта контрольных цифр приема перспективным потребностям регионального рынка труда |
приказ Минобрнауки РД |
обеспечение соответствия структуры и объема подготовки кадров по профессиям, специальностям среднего профессионального образования потребностям рынка труда, в том числе кадровым потребностям инвестиционных проектов |
ежегодно, 30 мая |
Минобрнауки РД, Минтруд РД, Минэкономразвития РД |
7. |
Учет уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования в числе показателей, используемых при проведении конкурса по распределению контрольных цифр приема |
приказ Минобрнауки РД |
обеспечение соответствия структуры и объема подготовки кадров по профессиям, специальностям среднего профессионального образования потребностям рынка труда, в том числе кадровым потребностям инвестиционных проектов |
ежегодно, до 30 марта |
Минобрнауки РД, образовательные организации среднего профессионального образования |
8. |
Развитие, апробация и обеспечение функционирования на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" подсистемы по осуществлению в электронном виде процедур организации и прохождения производственной практики (фиксация рабочих для производственной практики, заключение соглашений на прохождение производственной практики, документы, связанные с прохождением производственной практики, отчетность) |
отчет в Минтруд России |
организация 100 проц. производственных практик в государственных образовательных организациях к 2024 году с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" |
ежегодно, начиная с 30 декабря 2023 г. |
Минобрнауки РД, Минтруд РД, Минфин РД |
9. |
Создание условий для приобретения в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования предпринимательских компетенций, а также знаний и умений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, осуществления деятельности в форме самозанятости |
отчет в Минтруд России |
занятость не менее 5 процентов выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, из числа осуществляющих профессиональную деятельность по окончании обучения в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход к 2030 году |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно |
Минобрнауки РД, Дагпредпринимательство |
10. |
Проведение республиканского форума рабочей молодежи "Молодой заводчанин" |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
создание социокультурной среды для развития и реализации профессионального и личностного потенциала молодежи промышленных предприятий |
ежегодно |
Минмолодежи РД |
11. |
Использование сетевой формы реализации образовательных программ между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями Республики Дагестан |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
создание условий для содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций |
ежегодно |
Минобрнауки РД, Минпромторг РД, образовательные организации высшего образования (по согласованию) |
Задача 3. Создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи | |||||
12. |
Субсидирование трудоустройства отдельных категорий молодежи, включая лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
доклад в Минтруд России |
расширение возможностей для трудоустройства |
25 января 2023 г., далее - ежегодно |
Минтруд РД |
13. |
Создание условий для освоения обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций навыков и компетенций по личному самоопределению, планированию профессиональной деятельности и профессионального развития |
доклад в Минпросвещения России |
наличие указанных компетенций к 2030 году у 100 проц. обучающихся государственных общеобразовательных организаций и государственных профессиональных образовательных организаций |
ежегодно, до 30 декабря |
Минобрнауки РД, Минтруд РД, образовательные организации среднего и высшего профессионального образования (по согласованию) |
14. |
Взаимодействие органов службы занятости Республики Дагестан и центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций с социальными партнерами в целях информирования обучающихся об основах социально-трудового законодательства |
отчет в Минтруд России |
повышение информированности обучающихся об основах социально-трудового законодательства |
ежегодно, до 1 февраля |
Минтруд РД, Минобрнауки РД, образовательные организации высшего образования (по согласованию) |
15. |
Содействие в обеспечении занятости несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, в отношении которых органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится профилактическая работа |
отчет в Минтруд России |
снижение численности несовершеннолетних, не обучающихся и не работающих, совершивших преступления |
ежегодно, до 30 марта |
Минтруд РД, Минобрнауки РД |
16. |
Обеспечение деятельности региональных (базовых) центров карьеры (центров содействия трудоустройству выпускников) в профессиональных образовательных организациях |
доклад в Минобрнауки России |
|
ежегодно до 30 марта |
Минобрнауки РД, образовательные организации высшего образования (по согласованию) |
17 |
Обеспечение адресного сопровождения в целях трудоустройства (занятости) отдельных категорий молодежи органами службы занятости в соответствии с жизненной ситуацией |
отчет в Минтруд России |
сокращение к 2030 году в 1,1 раза доли лиц в возрасте до 30 лет, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости в качестве безработных |
30 декабря 2022 г., далее - ежегодно, |
Минтруд РД |
18. |
Апробация комплексного подхода к карьерному сопровождению молодежи, включая развитие предпринимательских инициатив |
доклад в Минтруд России |
400 человек, ежегодно получающих услуги по карьерному сопровождению |
ежегодно, до 25 января |
Минтруд РД, Дагпредпринимательство, Минмолодежи РД, Минэкономразвития РД |
19. |
Развитие трудовой мобильности молодежи в трудодефицитные субъекты Российской Федерации |
доклад в Минтруд России |
обеспечение переезда не менее 0,8 тыс. человек ежегодно |
ежегодно, до 1 февраля |
Минтруд РД, Минмолодежи РД, Минэкономразвития РД |
Приложение N 2
к Региональной долгосрочной
программе содействия
занятости молодежи
в Республике Дагестан
на период до 2030 года
Целевые показатели
реализации Региональной долгосрочной программы содействия занятости молодежи в Республике Дагестан на период до 2030 года
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
|||
2020 год |
2024 год |
2027 год |
2030 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Доля трудоустроенных (занятых) выпускников профессиональных образовательных организаций в общей численности выпускников таких образовательных организаций, за исключением указанных выпускников, призванных на военную службу, продолживших получение образования, осуществляющих уход за ребенком |
процентов |
57 |
85 |
87 |
92 |
2. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет |
процентов |
10,7 |
8,5 |
6,5 |
5 |
3. |
Уровень безработицы молодежи в возрасте от 15 до 24 лет |
процентов |
17,3 |
11 |
9,5 |
8 |
4. |
Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших профессиональные пробы, в том числе в рамках временного трудоустройства, от общей численности несовершеннолетних граждан такого возраста |
процентов |
4,5 |
4,5 |
4,8 |
5,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В ноябре 2021 года численность безработных граждан составила в республике 187,8 тыс. человек. Согласно имеющимся данным за 2020 год, в составе безработных в разрезе возрастных групп в республике преобладает молодежь в возрасте до 29 лет - свыше 34%.
Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда.
Программа разработана на период до 2030 года.
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
повышение вовлеченности молодежи в занятость;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
повышение уровня трудоустройства выпускников образовательных организаций;
снижение рисков незанятости молодежи из социально уязвимых групп населения.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 1 июля 2022 г. N 294-р
Вступает в силу с 1 июля 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на Интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 1 июля 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 июля 2022 г. N 0500202207060005
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 7 июня 2024 г. N 258-р
Изменения вступают в силу с 7 июня 2024 г.