Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 5 июля 2022 N 360-р
"Об утверждении инновационного социального проекта (комплекса мер) "Мой выбор - мое будущее", направленного на развитие в Кемеровской области - Кузбассе социальной поддержки семей с низким уровнем дохода, на 2022-2023 годы"
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р "Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года", протоколом заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 15.04.2022 N 1:
1. Утвердить прилагаемый инновационный социальный проект (комплекс мер) "Мой выбор - мое будущее", направленный на развитие в Кемеровской области - Кузбассе социальной поддержки семей с низким уровнем дохода, на 2022-2023 годы (далее - комплекс мер).
2. Определить Министерство социальной защиты населения Кузбасса ответственным за координацию работы по разработке и реализации комплекса мер, а также за мониторинг реализации комплекса мер.
3. Органам исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса и организациям, ответственным за реализацию комплекса мер, ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство социальной защиты населения Кузбасса информацию о ходе реализации комплекса мер.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса обеспечить реализацию комплекса мер.
5. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам социального развития) Воронину Е.А.
7. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Первый заместитель Губернатора |
В.Н. Телегин |
Утвержден
распоряжением Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 5 июля 2022 г. N 360-р
Инновационный социальный проект (комплекс мер)
"Мой выбор - мое будущее", направленный на развитие в Кемеровской области - Кузбассе социальной поддержки семей с низким уровнем дохода, на 2022-2023 годы
Паспорт
инновационного социального проекта (комплекса мер) "Мой выбор - мое будущее", направленного на развитие в Кемеровской области - Кузбассе социальной поддержки семей с низким уровнем дохода, на 2022-2023 годы
1. Основные положения
Наименование конкурса Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд) |
Конкурсный отбор инновационных социальных проектов (комплексов мер) субъектов Российской Федерации, направленных на развитие социальной поддержки семей с низким уровнем дохода |
|||
Наименование программы Фонда |
"Моя семья" |
Срок начала и окончания комплекса мер |
2022-2023 годы |
|
География инновационного социального проекта (комплекса мер) "Мой выбор - мое будущее", направленного на развитие в Кемеровской области - Кузбассе социальной поддержки семей с низким уровнем дохода, на 2022-2023 годы (далее - комплекс мер) и его участники |
28 муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса (городские округа: Анжеро-Судженский, Березовский, Беловский, Калтанский, Кемеровский, Киселевский, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченский, Мысковский, Новокузнецкий, Осинниковский, Прокопьевский, Тайгинский, Юргинский; муниципальные округа: Беловский, Гурьевский, Крапивинский, Ленинск-Кузнецкий, Мариинский, Новокузнецкий, Прокопьевский, Топкинский, Тисульский, Тяжинский, Юргинский, Яйский, Яшкинский; муниципальный район: Таштагольский); 34 организации социального обслуживания семьи и детей (муниципальное казенное учреждение Анжеро-Судженского городского округа "Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, г. Анжеро-Судженск), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Теплый дом" (далее - СРЦН "Теплый дом", г. Белово), муниципальное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - ЦСПСиД, г. Белово), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Берегиня" (далее - СРЦН "Берегиня", г. Березовский), муниципальное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - ЦСПСиД, г. Калтан), муниципальное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям города Кемерово" (далее - ЦСПСиД, г. Кемерово), государственное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Маленький принц" (далее - СРЦН "Маленький принц", г. Кемерово), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие" (далее - СРЦН "Доверие", г. Киселевск), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" (далее - СРЦН "Радуга", г. Ленинск-Кузнецкий), муниципальное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - ЦСПСиД, г. Междуреченск), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, г. Междуреченск), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, г. Мыски), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Алые паруса" (далее - СРЦН "Алые паруса", г. Новокузнецк), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Уютный дом" (далее - СРЦН "Уютный дом", г. Новокузнецк), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Полярная звезда" (далее - СРЦН "Полярная звезда", г. Новокузнецк), муниципальное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - ЦСПСиД, г. Новокузнецк), муниципальное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - ЦСПСиД, г. Осинники), муниципальное казенное учреждение "Центр психолого-педагогической помощи населению" (далее - ЦПППН, г. Прокопьевск), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Алиса" (далее - СРЦН "Алиса", г. Прокопьевск), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, г. Тайга), муниципальное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" (далее - ЦСПСиД, г. Юрга), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, Гурьевский муниципальный округ), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, Крапивинский район), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, Ленинск-Кузнецкий район), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, Мариинский район), муниципальное казенное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям "Виктория", Новокузнецкий муниципальный район (далее - ЦСПСиД "Виктория", Новокузнецкий муниципальный район), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, Прокопьевский муниципальный округ), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, г. Таштагол), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, пгт Тисуль), муниципальное казенное учреждение "Топкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, г. Топки), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, пгт Тяжинский), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, Юргинский муниципальный округ), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, Яйский район), муниципальное казенное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (далее - СРЦН, Яшкинский муниципальный округ); 8 образовательных организаций (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева (далее - КузГТУ) (по согласованию), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет" (далее - КемГУ) (по согласованию), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный медицинский университет" (далее - КемГМУ) (по согласованию), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия" (далее - КузГСХА) (по согласованию), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный институт культуры" (далее - КемГИК) (по согласованию), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный индустриальный университет" (далее - СибГИУ) (по согласованию), государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Кузбасский региональный институт развития профессионального образования" (далее - КРИРПО), государственное автономное учреждение дополнительного образования Кемеровской области "Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи" (далее - ГАУДО КО РЦВПРС и ТДМ "Сириус.Кузбасс") (по согласованию); 2 медицинские организации: государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасская детская клиническая больница имени профессора Ю.Е. Малаховского" (далее - Кузбасская детская клиническая больница, г. Новокузнецк) (по согласованию), государственное автономное учреждение здравоохранения "Кузбасская областная детская клиническая больница им. Ю.А. Атаманова" (далее - Кузбасская областная детская клиническая больница, г. Кемерово) (по согласованию); специалисты организаций разной ведомственной принадлежности, предоставляющие меры социальной поддержки целевым группам, дети, составляющие ближайшее социальное окружение детей целевой группы; добровольцы (волонтеры) (20 чел.); 2 учреждения физической культуры и спорта: государственное автономное учреждение "Региональный центр спортивных сооружений Кузбасса" (далее - Региональный центр спортивных сооружений Кузбасса, г. Кемерово) (по согласованию), музей физической культуры и спорта Кузбасса (далее - музей физической культуры и спорта, г. Кемерово) (по согласованию); 22 центра занятости населения: государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Анжеро-Судженска, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Белово, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Березовского, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Киселевска, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Ленинска-Кузнецкого, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Междуреченска, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Мыски, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Новокузнецка, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Осинники, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Прокопьевска, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Тайги, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Юрги, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Гурьевска, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Мариинска, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Таштагола, государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Топки, государственное казенное учреждение Центр занятости населения Крапивинского района, государственное казенное учреждение Центр занятости населения Тисульского района, государственное казенное учреждение Центр занятости населения Тяжинского района, государственное казенное учреждение Центр занятости населения Яйского района, государственное казенное учреждение Центр занятости населения Яшкинского района; Автономная некоммерческая организация "Научно-образовательный центр "Кузбасс", Автономная некоммерческая организация "Центр поддержки несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации "Детвора" |
|||
Заявитель |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса |
|||
Руководитель комплекса мер |
Федюнина Елена Геннадьевна, министр социальной защиты населения Кузбасса |
Контактные данные: тел. 8 (3842) 75-85-85 (приемная), 8 (3842)77-25-77, dsznko@mail.ru |
||
Куратор комплекса мер |
Чайка Наталья Сергеевна, первый заместитель министра социальной защиты населения Кузбасса |
Контактные данные: 8(3842) 77-25-86, chaika@dsznko.ru |
||
Связь с региональными проектами |
Региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Кемеровской области - Кузбассе", утвержденная распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 02.04.2021 N 162-р |
|||
Связь с государственными программами Кемеровской области - Кузбасса |
Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Социальная поддержка населения Кузбасса" на 2014-2024 годы, утвержденная постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 N 468 |
2. Цель, целевые группы и показатели комплекса мер
Цель: повышение качества жизни детей в семьях с низким уровнем дохода
Целевые группы:
дети из малообеспеченных семей (45339 детей из многодетных семей);
родители (законные представители), не имеющие дохода (229 многодетных семей);
родители (законные представители), имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области - Кузбасса, и имеющие риск возможного развития семейного неблагополучия (12960 многодетных семей);
специалисты организаций разной ведомственной принадлежности, предоставляющие меры социальной поддержки целевым группам, специалисты государственной службы занятости населения.
N |
Наименование индикатора (показателя) |
Единицы измерения |
Базовое значение |
Значение индикатора (показателя) |
|||||
значение |
дата |
по состоянию на 01.01.2022 |
по состоянию на 30.06.2022 (прогноз) |
по состоянию на 31.12.2022 (прогноз) |
по состоянию на 30.06.2023 (прогноз) |
по состоянию на 31.12.2023 (прогноз) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Охват малообеспеченных семей с детьми, заключивших социальный контракт в рамках комплекса мер |
Указывается доля охвата малообеспеченных семей с детьми, заключивших социальный контракт в рамках комплекса мер, от общего количества малообеспеченных семей с детьми, проживающих в регионе, и через знак "/ " количество семей - участников комплекса мер |
12960 - количество многодетных семей, имеющих среднедушевой доход семьи (далее - СДС) ниже величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области - Кузбассе (далее - ВПМ) |
01.12.2021 |
5,0/648 |
5,4/700 |
5,6/726 |
6,0/778 |
6,2/804 |
2 |
Охват детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, заключивших социальный контракт в рамках комплекса мер |
Указывается доля охвата детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, заключивших социальный контракт в рамках комплекса мер, от общего количества детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, и через знак "/ " количество детей - участников комплекса мер |
45339 - количество детей в семьях, имеющих СДС ниже ВПМ |
01.12.2021 |
5,0/2267 |
5,4/2448 |
5,6/2539 |
6,0/2720 |
6,2/2811 |
3 |
Количество семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию в результате проведенной с ними работы в рамках комплекса мер |
семей / в них детей |
0 |
01.12.2021 |
0/0 |
314/1099 |
351/1229 |
389/1360 |
418/1462 |
4 |
Доля семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности семей, охваченных эффективными технологиями комплекса мер |
процентов |
0 |
01.12.2021 |
0 |
44,9 |
48,3 |
50,0 |
52,0 |
5 |
Количество созданных служб для организации социального сопровождения семей, заключивших социальный контракт (многофункциональных социальных центров), включающих |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
10 |
15 |
20 |
33 |
5.1 |
Семейные гостиные |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
10 |
15 |
20 |
33 |
5.2 |
Пункты социального проката |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
10 |
15 |
20 |
33 |
5.3 |
Выездные службы |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
10 |
15 |
20 |
33 |
5.4 |
Социальные приемные |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
10 |
15 |
20 |
33 |
5.5 |
Школы для родителей |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
10 |
15 |
20 |
33 |
6 |
Количество созданных центров профессиональной ориентации "Моя будущая профессия" для кратковременного пребывания детей в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
7 |
Численность малообеспеченных семей с детьми, воспользовавшихся услугами центров профессиональной ориентации "Моя будущая профессия" для кратковременного пребывания детей в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт |
семей |
0 |
01.12.2021 |
0 |
23 |
48 |
70 |
90 |
8 |
Численность детей из малообеспеченных семей, посещающие центры профессиональной ориентации "Моя будущая профессия" для кратковременного пребывания детей в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт |
детей |
0 |
01.12.2021 |
0 |
70 |
145 |
212 |
272 |
9 |
Численность детей - участников тематических информационно-просветительских и обучающих программ, направленных на достижение личного профессионального успеха в будущем |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
2448 |
2539 |
2720 |
2811 |
10 |
Численность детей - участников программ, способствующих повышению финансовой грамотности, в том числе на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
140 |
270 |
405 |
525 |
11 |
Численность руководителей и специалистов, повысивших профессиональную компетенцию на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда по направлению "Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми в целях достижения ими уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта)", в том числе |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
40 |
0 |
0 |
11.1 |
На базе государственного областного автономного учреждения "Новгородский областной центр "Семья" (Новгородская область) |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
10 |
0 |
0 |
11.2 |
На базе государственного бюджетного учреждения "Тверской областной Центр социальной помощи семье и детям" (Тверская область) |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
10 |
0 |
0 |
11.3 |
На базе государственного бюджетного учреждения Калужской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга" (Калужская область) |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
10 |
0 |
0 |
11.4 |
На базе краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Краевой кризисный центр для мужчин" (Алтайский край) |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
10 |
0 |
0 |
12 |
Численность руководителей и специалистов, обученных специалистами, прошедшими подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
0 |
200 |
400 |
13 |
Доля муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса, участвующих в реализации комплекса мер, от общего количества муниципальных образований в составе Кемеровской области - Кузбасса |
Указывается доля муниципалитетов - участников комплекса мер и через знак "/ " общее количество муниципалитетов |
0 |
01.12.2021 |
0 |
29,4/34 |
58,8/34 |
73,5/34 |
82,4/34 |
14 |
Количество организаций разной ведомственной принадлежности, участвующих в реализации комплекса мер, в том числе |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
24 |
44 |
57 |
77 |
14.1 |
Организации социального обслуживания |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
10 |
16 |
20 |
34 |
14.2 |
Образовательные организации |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
2 |
4 |
6 |
8 |
14.3 |
Медицинские организации |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14.4 |
Организации службы занятости |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
5 |
10 |
22 |
22 |
14.5 |
Учреждения культуры |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
5 |
10 |
15 |
16 |
14.6 |
Учреждения физической культуры и спорта |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
14.7 |
Управление по взаимодействию с организациями финансового рынка Администрации Правительства Кузбасса |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
15 |
Количество негосударственных некоммерческих организаций, участвующих в реализации комплекса мер (при указании в подпунктах ниже одной и той же организации, в данной графе показатель не суммируется), в том числе по степени участия |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
15.1 |
Финансового |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15.2 |
Кадрового |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
15.3 |
Инфраструктурного |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
16 |
Количество добровольческих (волонтерских) инициатив, включенных в комплекс мер |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
17 |
Численность добровольцев (волонтеров), привлеченных к работе с детьми целевых групп |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
18 |
Количество организаций, участвующих в мероприятии "Неделя информирования об общероссийском Детском телефоне доверия 8-800-2000-122 и 124" |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
400 |
400 |
500 |
500 |
19 |
Количество материалов о ходе и результатах выполнения комплекса мер, опубликованных в средствах массовой информации (сюжетов, статей, передач и т.п.) |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
3 |
5 |
10 |
20 |
Количество материалов о ходе и результатах выполнения комплекса мер, опубликованных на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт), в том числе |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
41 |
63 |
85 |
107 |
20.1 |
На сайте Правительства Кемеровской области - Кузбасса |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
20.2 |
На сайтах исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
20.3 |
На сайтах организаций - участников комплекса мер |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
40 |
60 |
80 |
100 |
21 |
Численность руководителей и специалистов, принявших участие в итоговом межрегиональном мероприятии |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
0 |
0 |
500 |
22 |
Количество других субъектов Российской Федерации, представители которых приняли участие в итоговом межрегиональном мероприятии |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
23 |
Организация профессионального обучения женщин целевой группы и формирование у них новых компетенций и квалификаций, в том числе в области предпринимательской деятельности и в отраслях промышленности |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
34 |
68 |
102 |
136 |
24 |
Повышение финансовой грамотности целевых групп |
человек |
0 |
01.12.2021 |
0 |
34 |
68 |
102 |
136 |
25 |
Распространение информационных материалов (видеороликов, памяток, листовок) по вопросам финансовой и инвестиционной грамотности (электронные, печатные) для целевых групп |
единиц |
0 |
01.12.2021 |
0 |
400 |
600 |
800 |
1000 |
26 |
Организация проведения разъяснительной работы среди воспитанников детских учреждений при оказании социальных услуг в целях повышения их финансовой грамотности |
(единиц) |
0 |
01.12.2021 |
0 |
140 |
270 |
405 |
525 |
3. Ожидаемые результаты комплекса мер
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
N |
Наименование задачи, мероприятия |
Срок |
Исполнители |
Характеристика результата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Задача: "Объединение социальных ресурсов разных ведомств для оказания содействия семьям, заключившим социальный контракт, в выходе их на уровень самообеспечения" |
|||
1.1 |
Отработка механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия по обеспечению эффективности работы с семьями с низким уровнем дохода, включение ресурсов некоммерческих организаций |
2022-2023 годы |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса |
Обеспечено взаимодействие между организациями социального обслуживания, образовательными организациями, организациями культуры, некоммерческими организациями при осуществлении мероприятий, направленных на оказание помощи малоимущим семьям с детьми |
1.2 |
Создание межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации комплекса мер |
2022 год |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса |
Создана межведомственная рабочая группа по обеспечению реализации комплекса мер |
1.3 |
Разработка и утверждение нормативных документов, обеспечивающих процесс реализации комплекса мер разными ведомствами, их подведомственными структурами, общественными организациями |
2022 год |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса |
Нормативные документы, обеспечивающие процесс реализации комплекса мер разными ведомствами, их подведомственными структурами, разработаны и утверждены |
1.4 |
Проведение регионального межведомственного мероприятия, обеспечивающего старт комплекса мер |
2022 год |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса |
Проведено региональное межведомственное мероприятие, обеспечивающее старт комплекса мер |
1.5 |
Мониторинг реализации мероприятий комплекса мер и достижения запланированных показателей |
2022-2023 годы |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса |
Мониторинг реализации мероприятий комплекса мер и достижения запланированных показателей проводится ежеквартально |
1.6 |
Разработка, утверждение и реализация программы информационного сопровождения комплекса мер (медиа-план), включающей размещение информации на сайтах органов исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса, организаций-исполнителей, освещение в средствах массовой информации, представление на мероприятиях |
2022-2023 годы |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса |
Разработан, утвержден и реализован медиа-план информационного сопровождения комплекса мер, включающий размещение информации на сайтах органов исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса, организаций-исполнителей, освещение в средствах массовой информации, представление на мероприятиях |
1.7 |
Представление регионального опыта эффективных технологий, направленных на развитие социальной поддержки семей с низким уровнем дохода, на Всероссийском форуме "Вместе - ради детей!" |
2022-2023 годы |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса |
Представлен региональный опыт эффективных технологий, направленных на развитие социальной поддержки семей с низким уровнем дохода, на Всероссийском форуме "Вместе - ради детей!" |
1.8 |
Проведение межрегионального мероприятия по представлению итогов реализации комплекса мер и тиражированию успешных социальных практик |
2023 год |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса, организации разной ведомственной принадлежности |
Проведено межрегиональное мероприятие по представлению итогов реализации комплекса мер и тиражированию успешных социальных практик |
1.9 |
Организация профессионального обучения женщин целевой группы и формирование у них новых компетенций и квалификаций, в том числе в области предпринимательской деятельности и в отраслях промышленности |
2022-2023 годы (на 31.12.2023) |
Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса, Министерство социальной защиты населения Кузбасса |
Организовано профессиональное обучение 136 женщин целевой группы и сформированы новые компетенции и квалификации, в том числе в области предпринимательской деятельности и в отраслях промышленности |
1.10 |
Повышение финансовой грамотности целевых групп |
2022-2023 годы (на 31.12.2023) |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, управление по взаимодействию с организациями финансового рынка Администрации Правительства Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, ФГБОУВО "Кемеровский государственный университет" (по согласованию) |
Охват мероприятиями 661 человека целевой группы с целью повышения финансовой грамотности, из них 525 детей, в том числе на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних |
1.11 |
Распространение информационных материалов (видеороликов, памяток, листовок) по вопросам финансовой и инвестиционной грамотности (электронные, печатные) для целевых групп |
2022-2023 годы (на 31.12.2023) |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
Распространено 1000 штук информационных материалов (видеороликов, памяток, листовок) по вопросам финансовой и инвестиционной грамотности (электронные, печатные) в организациях социального обслуживания |
2 |
Задача: "Расширение перечня мероприятий, включаемых в программы социальной адаптации получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта" |
|||
2.1 |
Создание служб для организации социального сопровождения семей, заключивших социальный контракт (многофункциональные социальные центры), включающих семейные гостиные; пункты социального проката; выездные службы; социальные приемные, школы для родителей |
2022-2023 годы (на 31.12.2023) |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство здравоохранения Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
Для сопровождения семей, заключивших социальный контракт, создано 33 многофункциональных социальных центра, включающих семейные гостиные; пункты социального проката; выездные службы; социальные приемные, школы для родителей, на базе организаций социального обслуживания. За два года реализации комплекса мер "Мой выбор - мое будущее" необходимая помощь по преодолению трудной жизненной ситуации многофункциональными социальными центрами оказана 714 семьям, воспитывающим 2539 детей целевой группы (по принципу "одного окна"). Охват мероприятиями 661 человека целевой группы с целью повышения финансовой грамотности, из них 525 детей, в том числе на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. 418 семей, в которых воспитывается 1462 ребенка, преодолели трудную жизненную ситуацию в результате организации социального сопровождения в рамках комплекса мер - 52% от общей численности семей, охваченных эффективными технологиями комплекса мер |
2.2 |
Поддержка добровольческих (волонтерских) инициатив, направленных на повышение качества жизни детей в семьях с низким уровнем дохода |
2022-2023 годы (на 31.12.2023) |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
Привлечены к реализации комплекса мер 20 добровольцев (волонтеров), 1 добровольческая (волонтерская) инициатива, направленная на повышение качества жизни детей в семьях с низким уровнем доходов |
3 |
Задача: "Создание условий для предотвращения повторения детьми бедности как образа жизни" |
|||
3.1 |
Создание центров профессиональной ориентации "Моя будущая профессия" для кратковременного пребывания детей в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт |
2022-2023 годы (на 31.12.2023) |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, органы местного самоуправления (по согласованию), организации социального обслуживания (по согласованию) |
Организована работа 20 центров профессиональной ориентации "Моя будущая профессия" для кратковременного пребывания детей в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт, на базе организаций социального обслуживания. За два года реализации комплекса мер 272 ребенка из 90 семей посетили центры профессиональной ориентации "Моя будущая профессия" для кратковременного пребывания для детей в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт, попробовали себя в нескольких профессиях в рамках мастер-классов студий "МастерОк", "ЗигЗаг", "ЮнАгро", "Вкусняшки", "Детское телевидение", привлечено 20 добровольцев (волонтеров), владеющих необходимыми профессиональными навыками, для организации работы в студиях, направленной на оказание помощи детям целевой группы в выборе будущей профессии, приобретение необходимых знаний и навыков для предотвращения повторения детьми бедности как образа жизни |
3.2 |
Разработка и реализация тематических информационно-просветительских и обучающих программ для детей, направленных на достижение личного профессионального успеха и финансовой независимости в будущем |
2022-2023 годы (на 31.12.2023) |
Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство социальной защиты населения Кузбасса |
Издан сборник тематических информационно-просветительских и обучающих программ для детей, направленных на достижение личного профессионального успеха и финансовой независимости в будущем |
3.3 |
Разработка и реализация программ, содействующих финансовой грамотности детей, в том числе на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних |
2022-2023 годы (на 31.12.2023) |
Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство социальной защиты населения Кузбасса (в подведомственных учреждениях); органы местного самоуправления (по согласованию) |
Издан сборник методических материалов программ, содействующих финансовой грамотности детей, в том числе на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних |
3.4 |
Организация проведения разъяснительной работы среди воспитанников детских учреждений при оказании социальных услуг в целях повышения их финансовой грамотности |
2022-2023 годы (на 31.12.2023) |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса (в подведомственных учреждениях); органы местного самоуправления (по согласованию) |
Приняли участие в мероприятиях 525 несовершеннолетних с целью повышения финансовой грамотности, в том числе дети целевой группы, на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних |
4 |
Задача: "Организация обмена опытом в профессиональном сообществе" |
|||
4.1 |
Повышение компетенций специалистов, обеспечивающих внедрение новых социальных практик в рамках комплекса мер, на базе профессиональных стажировочных площадок по направлению "Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми в целях достижения ими уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта)" |
2022 год (на 31.12.2022) |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство здравоохранения Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса |
40 специалистов, обеспечивающих внедрение новых социальных практик в рамках комплекса мер, прошли обучение на базе 4 профессиональных стажировочных площадок Фонда по направлению "Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми в целях достижения ими уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта)" |
4.2 |
Проведение специалистами, прошедшими подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда, обучающих мероприятий для руководителей и специалистов организаций |
2022-2023 годы (на 31.12.2023) |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство здравоохранения Кузбасса, Министерство труда и занятости населения Кузбасса |
Специалистами, прошедшими подготовку на базе 4 профессиональных стажировочных площадок Фонда, проведены обучающие мероприятия для 400 руководителей и специалистов организаций разных ведомств |
4.3 |
Организация и проведение мероприятия "Неделя информирования об общероссийском Детском телефоне доверия 8-800-2000-122 и 124", приуроченного к Международному дню Детского телефона доверия (17 мая), в т.ч. с использованием информационных материалов, размещенных на сайте Фонда |
июль 2022 г. - май 2023 г. (на 31.12.2023) |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса, Министерство образования Кузбасса, Министерство науки и высшего образования Кузбасса, Министерство здравоохранения Кузбасса |
Организовано и проведено мероприятие "Неделя информирования об общероссийском Детском телефоне доверия 8-800-2000-122 и 124", приуроченного к Международному дню Детского телефона доверия (17 мая), в т.ч. с использованием информационных материалов, размещенных на сайте Фонда, в неделе информирования примут участие более 500 организаций разной ведомственной принадлежности |
4. Перечень мероприятий комплекса мер
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
N |
Наименование задачи, мероприятия (в соответствии с нормативным актом) |
Собственные и привлеченные средства Кемеровской области - Кузбасса на весь период реализации комплекса мер (рублей) |
Объемы выделяемых средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - грант) (рублей) |
||
всего |
2022 год |
2023 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Задача: "Объединение социальных ресурсов разных ведомств для оказания содействия семьям, заключившим социальный контракт, в выходе их на уровень самообеспечения" |
||||
1.1 |
Отработка механизмов межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия по обеспечению эффективности работы с семьями с низким уровнем дохода, включение ресурсов некоммерческих организаций |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2 |
Создание межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации комплекса мер |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3 |
Разработка и утверждение нормативных документов, обеспечивающих процесс реализации комплекса мер разными ведомствами, их подведомственными структурами, общественными организациями |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.4 |
Проведение регионального межведомственного мероприятия, обеспечивающего старт комплекса мер |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.5 |
Мониторинг реализации мероприятий комплекса мер и достижения запланированных показателей |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.6 |
Разработка, утверждение и реализация программы информационного сопровождения комплекса мер (медиа-план), включающей размещение информации на официальных сайтах органов исполнительной власти, организаций-исполнителей, освещение в средствах массовой информации, представление на мероприятиях |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.7 |
Представление регионального опыта эффективных технологий, направленных на развитие социальной поддержки семей с низким уровнем дохода, на Всероссийском форуме "Вместе - ради детей!" в 2022-2023 годах |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.8 |
Проведение межрегионального мероприятия по представлению итогов реализации комплекса мер и тиражированию успешных социальных практик |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.9 |
Организация профессионального обучения женщин целевой группы и формирование у них новых компетенций и квалификаций, в том числе в области предпринимательской деятельности и в отраслях промышленности |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.10 |
Проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности семей с низким уровнем дохода |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.11 |
Распространение информационных материалов (видеороликов, памяток, листовок) по вопросам финансовой и инвестиционной грамотности (электронные, печатные) для целевых групп |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Задача: "Расширение перечня мероприятий, включаемых в программы социальной адаптации получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта" |
||||
2.1 |
Создание служб для организации социального сопровождения семей, заключивших социальный контракт (многофункциональные социальные центры), включающих семейные гостиные; пункты социального проката; выездные службы; социальные приемные, школы для родителей |
15 929 000 |
7 428 300 |
4 096 500 |
3 331 800 |
2.2 |
Поддержка добровольческих (волонтерских) инициатив, направленных на повышение качества жизни детей в семьях с низким уровнем дохода |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Задача: "Создание условий для предотвращения повторения детьми бедности как образа жизни" |
||||
3.1 |
Создание центров профессиональной ориентации "Моя будущая профессия" для кратковременного пребывания детей в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт |
0 |
5 070 500 |
2 204 000 |
2 866 500 |
3.2 |
Разработка и реализация тематических информационно-просветительских и обучающих программ для детей, направленных на достижение личного профессионального успеха и финансовой независимости в будущем |
0 |
75 000 |
0 |
75 000 |
3.3 |
Разработка и реализация программ, содействующих финансовой грамотности детей, в том числе на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних |
0 |
75 000 |
0 |
75 000 |
3.4 |
Организация проведения разъяснительной работы среди воспитанников детских учреждений при оказании социальных услуг в целях повышения их финансовой грамотности |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Задача: "Организация обмена опытом в профессиональном сообществе" |
||||
4.1 |
Повышение компетенции специалистов, обеспечивающих внедрение новых социальных практик в рамках комплекса мер, на базе профессиональных стажировочных площадок по направлению "Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми в целях достижения ими уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта)" |
63 000 |
1 844 000 |
1 844 000 |
0 |
4.2 |
Проведение специалистами, прошедшими подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обучающих мероприятий для руководителей и специалистов организаций |
0 |
0 |
0 |
0 |
4.3 |
Организация и проведение мероприятия "Неделя информирования об общероссийском Детском телефоне доверия 8-800-2000-122 и 124", приуроченного к Международному дню Детского телефона доверия (17 мая), в т.ч. с использованием информационных материалов, размещенных на сайте Фонда |
0 |
750 000 |
0 |
750 000 |
|
Итого |
15 992 000 |
15 242 800 |
8 144 500 |
7 098 300 |
5. Дополнительная информация
5.1. Описание проблем, требующих решения в рамках комплекса мер
Численность населения в Кемеровской области - Кузбассе по состоянию на 01.01.2021 составила 2633,4 тыс. человек (на 01.01.2020 - 2657,9 тыс. человек).
В настоящее время в Кемеровской области - Кузбассе 374,6 тыс. человек имеют доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области - Кузбассе (далее - малоимущие граждане), из них в органах социальной защиты населения Кузбасса состоят на учете и получают меры социальной поддержки 99,5 тыс. человек.
Размер величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год - 10727 руб., для трудоспособного населения - 11354 руб., пенсионеров - 9147 руб., детей - 11254 руб. (с 01.01.2022 величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области - Кузбасса - 11515 руб., для трудоспособного населения - 12551 руб., пенсионеров - 9903 руб., детей - 11704 руб.)
Распределение
населения по величине СДС (процентов)
|
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Все население |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе со среднедушевыми доходами, рублей в месяц | |||||
до 7000,0 |
8,4 |
7,1 |
6,4 |
5,0 |
3,8 |
7000,1 - 10000,0 |
11,9 |
10,9 |
10,2 |
8,8 |
7,8 |
10000,1 - 14000,0 |
17,3 |
16,8 |
16,0 |
14,9 |
14,3 |
14000,1 - 19000,0 |
18,4 |
18,5 |
18,2 |
18,0 |
18,2 |
19000,1 - 27000,0 |
19,4 |
20,2 |
20,5 |
21,3 |
22,4 |
27000,1 - 45000,0 |
17,5 |
18,7 |
19,9 |
21,8 |
23,1 |
45000,1 - 60000,0 |
4,3 |
4,7 |
5,2 |
5,9 |
6,2 |
свыше 60000,0 |
2,8 |
3,1 |
3,6 |
4,3 |
4,2 |
Структура глубины бедности по количеству граждан в территории
Анализ глубины бедности показывает, что 58,6% малоимущего населения, обратившегося за мерами социальной поддержки, относится к "очень бедным", 24,1% - к "бедным" и 17,3% - к "умеренно бедным".
При этом в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса уровень бедности значительно различался и складывался от 18,3% в г. Кемерово до 0,4% в пгт Краснобродский.
Наибольший уровень бедности сконцентрирован в городах Кемерово - 18,3%, Новокузнецке - 14,3%, Прокопьевске - 7,4%, Белово - 4,3%, Анжеро-Судженске - 4,2%, Ленинске-Кузнецком - 4,1%, Юрге - 4%.
Почти половина расходов, предусмотренных в бюджете региона на социальную поддержку, направляются на мероприятия, связанные с поддержкой семьи.
Основную долю малоимущих граждан составляют семьи, воспитывающие детей (31,1 тыс. семей, в них 70,1 тыс. детей), из них количество многодетных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, имеющих СДС ниже величины прожиточного минимума, по состоянию на 01.12.2021 12960 семей, в них воспитывается 45339 детей.
В целях повышения уровня материального положения отдельных категорий граждан органами социальной защиты населения Кузбасса реализуются различные меры социальной поддержки, в том числе в зависимости от нуждаемости граждан, предусмотренные федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
Наиболее востребованными мерами социальной поддержки семей с детьми являются: выплаты в связи с рождением детей (ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячная денежная выплата при рождении (усыновлении (удочерении) третьего ребенка или последующих детей), пособие на ребенка, ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, меры социальной поддержки многодетным семьям.
На предоставление денежных выплат, пособий, компенсаций семьям, имеющим детей, на 2021 год предусмотрено ассигнований 12987,3 млн руб., из них за счет средств областного бюджета - 2911,4 млн руб., за счет средств федерального бюджета - 10075,9 млн руб.
В 2021 году продолжалась реализация регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей". Мероприятия регионального проекта: ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячные денежные выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, меры социальной поддержки семей, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей, предоставление средств областного материнского (семейного) капитала, проведение циклов ЭКО семьям, страдающим бесплодием (за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования). В 2021 году на реализацию регионального проекта предусмотрено 4 457,9 млн руб. (в том числе: 3 180,5 млн руб. - средства федерального бюджета, 1103,1 млн руб. - средства областного бюджета, 174,3 млн руб. - средства ОМС), что на 10,4% (419,4 млн руб.) больше бюджетных ассигнований 2020 года (план на 2020 год - 4 038,5 млн руб.).
Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта. Данный вид государственной социальной помощи направлен на повышение стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, в которую они попали.
Информация о практике применения социального контракта в регионе
Одной из эффективных технологий, направленной на стимулирование малообеспеченных граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации, является оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. В контракте прописывается, что конкретно каждая сторона договора обязуется сделать, чтобы изменить сложившуюся трудную жизненную ситуацию путем активизации потенциала малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина с целью постепенного перехода на самообеспечение.
Эта модель социальной работы включает разработку программы социальной адаптации. В ходе реализации программы социальной адаптации осуществляется сопровождение социального контракта со стороны специалистов организаций социального обслуживания для помощи и контроля ситуации.
Данная технология имеет особое значение для семей с детьми, особенно многодетных семей, поскольку риск попадания в число малоимущих для многодетных семей с детьми наиболее высок среди всех социальных групп населения.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта в Кемеровской области - Кузбассе оказывается с 2013 года.
Социальный контракт - это пошаговая "дорожная карта" по выводу из малообеспеченности конкретной семьи. То есть в рамках социального контракта обязательства принимает на себя как государство, так и гражданин. Основное условие для заключения социального контракта - это среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума семьи.
Социальный контракт заключается с малоимущими семьями и одиноко проживающими гражданами, которые хотят предпринять активные действия по преодолению бедности и выйти на постоянный самостоятельный источник дохода. При этом составляется программа социальной адаптации по выходу семьи (гражданина) из трудной жизненной ситуации. Социальный контракт заключается на срок не более чем 12 месяцев исходя из содержания программы социальной адаптации.
Мероприятия программы социальной адаптации направлены:
на поиск работы;
на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) или ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;
на ведение личного подсобного хозяйства;
на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта с 2013 по 2019 год оказана более 4,3 тыс. малоимущим гражданам на общую сумму более 42,6 млн рублей (в основном на покупку крупного рогатого скота, птицы, кормов и сельхозтехники).
Наименование показателей |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год (декабрь) |
Число заключенных социальных контрактов |
106 |
94 |
298 |
292 |
5408 |
С 2021 года сфера применения государственной социальной помощи на основании социального контракта расширилась.
Направления оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - мероприятия), включаемые в программу социальной адаптации:
а) по поиску работы;
б) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) или ведению крестьянского (фермерского) хозяйства.
в) по ведению личного подсобного хозяйства.
г) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
При этом при разработке проекта программы социальной адаптации:
составленного по мероприятиям, предусмотренным на поиск работы и на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, учитывается возможность оказания в приоритетном порядке государственной социальной помощи гражданам, проживающим в семьях с детьми;
составленного по мероприятиям, предусмотренным по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) или ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, ведению личного подсобного хозяйства, учитывается необходимость оказания содействия гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования. При этом по мероприятию, предусмотренному подпунктом "а", в случае наличия у органа занятости населения возможности обеспечить прохождение гражданином профессионального обучения или дополнительного профессионального образования гражданин направляется в орган занятости населения с целью его прохождения. При отсутствии в органах занятости населения или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения, гражданину оказывается содействие в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости (холодильник, кровать, газовая плита (электроплита), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, отопительное оборудование (радиатор, отопительный котел), матрас, подушка, одеяло, постельное белье, товары для детей (коляска, ванночка, стульчик для кормления, бутылочки, соски различных типов, предметы ухода [памперсы, присыпка, детский крем, влажные салфетки, ватные палочки]), стиральная машина, приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, стол, стулья, товары для ремонта жилого помещения (строительные и отделочные материалы для ремонта жилого помещения, в том числе металл, цемент, кирпич, материалы стеновые, перегородочные, тепло- и звукоизоляционные, составы шпатлевочные и грунтовочные, материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные, древесина и пиломатериалы), одежды, обуви, лекарственных препаратов (по назначению врача медицинской организации), товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре (по направлению медицинской организации) в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
По состоянию на 17.12.2021 заключено 5408 социальных контрактов. Объем средств, направленных на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта, составил в 2021 году 448747,6 тыс. руб., из числа заключивших социальные контракты 1765 контрактов заключили граждане из многодетных семей на сумму 135970,7 тыс. руб.
На ведение личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ) в 2021 году заключено 404 контракта, в том числе 366 контрактов заключены гражданами, проживающими в сельской местности, из них 222 заключены многодетными семьями, в том числе 195, проживающими в сельской местности.
1394 контракта заключены на осуществление предпринимательской деятельности (предоставление услуг по компьютерной графике, открытие коптильни, ведение сварочных работ), в том числе 222 - гражданами из многодетных семей.
На поиск работы из 2047 контрактов 229 заключено многодетными семьями.
Наибольшее количество социальных контрактов (968) заключено многодетными семьями на иные мероприятия - 54,8 % от общего количество социальных контрактов, заключенных данной категорией семей.
5.2. Значимость ожидаемых результатов и области их применения
Для повышение качества жизни детей в семьях с низким уровнем дохода в рамках комплекса мер планируется:
1. Объединение социальных ресурсов разных ведомств для оказания содействия семьям, заключившим социальный контракт, в выходе их на уровень самообеспечения.
Для этого планируется:
организовать профессиональное обучение родителей целевых групп и формирование у них новых компетенций и квалификаций, в том числе в области предпринимательской деятельности и в отраслях промышленности, с привлечением образовательных организаций;
в рамках реализации информационно-просветительского мероприятия "Финансовый экспресс", направленного на формирование эффективной образовательной и консультационной системы, которая обеспечивает жителей Кузбасса необходимыми знаниями и навыками в сфере финансовых услуг, а также помогает сформировать у населения правильное восприятие рисков в данной сфере, планируется повысить финансовую грамотность целевой группы с привлечением библиотек как площадок для проведения мероприятий по финансовой грамотности;
распространение информационных материалов (видеороликов, памяток, листовок) по вопросам финансовой и инвестиционной грамотности (электронные, печатные) для целевых групп, а также с использованием цифровой платформы финансовой грамотности населения Кузбасса.
2. Расширение перечня мероприятий, включаемых в программы социальной адаптации получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Планируется создание на базе организаций социального обслуживания семьи и детей 33 многофункциональных социальных центров сопровождения семей, заключивших социальный контракт.
Многофункциональный социальный центр сопровождения семей, заключивших социальный контракт (далее - МСЦ), включает в себя организацию работы семейной гостиной, пункта социального проката, выездной службы и социальной приемной.
В рамках работы семейной гостиной для родителей целевой группы будут организованы лекции в дистанционном формате "Виртуальный научный десант", для родителей с детьми целевой группы будут предложены решение кейсов по выводу семьи из трудной жизненной ситуации, связанной с низкими доходами, на уровень самообеспечения семьи. В ходе решения кейса семьи с детьми целевой группы и приглашенные семьи с детьми, уже преодолевшие трудную жизненную ситуацию, проанализируют предпосылки возникновения трудностей каждой конкретной семьи и разработают карту-маршрут по выходу семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, на уровень самообеспечения семьи. Метод кейсов основан на технологии практического обучения семей с детьми целевой группы, повышения творчества и интереса у подрастающего поколения к профессиям на основе кейс-технологий, предусматривающей решение задач, а также направлен на укрепление детско-родительских отношений. Создание карт-маршрутов по преодолению трудной жизненной ситуации в семьях может в дальнейшем использоваться для корректировки регионального законодательства в части расширение перечня мероприятий, включаемых в программы социальной адаптации получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также для организации работы пунктов проката по перечню востребованных в семьях товаров и оборудования в части расширения разнообразия такого перечня.
Консультирование целевых групп о мерах социальной поддержки, о государственной социальной помощи, в том числе в рамках социального контракта, об оказании социальных услуг организациями социального обслуживания, об организациях дополнительного образования, об образовательных, медицинских организациях, учреждениях культуры, спорта, некоммерческих организациях, благотворительных фондах, иных организациях и молодежном движении, оформлении полагающихся мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, о работе пунктов проката, о возможностях попасть в реализуемые на территории Кузбасса инновационные проекты и программы планируется организовать по системе "одного окна" стационарно в рамках работы "социальной приемной" на базе учреждений социального обслуживания и в рамках работы "выездных служб социальной приемной" в отдаленные населенные пункты области. Выездные службы социальной приемной планируется организовать в рамках работы действующих мобильных бригад с привлечением специалистов организаций разной ведомственной принадлежности, предоставляющих меры социальной поддержки целевым группам. Будут организованы школы для родителей, в которых их обучат пользованию порталом госуслуг и автоматизированной информационной системой "Социальный навигатор Кузбасса", который предназначен для информирования населения о мерах социальной поддержки семей с детьми, предоставляемых на территории Кемеровской области - Кузбасса. Для получения информации о полагающихся мерах социальной поддержки достаточно ответить на несколько простых вопросов о жизненной ситуации семьи на информационном портале https://soc-navigator42.ru.
Также на портале представлена информация о необходимых документах для оформления мер социальной поддержки, учреждениях, в которые нужно обратиться за их назначением, размещены ссылки для подачи заявлений в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и др.
Поддержку добровольческих (волонтерских) инициатив, направленных на мотивацию детей целевой группы от 14 до 18 лет к выстраиванию профессиональных карьерных и образовательных траекторий в специальностях, востребованных на территории Кемеровской области - Кузбасса, планируется организовать в рамках работы служб кратковременного присмотра детей в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт на базе организаций социального обслуживания, через закрепление наставников из числа специалистов организаций разной ведомственной принадлежности для совместной работы на образовательной платформе онлайн-курсов Stepik. Наставниками будет оказана помощь в работе на компьютере с подборкой образовательных курсов по востребованным направлениям SkillFactory на образовательной платформе онлайн КузГТУ с бесплатными курсами по математике, физике и химии, по дополнительной подготовке школьников старших классов к ЕГЭ.
3. Создание условий для предотвращения повторения детьми бедности как образа жизни.
На базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и центров социальной помощи семье и детям планируется создание 20 центров профессиональной ориентации "Моя будущая профессия" для кратковременного пребывания детей в период трудовой занятости родителей, заключивших социальный контракт, на базе организаций социального обслуживания.
В рамках работы центров "Моя будущая профессия" детям целевой группы будет предоставлена возможность лично попробовать себя в нескольких профессиях посредством организации мастер-классов для детей, посетить промышленные предприятия с целью ознакомления с профессией на рабочем месте, условиями труда и отдыха, посещение профессиональных образовательных организаций, а также психолого-педагогическое сопровождение с целью повышения уровня мотивации подростков к выбору профессии.
В рамках работы центров профессиональной ориентации "Моя будущая профессия" будет организована работа студий:
"МастерОК" - для ознакомления с профессиями столяра/плотника, слесаря/сантехника, электрика. Для организации работы в студии за счет средств гранта планируется приобрести рабочие инструменты и оборудование, за счет привлеченных средств приобретаются расходные материалы. Занятие проводят 2-3 раза в неделю штатные сотрудники учреждения, владеющие необходимыми профессиональными навыками, с привлечением волонтеров;
"ЗигЗаг" - для ознакомления с профессиями дизайнера одежды, закройщика, швеи. Для организации работы в студии за счет средств гранта планируется приобрести швейные машины, гладильные доски, утюги, портновские манекены, программное обеспечение (СLO). В CLО есть десятки готовых шаблонов и эскизов, на основе которых можно создавать собственные 3D-модели одежды с возможностью записи видео, за счет привлеченных средств приобретаются расходные материалы. Занятие проводят 2-3 раза в неделю штатные сотрудники учреждения с привлечением волонтеров, владеющих необходимыми профессиональными навыками;
"ЮнАгро" - для ознакомления с профессиями агронома, фермера, агротехника, эколога. Для организации работы в студии за счет средств гранта планируется приобрести теплицы площадью 18 кв. м., кроме того, на территории учреждения устраиваются грядки, за счет привлеченных средств приобретаются расходные материалы. Занятие проводят 2-3 раза в неделю штатные сотрудники учреждения с привлечением волонтеров, владеющих необходимыми профессиональными навыками для формирования у детей целевой группы представления о современной агрономии как компетенции и профессии будущего, месте и значении агрономии в современном растениеводстве, решаемых агрономами задачах, применяемых ими современных технологиях;
"Вкусняшки" - для ознакомления с профессиями повара, кондитера, пекаря. Для организации работы в студии за счет средств гранта планируется приобрести кухонную мебель, оборудование, посуду, используемые в работе указанными представителями профессий, за счет привлеченных средств приобретаются продукты питания. Занятие проводят 2-3 раза в неделю штатные сотрудники учреждения с привлечением волонтеров, владеющих необходимыми профессиональными навыками;
"Детское телевидение" - для ознакомления с профессиями корреспондента, телеведущего, художника-декоратора, программиста и оператора. Для организации работы в студии за счет средств гранта планируется приобрести необходимое оборудование. В рамках работы студии детям планируется дать теоретическую базу современного понятия телерепортажа, обучить подростков работе операторов, репортеров, ведущих телепрограмм, обучить навыкам самостоятельного создания качественного телевизионного репортажа. Будут развиты умения работать в команде, сформированы устойчивые коммуникативные навыки, развиты навыки владения устной речью, умения вести диалог с собеседником, сформированы навыки работы с техникой, используемой для съемки видео- и фотоматериалов, а также программным обеспечением для их редактирования. Занятие проводят 2-3 раза в неделю штатные сотрудники учреждения с привлечением волонтеров, владеющих необходимыми профессиональными навыками.
Занятия в студиях проводятся на добровольных началах. Каждый ребенок из целевой группы может попробовать свои силы в любой из профессий. Задача штатных психологов определить профессиональную направленность личности, потенциальные возможности личности ребенка, его способности для адекватной и сформированной мотивации выбора профессиональной деятельности в будущем.
Планируется разработка и реализация тематических информационно-просветительских и обучающих программ для детей, направленных на достижение личного профессионального успеха и финансовой независимости в будущем и программ финансовой грамотности детей, в том числе на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Будут изданы сборники информационно-просветительских и обучающих программ для детей, направленных на достижение личного профессионального успеха и финансовой независимости в будущем и методических материалов программ финансовой грамотности детей, в том числе на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
4. Организация обмена опытом в профессиональном сообществе.
40 специалистов, обеспечивающих внедрение новых социальных практик в рамках комплекса мер, прошли обучение на базе 4 профессиональных стажировочных площадок по направлению "Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми в целях достижения ими уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта)".
Внедрение новых социальных практик в рамках комплекса мер планируется на базе профессиональных стажировочных площадок по направлению "Организация социального сопровождения малоимущих семей с детьми в целях достижения ими уровня самообеспечения (в сочетании с заключением социального контракта)".
Ожидаемые результаты реализации комплекса мер региона:
включение социального сопровождения в программу социальной адаптации;
укрепление инфраструктуры социальной поддержки семей с низким уровнем дохода;
повышение мотивации детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, к достижению личного профессионального успеха и финансовой независимости в будущем;
создание условий для внедрения эффективных социальных практик работы с семьей.
5.3. Управление комплексом мер, контроль за ходом его реализации
Мониторинг реализации комплекса мер проводит Министерство социальной защиты населения Кузбасса и Фонд.
Уполномоченный орган исполнительной власти по координации работы по разработке и реализации комплекса мер - Министерство социальной защиты населения Кузбасса (далее - Министерство).
Мониторинг выполнения комплекса мер осуществляется в соответствии с показателями реализации комплекса мер.
Органы исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса и организации, ответственные за реализацию комплекса мер, ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство информацию о ходе реализации комплекса мер.
При публикации или ином распространении результатов реализации комплекса мер:
права авторов методических разработок и иных материалов, полученных в рамках реализации комплекса мер, соблюдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторских правах;
упоминание о Фонде, оказавшем грантовую поддержку реализации комплекса мер, является обязательным.
5.4. Меры, которые будут приняты для обеспечения устойчивости результатов комплекса мер
Министерство направляет информацию о реализации комплекса мер в Фонд раз в полугодие не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - не позднее 31 января года, следующего за отчетным годом.
5.5. Механизм получения и расходования средств гранта
Доля гранта, выделенного на реализацию комплекса мер, составляет не более 50 процентов от общего объема средств, предусматриваемых на реализацию комплекса мер его бюджетом.
Между Фондом и Министерством заключается договор по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2019 N 248н, в форме электронного документа, подписывается усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон договора, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Реквизиты
получателя гранта
Полное наименование |
Министерство социальной защиты населения Кузбасса |
Юридический адрес |
650991, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 19а |
ИНН |
4207012190 |
КПП |
420501001 |
ОГРН |
1024200699500 |
КБК |
88820402010020000150 |
ОКПО |
00099926 |
32701000001 |
|
84.11.21 Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации |
Средства гранта зачисляются получателю гранта на лицевой счет главного администратора доходов, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, по следующим банковским реквизитам:
УФК по Кемеровской области - Кузбассу (Министерство социальной защиты населения Кузбасса, л/с 04392204090)
ИНН 4207012190
КПП 420501001
Расчетный счет: 03100643000000013900
Корреспондентский счет: 40102810745370000032 (единый казначейский счет)
Отделение Кемерово Банка России//УФК по Кемеровской области - Кузбассу г Кемерово
БИК 013207212
ОКТМО 32701000
КБК 88820402010020000150
При поступлении гранта Фонда в доход бюджета Кемеровской области - Кузбасса на основании пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации в сводную бюджетную роспись бюджета Кемеровской области - Кузбасса будут внесены изменения, увеличивающие бюджетные ассигнования ГКУ СРЦН "Маленький принц", подведомственному Министерству, являющемуся исполнителем, исходя из направлений расходов, в объеме поступившего гранта.
После доведения бюджетных ассигнований подписывается локальный правовой акт Министерства, утверждается форма ежеквартального отчета о реализации мероприятий с целью контроля за выполнением мероприятий и достижением запланированных результатов.
Закупка оборудования, товаров, работ и услуг, необходимых для реализации комплекса мер, будет выполняться исполнителем с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Приобретенное оборудование будет передано для проведения мероприятий, предусмотренных комплексом мер, учреждениям-исполнителям.
Передача приобретенного оборудования государственным учреждениям осуществляется на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса и оформляется актами приема-передачи имущества, которые подписываются передающей и принимающей сторонами.
Передача приобретенного оборудования муниципальным учреждениям осуществляется на основании распоряжения Правительства Кемеровской области - Кузбасса и оформляется передаточными актами, которые подписываются Комитетом по управлению государственным имуществом Кузбасса, уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса и принимающей стороной.
Министерство, являющееся координатором, обеспечивает контроль за использованием исполнителем средств гранта по целевому назначению, проведение мониторинга реализации комплекса мер, осуществление выборочных выездных проверок в учреждения, которые являются исполнителями мероприятий комплекса мер, своевременную подготовку и представление в Фонд отчетов об использовании финансовых средств и аналитических отчетов о ходе реализации комплекса мер.
Софинансирование мероприятий комплекса мер предполагается за счет областного бюджета Кемеровской области - Кузбасса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 5 июля 2022 г. N 360-р "Об утверждении инновационного социального проекта (комплекса мер) "Мой выбор - мое будущее", направленного на развитие в Кемеровской области - Кузбассе социальной поддержки семей с низким уровнем дохода, на 2022-2023 годы"
Вступает в силу с 5 июля 2022 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области" 14 июля 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 16 октября 2023 г. N 591-р
Изменения вступают в силу с 16 октября 2023 г.