Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по камеральному контролю (далее - Инспекция) с целью правильного применения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров во исполнение письма ФНС России от 27.05.2022 N ЕА-4-15/6495@ направляет обзор по наиболее часто поступающим вопросам на горячую линию ПП "Прослеживаемость", организованной в соответствии с письмом ФНС России от 20.05.2021 N ЕА-4-15/6926@.
По вопросу отказа в приеме Уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза (далее - Уведомление о перемещении).
Сообщение об ошибке, например, следующего содержания: "Идентификационный код (номер) покупателя государства-члена ЕАЭС, которому перемещается товар, указан не верно" указывает на то, что неверно указан именно идентификационный код покупателя. Идентификационный код покупателя для контрагента, например, Республики Беларусь (УНП) должен состоять из 9 символов (только цифры).
Информация о субъекте хозяйствования идентификационный код (номер):
- для Республики Армения - учетный номер налогоплательщика (УНН - 8 символов),
- для Республики Беларусь - учетный номер плательщика (УНП - 9 символов),
- для Республики Казахстан - индивидуальный идентификационный номер (ИНН - 12 символов) или бизнес-идентификационный номер (БИН - 12 символов),
- для Кыргызской Республики - идентификационный налоговый номер налогоплательщика (ИНН - 14 символов),
- для Российской Федерации - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН - 10 символов (для юридических лиц), 12 символов - для индивидуальных предпринимателей).
Сообщение об ошибке "Отсутствует информация в системе прослеживаемости с Регистрационным номером партии товара, подлежащего прослеживаемости, указанного в атрибуте <РегНомерТов> ..." указывает на то, что в Уведомлении о перемещении указан товар, не подлежащий прослеживаемости.
Участнику оборота товаров необходимо подать корректировочное Уведомление о перемещении (Приложение N 5 к приказу ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@).
По вопросу представления Уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Уведомление об остатках), по состоянию на 08.07.2021, использованных в производстве при оказании услуг, освобождаемых от налогообложения.
В соответствии с пунктом 28 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 (далее Положение), при приобретении прослеживаемого товара до 08.07.2021, участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны представить Уведомление об остатках не позднее дня совершения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости. Согласно пункту 33 Положения, при совершении участником оборота товаров операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, не подлежащими отражению в налоговой декларации по НДС, необходимо представить отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - Отчет). Порядок заполнения Отчета утвержден приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@.
По вопросу внесения изменений в Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, а также об отказе в приеме корректировочного Уведомления об остатках.
В случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, участник оборота товаров обязан внести необходимые изменения, представив корректировочное Уведомление об остатках не позднее следующего рабочего дня с даты обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок.
В случае некорректно сформированного в первичном Уведомлении об остатках РНПТ участником оборота товаров на основании имевшихся номера декларации на товары и порядкового номера в ней в корректировочном Уведомлении об остатках в строках "1" и "2" необходимо указать номер и дату первичного уведомления, в строке "3" - номер корректировки, в строке "15" - РНПТ с корректными данными (Приложение N 7 к приказу ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@).
Для аннулирования ошибочно поданного Уведомления об остатках необходимо подать корректировочное Уведомление об остатках с указанием количества товара, равного нулю.
В случае, если Уведомление об остатках отклонено по причине "Указанная партия товара <РНПТ>, не была зарегистрирована по уведомлению <НомУвед> от <ДатаУвед>...", что указывает на отсутствие в корректировочном Уведомлении об остатках РНПТ, присвоенного ранее по первоначальному уведомлению, участнику оборота товаров необходимо подать корректировочное Уведомление об остатках, добавив РНПТ в тег "РегНомерТов".
По вопросу отражения разных значений при заполнении строк "13" и "17" в Уведомлении об остатках.
В соответствии с порядком заполнения Уведомления об остатках:
- в строке "13" указывается количество товаров в соответствии с первичным учетным документом. Если Уведомление об остатках оформляется на товары, указанные в нескольких строках первичного учетного документа с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения, то в строке отражается общее количество товаров из первичного учетного документа с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения;
- в строке "17" указывается количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости. Если Уведомление об остатках оформляется на товары, указанные в нескольких строках первичного учетного документа с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения, то в строке отражается общее количество товаров из первичного учетного документа с одним и тем же кодом ТН ВЭД ЕАЭС и одной и той же единицей измерения, пересчитанное в единицу измерения, установленную Перечнем товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1110 (далее - Перечень).
Количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости (код и соответствующее ему условное обозначение), определяется согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).
Таким образом, значения строк "13" и "17" отличаются в том случае если количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости (код), отличается от количества товаров в соответствии с первичным учетным документом.
По вопросу отражения в Уведомлении об остатках в качестве первоначального документа иного документа, не утвержденного Росстатом.
В соответствии с Порядком заполнения уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержденным приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@ "Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости", Уведомление об остатках заполняется на основании первичного учетного документа, оформленного по результатам инвентаризации (акт инвентаризации, инвентаризационная опись и т.д.) товаров, подлежащих прослеживаемости, либо иного первичного документа, отражающего сведения о наличии товара в собственности. В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" хозяйствующие субъекты могут использовать самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов, содержащие все обязательные реквизиты первичного учетного документа и закрепленные в учетной политике.
В этой связи Уведомление об остатках может формироваться на основании любого первичного учетного документа организации, оформленного по результатам инвентаризации, либо отражающего сведения о наличии товара в собственности.
По вопросу заполнения в Уведомлении об остатках кода ТН ВЭД ЕАЭС, либо ОКПД2.
В соответствии с Приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@ "Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости", признак обязательности элемента определяет обязательность наличия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена.
Признак обязательности элемента может принимать следующие значения:
-"О" - наличие элемента в файле обмена обязательно;
-"Н" - наличие элемента в файле обмена необязательно, то есть элемент может отсутствовать.
Если элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и тому подобному), то признак обязательности элемента дополняется символом "К". Например, "ОК".
К вышеперечисленным признакам обязательности элемента может добавляться значение "У" в случае описания в XML схеме условий, предъявляемых к элементу в файле обмена, описанных в графе "Дополнительная информация". Например, "НУ" или "ОКУ".
Элементам "код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС" и "код товара в соответствии с ОКПД2" признак обязательности элемента установлен "НКУ" (см. Таблицу 4.10 Приложения N 11):
принимает значение в соответствии с кодами единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, указанными в Перечне. Элемент обязателен при отсутствии элемента <КодОКПД2>.
Таким образом, отсутствие кода ТН ВЭД ЕАЭС при заполнении Уведомления не является ошибкой.
Вместе с тем информируем, на данный момент готовятся изменения в порядок заполнения и формат представления Уведомления об остатках в части обязательности указания полного десятизначного кода ТН ВЭД ЕАЭС в случае представления Уведомления об остатках на товары, включенные в утверждаемый Евразийской экономической комиссией перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.
По вопросу реализации товара, подлежащего прослеживаемости, собственником которого является государство, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения по распоряжению.
Товар, подлежащий прослеживаемости, собственником которого является государство, находится в оперативном управлении у казенного учреждения, при этом есть распоряжение на его реализацию. В соответствии с письмом ФНС России от 16.09.2021 N ЕА-4-15/13176@, обязанность представлять Уведомление об остатках, лежит на собственнике этих товаров, вместе с тем, при реализации на основании распоряжения учредителя товаров, подлежащих прослеживаемости, выставляемый учреждением счет-фактура должен содержать сведения о РНПТ.
Инспекция обращает внимание, что на горячую линию поступают вопросы, ответы на которые ранее направлены для сведения в Обзорах: от 30.12.2021 N 08-05/1130@, от 08.04.2022 N 08-05/0369@, от 30.05.2022 N 08-05/0564@.
Инспекция также обращает внимание, что на горячую линию по вопросам прослеживаемости могут обращаться сотрудники налоговых органов, предоставление сведений о номерах телефонов сотрудников горячей линии участникам оборота товаров недопустимо.
МИ ФНС России по камеральному контролю просит Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести указанную информацию до нижестоящих налоговых органов.
Государственный советник |
К.Р. Абгарян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС ответила на часто задаваемые вопросы, касающиеся прослеживаемости товаров.
В частности, разъяснен порядок составления и представления уведомления об имеющихся остатках товаров. Так, ведомство указало, что отсутствие кода ТН ВЭД ЕАЭС при заполнении уведомления не является ошибкой.
Письмо Федеральной налоговой службы от 8 июля 2022 г. N 08-05/0727@ "О вопросах, поступивших на Горячую линию ПП "Прослеживаемость" во 2 квартале 2022 года"
Опубликование:
-