Департамент государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации информирует, что федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденция разработаны методические рекомендации по реализации образовательной программы "Антикоррупционная деятельность" (уровень магистратуры) в образовательных организациях высшего образования.
Направляем указанные методические рекомендации для использования при реализации образовательных программ высшего образования по направленности (профилю) "Антикоррупционная деятельность".
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
Т.В. Рябко |
"Утверждено"
Председатель ФУМО
40.00.00 "Юриспруденция"
Н.И. Дивеева __________
Методические рекомендации
по реализации образовательной программы "Антикоррупционная деятельность" (уровень магистратуры) в образовательных организациях высшего образования
Введение
Задача разработки образовательных программ (учебных курсов) в образовательных организациях высшего образования (в том числе по уровню магистратуры), обеспечивающих формирование компетенций в сфере антикоррупционной деятельности, поставлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы".
В настоящее время в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) различного уровня, включая уровень магистратуры, у выпускников в результате освоения образовательной программы, формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. ФГОС ВО устанавливают обязательные универсальные и общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции разрабатываются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с профессиональными стандартами (при наличии) и (или) требованиями рынка труда.
Компетенция, связанная со способностью устанавливать и поддерживать взаимоотношения в социальной и профессиональной сфере, исходя из нетерпимости к коррупционному поведению, является универсальной (общепрофессиональной) компетенцией. Она не связана исключительно с изучением узкопрофильных и специальных дисциплин в рамках одной специальности (направления подготовки), а предполагает включенность во "внутренние" компетенции разных специальностей (направлений подготовки). Данную компетенцию нельзя связывать только с реализацией государственно-властных полномочий (правоохранительной деятельностью в широком смысле). Нетерпимость к коррупционному поведению обозначает любое активное поведение граждан в любой сфере профессиональной деятельности и включает в себя не только пресечение коррупционного поведения, но и минимизацию риска наступления такого поведения, а также минимизацию последствий от коррупционного поведения.
В этой связи Программа магистратуры может быть реализована по различным направлениям подготовки ("Юриспруденция", "Экономика", "Государственное и муниципальное управление", "Социология", "Политология", "Конфликтология") при соблюдении соответствующих требований ФГОС ВО. Стоит подчеркнуть, что и в пункте 35 Указа Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 ставится в целом вопрос об открытии в образовательных организациях высшего образования программы магистратуры "Антикоррупционная деятельность" а не исключительно по направлению подготовки "Юриспруденция")*.
1. Методологический подход к формированию компетенций антикоррупционной деятельности
Формирование компетенций антикоррупционной деятельности целесообразно осуществлять в рамках универсальных и общепрофессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по соответствующим направлениям и специальностям, путем включения соответствующих индикаторов достижения и/или результатов обучения.
На основе анализа разработанных ФУМО методических рекомендаций по разработке основных образовательных программ и реализуемых в образовательных организациях основных образовательных программ составлен перечень индикаторов и результатов обучения, соответствующих компетенциям антикоррупционной деятельности.
При необходимости образовательные организации могут формировать компетенции в области антикоррупционной деятельности в рамках профессиональных компетенций путем разработки новых компетенций, а также путем включения дополнительных индикаторов достижения в существующие профессиональные компетенции.
2. Разделы, обеспечивающие формирование компетенций в области антикоррупционной деятельности
Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и реализуют модели формирования компетенций в области антикоррупционной деятельности с учетом направления подготовки/специальности и уровня подготовки студентов, опыта, традиций, ресурсного обеспечения образовательной организации.
Образовательная программа магистратуры "Антикоррупционная деятельность" может быть эффективной только при обеспечении при ее разработке и реализации междисциплинарного подхода*, включающего в себя взаимосвязанные курсы по праву, экономике, психологии, этике, конфликтологии и пр.
В целях обеспечения единых минимальных требований к выпускникам в методических рекомендациях представлены описание антикоррупционной деятельности как предметной области изучения и обобщенные результаты обучения, получение которых должны быть обеспечены студенту в рамках освоения соответствующей образовательной программы, приведены темы, освоение которых обеспечивает формирование у выпускника соответствующих компетенций, а также перечень рекомендуемой литературы и информационных источников.
2.1 Антикоррупционная деятельность как предметная область изучения
В антикоррупционную деятельность как предметную область изучения модуля рекомендуется включать следующие основные блоки:
А) Коррупция как социальное явление. Коррупциогенные факторы, риски и последствия коррупции. Коррупционное поведение.
Б) Антикоррупционная деятельность государства и общества. Предупреждение коррупции. Правовые основы противодействия коррупции.
2.2 Планируемые результаты обучения
В результате освоения дисциплин (модулей), обеспечивающих формирование компетенций в области антикоррупционной деятельности, у выпускника должны быть сформированы следующие результаты обучения (РО):
- Знать:
- факторы (общие и специфические) коррупции (ПО1); 1
- последствия коррупционного поведения (ПО2); 7
- коррупционные риски в обществе (ПО3); 1
- основы антикоррупционной культуры (ПО4); 2
- механизм противодействия коррупции (ПО5); 2-4
- антикоррупционную деятельность институтов гражданского общества (ПО6); 1
- меры юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства (ПО7). 5-6
- Уметь:
- осуществлять организацию и управление деятельностью подразделений и должностных лиц по вопросам профилактики коррупции (ПО8); 2, 4
- давать юридические консультации по вопросам противодействия коррупции (ПО9); 5-6
- проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (ПО10); 5-6
- осуществлять правоприменительную деятельность, в том числе с учетом международных стандартов и передовых корпоративных практик, по вопросам противодействия коррупции (ПО11); 5-6
- осуществлять нормативное и локальное правотворчество на основе действующего антикоррупционного законодательства (ПО12). 7
В условиях развития цифровой экономики особое внимание следует обратить на компетенции выпускников в области использования информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта при осуществлении стратегического планирования. В связи с этим при формировании общепрофессиональных компетенций "Способен использовать современные информационные технологии и программные средства при решении профессиональных задач" и "Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности" целесообразно предусмотреть достижение следующих результатов обучения:
- Знать:
- методы и программные инструменты поиска, сбора, обработки и анализа информации о коррупционных рисках, коррупционном поведении и его последствиях.
- Уметь
- работать с источниками информации, цифровыми инструментами и средами с целью поиска и обработки информации, необходимой для реализации отдельных задач антикоррупционной деятельности;
- использовать методы коллективной работы в цифровой среде, в том числе, с интеллектуальными устройствами, для сбора, обработки и анализа данных при решении отдельных задач антикоррупционной деятельности;
- использовать методы визуализации данных и результатов их анализа с учетом особенностей осуществления антикоррупционной деятельности;
- интерпретировать данные и результаты их обработки с учетом особенностей осуществления антикоррупционной деятельности.
В связи с тем, что компетенции в области антикоррупционной деятельности формируются, как правило, в рамках образовательного модуля, т.е. совокупностью дисциплин, практик, представленные в перечне результаты обучения следует рассматривать как обобщенные, формулировки которых могут/должны быть конкретизированы при разработке соответствующих рабочих программ дисциплин (модулей).
2.3 Темы, рекомендуемые для включения в дисциплины (модули) по формированию компетенций в области антикоррупционной деятельности
Тема 1. Социальные институты. Междисциплинарный характер коррупции. Социальные практики коррупции. Социальные аспекты антикоррупционной деятельности. Социальное государство и антикоррупционная политика. Коррупция и общественное мнение. Коррупционные риски в обществе. Гражданское общество, государство и антикоррупционная деятельность. Общественные организации и антикоррупционная политика. Коррупция в сфере бизнеса: проблемы и возможности изучения. Антикоррупционная культура: понятие и возможности и перспективы исследования.
Тема 2. Профилактика коррупционного поведения и эффективность мер снижения коррупции у представителей разных социальных групп с учетом особенностей правового сознания.
Определение необходимых и достаточных антикоррупционных стандартов и процедур на государственном, муниципальном и корпоративном уровне для обеспечения работы по профилактике и противодействию коррупции. Деятельность по формированию антикоррупционного правосознания и правовой культуры личности. Роль образования, правового воспитания и просвещения, антикоррупционной пропаганды.
Тема 3. Конфликт интересов.
Понятие и установление конфликта интересов. Личная заинтересованность. Круг лиц, обязанных принимать меры по урегулированию и предотвращению конфликта интересов. Механизм предупреждения и эффективного разрешения конфликта интересов.
Тема 4. Превентивная политика коррупционных правонарушений в экономике и бизнесе.
Системообразующие элементы противодействия коррупции: цель, принципы и основные направления ее осуществления. Применение документов ООН и иных международных организаций, международных конвенций, договоров и соглашений по вопросам противодействия коррупции в частных компаниях. Локальные нормативные акты организаций, закрепляющие корпоративные практики противодействия коррупции. Установление правил корпоративного поведения работников. Кодекс корпоративной этики как инструмент предотвращения конфликта интересов, нарушений норм корпоративной этики и возникающих вследствие этого конфликтных ситуаций в организации. Международные и национальные антикоррупционные стандарты в сфере организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Конфликт интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Исполнение организациями обязанности принимать меры, направленные на предупреждение коррупции. Антикоррупционные комплаенс-процедуры в российских компаниях.
Тема 5. Ответственность за коррупционные правонарушения: административная ответственность.
Последствия привлечения организации к административной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства. Условия освобождения от ответственности. Квалификация административных правонарушений с учетом коррупционных рисков.
Ответственность государственных служащих за нарушение антикоррупционного законодательства. Ответственность представителя нанимателя. Ответственность за несоблюдение мер по противодействию коррупции работниками, замещающими отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Тема 6. Ответственность за коррупционные правонарушения: уголовная ответственность и ее установление.
Взяточничество: условия привлечения к уголовной ответственности, виды наказаний, основания освобождения от ответственности. Злоупотребление полномочиями. Коммерческий подкуп.
Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты противодействия коррупционным преступлениям. Криминалистическая характеристика взяточничества и других коррупционных преступлений. Особенности возбуждения уголовных дел о коррупционных преступлениях (на примере взяточничества). Уголовно-процессуальные иммунитеты. Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность. Основные средства доказывания коррупционных преступлений. Использование специальных знаний в процессе расследования.
Тема 7. Ликвидация последствий коррупционных нарушений.
Понятие и виды последствий коррупционных нарушений. Способы ликвидации последствий коррупционных нарушений по международному и национальному законодательству. Неосновательное обогащение по гражданскому законодательству Российской Федерации. Основания прекращения права собственности. Механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы. Проблемы судебной практики обращения имущества в доход государства.
Таблица 1
Взаимосвязь планируемых результатов обучения и рекомендуемых к изучению:
|
Тема1 |
Тема2 |
Тема3 |
Тема4 |
Тема5 |
Тема6 |
Тема7 |
ПО 1 |
х |
|
х |
|
|
х |
|
ПО 2 |
|
|
|
|
|
|
х |
ПО 3 |
х |
|
|
|
|
|
|
ПО 4 |
|
х |
|
|
|
|
|
ПО 5 |
|
х |
х |
х |
|
|
|
ПО 6 |
х |
|
|
|
|
|
|
ПО 7 |
|
|
|
|
х |
х |
|
ПО 8 |
|
х |
|
х |
|
|
|
ПО 9 |
|
|
|
|
х |
х |
|
ПО 10 |
|
|
|
|
х |
х |
|
ПО 11 |
|
|
|
|
х |
х |
|
ПО12 |
|
|
|
|
|
|
х |
3. Рекомендуемая литература
1. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография/С.В. Борисов, А.А. Каширкина, А.Н. Морозов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, А.В. Федорова. М.: ИЗиСП, 2015.
2. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ [Текст]: монография. - Москва: Проспект, 2016.
3. Константинов А.Д. Коррумпированная Россия [Текст]/Андрей Константинов и Агентство Журналистских Расследований. - Москва: ОЛМА-Пресс, 2006. - 633, [5] с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 632-634.
4. Корреляция мер по противодействию коррупции с причинами и условиями ее возникновения: научно-методическое пособие/под ред. В.Н. Южакова, А.М. Цирина; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - Москва: ИНФРА-М, 2016. Электронный ресурс - ЭБС Znanium.com
5. Кудряшова О.А. Ограничение свободы распространения информации в целях противодействия экстремистской деятельности: конституционно-правовой аспект. Автореф. Диссертации. Санкт-Петербург, 2012.
6. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный)/Т.Я. Хабриева, А.В. Габов, А.М. Цирин и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018.
7. Новикова О.С. Место и роль институтов гражданского общества в формировании антикоррупционной политики. [Электронный ресурс]//Вестник Белгородского университета. URL: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/novikova(16-10-08).htm
8. Основы противодействия коррупции в Российской Федерации: учеб. пособие. - М., 2018 г. - 226 с.
9. Печкуров И.В. Противодействие коррупции в контексте национальной безопасности России: информационно-правовые аспекты: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.04 - Ростов-на-Дону, 2016
10. Примаков Д.Я. Антикоррупционные программы на предприятиях, находящихся в собственности или под контролем государства. OSCE. 2018.
11. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография/отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2017. Электронный ресурс - ЭБС Znanium.com
12. Сухаренко А.Н. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в России//Российская юстиция. 2013. N 6.
______________________________
* Подобный подход укладывается и в отдельные положения Указа Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы": например, подпункт а) пункта 32 устанавливает обязанность подготовить план проведения в 2021-2024 годах научных междисциплинарных исследований по актуальным вопросам противодействия коррупции; подпункт в) пункта 41 ставит вопрос о целесообразности включения направления "Противодействие коррупции и антикоррупционное просвещение" в перечень приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг и пр.
** В настоящее время в России подготовка специалистов по антикоррупционной деятельности (уровень магистратуры) реализуется, в основном, по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция" в:
- Казанском федеральном университете (Программа магистратуры по профилю "Антикоррупционная деятельность и комплаенс");
- Сибирском федеральном университете (Программа магистратуры по профилю "Антикоррупционная деятельность");
- Российском государственном университете правосудия (Программа магистратуры по профилю "Антикоррупционная деятельность");
- Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (Программа магистратуры по профилю "Антикоррупционная деятельность");
- Владивостокском государственном университете (Программа магистратуры по профилю "Антикоррупционная деятельность");
- Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" (Программа магистратуры по профилю "Комплаенс и профилактика правовых рисков");
- Институте права и национальной безопасности РАНХиГС (Программа магистратуры по профилю "Антикоррупционная деятельность");
- Вятском государственном университете (Программа магистратуры по профилю "Современные механизмы противодействия коррупции");
- Институте технологий управления РТУ МИРЭА в Москве (Программа магистратуры по профилю "Антикоррупционная деятельность") и др.
Подготовка специалистов по антикоррупционной деятельности (уровень магистратуры) реализуется и по направлению подготовки 38.04.041 "Государственное и муниципальное управление" (Институт государственной службы и управления РАНХиГС, образовательная программа "Безопасность государственного управления и противодействие коррупции").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 30 мая 2022 г. N МН-5/1455 "О направлении информации"
Опубликование:
-