Решение Муниципального совета Белгородского района Белгородской области от 27 августа 2021 г. N 389
"Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района "Белгородский район" Белгородской области"
24 декабря 2021 г.
Руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Уставом муниципального района "Белгородский район" Белгородской области, Муниципальный совет Белгородского района решил:
1. Утвердить положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района "Белгородский район" Белгородской области (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Знамя" и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района "Белгородский район" Белгородской области www.belrn.ru.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Знамя" и размещения на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района "Белгородский район" Белгородской области www.belrn.ru.
4. Признать утратившим силу с 1 января 2022 г. решение муниципального Совета Белгородского района от 28 февраля 2020 г. N 184 "Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального района "Белгородский район" Белгородской области".
5. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию Муниципального совета Белгородского района по экономическому развитию, управлению муниципальной собственностью и землепользованию (Рябыкин Р.А.).
Председатель Муниципального совета |
С.И. Тишин |
Утверждено
решением Муниципального совета
Белгородского района
от 27 августа 2021 года N 389
Положение
о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района "Белгородский район" Белгородской области
24 декабря 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района "Белгородский район" Белгородской области (далее - муниципальный район) (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), Уставом муниципального района "Белгородский район" Белгородской области, иными нормативными правовыми актами и устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля, а также права и обязанности должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль на территории сельских поселений муниципального района, а также на территории городских поселений в случае передачи полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля органами местного самоуправления городских поселений органам местного самоуправления муниципального района в порядке, установленном ч. 4 ст. 15 Закона N 131-ФЗ.
1.2. Предметом муниципального земельного контроля является: соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами (далее - обязательные требования), в области использования земель, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Белгородской области предусмотрена административная ответственность, исполнение контролируемыми лицами решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
1.3. Контрольным органом муниципального земельного контроля - является администрация Белгородского района (далее - Контрольный орган), в лице комитета имущественных и земельных отношений администрации Белгородского района (далее - Комитет). Непосредственное осуществление муниципального контроля осуществляется отделом муниципального земельного контроля управления земельных отношений комитета имущественных и земельных отношений администрации Белгородского района (далее - отдел МЗК).
1.4. Руководство деятельностью по осуществлению муниципального контроля осуществляет руководитель Комитета и заместитель руководителя комитета - начальник управления земельных отношений Комитета.
1.5. Объектами муниципального земельного контроля в соответствии со статьей 16 Закона N 248-ФЗ (далее - объект контроля) являются:
- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в сфере землепользования, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
- результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
- объекты земельных отношений (земли, земельные участки, части земельных участков), расположенные в границах муниципального района.
1.6. Контрольный орган осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением:
1.6.1 Обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
1.6.2. Обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
1.6.3. Обязательных требований, связанных с использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в установленных целях в течение установленного срока;
1.6.4. Обязательных требований по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
1.6.5. Исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Контрольного органа в пределах их компетенции.
1.7. Полномочия, указанные в пункте 1.6 настоящего Положения, осуществляются Контрольным органом в отношении всех категорий земель в границах муниципального района.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля
2.1. Муниципальный земельный контроль на территории муниципального района в отношении объектов контроля и контролируемых лиц, определённых настоящим Положением, осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющим выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля объекты контроля подлежат отнесению к категориям риска при осуществлении муниципального земельного контроля в соответствии с Законом N 248-ФЗ, согласно приложению N 1 настоящего Положения.
2.3. При отнесении объектов контроля к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований Контрольным органом могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные
с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, использования специальных режимов государственного контроля (надзора), от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при реализации полномочий в рамках лицензирования и иной разрешительной деятельности, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля.
2.4. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований должны осуществляться Контрольным органом без взаимодействия с контролируемыми лицами. При осуществлении сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральными законами.
2.5. Отнесение Контролирующим органом объектов контроля к определенной категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения используемых контролируемыми лицами объектов контроля, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального района, согласно приложению N 1.
2.6. Отнесение объектов контроля к категориям риска и изменение присвоенных им категорий риска осуществляются решением (распоряжением) главы администрации Белгородского района. При отсутствии решения об отнесении объектов контроля к категориям риска такие объекты считаются отнесенными к низкой категории риска.
2.7. При отнесении объектов контроля к категориям риска используются в том числе:
- сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
- сведения, полученные в рамках проведенных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий;
- сведения, содержащиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
2.8. Проведение Контрольным органом плановых контрольных мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем 1 раз в 6 лет;
- для объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще, чем один раз в 5 лет и не реже, чем 1 раз в 6 лет.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В ежегодные планы плановых контрольных мероприятий подлежат включению контрольные мероприятия в отношении объектов контроля, принадлежащих на праве собственности, праве (постоянного) бессрочного пользования контролируемым лицам, для которых в году реализации ежегодного плана контрольных мероприятий истекает период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия для объектов земельных отношений, отнесенных к категории:
- среднего риска не менее 3 лет;
- умеренного риска не менее 5 лет.
В случае если ранее плановые контрольные мероприятия в отношении объектов контроля не проводились в ежегодный план подлежат включению объекты контроля после истечения одного года с даты возникновения у юридического лица или гражданина права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования на такой земельный участок.
2.9. По запросу правообладателя объекта контроля должностные лица, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, в срок не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, предоставляет ему информацию о присвоенной объекту контроля категории риска, а также сведения, использованные при отнесении объекта контроля к определенной категории риска.
Правообладатель объекта контроля вправе подать в Контрольный орган заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска.
2.10. Контрольный орган ведет перечни объектов контроля, которым присвоены категории риска (далее - перечни объектов контроля). Включение объектов контроля в перечни объектов контроля осуществляется в соответствии с решениями, указанными в пункте 2.6 настоящего Положения.
Перечни объектов контроля с указанием категорий риска размещаются на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района "Белгородский район" Белгородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт органов местного самоуправления муниципального района "Белгородский район" Белгородской области).
2.11. Перечни объектов контроля содержат следующую информацию:
а) кадастровый номер земельного участка или при его отсутствии адрес местоположения земельного участка;
б) присвоенная категория риска;
в) реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска.
3. Права и обязанности Контрольного органа и контролируемых лиц
3.1. Муниципальный земельный контроль на территории Белгородского района осуществляется Контрольным органом в лице Комитета.
3.2. Должностные лица Комитета, уполномоченные на осуществление муниципального контроля на территории муниципального района - муниципальные инспекторы (начальник отдела муниципального земельного контроля, заместитель начальника отдела и инспекторы), имеющие служебные удостоверения, обязательные для предъявления при проведении проверочных мероприятий (далее - должностные лица МЗК);
Должностными лицами Контрольного органа, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольного мероприятия, являются глава администрации Белгородского района (далее - уполномоченное должностное лицо Контрольного органа).
3.3. Муниципальный инспектор при проведении контрольного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий имеет право:
3.3.1. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением уполномоченного органа о проведении контрольного мероприятия, посещать (осматривать) объекты контроля, если иное не предусмотрено федеральными законами.
3.3.2. Составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с компетенцией, определенной Законом Белгородской области от 04.07.2002 N 35 "Об административных правонарушениях на территории Белгородской области".
3.3.3. Знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
3.3.4. Требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки.
3.3.5. Знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
3.3.6. Составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.
3.3.7. Выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.
3.3.8. Выдавать контролируемым лицам, использующим объекты контроля, предписания об устранении выявленных правонарушений с указанием сроков их устранения.
3.3.9. Составлять по результатам проведенных контрольных мероприятий соответствующие акты.
3.3.10. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления своей деятельности.
3.3.11. Носить при исполнении служебных обязанностей форменную одежду установленного образца.
3.3.12. Обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
3.3.13. Совершать иные действия, предусмотренные законодательством.
3.4. Муниципальный инспектор при проведении контрольного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий обязан:
3.4.1. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц.
3.4.2. Своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области использования земель.
3.4.3. Проводить контрольные мероприятия и совершать контрольные действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только по предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами.
3.4.4. В пределах своих полномочий принимать меры по привлечению лиц, совершивших правонарушение в области использования объектов земельных отношений, к ответственности.
3.4.5. Не допускать при проведении контрольных мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций.
3.4.6. Не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей - присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Белгороде при проведении контрольных мероприятий (за исключением контрольных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Контрольного органа с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Законом N 248-ФЗ, осуществлять консультирование.
3.4.7. Предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету муниципального контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Законом N 248-ФЗ.
3.4.8. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных мероприятий и контрольных действий, относящихся к предмету контрольного мероприятия.
3.4.9. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
3.4.10. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу.
3.4.11. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.4.12. Соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных мероприятий и совершения контрольных действий.
3.4.13. Не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
3.4.14. Исполнять иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Белгородской области.
3.5. Муниципальный инспектор не вправе:
3.5.1. Оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям уполномоченного органа.
3.5.2. Проводить контрольные мероприятия, совершать контрольные действия, не предусмотренные решением Контрольного органа.
3.5.3. Проводить контрольные мероприятия, совершать контрольные действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных мероприятий, контрольных действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного мероприятия.
3.5.4. Требовать представления документов, информации, материалов, если они не относятся к предмету контрольного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов.
3.5.5. Требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
3.5.6. Распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления муниципального земельного контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.5.7. Требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного мероприятия.
3.5.8. Осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных мероприятий и совершении контрольных действий.
3.5.9. Превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
3.5.10. Препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
3.5.11. Запрещается проведение контрольного мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении тех же объектов контроля.
4. Организация и осуществление профилактических и контрольных мероприятий Контрольным органом
4.1. Контрольный орган осуществляет муниципальный земельный контроль путем проведения:
4.1.1. Профилактических мероприятий;
4.1.2. Контрольных мероприятий и контрольных действий в рамках указанных мероприятий.
4.2. Профилактические мероприятия осуществляются Контрольным органом в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и доведения обязательных требований до контролируемых лиц, способов их соблюдения.
4.3. При осуществлении муниципального земельного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий.
4.4. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утверждаемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
4.5. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, контролирующее лицо, уполномоченное осуществлять муниципальный земельный контроль незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Контрольного органа для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
4.6. При осуществлении Контрольным органом муниципального земельного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
4.7. Информирование осуществляется Контрольным органом по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района www.belrn.ru Контрольный орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального района "Белгородский район" Белгородской области сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Закона N 248-ФЗ.
4.8. Обобщение правоприменительной практики осуществляется Контрольным органом посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах.
4.8.1. По итогам обобщения правоприменительной практики должностные лица МЗК, готовят доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального земельного контроля, который утверждается уполномоченным должностным лицом Контрольного органа и размещается в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом, на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района "Белгородский район" Белгородской области www.belrn.ru.
4.9. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется контролируемому лицу в случае наличия у Контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Предостережения объявляются руководителем Комитета не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.
4.9.1. Форма предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований утверждается распоряжением Контрольного органа.
4.9.2. Объявляемые предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований регистрируются в журнале учета предостережений с присвоением регистрационного номера.
4.9.3. В случае объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Контрольным органом в течение 30 дней со дня получения. В результате рассмотрения возражения контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
4.10. Консультирование контролируемых лиц осуществляется муниципальным инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий и не должно превышать 15 минут.
4.10.1. Личный прием граждан проводится уполномоченным должностным лицом Контрольного органа. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на официальном сайте Контрольного органа.
4.10.2. Консультирование осуществляется в устной или письменной форме по следующим вопросам:
1) организация и осуществление муниципального земельного контроля;
2) порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
3) порядок обжалования действий (бездействия) муниципальных инспекторов;
4) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Контрольным органом в рамках контрольных мероприятий;
4.10.3. Консультирование в письменной форме осуществляется муниципальным инспектором в следующих случаях:
а) контролируемым лицом представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросам консультирования;
б) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
в) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
4.10.4. При осуществлении консультирования должностное лицо МЗК обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.10.5. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц МЗК, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного мероприятия экспертизы, испытаний.
4.10.6. Информация, ставшая известной должностному лицу МЗК в ходе консультирования, не может использоваться Контрольным органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
4.10.7. Должностными лицами МЗК ведется журнал учета консультирований.
4.10.8. В случае поступления в Контрольный орган пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Контрольного органа письменного разъяснения.
4.11. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
4.11.1. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объектов контроля, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска.
4.11.2. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.14. Виды контрольных мероприятий и контрольных действий муниципального земельного контроля:
4.14.1. Инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), получения письменных объяснений, инструментального обследования);
4.14.2. Рейдовый осмотр (посредством осмотра, досмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), инструментального обследования, экспертизы);
4.14.3. Документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов);
4.14.4. Выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования). Срок выездной проверки составляет 10 дней.
4.14.5. Наблюдение за соблюдением обязательных требований;
4.14.6. Выездное обследование;
4.15. Контрольные мероприятия указанные в пунктах 4.14.5, 4.14.6, проводятся контролируемым органом без взаимодействия с контролируемыми лицами.
4.16. Контрольные мероприятия, указанные в пункте 4.14, настоящего Положения могут проводится в форме плановых и внеплановых мероприятий.
4.17. Плановые контрольные мероприятия:
4.17.1. Инспекционный визит;
4.17.2. Рейдовый осмотр;
4.17.3. Документарная проверка;
4.17.4. Выездная проверка.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.16. Внеплановые контрольные мероприятия:
4.16.1. Инспекционный визит;
4.16.2. Рейдовый осмотр;
4.16.3. Документарная проверка;
4.16.4. Выездная проверка.
4.18. Основанием для проведения контрольных мероприятий в отношении контролируемых лиц, проводимых с взаимодействием с ними, является:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4.17.1. наличие у Контрольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также получение таких сведений в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, в том числе проводимые в отношении иных контролируемых лиц;
4.17.2. выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, предусмотренных приложением N 2 настоящего Положения.
4.17.3. наступление сроков проведения контрольных мероприятий, включенных в план проведения контрольных мероприятий;
4.17.4. поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4.17.5. требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4.17.6. истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, если контролируемым лицом не представлены документы и сведения, представление которых предусмотрено выданным ему предписанием, или на основании представленных документов и сведений невозможно сделать вывод об исполнении предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.18. Индикаторы риска нарушения обязательных требований указаны в приложении N 2 к настоящему Положению.
4.19. Перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований размещаются на официальном сайте Контрольного органа.
4.20. Контрольные мероприятия, проводимые при взаимодействии с контролируемым лицом, проводятся на основании решения о проведении контрольного мероприятия.
4.21. В случае принятия решения о проведении контрольного мероприятия на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного мероприятия, такое решение принимается на основании мотивированного представления должностного лица МЗК о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.22. При проведении контрольных мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемыми лицами, не требуется решение (распоряжение) Контрольного органа об их проведении.
4.23. Контрольные мероприятия в отношении контролируемых лиц проводятся должностными лицами МЗК.
4.24. Контрольный орган при организации и осуществлении муниципального земельного контроля получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления установлены Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
4.25. Плановые контрольные мероприятия в отношении контролируемых лиц проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий разрабатываемых в соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
4.26. Для фиксации должностными лицами МЗК и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка и/или аудио- и видеозапись, геодезические и картометрические измерения, проводимые должностными лицами МЗК. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, геодезических и картометрических измерений и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам контрольного действия, проводимого в рамках контрольного мероприятия.
4.27. К результатам контрольного мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение Контрольным органом мер, предусмотренных частью 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ.
4.28. По окончании проведения контрольного мероприятия составляется акт контрольного мероприятия, по форме утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом". В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы приобщаются к акту.
4.29. Оформление акта производится в день окончания проведения такого мероприятия.
4.30. Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
4.31. Информация о контрольных мероприятиях размещается в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
4.32. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами МЗК действиях и принимаемых решениях осуществляется посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством средств связи.
4.33. Гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых должностными лицами МЗК действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в адрес Контрольного органа уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствия у Контрольного органа сведений об адресе электронной почты контролируемого лица. Указанный гражданин вправе направлять в адрес Контрольного органа документы на бумажном носителе.
4.34. До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами МЗК действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу Контрольным органом могут осуществляться, в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица.
4.35. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных мероприятий. Должностное лицо МЗК вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5. Меры, применяемые, уполномоченным органом по результатам проведенных профилактических и контрольных мероприятий
5.1. В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностные лица МЗК в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
5.1.1. выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
5.1.2. незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и по доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом земельных отношений, представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
5.1.3. при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в уполномоченный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
5.1.4. принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
5.1.5. рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.2. В случае неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений, предусмотренном пунктом 4.36 настоящего Положения, должностное лицо МЗК, выдавшее такое предписание, в срок не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением такого предписания, информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Настоящее Положение не содержит пункта 4.36
5.2.1. исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
5.2.2. орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением обязательных требований законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.
5.3. Должностные лица МЗК в срок не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, связанном с неисполнением в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений, уведомляют орган местного самоуправления о выявленных фактах неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, связанных с самовольным занятием земельных участков, собственность на которые не разграничена.
5.4. Указанный в предписании срок устранения нарушения может быть продлен на срок не более шести месяцев на основании ходатайства лица, которому выдано предписание об устранении нарушения законодательства, решением должностного лица МЗК в случае наличия документально подтвержденных оснований необходимости продления срока устранения выявленного нарушения.
5.5. В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.
5.6. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения. Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается должностным лицом, вынесшим данное предписание, в течение трех рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания или об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения. В определении об отклонении ходатайства указываются причины, послужившие основанием для отклонения ходатайства.
5.7. Копия вынесенного определения по результатам рассмотрения ходатайства вручается контролируемому лицу либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При наличии согласия контролируемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках муниципального земельного контроля копия вынесенного определения по результатам рассмотрения ходатайства может быть направлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину, его уполномоченному представителю.
5.8. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте, контролируемое лицо в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта вправе представить в Контрольный орган в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в Контрольный орган. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).
5.9. В случае поступления возражений, указанных в настоящем пункте, Контрольный орган назначает консультации с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений, которые проводятся не позднее пяти рабочих дней со дня поступления возражений, в форме очного или (в случае невозможности) заочного консультирования. В ходе консультирования контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований.
5.10. Решения Контрольного органа, действия (бездействие) должностных лиц МЗК, могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 9 Закона N 248-ФЗ.
Раздел 5 дополнен пунктом 5.11. - Решение Муниципального совета Белгородского района Белгородской области от 24 декабря 2021 г. N 465
Изменения распространяются на правоотношения, возникающие с 1 января 2022 г.
5.11. Досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального района "Белгородский район" Белгородской области не применяется.
6. Обжалование решений Контрольного органа, действий (бездействия) должностных лиц Контрольного органа
Исключен. - Решение Муниципального совета Белгородского района Белгородской области от 24 декабря 2021 г. N 465 (изменение распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2022 г.)
Приложение N 1
о муниципальном земельном контроле
на территории муниципального района
"Белгородский район" Белгородской области
Критерии
отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями объектов контроля, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального района "Белгородский район" Белгородской области
1. К категории среднего риска относятся:
1.1. Объекты контроля, расположенные в границах или примыкающие к границе береговой полосы водных объектов общего пользования.
1.2. Объекты контроля, граничащие с земельными участками, предназначенными для захоронения и размещения отходов производства и потребления, размещения кладбищ;
2. К категории умеренного риска относятся земельные участки:
2.1. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, предназначенные для жилищного или иного строительства;
2.2. Относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель, особо охраняемых территорий и объектов, земель запаса;
2.3. Относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
2.4. Относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
Приложение N 2
о муниципальном земельном контроле
на территории муниципального района
"Белгородский район" Белгородской области
Индикаторы риска
нарушения обязательных требований, используемые для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении администрацией муниципального района "Белгородский район" Белгородской области муниципального земельного контроля
1. Несоответствие площади используемого контролируемым лицом земельного участка площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах на используемый контролируемым лицом земельный участок.
3. Несоответствие использования контролируемым лицом земельного участка, целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) видам разрешенного использования земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
4. Отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства.
5. Истечение одного года с момента возникновения в результате проведения публичных торгов на основании решения суда об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Муниципального совета Белгородского района Белгородской области от 27 августа 2021 г. N 389 "Об утверждении положения о муниципальном земельном контроле на территории муниципального района "Белгородский район" Белгородской области"
Вступает в силу с 25 ноября 2021 г.
Текст решения опубликован в газете "Знамя" от 25 ноября 2021 г. N 133 - 135, от 2 декабря 2021 г. N 136 - 138, от 9 декабря 2021 г. N 139 - 141
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Муниципального совета Белгородского района Белгородской области от 30 июня 2023 г. N 642
Решение Муниципального совета Белгородского района Белгородской области от 24 декабря 2021 г. N 465
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного решения и распространяются на правоотношения, возникающие с 1 января 2022 г.