Проблема оценки степени открытости экономики и уровня либерализации
торгового режима в механизме соотношения свободы протекционизма
Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития ХХ в. явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Начиная с периода послевоенного экономического восстановления и в последующие годы, правительства ведущих стран мира все активнее освобождались от автаркического наследия прошлого. Открытость экономики, основанная на либерализации внешнеторговой политики, при этом сопровождается сохранением, а иногда и ужесточением протекционистских барьеров. Поиск же "золотой середины" между необходимостью государственного воздействия и императивом обеспечения личной свободы агентов производства и граждан - неотъемлемая черта исторического процесса.
Вопрос об общих характеристиках торгового режима и его общей оценке следует рассматривать, прежде всего, в контексте определения места страны в международной торговой системе. В связи с этим обостряется проблема оценки степени открытости экономики и уровня либерализации торгового режима.
Объективные и однозначные юридические критерии оценки степени открытости экономики отсутствуют, в том числе и в рамках существующей многосторонней системы регулирования международной торговли. Отчасти это связано с общим подходом, который был основой функционирования ГАТТ.
Понятие "открытой" экономики также не имеет определенного статуса в рамках многосторонней системы. Несмотря на то, что одной из важнейших ее задач является либерализация международной торговли, уровень открытости экономики не является формальным препятствием для участия в ВТО и других международных организациях. В то же время на практике участие в них связано с либерализацией торгового режима, однако ее степень определяется не четкими критериями, а согласием остальных участников с уровнем либерализации торгового режима каждого участника.
И все же, в принципе, некоторые формальные, хотя и неофициальные критерии открытости экономики существуют. Например, по мнению некоторых зарубежных специалистов, торговый режим можно считать открытым, если количественные ограничения в наиболее жестких формах, т.е. в виде запретов, квотирования и разрешительного лицензирования, применяются в отношении менее 10% импорта (экспорта), либо мягкие формы количественных ограничений, например, автоматического лицензирование, применяются по отношению к менее, чем 25% импорта (экспорта). При этом уровень средневзвешенной ставки таможенного тарифа составляет не более 25%.
Существуют и другие количественные критерии. Так, в одном из исследований, которые проводились МВФ до завершения Уругвайского раунда, торговые режимы развивающихся стран оценивались по следующим критериям:
- режим с жесткими ограничениями - количественные ограничения охватывают более 5% импорта;
- режим с существенными ограничениями - количественные ограничения охватывают менее 50%, но более 15% импорта;
- относительно открытый торговый режим - количественные ограничения охватывают от 5 до 15% импорта или менее 5% импорта, если уровень максимальных импортных пошлин составляет не менее 50%;
- торговый режим признается открытым, если количественные ограничения затрагивают не более 5% импорта, а уровень пошлин и иных сборов не превышает 50%.
Последняя схема не учитывает различия в системе и практике применения количественных ограничений и особенности структуры импортного тарифа, хотя некоторые авторы и признавали значение этих факторов*(1).
Несмотря на такие достоинства, как простота и универсальность, к подобным системам оценки, на наш взгляд, следует относиться весьма условно. Во-первых, всегда необходимо учитывать особенности экономики и внешней торговли конкретной страны. Во-вторых, количественный и качественный анализ торговых ограничений не всегда можно уложить в стандартные рамки приведенных выше показателей.
При этом весьма важным критерием характера торгового режима является уровень транспарентности всей системы регулирования в целом и ее отдельных элементов.
Оценивая влияние тарифных барьеров на характер торгового режима, необходимо учитывать не только уровень пошлин, но и особенности таможенных процедур. Сложные и недостаточно транспарентные таможенные процедуры могут существенно ограничить доступ на рынок даже при сравнительно невысоком уровне таможенных пошлин.
В данном случае ключевое значение принадлежит правилам определения таможенной стоимости. Например, если таможенные органы имеют возможность произвольно, или, наоборот, пользуясь установленными правилами, завышать уровень таможенной стоимости, то это существенно повышает реальный уровень тарифного барьера.
При сопоставлении торговых режимов необходимо также учитывать масштабы, эффективность и особенности применения иных ограничений. В первую очередь, это технические барьеры, защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры, "добровольные ограничения экспорта. В некоторых случаях при сопоставлении торговых режимов отдельных стран проводится анализ частоты применения антидемпинговых мер, практики соглашений о "добровольных" ограничений экспорта.
Ключевое значение при анализе торгового режима имеет выяснение вопроса о том, насколько законодательство данной страны и практика его применения следуют принципу недискриминации.
В современных условиях внешняя торговля тесно связана с международным движением капитала, международной торговлей услугами и международной торговлей объектами интеллектуальной собственности. Например, экспорт огромного числа товаров, которые представляют собой детали и компоненты, чаще всего связан с созданием за рубежом сборочных или производственных предприятий, использующих современные технологии, изобретения и ноу-хау. Продажа товаров на внутреннем рынке в большей мере зависит от использования товарных знаков, а значит, и механизмов защиты владельцев прав интеллектуальной собственности (т.е. владельцев прав на использование технологий или товарных знаков). Развитие торговли и инвестиций невозможно без соответствующих финансовых, транспортных, коммуникационных и других услуг.
Все перечисленные сферы регулируются, прежде всего, внутренним законодательством, которое изначально не направлено на регулирование внешней торговли. Поэтому для нормального развития внешнеторгового обмена с данной страной большое значение приобретают характер и особенности внутреннего законодательства (в том числе и на уровне местного или регионального законодательства), регулирующего в целом коммерческую, производственную и финансовую деятельность. В этом проявляется общая тенденция, характерная для современной глобальной торговой политики, - перемещение центра тяжести с упорядочения применения мер внешнеторгового регулирования в целях либерализации международного обмена товарами на обеспечение совместимости усилий для предпринимательской деятельности на уровне национальных хозяйственных механизмов.
Н.Н. Щебарова,
кандидат экономических наук, докторант Московского университета
потребительской кооперации г.Москва
Приложение к журналу "Налоги и финансовое право", 2002 г., N 6
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Issues and Developments in International Trade Policy. IMF, Wash, 1992, p.42
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблема оценки степени открытости экономики и уровня либерализации торгового режима в механизме соотношения свободы протекционизма
Автор
Н.Н. Щебарова - кандидат экономических наук, докторант Московского университета потребительской кооперации г.Москва
Приложение к журналу "Налоги и финансовое право", 2002 г., N 6