В целях определения единых целей, задач, направлений работы, повышения доступности, качества и эффективности системы дошкольного образования с учётом потребности граждан, общества и государства, создания условий для реализации прав детей, проживающих на территории Магаданской области приказываю
1. Утвердить Концепцию развития дошкольного образования в Магаданской области до 2025 года (далее - Концепция).
2. Определить ответственным за реализацию научно-методического сопровождения реализации Концепции МОГАУ ДПО "Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров" (Васильева В.А.).
3. Руководителю отдела общего и дополнительного образования детей (Сакеева С.Ф.) обеспечить реализацию Концепции.
4. Руководителям муниципальных органов управления образования Магаданской области, дошкольных образовательных организаций обеспечить реализацию Концепции на уровне образовательной организации.
Министр |
А.В. Шурхно |
Утверждена
приказом министерства образования
Магаданской области
от 24.06.2022 N 645/11-пр
Концепция развития дошкольного образования в Магаданской области до 2025 года
Введение
Концепция развития дошкольного образования в Магаданской области до 2025 года (далее - Концепция) - это научное прогнозирование и обоснование развития системы дошкольного образования, направленное на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики региона. Стратегическое планирование обусловлено пониманием исключительной значимости инвестиций в дошкольное детство и основывается на признании образования как приоритетного направления социально-экономического развития Магаданской области.
Концепция основывается на следующих принципиальных положениях:
- непреходящее значение дошкольного возраста, обладающего самоценностью и собственной логикой целостного развития, как сензитивного (благоприятного) периода для становления базовых способностей личности;
- признание дошкольного детства одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной емкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования;
- признание дошкольного образования необходимой и самоценной ступенью единой образовательной системы, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка;
- приоритет здоровьесбережения как основополагающий принцип дошкольного образования;
- обеспечение динамики развития системы дошкольного образования на основе вариативности и многофункциональности организационных форм, их преемственности и индивидуализации.
Концепция разработана на основе целей, принципов и приоритетов государственной политики в сфере образования в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, ежегодного Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции демографического развития Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", положениями Федеральной целевой программы развития образования, приоритетного национального проекта "Образование", Стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2030 года, Закона Магаданской области "Об образовании".
Концепция основывается на анализе показателей и особенностей развития регионального дошкольного образования, определяет цель, задачи, приоритетные направления развития, ресурсы и механизмы реализации и является содержательной основой формирования современной модели дошкольного образования, моделирования локальных образовательных проектов и программ в Магаданской области.
Концепция призвана обеспечить:
- взаимосвязь и согласованность между долгосрочными приоритетами всех направлений развития образования в целом, оптимизацию преемственности дошкольного и начального общего образования;
- формирование методологической основы для разработки региональных программ и приоритетных проектов в дошкольном образовании;
- согласованность действий органов государственной власти Магаданской области и органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общества в решении задач развития дошкольного образования.
Современное состояние системы дошкольного образования в Магаданской области
Система дошкольного образования представлена 67 образовательными организациями, реализующими программу дошкольного образования: 50 дошкольных образовательных организаций, 7 образовательных организаций "Начальная школа - детский сад" и 12 общеобразовательных организаций, на базе которых созданы 18 дошкольных групп, один частный детский сад.
Всего функционирует 437 групп в режиме полного дня и 3 группы кратковременного пребывания.
В Магаданской области проживает 11 204 детей в возрасте от 0 до 7 лет. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 0 до 7 лет составляет 100%. Услугами дошкольного образования пользуется 6 630 детей, в том числе от 0 года до 3 лет - 1 093 детей, от 3 до 7 лет - 5 489 детей.
На обеспечение доступности дошкольного образования из регионального бюджета выделено в 2022 году - 2102,5 млн. рублей (в 2021 году - 2089,8 млн. рублей).
С 2013 по 2021 годы в регионе введено 1040 мест в дошкольных образовательных организациях области, что позволило решить проблему очередности детей в возрасте от 3 до 7 лет.
С 2019 года Магаданская область участвует в реализации подпроекта "Содействие занятости женщин" национального проекта "Демография", в рамках которого в 2022 году планируется ввод 270 мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Средний размер родительской платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных организациях, по состоянию на 01.01.2022 г., составляет 263 рубля в день (2021 г. - 250,57 рублей в день, 2021 г. - 250,57 рублей в день, 2019 году - 250,57 рублей в день). Повышение размера родительской платы в 2022 году связано с увеличением затрат на содержание и повышением стоимости продуктов питания. В 2020 - 2021 годах повышение стоимости родительской платы не осуществлялось.
В соответствии с Планом действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утверждённого Минобрнауки РФ от 31.12.2013 г., приказом министерства образования и молодёжной политики Магаданской области от 25.04.14 N 405 "О введении федерального государственного стандарта дошкольного образования в Магаданской области" 100% дошкольных образовательных организаций реализуют ФГОС ДО.
Численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций на начало 2021/2022 учебного года составила 854 человек.
По данным электронного мониторинга, проводимого министерством образования Магаданской области, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по итогам 2021 года составила 81,324 тыс. рублей (104,8% от средней заработной платы работников данной категории по итогам 2020 года).
Цель и задачи Концепции
Цель Концепции - разработка механизмов доступности качественного дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего.
Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач:
- институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности;
- оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения;
- развитие многоуровневой системы подготовки специалистов дошкольного образования различного профиля;
- развитие системы управления качеством дошкольного образования;
- формирование нормативной правовой базы и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования.
Перспективные направления развития дошкольного образования Магаданской области до 2025 года
Перспективными направлениями развития дошкольного образования Магаданской области являются:
1. нормативное правовое обеспечение развития дошкольного образования;
2. развитие новых моделей и структур дошкольного образования;
3. обновление содержания и технологий дошкольного образования;
4. развитие информационных и материально-технических ресурсов дошкольного образования;
5. повышение качества кадрового обеспечения системы дошкольного образования;
6. развитие системы управления качеством дошкольного образования;
7. развитие новых организационно-экономических механизмов дошкольного образования.
Ресурсы и механизмы реализации Концепции
1. Нормативное правовое обеспечение развития дошкольного образования
Нормативное правовое обеспечение развития системы дошкольного образования требует совершенствования:
- нормативной модели качества жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в других инновационных моделях дошкольного образования;
- документов, координирующих деятельность образовательных учреждений по организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- документов по организации вариативных моделей семейного образования ребенка и дополнительных услуг домашнего образования;
- документов единой системы ранней диагностики и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья через механизм межведомственного взаимодействия;
- документов, регламентирующих развитие региональной системы раннего развития и ранней психолого-педагогической помощи детям;
- документов, регулирующих инновационную деятельность дошкольных образовательных учреждений.
- документов, регламентирующих реализацию мероприятий по модернизации дошкольного образования;
- документов по цифровизации дошкольного образования;
- документов, регламентирующих систему оценки качества дошкольного образования.
2. Развитие новых моделей и структур дошкольного образования
Институциональные преобразования системы дошкольного образования, направленные на обеспечение доступности дошкольного образования, предусматривают типовое и видовое многообразие учреждений различных форм собственности (государственных, муниципальных, негосударственных), ведомственной и социальной принадлежности (образования, здравоохранения и социального развития, культуры, добровольных родительских сообществ и др.).
В основу структурирования системы положены вариативные модели дошкольного образования:
- модель, реализуемая на базе дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. N 666;
- модель, реализуемая в группах полного дня на базе общеобразовательных учреждений;
- модель, реализуемая в группах кратковременного пребывания детей, дифференцированных по цели и содержанию образования (адаптационные, семейные, прогулочные, предшкольной подготовки, индивидуального развития и др);
- модель, реализуемая в условиях семейного (домашнего) образования (семейный детский сад, семейные группы, мини-детский сад на дому, надомное обучение и др.);
- модель, реализуемая в условиях клубных форм (школа раннего развития, центр творчества, студии, социально-игровые группы и др.).
Возможности системных преобразований определяются новыми связями моделей дошкольного образования и внедрением актуальных структур:
- центры ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- инновационные ресурсные образовательные центры (модули);
- службы ранней помощи ребенку и его семье,
- центры игровой поддержки развития;
- центры консультативной, диагностической и методической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (консультационные пункты, центры психолого-педагогической диагностики дошкольников и др.).
Перспективы общедоступного и качественного дошкольного образования связаны с развитием предшкольного образования детей 5,5 - 7 лет, созданием целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также созданием системы раннего развития детей.
3. Обновление содержания и технологий дошкольного образования
Развитие качественных и доступных образовательных услуг требует технологической модернизации образовательной инфраструктуры:
- разработка и внедрение нового программно-методического обеспечения вариативных моделей, форм и инновационных структур дошкольного образования;
- обновление и структурирование содержания дошкольного образования на основе выделения системных компетентностей (начальных ключевых, начальных специальных (допредметных), определение муниципального, регионального компонента;
- внедрение комплексных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих их последовательной социализации и интеграции в массовую практику дошкольного образования;
- разработка инновационных технологий и модулей предметно-развивающей среды дошкольного образования;
- оптимизация содержательного и процессуального компонентов преемственности дошкольного и начального общего образования;
- расширение участия субъектов системы дошкольного образования в региональных, общероссийских и международных образовательных проектах и программах с целью интеграции образовательного, научного и технологического процессов.
4. Развитие информационных и материально-технических ресурсов дошкольного образования
Инновационная инфраструктура дошкольного образования требует:
- дальнейшей реализации региональной программы образования Магаданской области, а также иных программ (в том числе муниципальных), включающих мероприятия по строительству и реконструкции зданий под учреждения, реализующие программы дошкольного образования;
- совершенствования материально-технического оснащения дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями;
- обеспечения всеобщей доступности участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) к электронным образовательным ресурсам нового поколения, внедрения программ дистанционного обучения;
- создания современной образовательной среды на основе использования интегрированных телекоммуникационных систем для эффективной организации управления дошкольным образовательным учреждением и повышения качества образовательных услуг;
- внедрения инновационных учебно-методических комплексов и цифровых образовательных ресурсов, дистанционных технологий домашнего образования;
5. Повышение качества кадрового обеспечения системы дошкольного образования
Инновационная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к качеству кадрового обеспечения. С этой целью предусматривается:
- развитие эффективно функционирующей многоуровневой системы педагогического образования;
- развитие системы сетевого непрерывного образования, отвечающего потребностям дошкольного образования по компетенциям и квалификациям, на основе внедрения адресных модульных образовательных программ;
- создание условий для развития личности педагога, гибко управляющего индивидуальными образовательными маршрутами детей, их личностным развитием, несущего ответственность за качество результатов дошкольного образования;
- развитие системы мер поддержки молодых специалистов, создание условий для их профессиональной переподготовки, повышения квалификации;
- совершенствование инфраструктуры непрерывного профессионального образования;
- внедрение механизмов стимулирования инновационной деятельности управленцев и педагогов дошкольного образования, педагогических коллективов;
- совершенствование системы аттестации педагогических работников и других специалистов;
- совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров системы дошкольного образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного дошкольного образования.
6. Развитие системы управления качеством дошкольного образования
Достижение качества общедоступного дошкольного образования как интегрального показателя соответствия его цели и задач потребностям семьи, общества и государства требует:
- совершенствования государственно-общественной системы управления качеством дошкольного образования;
- подготовки общественных экспертов по дошкольному образованию;
- внедрения системы управления качеством образования в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную и специальную программы дошкольного образования;
- организации научно-педагогической экспертизы качества дошкольной образовательной индустрии (программы, пособия, игры, игрушки и др.);
- внедрения системы контроля качества выполнения муниципального заказа на реализацию услуг дошкольного образования.
8. Расширение сферы негосударственного сегмента дошкольного образования
Обеспечению доступности дошкольного образования различным слоям населения, развитию рынка услуг присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, способствует расширение сферы негосударственного сегмента дошкольного образования через:
- развитие частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования как формы взаимодействия органов государственной власти, муниципалитетов и бизнеса, основной целью которого является обеспечение функционирования и развития дошкольных образовательных организаций или предоставление услуги дошкольного образования, присмотра и ухода;
- поддержку негосударственных дошкольных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования, присмотра и ухода;
- стимулирование социально-ответственного поведения бизнеса в сфере дошкольного образования.
Межотраслевое взаимодействие при реализации Концепции
Инновационное развитие дошкольного образования предполагает конструктивное взаимодействие с различными сферами деятельности Магаданской области:
со сферой экономики: развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений различных форм собственности; повышение инвестиционной привлекательности дошкольного образования для притока всех видов ресурсов - интеллектуальных, материальных, финансовых и др.;
со сферой строительства: разработка проектов современных зданий образовательных учреждений (в том числе с учетом элементов безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья) и технологий их возведения в соответствии с требованиями комфортности и экологической безопасности; строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения с учетом территориальной доступности;
с производственной сферой: развитие современных технологий обеспечения инфраструктуры дошкольного образования в соответствии с гигиеническими и эргономическими требованиями к материалам и конструкциям, детской мебели, спортивному инвентарю, игрушкам и другому специальному оборудованию с целью создания безопасной и адекватной среды образовательного учреждения и домашнего интерьера для детей;
со сферой транспортной инфраструктуры: организация специальных маршрутов с целью создания условий по обеспечению доступности дошкольного образования детей в сельской местности; обеспечение адаптивными транспортными средствами детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в образовательное и культурное пространство;
со сферой здравоохранения и социального развития: осуществление непрерывного мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребенка; организация комплексной ранней диагностики детей для последующего психолого-медико-педагогического сопровождения; обеспечение равного доступа детей дошкольного возраста к высококачественным медицинским услугам как в городской, так и в сельской местности.
со сферой культуры: обеспечение оптимального социокультурного содержания дошкольного образования; интеграция образовательного и культурного пространства ребенка и его семьи;
со сферой физкультуры и спорта: реализация вариативных моделей и комплексных здоровьесберегающих технологий физического воспитания и развития детей с учетом соответствия их физиологической зрелости и физического здоровья;
со сферой науки: обеспечение научных подходов к процессам инновационного развития системы дошкольного образования области; научных разработок актуальных проблем дошкольного образования; научное сопровождение деятельности экспериментальных площадок на базе дошкольных образовательных учреждений.
Прогнозируемые результаты реализации Концепции
Целью реализации Концепции является формирование эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей детям дошкольного возраста, проживающим в Магаданской области, равные условия для получения доступного и качественного дошкольного образования.
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
- повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства, состояния здоровья ребенка и доходов родителей;
- осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений;
- гибкость и многофункциональность структуры дошкольного образования обеспечится оптимальным взаимодействием различных сфер жизнедеятельности Магаданской области;
- сложится единое дошкольное образовательное пространство;
- содержание, современные технологии и модели инновационной дошкольной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка;
- будет обеспечена преемственность дошкольного и начального общего образования;
- оптимизируется нормативное правовое регулирование инновационным преобразованием региональной системы дошкольного образования;
- увеличится доля педагогов дошкольного образования, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения;
- сформируется система мониторинга оценки качества инновационной деятельности специалиста дошкольного образования и гибкая система его подготовки и переподготовки.
Заключение
Концепция определяет пути инновационного преобразования системы дошкольного образования региона, при котором дошкольное образование рассматривается как ресурс демографического, социально-экономического развития Магаданской области, наращивания ее духовного и интеллектуального потенциала. Концепция ориентирует региональную систему дошкольного образования на использование внутренних резервов ее инновационного развития.
Концепция реализуется посредством разработки и выполнения комплекса локальных программ (отраслевых, межотраслевых, областных, муниципальных, образовательного учреждения и др.). Эффективность ее реализации обеспечивается конструктивным сотрудничеством между органами государственной власти, местного самоуправления, частного бизнеса и гражданского общества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Магаданской области от 24 июня 2022 г. N 645/11-пр "Об утверждении Концепции развития дошкольного образования в Магаданской области до 2025 года"
Вступает в силу с 24 июня 2022 г.
Текст приказа опубликован не был