Письмо Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 18 июня 2020 г. N ОР-07/1118
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее Фонд), рассмотрев поступившие обращения, сообщает следующее.
1. По вопросу о том, вправе ли орган местного самоуправления принять решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, на котором расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, (далее аварийный дом), для целей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилого фонда с участием средств Фонда в случае, если земельный участок не образован, сообщаем, что согласно статье 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе в связи с решением о признании многоквартирного дома аварийным, возможно, в том числе, в отношении земельных участков, подлежащих образованию. В указанном случае к решению об изъятии земельного участка прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащий изъятию земельный участок предстоит образовывать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (пункт 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
2. По вопросу о том, вправе ли орган местного самоуправления изъять земельный участок для целей реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в случае, если под двухквартирным жилым домом земельный участок сформирован (сформированы) лишь под одной квартирой или под таким домом сформированы два участка (под каждой квартирой), Фонд сообщает, что в соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее постановление Правительства Российской Федерации N 47), многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Также пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право на имущество, подлежащее регистрации, в том числе право собственности на недвижимое имущество, возникает, изменяется, прекращается с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не предусмотрено законом.
Учитывая перечисленные нормы, факт государственной регистрации права индивидуальной собственности на земельный участок под одной из квартир свидетельствует о том, что такие квартиры не составляют многоквартирный дом, а являются, исходя из пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, жилым домом блокированной застройки.
Предоставление Фондом финансовой поддержки на переселение граждан из домов блокированной застройки Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не предусмотрено и, соответственно, требования статьи 16 данного Федерального закона о включении многоквартирных домов в региональные адресные программы по пере селению граждан из аварийного жилищного фонда на дома блокированной застройки не распространяются. Земельные участки под такими объектами недвижимого имущества не могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд на основании частей 10-11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 декабря 2018 года N 48644-ВЯ/06, адресованном высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Таким образом, расселение аварийных жилых домов блокированной застройки за счет средств Фонда в настоящее время не предусмотрено.
Одновременно сообщаем, что субъект Российской Федерации может осуществлять расселение аварийных домов блокированной застройки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств бюджетов муниципальных образований, при этом перечень таких домов может быть дополнительно отражен в региональной адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
3. По вопросу о том, возможно ли изъять земельный участок, если он сформирован для двух многоквартирных домов, Фонд сообщает, что действующее законодательство не содержит запрета на размещение на одном земельном участке нескольких многоквартирных домов, и, соответственно, такой участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием расположенных на таком земельном участке жилых домов аварийными. В том случае, если лишь один из расположенных многоквартирных домов на указанном земельном участке является аварийным, представляется целесообразным осуществить раздел такого земельного участка в соответствии с требованиями жилищного и земельного законодательства.
Заместитель |
О.С. Рурин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 18 июня 2020 г. N ОР-07/1118
Опубликование:
-