Приложение N 3
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 30 мая 2022 г. N 308
Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, дополнительным профессиональным программам и основным программам профессионального обучения, особенности организации и осуществления методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны государства, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации
20 апреля 2023 г., 17 апреля 2024 г.
I. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры
Пункт 1 изменен с 7 июня 2024 г. - Приказ Минобороны России от 17 апреля 2024 г. N 227
1. При реализации в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (далее - образовательные организации, Министерство обороны соответственно), основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры (далее - основные профессиональные образовательные программы высшего образования):
величина одной зачетной единицы эквивалентна 36 академическим часам;
в учебном плане на экзамен из трудоемкости дисциплины (модуля) выделяется 1 зачетная единица, на зачет с оценкой, проводимый в период экзаменационной сессии, - 0,5 зачетной единицы, а на экзамен (зачет с оценкой), время на подготовку к которому не выделяется, - 0,25 зачетной единицы.
2. При реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ бакалавриата и специалитета:
учебный год у курсантов первого курса начинается 1 августа (до 1 сентября с ними проводятся учебные занятия по общевоенным и военно-специальным дисциплинам, а также физической культуре (физической подготовке) в рамках освоения программы начальной военной (общевойсковой) подготовки, трудоемкость которой не включается в объем основной профессиональной образовательной программы);
основные профессиональные образовательные программы содержат модули (циклы) "Общая военная подготовка" и "Специальная военная подготовка".
3. Объем времени (периода), отведенного на практику в основных профессиональных образовательных программах высшего образования, указывается в зачетных единицах (неделях), а в основных профессиональных образовательных программах среднего профессионального образования - в часах. Продолжительность практик указывается в днях (неделях).
4. По основным профессиональным образовательным программам высшего образования, учебными планами которых предусматривается проведение с обучающимися индивидуальных учебных занятий, их продолжительность составляет один академический час.
Продолжительность учебных занятий, проводимых в форме тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, военных (военно-специальных) игр, определяется временем, необходимым обучающимся для выполнения (отработки) изучаемых учебных вопросов (учебных задач) в полном объеме. Общая продолжительность тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, военных (военно-специальных) игр, а также количество и продолжительность перерывов определяются планом проведения занятия.
5. По основным профессиональным образовательным программам высшего образования количество зачетов (зачетов с оценкой) в семестре не превышает шести, а количество экзаменов в семестре - не более пяти, не считая экзаменов и зачетов (зачетов с оценкой) на право вождения автомобиля (танка, тягача), по строевой, огневой и физической подготовкам, курсовым работам (проектам, задачам), практикам.
6. По основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования количество экзаменов в учебном году не превышает восьми, а количество зачетов - десяти, не считая экзамены и зачеты по физической культуре (физической подготовке), строевой и огневой подготовкам, курсовым работам (проектам, задачам), практикам.
7. По решению ученого совета (совета) образовательной организации (института, филиала) слушателям после первого семестра первого курса обучения и курсантам второго и последующих курсов обучения, успевающим на "хорошо" и "отлично", проявившим склонность к научной деятельности и (или) показавшим выдающиеся способности для занятий спортом высших достижений, устанавливаются индивидуальные учебные планы по отдельным дисциплинам, группам дисциплин или всем дисциплинам (на основании рапорта обучающегося). Индивидуальные учебные планы предусматривают обязательное выполнение отчетности, установленной действующими учебным планом и программами, и дополнительное изучение дисциплин, разделов и тем по выбору обучающегося.
Индивидуальные учебные планы обучающихся разрабатываются на основе учебного плана, рассматриваются ученым советом образовательной организации (филиала, института, факультета) и утверждаются начальником образовательной организации (филиала, института, факультета).
Результаты отчетности по дополнительно изученным дисциплинам отражаются в зачетной книжке и экзаменационной (зачетной) ведомости.
8. Государственная итоговая аттестация обучающихся в образовательных организациях проводится в форме:
государственного экзамена;
защиты выпускной квалификационной работы.
Государственный экзамен включает:
государственный междисциплинарный экзамен (экзамен по специальной дисциплине);
государственный экзамен по физической культуре (физической подготовке) (только для курсантов).
В программу государственной итоговой аттестации включаются программа государственного междисциплинарного экзамена (экзамена по специальной дисциплине), требования к выпускным квалификационным работам и порядку их выполнения, критерии оценки результатов сдачи государственных экзаменов и (или) защиты выпускных квалификационных работ, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций.
Программа государственного экзамена по физической культуре (физической подготовке) разрабатывается кафедрой физической подготовки, рассматривается на ученом совете (совете) образовательной организации (филиала, института, факультета), согласовывается с Управлением физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждается начальником образовательной организации и доводится до обучающихся не позднее одного месяца до его проведения.
Государственный экзамен по физической культуре (физической подготовке) по решению ученого совета (совета) образовательной организации (филиала, института, факультета) проводится после завершения освоения учебной дисциплины "Физическая культура (физическая подготовка)" за счет бюджета государственной итоговой аттестации.
Для проведения государственной итоговой аттестации планируется время из расчета:
не менее трех рабочих дней для подготовки и защиты выпускных квалификационных работ;
не менее пяти рабочих дней для подготовки и сдачи государственного междисциплинарного экзамена (экзамена по специальной дисциплине);
не менее трех рабочих дней для подготовки и сдачи государственного экзамена по физической культуре (физической подготовке).
Расписание государственной итоговой аттестации утверждается начальником образовательной организации (института, филиала) и доводится до обучающихся не позднее чем за 30 календарных дней до ее начала.
9. В образовательных организациях выполняются следующие виды выпускных квалификационных работ:
дипломная работа (проект);
магистерская диссертация.
Вид выпускной квалификационной работы, выполняемой и оформляемой обучающимся, демонстрирующей уровень деятельности, устанавливается квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников.
10. Темы дипломных работ (проектов) для обучающихся по программам высшего образования ежегодно разрабатываются в образовательных организациях, рассматриваются на ученом совете (совете) образовательной организации (филиала, института, факультета) и согласовываются с руководителями органов военного управления, в интересах которых организуется подготовка обучающихся (далее - заказчики подготовки). Перечень тем ежегодно обновляется (не менее чем на 20 процентов) с учетом актуальных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), тенденций развития науки и техники.
Темы дипломных работ (проектов) для обучающихся по программам среднего профессионального образования определяются образовательной организацией в соответствии с содержанием одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу.
Обучающиеся выбирают тему дипломной работы (проекта) из утвержденного в образовательной организации перечня тем, а также предлагают свои темы при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации.
11. Каждому обучающемуся определяется руководитель дипломной работы (проекта) из числа педагогических работников, должности которых отнесены к профессорско-преподавательскому составу 1 (далее - преподавательский состав, преподаватели), и научных работников образовательной организации, представителей органов военного управления или предприятий промышленности (по согласованию), руководящего состава образовательной организации (филиала, института), при этом за одним руководителем закрепляется не более пяти обучающихся. В случаях, когда дипломная работа (проект) выполняется в воинской части (организации Вооруженных Сил), руководителем дипломной работы (проекта) определяется специалист данной воинской части.
Определение руководителей и закрепление тем дипломных работ (проектов) утверждается приказом (приказами) начальника образовательной организации (института, филиала).
12. По сложной и трудоемкой теме выполняется комплексная дипломная работа (проект), в выполнении которой участвуют два и более обучающихся.
13. Задания на разработку дипломных работ (проектов) выдаются выпускникам не позднее окончания первого месяца последнего курса обучения.
14. Выполненные дипломные работы (проекты) проходят предварительное обсуждение (предварительную защиту) на кафедре образовательной организации, результаты которого (которой) оформляются в виде отчета, содержащего перечень недостатков (по структуре, содержанию и оформлению) и рекомендации каждому обучающемуся, а также общий анализ готовности групп обучающихся, выполнивших дипломные работы (проекты) на кафедре образовательной организации, к защите. Форма отчета устанавливается образовательной организацией (институтом, филиалом).
Результаты предварительного обсуждения (предварительной защиты) рассматриваются на заседании кафедры.
15. После предварительного обсуждения (предварительной защиты) дипломная работа (проект) с письменным отзывом руководителя, в котором отражается качество проработки темы и практическая значимость дипломной работы (проекта), а также данные о выполнении индивидуального задания, об устранении недостатков и о выполнении рекомендаций по результатам предварительного обсуждения (предварительной защиты), представляется начальнику кафедры.
16. Решением начальника кафедры дипломная работа (проект) направляется на рецензирование. К рецензированию привлекаются преподавательский состав и научные работники образовательной организации, его руководящий состав, а также представители заказчиков подготовки, сотрудники научно-исследовательских организаций, подведомственных Министерству обороны, преподавательский состав и научные работники иных организаций (по согласованию).
В рецензии отражается:
данные об актуальности темы;
степень достижения поставленной цели;
недостатки, замечания и (или) рекомендации;
вывод о возможности присвоения обучающемуся квалификации по соответствующей профессии (специальности, направлению).
17. Перечень тем магистерских диссертаций рассматривается на ученом совете военной образовательной организации высшего образования, находящейся в ведении Министерства обороны (далее - образовательная организация высшего образования), согласовывается с главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями заказчиков подготовки и утверждается начальником образовательной организации высшего образования.
18. Слушатель самостоятельно выбирает тему магистерской диссертации из утвержденного перечня тем магистерских диссертаций.
Слушатель предлагает свою тему магистерской диссертации при условии подтверждения ученым советом образовательной организации высшего образования целесообразности ее разработки.
Темы магистерских диссертаций, предложенные слушателями, согласовываются с главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями заказчиков подготовки.
19. Темы магистерских диссертаций и научные руководители определяются приказом начальника образовательной организации высшего образования до 1 декабря года начала освоения программы магистратуры. Задания на выполнение магистерской диссертации выдаются слушателям не позднее одной недели с момента подписания приказа.
20. В целях осуществления непосредственного руководства процессом подготовки магистерской диссертации каждому слушателю определяется научный руководитель из числа преподавательского состава и научных работников образовательной организации высшего образования, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, а также приравненные к ним в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. При этом за одним руководителем закрепляется не более трех слушателей.
В целях контроля сроков и качества разработки магистерской диссертации на заседаниях кафедры регулярно организуется заслушивание обучающихся и научных руководителей о ходе подготовки магистерских диссертаций, которое проводится не реже одного раза в семестр. Результаты заслушивания оформляются протоколом.
21. Завершенная магистерская диссертация с письменным отзывом научного руководителя представляется на кафедру для рассмотрения на заседании кафедры с целью принятия решения о допуске к защите, которое оформляется протоколом.
Пункт 22 изменен с 7 июня 2024 г. - Приказ Минобороны России от 17 апреля 2024 г. N 227
22. Допущенная к защите магистерская диссертация направляется на рецензирование. К рецензированию привлекаются преподавательский состав, научные работники и руководящий состав образовательной организации высшего образования, при этом не менее 20 процентов магистерских диссертаций по каждому направлению подготовки направляются на рецензирование в объединения, соединения, воинские части, образовательные и научно-исследовательские организации, находящиеся в ведении Министерства обороны, и иные организации, не входящие в состав Вооруженных Сил (по согласованию).
23. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры осуществляется научно-педагогическим работником, имеющим ученую степень (в том числе полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельную научно-исследовательскую (творческую) работу (участвующим в ее осуществлении) по направлению подготовки и имеющим ежегодные публикации научных статей по закрытой тематике, соответствующих направлению подготовки, результатов научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также прошедшим ежегодную апробацию ее результатов деятельности на национальных и международных конференциях (либо являющимся автором учебника (учебных пособий).
24. Заочное обучение офицеров, зачисленных в образовательные организации высшего образования в качестве слушателей (далее - слушатели-заочники), проводится по учебным планам, разработанным образовательными организациями высшего образования на основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам дисциплин (модулей), единым для очного и заочного обучения.
Пункт 25 изменен с 7 июня 2024 г. - Приказ Минобороны России от 17 апреля 2024 г. N 227
25. Заочное обучение осуществляется путем проведения сборов в образовательных организациях высшего образования и самостоятельной работы слушателей-заочников в периоды между сборами.
В образовательных организациях высшего образования сборы слушателей-заочников проводятся в виде установочного сбора, учебных сборов и итогово-выпускного сбора.
Общая продолжительность установочного и учебного или двух учебных сборов в течение курса обучения составляет два месяца. Сроки их проведения определяются учебными планами заочного обучения. Продолжительность сборов в течение курса обучения изменяется в пределах общего времени, отводимого на сборы в течение всего периода обучения, по решению ученого совета образовательной организации высшего образования.
Во время установочного сбора со слушателями-заочниками проводятся организационные мероприятия по освоению образовательной программы магистратуры, учебные занятия по дисциплинам (модулям), консультации, выдаются учебные задания. В случаях, если продолжительность установочного сбора позволяет изучить учебные дисциплины в полном объеме, учебным планом предусматривается проведение по ним промежуточной аттестации.
В период учебных сборов проводятся учебные занятия, консультации, промежуточная аттестация слушателей-заочников, выдаются учебные задания, выделяется время для работы над выпускной квалификационной работой. Не позднее окончания первого учебного сбора приказом начальника образовательной организации высшего образования за слушателями-заочниками закрепляются темы выпускных квалификационных работ и назначаются им научные руководители. Выбор и закрепление тем выпускных квалификационных работ слушателей-заочников осуществляется на основе определяемого начальником образовательной организации высшего образования перечня тем выпускных квалификационных работ.
Пункт 26 изменен с 7 июня 2024 г. - Приказ Минобороны России от 17 апреля 2024 г. N 227
26. Обучение слушателей-заочников в образовательной организации высшего образования завершается итогово-выпускным сбором, во время которого проводятся учебные занятия, промежуточная аттестация обучающихся, выделяется время для завершения выпускной квалификационной работы. Продолжительность данного сбора составляет 12-20 недель.
По окончании итогово-выпускного сбора проводится государственная итоговая аттестация слушателей-заочников.
27. Для организации обучения слушателей-заочников во время сборов и между ними в учебно-методическом центре (отделе) образовательной организации высшего образования (филиала, института) составляется расписание занятий и консультаций на учебный год, утверждаемое начальником образовательной организации высшего образования (филиала, института).
28. Образовательная организация высшего образования обеспечивает слушателей-заочников необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами, в том числе электронными. Кафедрами образовательной организации высшего образования в соответствии с учебными программами разрабатываются и выдаются слушателям-заочникам контрольные работы, темы рефератов и другие учебные задания, а также методические материалы по их выполнению.
Образовательная организации# высшего образования между сборами предоставляет время для консультаций, возможность пользоваться лабораториями и библиотеками, выполнять лабораторные работы, сдавать экзамены и зачеты для слушателей-заочников, не сдавших экзамены и зачеты в установленные сроки по уважительным причинам, а также ликвидировать академическую задолженность.
29. Учебные задания слушателям-заочникам планируются из расчета не более трех заданий в месяц.
Выполненные работы представляются в образовательную организацию высшего образования для рецензирования и предварительной оценки. Срок их рецензирования на кафедрах составляет не более семи рабочих дней. Окончательная оценка выставляется после собеседования по выполненному учебному заданию в период проведения очередного сбора. Учебное задание, оцененное рецензентом "неудовлетворительно", возвращается для доработки и повторного представления в образовательную организацию высшего образования или выдается новое учебное задание с указанием срока его выполнения.
30. По результатам предварительной проверки курсовых работ (проектов, задач) кафедрой принимается решение о допуске их к защите (отказе в допуске). Защита производится на кафедре. Курсовые работы (проекты, задачи), не допущенные к защите, дорабатываются слушателем-заочником.
31. На сбор вызываются слушатели-заочники, выполнившие ко дню направления вызова все учебные задания, предусмотренные учебными программами на данный период обучения. При наличии уважительных причин (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка) на сборы также вызываются слушатели-заочники, выполнившие только учебные задания по дисциплинам, выносимым на экзамены. В этом случае слушатели-заочники должны выполнить оставшиеся задания в период проведения сбора до начала промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине (модулю).
О времени прибытия на сбор слушатель-заочник извещается образовательной организацией высшего образования не позднее чем за 30 календарных дней до дня его начала. Вызов направляется руководителю органа военного управления (командиру воинской части, начальнику организации Вооруженных Сил), в штате которого слушатель-заочник состоит и (или) проходит военную службу, а копия вызова - слушателю-заочнику.
32. Слушатели-заочники, не прошедшие промежуточную аттестацию по одной или нескольким дисциплинам, ликвидируют академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией высшего образования, но не позднее даты окончания следующего сбора.
В целях ликвидации академической задолженности слушатель-заочник проходит промежуточную аттестацию по каждой дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах установленных сроков. Для прохождения слушателями-заочниками промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией высшего образования создается комиссия.
Слушатель-заочник проходит промежуточную аттестацию во второй раз в период проведения текущего сбора, при этом не допускается ликвидация академической задолженности в день ее образования.
33. Образовательные организации высшего образования обеспечивают слушателям-заочникам, не выполнившим задания или не прошедшим промежуточную аттестацию по уважительным причинам (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), возможность пройти промежуточную аттестацию в сроки, определенные образовательной организацией высшего образования, при условии, если срок выполнения заданий, прохождения промежуточной аттестации не превышает одного года, начиная с даты проведения промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине (модулю), определенной расписанием занятий.
34. Слушатели-заочники, прошедшие учебные сборы, завершившие курс обучения и не имеющие академической задолженности, приказом начальника образовательной организации высшего образования переводятся на следующий курс обучения.
35. Досрочный перевод на следующий курс обучения и сокращение общего срока обучения слушателей-заочников не осуществляется.
Пункт 36 изменен с 7 июня 2024 г. - Приказ Минобороны России от 17 апреля 2024 г. N 227
36. Слушатели-заочники, выполнившие требования учебного плана и учебных программ в полном объеме, завершившие разработку выпускной квалификационной работы и представившие ее в установленные сроки на кафедру для рецензирования, приказом начальника образовательной организации допускаются к государственной итоговой аттестации.
II. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам
37. В образовательных организациях дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
На освоение в образовательных организациях программ профессиональной переподготовки, направленных на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, отводится не менее 250 часов.
На освоение в образовательных организациях программ повышения квалификации, направленных на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, отводится не менее 16 часов.
Обучение в образовательных организациях по дополнительным профессиональным программам проходят лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации 2.
38. Дополнительные профессиональные программы разрабатываются образовательными организациями на основании требований заинтересованных органов военного управления к профессиональным знаниям, умениям, навыкам и компетенции военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее - военные специалисты), необходимым им для исполнения должностных обязанностей (далее - квалификационные требования к уровню подготовки военных специалистов).
39. Для определенного вида профессиональной деятельности или определенной должности (группы должностей) квалификационные требования к уровню подготовки военных специалистов разрабатываются с учетом соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников. Председателем комиссии по разработке квалификационных требований к уровню подготовки военных специалистов определяется заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил, заместитель командующего родом войск Вооруженных Сил или заместитель руководителя органа военного управления, в интересах которого организуется обучение военных специалистов (ответственного за направление деятельности).
В состав комиссии включаются представители главных командований видов Вооруженных Сил, командований родов войск Вооруженных Сил, органов военного управления и организаций Вооруженных Сил, в интересах которых организуется обучение военных специалистов, и представители образовательной организации (образовательных организаций), на которую (которые) возложено обучение военных специалистов.
40. При организации обучения военных специалистов по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях, которые не подчинены руководителю органа военного управления, в интересах которого оно организуется, квалификационные требования к уровню подготовки военных специалистов согласовываются с начальниками, которым подчинены образовательные организации.
41. Квалификационные требования к уровню подготовки военных специалистов утверждаются заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими родами войск Вооруженных Сил, руководителями органов военного управления, в интересах которых осуществляется обучение военных специалистов (ответственными за направление деятельности), и доводятся до образовательных организаций по программам профессиональной переподготовки не позднее чем за три месяца, а по программам повышения квалификации - не позднее чем за один месяц до начала данного обучения военных специалистов.
42. При организации обучения по дополнительным профессиональным программам военных специалистов в рамках одного вида профессиональной деятельности, должности (группы должностей) в двух и более образовательных организациях, органом военного управления, в интересах которого организуется обучение военных специалистов (ответственным за направление деятельности), на основании квалификационных требований к уровню подготовки военных специалистов разрабатывается и утверждается примерная дополнительная профессиональная программа.
Указанная программа, определяющая примерные объем, содержание, планируемые результаты и организационно-педагогические условия (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерную рабочую программу учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы), согласовывается с заинтересованными органами военного управления и утверждается заместителями Министра обороны Российской Федерации, в подчинении которых находится орган военного управления, в интересах которого организуется обучение военных специалистов (ответственный за направление деятельности).
43. В дополнительную профессиональную программу включаются: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы.
Дополнительная профессиональная программа разрабатывается образовательной организацией и обновляется (переутверждается) с учетом развития науки, техники, технологий, экономики, культуры и военно-социальной сферы.
Каждый компонент дополнительной профессиональной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.
44. Дополнительные профессиональные программы подписываются лицами, ответственными за их разработку, обсуждаются на заседании ученого совета (совета) образовательной организаций (филиала, института), утверждаются начальником образовательной организации и вводятся в действие по программам профессиональной переподготовки не позднее чем за два месяца, а по программам повышения квалификации - не позднее чем за две недели до начала обучения по ним.
45. Образовательный процесс по дополнительным профессиональным программам в образовательной организации осуществляется в течение всего календарного года.
46. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов, определяются квалификационными требованиями к уровню подготовки военных специалистов и образовательной программой.
47. Образовательная деятельность образовательных организаций по обучению военных специалистов по дополнительным профессиональным программам предусматривает проведение лекций, практических и семинарских занятий, лабораторных работ, круглых столов, мастер-классов, мастерских, деловых игр, ролевых игр, тренингов, семинаров по обмену опытом, выездных занятий, консультаций, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работ, а также осуществление других видов учебных занятий и учебных работ, определенных учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час эквивалентен 45 минутам.
48. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно) посредством освоения отдельных дисциплин, прохождения практики, применения сетевых форм в соответствии с образовательной программой.
49. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки 3.
Стажировка военных специалистов проводится на соответствующих должностях центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, и в войсках, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, а также в других федеральных органах исполнительной власти и на предприятиях промышленности (по согласованию).
Место проведения и продолжительность стажировки определяются руководителями (начальниками) органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка военных специалистов (ответственных за направление деятельности), по заявкам начальников образовательных организаций.
Сроки проведения стажировки определяются образовательной организацией самостоятельно исходя из целей обучения.
Военному специалисту, направляемому на стажировку, образовательной организацией выдается индивидуальное задание.
На основе индивидуального задания военным специалистом разрабатывается план стажировки, утверждаемый командиром (начальником, руководителем) по месту ее проведения.
По окончании стажировки командир (начальник, руководитель), утвердивший план стажировки, направляет в образовательную организацию отзыв о работе военного специалиста, а военный специалист составляет отчет о прохождении стажировки (о выполнении индивидуального задания). Отзыв о работе специалиста и отчет о прохождении стажировки (о выполнении индивидуального задания) учитываются при проведении итоговой аттестации.
50. При реализации дополнительных профессиональных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий 4.
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами образовательных организаций.
51. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется образовательной организацией самостоятельно 5.
52. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определенной квалификационными требованиями к уровню подготовки военных специалистов.
Военным специалистам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке 6.
53. Военным специалистам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией 7.
III. Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
54. В образовательной организации профессиональное обучение курсантов осуществляется в пределах освоения программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.
Курсанты, получающие среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, осваивают профессию рабочего (одну или несколько) в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования, согласно федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования.
55. Содержание и продолжительность профессиональной подготовки по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессиональной подготовки, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией (институтом, филиалом) на основе профессиональных стандартов (при наличии), а также примерных (типовых) основных программ профессиональной подготовки.
56. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной программы профессиональной подготовки.
57. Образовательная деятельность по программам профессиональной подготовки организуется в соответствии с разработанным в образовательной организации (институте, филиале) расписанием.
58. Реализация программ профессиональной подготовки сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся, формы, периодичность и порядок проведения которой устанавливаются образовательной организацией (институтом, филиалом) самостоятельно.
59. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится образовательной организацией (институтом, филиалом) для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессиональной подготовки и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов и категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов, категорий).
Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители сторонних организаций (по согласованию).
Форма проведения квалификационного экзамена устанавливается образовательной организацией (институтом, филиалом).
60. Обучающийся, успешно сдавший квалификационный экзамен, получает в результате профессионального обучения квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории, что подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего) 8.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает образец выдаваемого свидетельства о профессии рабочего, должности служащего и определяет порядок его заполнения и выдачи. При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства в указанном порядке также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата свидетельства о профессии рабочего, должности служащего.
IV. Особенности организации и осуществления методической деятельности
61. Методическая деятельность организуется и осуществляется в целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, а также повышения профессионального уровня руководящего состава образовательной организации, преподавательского состава образовательной организации и командиров подразделений слушателей (курсантов).
Центром методической деятельности является кафедра образовательной организации.
62. В рамках методической деятельности осуществляется:
разработка, внедрение в образовательный процесс образовательных технологий, а также их совершенствование;
разработка учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий;
повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава образовательной организации, а также профессионального уровня командиров подразделений слушателей (курсантов) (организация и проведение учебно-методических сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и методических занятий);
организация и проведение контроля учебных занятий;
проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс;
рассмотрение методик обучения на заседаниях ученых советов (советов), кафедр и предметно-методических комиссий;
изучение, обобщение и распространение опыта педагогической работы.
63. Методическую деятельность в образовательной организации (филиале, институте) организует учебно-методический центр (отдел), который разрабатывает план методической деятельности на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической деятельности включаются в план-календарь основных мероприятий образовательной организации (филиала, института, факультета), разрабатываемый на месяц.
64. В целях координации деятельности образовательной организации по организации методической деятельности, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, оказания помощи преподавательскому составу в повышении его педагогической квалификации в образовательной организации создается методический кабинет.
Методический кабинет ежемесячно планирует и организовывает проведение лекций, консультаций, заслушивание докладов, научных сообщений, обеспечивает накопление научно-методических материалов, выпуск методических сборников (бюллетеней), ведет библиографию, организовывает проведение и учет методических занятий, выставок педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета организуются и проводятся заседания межкафедральных предметно-методических комиссий, показные и инструкторско-методические занятия, а также занятия с начинающими преподавателями.
65. На кафедре (факультете, в институте, филиале, образовательной организации) создаются предметно-методические комиссии. В их состав включаются преподаватели соответствующих дисциплин, преподаватели смежных дисциплин и представители руководящего состава образовательной организации, а по общевоенным дисциплинам - также командиры подразделений слушателей (курсантов). Председатель предметно-методической комиссии избирается членами комиссии и утверждается начальником кафедры (факультета, института, филиала, образовательной организации). На заседаниях предметно-методических комиссий обсуждаются учебно-методические материалы, вырабатываются рекомендации по содержанию и методике обучения. Рекомендации и решения указанной комиссии отражаются в журнале работы комиссии и подписываются ее председателем.
66. В образовательной организации, филиале, институте, на факультете и кафедре проводятся учебно-методические (методические) сборы. На них подводятся итоги работы за предшествующий период обучения, вырабатываются единые подходы к образовательной деятельности, проводятся методические занятия и лекции, даются указания по реализации в ходе образовательного процесса новых требований руководящих документов и опыта войск (сил).
Учебно-методические (методические) сборы руководящего состава образовательных организаций, преподавателей и командиров подразделений слушателей (курсантов) проводятся по планам начальников, которым подчинены образовательные организации, и планам Главного управления кадров Министерства обороны.
67. Методические совещания проводятся на факультетах, кафедрах, в подразделениях слушателей (курсантов) в целях рассмотрения конкретных вопросов, касающихся методики проведения тактических (тактико-специальных) и командно-штабных учений, военных (военно-специальных) игр, комплексных учебных занятий, обеспечения взаимосвязи дисциплин и иных вопросов организации образовательного процесса. Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания) организовываются и проводятся начальником образовательной организации (филиала, института, факультета), его заместителями, начальником учебно-методического центра (отдела) или начальником одной из кафедр.
68. Научно-методические конференции и семинары проводятся в образовательных организациях (филиалах, институтах), на факультетах и кафедрах. На них рассматриваются результаты научных исследований по проблемным вопросам военного образования, вопросы внедрения образовательных технологий, методов и средств обучения, иные вопросы совершенствования подготовки военных специалистов, а также вырабатываются рекомендации, утверждаемые начальниками, по решению которых данные конференции проводились.
69. Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам образовательной организации (филиала, института), факультета, кафедры и подразделений слушателей (курсантов).
Инструкторско-методические занятия организовываются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они проводятся руководящим составом образовательной организации (филиала, института, факультета), преподавательским составом и командирами подразделений слушателей (курсантов).
Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях демонстрации образцовой организации и методики проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. На них приглашаются лица из числа преподавательского состава, а также командиры подразделений слушателей (курсантов).
Показные занятия могут проводиться в форме мастер-классов.
Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений слушателей (курсантов) в организации занятий и методике их проведения.
Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры без обучающихся перед преподавателями и командирами подразделений слушателей (курсантов) в целях рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения, а также определения подготовленности преподавателя и принятия решения о допуске его к самостоятельному проведению занятий с обучающимися.
Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры (предметно-методической комиссии) или на совещании с присутствующими (привлекаемыми) на этих методических занятиях.
70. В целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий организовывается и проводится плановый и внеплановый контроль учебных занятий.
Контроль учебных занятий проводится начальником образовательной организации, его заместителями, начальниками учебно-методического центра (отдела), факультетов, начальниками кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями.
Контроль учебного занятия включает проверку соответствия темы и учебных вопросов тематическому плану учебной дисциплины, расписанию учебных занятий, правильности определения целей занятия, наличия у преподавателя необходимых учебно-методических документов и материалов для проведения занятия, владения преподавателем учебным материалом, способности применять разнообразные технологии обучения, эффективности использования учебного времени, степени усвоения учебного материала обучающимися, их отношения к проведенному занятию и преподавателю, своевременности начала и окончания занятия, наличия обучающихся на занятии и причин отсутствия по каждому случаю в отдельности, правильности и аккуратности ведения журнала учета учебных занятий, выполнения требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации 9, внешнего вида, соблюдения формы одежды преподавателем и обучающимися, дисциплины на занятии, соблюдения правил воинской вежливости, состояния учебной аудитории.
Контроль учебного занятия проводится как по всем, так и по отдельным элементам проверки.
Результаты контроля учебного занятия и оценка преподавателю отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавателя.
Контроль учебных занятий, проводимых доцентами, старшими преподавателями, преподавателями, ассистентами и командирами курсантских взводов, рот (батарей) и курсовыми офицерами, осуществляется не реже двух раз в семестр, а занятий, проводимых начальниками кафедр и их заместителями, профессорами и командирами батальонов (дивизионов) курсантов, - не реже одного раза в семестр. Учебные занятия, проводимые начальниками кафедр и их заместителями, профессорами и командирами батальонов (дивизионов) курсантов, контролируются начальником образовательной организации, его заместителями, начальником учебно-методического центра (отдела) и начальниками факультетов, имеющих в своем составе кафедры.
Результаты контроля учебных занятий рассматриваются ежемесячно на совещаниях руководящего состава образовательной организации с участием начальников кафедр, а также не реже одного раза в семестр - на заседаниях ученого совета (совета) образовательной организации (филиала, института, факультета) и заседаниях кафедр.
71. Педагогические (методические) эксперименты организуются по решению ученого совета (совета) образовательной организации (филиала, института, факультета) в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области военного образования, внедрения в образовательный процесс новых технологий обучения и достижений педагогической науки.
Результаты экспериментов рассматриваются на заседаниях кафедры и ученого совета (совета) образовательной организации (филиала, института, факультета).
72. На ученом совете (совете) образовательной организации (филиала, института, факультета), проводимого не реже одного раза в год, рассматриваются вопросы методической деятельности.
73. На заседаниях кафедры, проводимых не реже одного раза в месяц, обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, воспитательной работы с обучающимися, результаты контроля учебных занятий и иные вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются начальником кафедры.
V. Особенности организации и осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны государства
74. Научная (научно-исследовательская) деятельность в области подготовки кадров в интересах обороны государства осуществляется в рамках деятельности образовательной организации высшего образования и выполнения служебных обязанностей руководящим составом и научно-педагогическими работниками образовательной организации.
75. Основными задачами научной (научно-исследовательской) деятельности образовательной организации высшего образования являются:
исследование характера военных угроз безопасности Российской Федерации и обеспечение упреждающей научно-практической проработки важнейших проблем в области военной и военно-технической политики в интересах повышения обороноспособности государства;
обоснование перспектив строительства, развития и применения Вооруженных Сил, исследование проблем их подготовки, повышения боеготовности и боеспособности;
обоснование перспектив развития и совершенствования вооружения, военной и специальной техники, разработка новых способов их боевого применения, эксплуатации и ремонта;
военно-научное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в интересах Министерства обороны;
создание условий для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в военной докторантуре;
участие в подготовке и проведении опытных и исследовательских учений, испытаний вооружения, военной и специальной техники;
исследование проблем военно-политической работы, обучения и воспитания личного состава;
исследование вопросов совершенствования подготовки военных специалистов в образовательных организациях.
76. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук в докторантуре (далее - диссертация) может быть подготовлена в военной докторантуре образовательных организаций высшего образования в соответствии с требованиями, определенными пунктом 5 Положения о докторантуре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 267 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 15, ст. 1759; 2018, N 41, ст. 6260) (далее - Положение о докторантуре).
Направление в военную докторантуру осуществляется на основании рапорта офицера, подаваемого по команде в сроки, устанавливаемые образовательной организацией высшего образования. К рапорту прилагаются заключения организаций Вооруженных Сил, заинтересованных в разработке диссертации и ведущих исследования по данному направлению, а также документы, подтверждающие соответствие офицера требованиям, установленным пунктом 4 Положения о докторантуре.
Зачисление офицеров в военную докторантуру проводится приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу по представлениям начальников образовательных организациях высшего образования не позднее чем за один месяц до начала подготовки диссертации.
Тема диссертации утверждается ученым советом образовательной организации высшего образования одновременно с зачислением в военную докторантуру.
Начальник образовательной организации высшего образования заключает с офицером, зачисленным в военную докторантуру (далее - докторант), новый контракт о прохождении военной службы на время подготовки диссертации и пять лет военной службы после завершения срока пребывания в военной докторантуре в соответствии с подпунктом "б" части 5 статьи 9 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534; 2020, N 36, ст. 5609).
Индивидуальный план докторанта утверждается ученым советом образовательной организации высшего образования не позднее одного месяца со дня зачисления офицера в военную докторантуру.
Докторант ежегодно отчитывается перед ученым советом образовательной организации высшего образования, который рассматривает заключение соответствующей кафедры (отдела, лаборатории) о выполнении плана подготовки диссертации и полученных научных результатах, а также готовит проект решения о целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего пребывания докторанта в военной докторантуре и представляет данный проект на утверждение начальнику образовательной организации высшего образования.
Докторант отчисляется из военной докторантуры по причине невыполнения индивидуального плана докторанта, по состоянию здоровья (на основании заключения военно-врачебной комиссии) 10, а также в связи с невозможностью дальнейшего пребывания в военной докторантуре по независящим от него причинам.
Отчисление осуществляется приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу по представлению начальника образовательной организации высшего образования.
Докторант, полностью выполнивший индивидуальный план докторанта, защитивший диссертацию или получивший положительное заключение комиссии диссертационного совета по результатам предварительного ознакомления с диссертацией, назначается на воинскую должность научного или педагогического работника образовательной организации высшего образования, научную организацию Министерства обороны.
Назначение офицеров, окончивших военную докторантуру, осуществляется приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу.
Повторная подготовка в военной докторантуре не осуществляется.
77. Основными формами научной (научно-исследовательской) деятельности в образовательной организации высшего образования являются:
выполнение фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований, а также оперативных заданий по решению (выполнению) основных задач научной (научно-исследовательской) деятельности;
осуществление научно-технических разработок;
участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятий промышленности в рамках государственного оборонного заказа;
организация и проведение (участие в проведении) военно-технических экспериментов, испытаний опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;
военно-научное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, испытаний, эксплуатации и утилизации вооружения, военной и специальной техники;
разработка предложений в проекты документов, определяющих основные направления развития вооружения, военной и специальной техники, государственную программу вооружения и государственный оборонный заказ;
участие в исследованиях в ходе мероприятий по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке войск (сил) и органов военного управления, апробация и обобщение результатов исследований, выработка рекомендаций по их внедрению в практику применения войск (сил);
разработка учебников, учебных пособий, диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, военно-теоретических трудов, монографий, обучающих и тренажерных комплексов;
проведение научно-информационного поиска и подготовка информационно-аналитических материалов;
подготовка научных статей, докладов, сообщений, рецензий, заключений, отзывов, экспертиз и других документов в военно-теоретической и военно-технической областях;
подготовка и проведение (участие в проведении) научных конференций, семинаров, совещаний и творческих дискуссий, конкурсов, выставок научно-технических разработок;
осуществление изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы;
проведение научных исследований при поддержке грантов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и государственных научных фондов;
внедрение результатов научных исследований в образовательную деятельность образовательных организаций.
78. В целях обеспечения научных исследований, а также совершенствования подготовки военных специалистов путем использования новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности, интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности осуществляется:
участие образовательных организаций высшего образования в разработке государственной программы вооружения и реализации государственного оборонного заказа;
проведение образовательными организациями высшего образования и научными (научно-производственными) организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований, экспериментальных и научно-технических разработок (по согласованию);
совместное проведение кафедрами и научными (научно-исследовательскими) подразделениями образовательных организаций высшего образования научных исследований и экспериментальных работ, выполнение научно-технических разработок в рамках плановых и инициативных научно-исследовательских работ, федеральных и ведомственных целевых программ, а также за счет грантов или иных источников финансирования;
совместная подготовка кафедрами и научными (научно-исследовательскими) подразделениями образовательных организаций высшего образования научных публикаций, проведение мероприятий изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы, научных конференций и семинаров, а также конкурсов и выставок;
совместная реализация кафедрами и научными (научно-исследовательскими) подразделениями образовательных организаций высшего образования образовательных программ, в том числе программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре, а также научных кадров в военной докторантуре;
совместное использование кафедрами и научными (научно-исследовательскими) подразделениями закрепленных за ними объектов учебно-материальной базы и базы для научных исследований в интересах решения задач образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности;
привлечение научных работников к образовательной деятельности.
79. В рамках осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности образовательной организации высшего образования проводится военно-научная работа обучающихся, основными задачами которой являются:
формирование интереса к военно-научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыков работы в научных коллективах;
развитие у обучающихся творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении знаний;
выявление наиболее одаренных и талантливых обучающихся, использование их творческого и интеллектуального потенциала, а также войскового опыта для решения актуальных задач военной науки и совершенствования военного образования;
подготовка из числа наиболее способных и успевающих обучающихся кадрового резерва для комплектования адъюнктуры и должностей научно-педагогических работников.
80. Военно-научная работа обучающихся осуществляется путем:
участия в научно-исследовательских, экспериментальных работах и научно-технических разработках;
выполнения заданий исследовательского характера в период практик;
подготовки научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам военной науки и практики и выступления с ними на заседаниях военно-научных секций, научных семинарах и конференциях;
участия в подготовке научных статей и других научных публикаций, а также рецензий и аннотаций на изданную литературу по различным аспектам военной науки;
участия в изобретательской и рационализаторской работе, разработке и создании действующих стендов, макетов и моделирующих комплексов;
участия в конкурсах на лучшие научные работы и научно-технические разработки, а также в выставках.
81. Военно-научная работа обучающихся организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. В учебное время военно-научная работа проводится с обучающимися, осваивающими основную профессиональную образовательную программу по индивидуальному учебному плану.
Военно-научная работа обучающихся организуется непосредственно на кафедрах и в научных (научно-исследовательских) подразделениях образовательной организации высшего образования, для чего решением начальника кафедры или научного (научно-исследовательского) подразделения при них создаются военно-научные секции. Военно-научные секции кафедр и научных (научно-исследовательских) подразделений объединяются в военно-научные общества.
Общее руководство военно-научной работой обучающихся осуществляет заместитель начальника образовательной организации высшего образования по учебной и научной (научной) работе через центр (отдел) организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров.
Центр (отдел) организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров разрабатывает план военно-научной работы обучающихся на учебный год, организует и контролирует военно-научную работу обучающихся, осуществляет руководство подготовкой научных семинаров, конференций, конкурсов, выставок и других мероприятий, проводимых образовательной организацией высшего образования, организует участие обучающихся в научных семинарах, конференциях и выставках, а также изучение, обобщение и распространение положительного опыта этой работы.
Для непосредственного руководства работой военно-научных обществ (секций) на кафедрах и в научных (научно-исследовательских) подразделениях определяются научные руководители из числа преподавательского состава и научных работников этих подразделений. Научные руководители осуществляют работу с обучающимися с учетом их интересов, индивидуальных способностей, а также особенностей организации образовательного процесса.
В военно-научных обществах (секциях) составляются планы работы на учебный год и ведутся журналы учета работы, в которые заносятся список членов общества (секции), сведения о проведенных мероприятиях и основных научных результатах, достигнутых членами общества (секции).
Результаты военно-научной работы обучающихся отражаются в отчетах о работе кафедр и образовательной организации высшего образования за учебный год, а также в отчетах научных (научно-исследовательских) подразделений.
82. Результаты проводимых обучающимися исследований при выполнении научно-исследовательской работы отражаются в отчете по научно-исследовательской работе. Обучающиеся включаются в список исполнителей научно-исследовательской работы.
83. Личный состав образовательной организации привлекается к участию в изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работе в целях создания, выявления, правовой охраны и использования в Вооруженных Силах изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и других объектов интеллектуальной собственности, право распоряжения которыми принадлежит Российской Федерации в лице Министерства обороны, а также ускорения внедрения результатов исследований в практику подготовки войск (сил), разработку новых и модернизацию существующих образцов вооружения, военной и специальной техники, совершенствования методов их эксплуатации и испытаний и образовательную деятельность образовательных организаций.
VI. Особенности деятельности образовательных организаций
84. Образовательная организация осуществляет свою деятельность в целях решения следующих главных задач:
подготовка для Вооруженных Сил квалифицированных военных кадров с высшим образованием и средним профессиональным образованием;
подготовка научных и научно-педагогических кадров;
создание условий для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в военной докторантуре;
обучение по дополнительным профессиональным программам;
организация и проведение фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований;
формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе патриотизма, верности воинскому долгу и Военной присяге (обязательству), гордости за принадлежность к Вооруженным Силам;
удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения образования;
организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в образовательные организации.
Образовательная организация осуществляет подготовку обучающихся для федеральных органов исполнительной власти, военных и военно-технических кадров иностранных государств (по согласованию).
85. Структура образовательной организации включает: управление, основные подразделения (филиалы, институты, центры, факультеты, кафедры, циклы, научные (научно-исследовательские), методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, подразделения слушателей (курсантов), подразделения дополнительного профессионального образования), а также подразделения обеспечения образовательного процесса (полигоны, учебные и учебно-производственные мастерские, библиотеки, музеи, другие структурные подразделения, необходимые для обеспечения деятельности образовательной организации).
Разработка, утверждение и внесение изменений в штат и табель к штату образовательной организации осуществляется Генеральным штабом Вооруженных Сил. В течение учебного года штат и табель к штату образовательной организации не изменяются.
86. Личный состав образовательной организации подразделяется на постоянный состав и переменный состав.
87. К постоянному составу образовательной организации относятся: руководящий состав, научно-педагогические работники, а также инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный, медицинский и иной персонал, осуществляющий вспомогательные функции.
Постоянный состав образовательной организации комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил.
К переменному составу относятся обучающиеся образовательных организаций.
88. К руководящему составу образовательной организации относятся офицеры и лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие должности начальника образовательной организации (филиала), его заместителей и помощников.
Начальники учебно-методического центра (отдела), отдела организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров относятся к управлению образовательной организации.
89. К научно-педагогическим работникам относятся преподавательский состав и научные работники.
К преподавательскому составу относятся:
офицеры, занимающие воинские должности начальников институтов, начальников факультетов (для факультетов, имеющих в соответствии со штатом в своем составе кафедры), начальников кафедр, заместителей начальников кафедр, профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей;
лица гражданского персонала Вооруженных Сил, занимающие должности заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов.
Офицеры, занимающие воинские должности преподавательского состава, при проведении ими учебных занятий являются прямыми начальниками по отношению к обучающимся.
Указания преподавателей из числа гражданского персонала Вооруженных Сил во время проведения ими учебных занятий являются обязательными для исполнения обучающимися.
По решению ученого совета (совета) образовательной организации (филиала, института) учебная нагрузка между лицами преподавательского состава перераспределяется с учетом объема их методической и научной (научно-исследовательской) деятельности.
90. К научным работникам образовательной организации относятся офицеры и лица гражданского персонала Вооруженных Сил, занимающие должности заместителей начальников образовательных организаций по научной работе, начальников и заместителей начальников научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских, научно-практических и научно-вычислительных центров, научно-исследовательских управлений (отделов, лабораторий, групп), а также должности главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, научных сотрудников, младших научных сотрудников и инженеров-исследователей.
По решению ученого совета (совета) образовательной организации (филиала, института) научные работники проводят учебные занятия.
Должности преподавательского состава перераспределяются по решению ученого совета между кафедрами в зависимости от объема образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности, а должности научных работников между научными (научно-исследовательскими) подразделениями - в соответствии с планами научной (научно-исследовательской) деятельности на срок не более одного года без увеличения штатной численности, фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил.
91. Командиры подразделений слушателей (курсантов) - начальники факультетов, командиры батальонов (дивизионов), начальники курсов, курсовые офицеры, командиры рот (батарей) и взводов - являются прямыми начальниками подчиненных слушателей и курсантов.
Должности командиров подразделений слушателей (курсантов) комплектуются офицерами с высшим образованием, с учетом профиля данной образовательной организации, имеющими опыт службы в войсках (силах).
92. Вакантные воинские должности, подлежащие замещению старшими и младшими офицерами, разрешается комплектовать без ущерба для боевой и мобилизационной готовности гражданским персоналом Вооруженных Сил 11.
93. Дополнительное профессиональное образование преподавательского состава образовательных организаций высшего образования осуществляется на непрерывной основе. Обучение по дополнительным профессиональным программам проводится не реже одного раза в три года.
Дополнительное профессиональное образование преподавательского состава образовательных организаций осуществляется по программам профессиональной переподготовки и (или) программам повышения квалификации в соответствии с профилем педагогической деятельности.
Офицеры, впервые назначенные на должности преподавательского состава и не проходившие обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре), в течение первого года после назначения направляются на обучение по программам профессиональной переподготовки, обеспечивающим получение ими компетенций, необходимых для выполнения нового вида деятельности в сфере высшего образования.
На кафедрах для офицеров, впервые назначенных на должности преподавательского состава, разрабатывается план их профессионального становления, рассчитанный на два года. По решению начальника кафедры для оказания им помощи в профессиональном становлении назначаются руководители из числа наиболее подготовленных преподавателей кафедры.
В образовательной организации получение дополнительного профессионального образования постоянного состава организует учебно-методический центр (отдел).
На основе предложений структурных подразделений образовательной организации разрабатывается план дополнительного профессионального образования постоянного состава образовательной организации.
94. К переменному составу образовательной организации относятся:
офицеры, зачисленные в военную докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук (докторанты);
офицеры, зачисленные в адъюнктуру по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров (адъюнкты);
офицеры, обучающиеся в образовательной организации высшего образования (слушатели);
военнослужащие, обучающиеся в образовательной организации и не имеющие воинских званий офицеров (курсанты).
95. Военнослужащие, обучающиеся в образовательных организациях, привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, только по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации 12.
Пункт 96 изменен с 11 июня 2023 г. - Приказ Министра обороны РФ от 20 апреля 2023 г. N 232
96. В целях участия научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, координации действий образовательных организаций в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в системе военного образования создаются учебно-методические объединения, научно-методические, научно-технические советы и комиссии.
97. Воинское воспитание в образовательной организации организуется, планируется и осуществляется исходя из следующих основных задач:
формирование и поддержание морально-политической и психологической готовности к защите Родины, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам;
формирование сознания святости и нерушимости Военной присяги (обязательства);
формирование воинской чести, отваги, выдержки, находчивости, бдительности, чувства войскового товарищества, взаимовыручки и иных качеств, необходимых при выполнении воинского долга;
формирование и развитие методических навыков воинского воспитания военнослужащих;
развитие и поддержание у обучающихся чувства собственного достоинства;
формирование способности проявлять разумную инициативу при неукоснительном выполнении требований воинской дисциплины и исполнительности;
сплочение воинского коллектива и укрепление дружбы между военнослужащими различных национальностей, повышение культуры межнационального общения;
создание в воинском коллективе обстановки нетерпимости к нарушениям воинской дисциплины, недобросовестному отношению к воинскому долгу, нерадивости;
формирование и развитие способности к самоанализу и критической оценке результатов собственной деятельности;
изучение настроения, морально-политического и психологического состояния обучающихся.
98. В образовательной организации командиры (начальники) всех уровней осуществляют руководство воинским воспитанием.
Подведение итогов работы по воинскому воспитанию осуществляется при подведении итогов образовательной деятельности в образовательной организации.
Научно-методическое обеспечение воинского воспитания в образовательных организациях организуется Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил.
Руководство планированием, организацией и проведением военно-политической работы осуществляется начальником образовательной организации.
Непосредственно планирование, организация и проведение военно-политической работы осуществляется заместителем начальника образовательной организации по военно-политической работе и военно-политическим отделом (отделением) образовательной организации.
99. В целях реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в образовательной организации создается учебно-материальная база:
вооружение, военная и специальная техника, состоящие на вооружении Вооруженных Сил и подлежащие изучению (освоению) и (или) используемые в процессе обучения;
учебно-лабораторная база: здания (корпуса) и сооружения с учебными аудиториями (лекционными залами), клиниками (поликлиниками), специализированными и многопрофильными учебными классами, кабинетами, лабораториями, залами для курсового и дипломного проектирования, учебными и учебно-вспомогательными помещениями, оснащенными средствами информационной и вычислительной техники, лабораторным оборудованием и установками, техническими средствами обучения и контроля, другим необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
тренажерная база: учебно-тренировочные и эксплуатационные комплексы и системы, учебные командные пункты и учебные пункты управления, оснащенные тренажерами, учебным вооружением, военной и специальной техникой, другими учебно-тренировочными средствами;
полевая учебно-материальная база (база для воздушной, морской выучки): полигоны, аэродромы, акватории, парашютно-десантные городки, учебные центры, учебные комплексы, учебные корабли, лагеря с размещенными на них объектами (комплексами) боевой подготовки и обеспеченные вооружением, военной и специальной техникой, тренажерами, оснащенные полигонным и другими видами оборудования, средствами связи, управления и контроля;
база для выполнения научных исследований: специализированные объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с характером и видом выполняемой научной (научно-исследовательской) деятельности;
база для общевоенной и физической подготовки: строевые плацы, караульные комплексы (городки), тиры, а также спортивные комплексы, залы, бассейны, оборудованные и оснащенные спортивным инвентарем, и другие спортивные сооружения;
база и средства информационного обеспечения: библиотеки, читальные залы, типографии, электронно-библиотечные системы, печатные и (или) электронные учебники, учебные пособия и другие учебные издания, научная и справочная литература, методические и периодические издания по дисциплинам (курсам, модулям), уставы, наставления, руководства, курсы стрельб и вождения, другие документы, компьютерные программы, электронные образовательные и научные ресурсы, кино-, фото- и видеоматериалы;
объекты обеспечения образовательного процесса: учебно-опытные заводы, учебно-производственные мастерские, склады и другие объекты;
база для проведения мероприятий профессионального психологического отбора и профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса: специализированные классы, кабинеты, лаборатории, оснащенные средствами психодиагностики и вычислительной техники.
100. В образовательной организации ежегодно разрабатывается план развития и совершенствования учебно-материальной базы на календарный год и последующий плановый период (3 года), который согласовывается с заказывающими (довольствующими) органами и утверждается начальником, которому подчинена образовательная организация. При этом мероприятия плана на календарный год детализируются по месяцам, на следующий год - поквартально, на последующие три года - по годам.
Разработку плана развития и совершенствования учебно-материальной базы организует начальник образовательной организации.
101. Начальник образовательной организации непосредственно организует и осуществляет управление образовательной организацией.
В образовательной организации не позднее чем за месяц до начала учебного года издается приказ начальника образовательной организации об организации образовательной деятельности на предстоящий учебный год, в котором определяются основные направления сосредоточения усилий образовательной организации в новом учебном году, последовательность выполнения мероприятий образовательного процесса, мероприятия по всестороннему обеспечению образовательной деятельности, порядок использования объектов учебно-материальной базы, расходования моторесурсов, боеприпасов и средств имитации, денежных средств, ставятся задачи структурным подразделениям, порядок осуществления контроля образовательной деятельности и оказания помощи структурным подразделениям образовательной организации, порядок организации профессионально-должностной подготовки постоянного состава, а также иные вопросы, учитывающие особенности реализации образовательных программ, организационно-штатную структуру и дислокацию образовательной организации.
Начальник филиала образовательной организации непосредственно организует и осуществляет управление филиалом.
Для рассмотрения основных вопросов деятельности образовательной организации создается выборный представительный орган под председательством начальника образовательной организации: в образовательной организации высшего образования - ученый совет образовательной организации высшего образования, в военной профессиональной образовательной организации Министерства обороны (далее - профессиональная образовательная организация) - совет профессиональной образовательной организации.
Ученым советом образовательной организации высшего образования рассматриваются и обсуждаются:
проекты основных профессиональных образовательных программ и планы мероприятий по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования;
состояние образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности, воспитательной работы и воинской дисциплины, организация и проведение набора в образовательную организацию высшего образования (выпуска из образовательной организации высшего образования) курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов и их итоги;
результаты анализа отзывов из войск (сил) на выпускников, прослуживших один год после окончания образовательной организации в воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
результаты научной (научно-исследовательской) деятельности, педагогических исследований и экспериментов, состояние подготовки научных и научно-педагогических кадров и аттестации докторантов и лиц, прикрепленных для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
состояние организации дополнительного профессионального образования постоянного состава образовательной организации;
вопросы редакционно-издательской деятельности;
состояние и перспективы развития учебно-материальной базы и другие вопросы, связанные с деятельностью образовательной организации высшего образования.
Советом профессиональной образовательной организации рассматриваются и обсуждаются:
проекты основных профессиональных образовательных программ и планов мероприятий по основным направлениям деятельности профессиональной образовательной организации;
состояние образовательной и методической деятельности, воспитательной работы и воинской дисциплины, организация и проведение набора в профессиональную образовательную организацию (выпуска из профессиональной образовательной организации) курсантов и их итоги;
результаты анализа отзывов из войск (сил) на выпускников, прослуживших один год после окончания образовательной организации в воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
результаты педагогических экспериментов;
вопросы редакционно-издательской деятельности;
состояние и перспективы развития учебно-материальной базы и другие вопросы, связанные с деятельностью профессиональной образовательной организации.
В филиале (институте) образовательной организации высшего образования, а также на факультетах, имеющих в своем составе кафедры, для рассмотрения основных вопросов их деятельности создаются ученые советы филиала (института, факультета) под председательством начальника филиала (института, факультета).
В образовательной организации наряду с учеными советами (советами) создаются другие советы по различным направлениям деятельности, состав, полномочия, организация работы и другие вопросы деятельности которых определяются уставом образовательной организации.
102. Образовательная организация, имеющая в своем составе филиал (филиалы), контролирует его (их) деятельность.
103. В образовательной организации принимаются локальные нормативные акты, регулирующие образовательные отношения 13, а также организацию и учет методической и научной (научно-исследовательской) деятельности.
------------------------------
1Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 9, ст. 1341).
2Часть 16 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
3Часть 12 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
4Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
5Пункт 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).
6Часть 15 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
7Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
8Пункт 2 части 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3379).
9 Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47, ст. 5749; 2021, N 52, ст. 9122).
10 Форма определена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 января 2021 г. N 21 "Об определении форм документации (кроме унифицированных форм медицинской документации), необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий, созданных в Вооруженных Силах Российской Федерации, правил их заполнения, а также порядка оформления заключений военно-врачебных комиссий, созданных в Вооруженных Силах Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2021 г., регистрационный N 62586).
11 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2012 г. N 3030дсп (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 г., регистрационный N 26230), с изменениями, внесенными приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2016 г. N 393дсп (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2016 г., регистрационный N 42962), от 19 августа 2018 г. N 472дсп (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 2019 г., регистрационный N 55878), от 16 февраля 2022 г. N 928дсп (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2022 г., регистрационный N 67736).
12Пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2014, N 23, ст. 2930).
13Статья 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).