Решение Самарского областного суда от 8 апреля 2022 г. N 3а-817/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-817/2022 по административному исковому заявлению Я.Н.В. о признании не действующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, установил:
Я.Н.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию представителей муниципального района Елховский Самарской области, в котором просила признать недействующим решение Собрания представителей муниципального района Елховский Самарской области от 26.10.2016 N 106 "Об утверждении коэффициента вида использования земельных участков, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района Елховский, предоставляемые без торгов для целей, не связанных со строительством" в части установления в пункте 4 Приложения N 1 "Размещение и эксплуатация объектов административно-общественного управления, здравоохранения, образовательного, социально-культурного, коммунального и религиозного назначения, физической культуры и спорта" значения коэффициента 0,6.
В обоснование требований административный истец указала, что является собственником части нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу ориентира: <адрес>. Администрацией муниципального района Елховский в ее адрес направлен проект договора аренды земельного участка, согласно которому размер ежегодной арендной платы за земельный участок исчислен с применением коэффициента вида разрешенного использования (Кв) - 0,6. Административный истец полагает, что установленное п. 4 Приложения N 1 к оспариваемому решению Собрания представителей муниципального района Елховский от 26.10.2016 N 106 значение коэффициента вида использования земельных участков противоречит закону, имеющему большую юридическую силу, а именно основному принципу определения арендной платы, установленному постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582, в частности, принципу экономической обоснованности, а также статье 39.7 Земельного кодекса РФ, что влечет за собой нарушение ее прав и законных интересов в виде исчисления повышенной арендной платы.
Представитель административного истца Г.Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила заявленные требования, просила признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Таблицы N 1 Приложения N 1 к решению Собрания представителей муниципального района Елховский Самарской области от 26.10.2016 N 106 "Об утверждении коэффициента вида использования земельных участков, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района Елховский, предоставляемые без торгов для целей, не связанных со строительством" в части установления числового значения коэффициента вида использования земельных участков для размещения и эксплуатации объектов административно-общественного управления в размере 0,6.
Представители административного ответчика Собрания представителей муниципального района Елховский Самарской области, а также заинтересованных лиц - администрации и главы администрации муниципального района Елховский Самарской области, ПАО "С." в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Собранием представителей и администрацией муниципального района Елховский Самарской области представлены письменные отзывы, в которых ссылаются на то, что решением Собрания представителей муниципального района Елховский Самарской области 23.03.2022 принято решение N 177, которым оспариваемый пункт 4 Приложения N 1 Таблицы N 1 отменен, в связи с чем полагают, что производство по административному делу подлежит прекращению на основании части 2 статьи 194 КАС РФ.
В соответствии с положениями статей 150 и 213 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора В.С.Ш., полагавшей заявленные требования обоснованными, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление Я.Н.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12.2 статьи 5 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" к полномочиям Правительства Самарской области в области земельных отношений отнесено, в том числе установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов, определен постановлением Правительства Самарской области от 6 июня 2008 г. N 308.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства Самарской области от 6 августа 2008 г. N 308
Пунктом 3 Постановления N 308 предусмотрено, что определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, рассчитывается по формуле:
,
где:
- коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Устав муниципального района Елховский Самарской области принят решением Собрания представителей муниципального района Елховский Самарской области от 30.11.2006 N 109 и закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории муниципального района.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду решение Собрания представителей муниципального района Елховский Самарской области от 30 ноября 2016 г. N 109
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Устава муниципального района, Собрание представителей муниципального района является представительным органом муниципального района, входящим в структуру органов местного самоуправления.
На основании пункта 3 части 1 статьи 32 Устава, в исключительной компетенции Собрания представителей муниципального района находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статьям 60-64 Устава, решения Собрания представителей муниципального района Елховский Самарской области, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, входят в систему муниципальных правовых актов.
Из материалов дела следует, что 26.10.2016 Собранием представителей муниципального района Елховский Самарской области принято решение N 106 "Об утверждении коэффициента вида использования земельных участков, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального района Елховский, предоставляемые без торгов для целей, не связанных со строительством".
В частности пунктом 4 Таблицы N 1 Приложения N 1 коэффициент вида целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков для "Размещения и эксплуатации объектов административно-общественного управления, здравоохранения, образовательного, социально-культурного, коммунального и религиозного назначения, физической культуры и спорта" установлен в размере 0,6.
Решение Собрания представителей от 26.10.2016 N 106 опубликовано в издании "Елховские просторы" 05 ноября 2016 года N 43 (632), а также размещено на Интернет-портале Самарской Губернской Думы и представительных органов муниципальных образований в Самарской области http:/elhov.samgd.ru/acts/decisions/52488 и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанные на неоднократное применение во времени. Данный нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у административного ответчика на его принятие, процедуре принятия, а также по порядку опубликования.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как видно из материалов дела, Я.Н.В. с 09.06.2017 является собственником части нежилого административного здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>; другая часть нежилого здания (КН N) по указанному адресу принадлежит заинтересованному лицу ПАО "С.", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 02.02.2022, 07.04.2022.
Принадлежащая административному истцу часть здания расположена на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1809 кв. м, категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "административные здания" правообладателем которого является сельское поселение Елховка муниципального района Елховский Самарской области, о чем представлена выписка из ЕГРН от 02.02.2022.
Пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Сельским поселением в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Елховский в адрес административного истца направлен проект договора аренды вышеуказанного земельного участка от 08.10.2021.
По условиям проекта договора (п. 3.1) и Приложения N 2 к нему, расчет арендной платы за право пользования земельным участком производится с применением коэффициента вида использования (Кв) в размере 0,6, утвержденного решением Собрания представителей N 106 от 26.10.2016. Размер ежегодной арендной платы определен в размере 783 572 рубля, что составляет более половины кадастровой стоимости земельного участка (1 305 953,28 руб.).
Административный истец обратилась в суд с настоящим иском 11.02.2022, то есть в период действия оспариваемого нормативного акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).
Несмотря на то, что решением Собрания представителей муниципального района Елховский от 23.03.2022 N 177 (опубликовано 02.04.2022) оспариваемый Я.Н.В. пункт 4 Приложения N 1 Таблицы N 1 к решению Собрания представителей от 26.10.2016 N 106 был признан утратившим силу, он подлежит применению к правоотношениям сторон и затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку сохраняется право собственника земельного участка по взысканию неосновательного обогащения за его использование за период с 09.06.2017 по 01.04.2022 с применением коэффициента, установленного оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с положениями пункта 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Применяя вышеуказанную норму закона, суд определением от 8 апреля 2022 года отклонил ходатайство Собрания представителей и администрации муниципального района Елховский Самарской области о прекращении производства по настоящему административному делу.
Таким образом, Я.Н.В. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным актом, в связи с чем вправе обратиться с административным иском о признании этого акта недействующим.
На основании части 7 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемого в части акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, в частности, принцип экономической обоснованности, который предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляемым деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
С учетом изложенного, при принятии нормативного правового акта, наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Как видно из пояснительной записки к проекту оспариваемого в части решения Собрания представителей муниципального района Елховский за подписью руководителя Комитета по управлению муниципальной собственностью, в ней содержится формула расчета арендной платы, а также Таблица с указанием видов целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков (Кв) и значений коэффициентов, включая Кв 0,6 для земельных участков, предназначенных для размещения и эксплуатации объектов административно-общественного управления. Кроме того, приведен расчет размера арендной платы (стоимость 1 кв. м в год) по видам использования, в частности, в пункте 4:
.
Между тем, экономическое обоснование значения коэффициента вида использования земельных участков, установленного в пункте 4 Таблицы N 1 Приложения N 1 к оспариваемому решению, административным ответчиком суду не представлено.
Пояснительная записка не содержит анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, включая местоположение, уровень коммерческой привлекательности, потребительского спроса на землю, развития инфраструктуры, влияющих на уровень доходности исследуемого вида земельных участков (предназначенных для размещения и эксплуатации объектов административно-общественного управления), расположенных на территории муниципального района Елховский, с учетом, в том числе, категории и вида разрешенного использования.
Не приведено и каких-либо расчетов для установления оспариваемого коэффициента (0,6), которые возможно проверить, и позволяющих убедиться, что это значение отвечает целям определения экономически обоснованной платы за использование земельных участков указанного выше вида и действительно призвано обеспечить максимальное поступление в бюджет платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов муниципального образования и арендаторов и иных лиц, в чьем пользовании находятся земельные участки.
Как следует из протокола заседания Собрания представителей муниципального района Елховский от 26.10.2016 N 17, вопрос об экономической обоснованности для установления коэффициента вида использования для земельных участков, поименованных в пункте 4 Таблицы N 1 Приложения N 1 также не являлся предметом обсуждения.
Согласно статьям 1, 7 и 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
Установив, что при принятии оспариваемого положения нормативного правового акта не учитывались данные об оценке доходности земельных участков для размещения и эксплуатации объектов административно-общественного управления, расположенных на территории муниципального района Елховский Самарской области, о прибыли, полученной от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о затратах, связанных с их использованием, суд приходит к выводу о том, что правовой акт в указанной выше части противоречит действующему законодательству, а именно статье 39.7 Земельного кодекса РФ, абзацу второму Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, в данном случае, принципу экономической обоснованности.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Учитывая изложенное, в соответствии со статьей 215 КАС РФ, имеются основания для удовлетворения административного иска о признании решения Собрания представителей муниципального района Елховский Самарской области от 26.10.2016 N 106 в оспариваемой части недействующим.
Разрешая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта следует признать недействующими, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, и в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, оснований для признания его недействующим со дня принятия, как об этом просит административный истец, суд не усматривает.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).
Поскольку оспариваемая административным истцом часть нормативного правового акта утратила силу со дня официального опубликования решения Собрания представителей от 23.03.2022 N 177-02.04.2022, правовую норму следует признать недействующей с этой даты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
административное исковое заявление Я.Н.В. удовлетворить.
Признать недействующим со 2 апреля 2022 года пункт 4 Таблицы N 1 Приложения N 1 к решению Собрания представителей муниципального района Елховский Самарской области от 26.10.2016 N 106 "Об утверждении коэффициента вида использования земельных участков, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального района Елховский, предоставляемые без торгов для целей, не связанных со строительством" в части установления числового значения коэффициента вида (Кв) использования земельных участков для размещения и эксплуатации объектов административно-общественного управления в размере 0,6.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Елховские просторы" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 8 апреля 2022 г. N 3а-817/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании