Решение Самарского областного суда от 5 апреля 2022 г. N 3а-869/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-869/2022 по административному исковому заявлению С.Э.Ф. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов, установил:
С.Э.Ф. (далее административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2018 N 1647 в части включения в него под пунктами N , N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608 в части включения в него под пунктами N , N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N.
Требования обусловлены тем, что в указанные пункты Перечней включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения, которые не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца, по доверенности - Ф.Е.В. поддержала заявленные требования.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилых помещений в Перечни обусловлено тем, что они находятся в подвальном и полуподвальном этажах многоквартирного жилого дома, где располагаются офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания, что также подтверждается сведениями из "2ГИС".
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018, 2019 годы.
Факт включения нежилых помещений в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180). 02.1 1.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что С.Э.Ф. на праве собственности принадлежит нежилое помещение (наименование: нежилое помещение) с кадастровым номером N, площадью 133,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.12.2021.
Также ему в этом же многоквартирном жилом доме принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N (наименование: нежилое помещение), площадью 102,7 кв. м, состоящее из комнат N 14, 16, 17, 19, 20, 21, 22 на -1 этаже, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.12.2021.
Из материалов дела также следует, что земельный участок под многоквартирным жилым домом имеет кадастровый номер N и вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
Из пояснений представителя административного истца, справки управляющего <данные изъяты>" В.Н.М., счетов на оплату ЖКУ за спорный период, акта осмотра помещений <данные изъяты>" с приложением фотографий нежилых помещений, следует, что нежилые помещения находятся в черновой отделке и не используются.
В материалы дела сведения о составлении административным органом актов фактического использования спорного объекта недвижимости на момент формирования Перечней не представлено.
Установленные обстоятельства в совокупности со сведениями о нежилом здании, и земельном участке в силу вышеприведенных норм действующего законодательства, не предполагают безусловное размещение в нежилых помещениях офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Доводы Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что включение нежилых помещений в Перечни обусловлено тем, что в подвальных этажах многоквартирного жилого дома располагаются офисы, торговые объекты, объекты бытового обслуживания, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку сведений о размещении в нежилых помещениях, включенных в Перечни, офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания не предоставлено.
В письменных возражениях Министерство имущественных отношений Самарской области также ссылается на информацию международной картографической компании "2ГИС", размещенную на официальном сайте в сети Интернет о том, что в многоквартирном жилом доме, частью которого является спорные нежилые помещения, располагаются торговые объекты, объекты бытового обслуживания, офисы.
Вместе с тем, указанные сведения не могут быть отнесены к числу относимых и допустимых доказательств по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, поскольку положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, "сеть Интернет" не поименована в числе источников информации о предназначении, наименовании и использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых решается вопрос о включении их в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из кадастровой стоимости.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N необоснованно включены в Перечни на 2018, 2019 годы, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования С.Э.Ф. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2018 N 1647 в части включения в него под пунктами N , N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 г. N 1647
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 N 1608 в части включения в него под пунктами N , N нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.04.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 5 апреля 2022 г. N 3а-869/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании