Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"
Необходимость принятия настоящего федерального закона определяется:
отсутствием четкого законодательного закрепления правовых, организационных, программно-технических мер, обеспечивающих достоверность обработки данных средствами ГАС "Выборы" и невозможность их фальсификации;
несогласованностью и противоречивостью нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по использованию и развитию ГАС "Выборы";
недостаточной урегулированностью общественных отношений, возникающих при использовании и развитии ГАС "Выборы" (статус ГАС "Выборы"; правовой режим комплексов средств автоматизации, информационных ресурсов; безопасность информации системы; юридическая сила документов, получаемых с использованием ГАС "Выборы"; доступ к информационным ресурсам; финансирование использования и развития системы и т.п.);
наличием в ГАС "Выборы" информационных ресурсов, содержащих данные персонального характера более чем на 108 миллионов граждан Российской Федерации, сбор и обработка которых должны регулироваться исключительно федеральным законом;
отсутствием разграничения сфер ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению комплексами средств автоматизации и информационными ресурсами ГАС "Выборы" в связи использованием системы при подготовке и проведении выборов и референдумов всех уровней.
Указанный законопроект направлен на повышение уровня гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации путем:
обеспечения достоверности и полноты информации, обрабатываемой с использованием ГАС "Выборы";
повышения эффективности, надежности и оперативности процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи информации при подготовке и проведении выборов, референдума;
обеспечения гласности избирательных процессов за счет максимально быстрого, всестороннего информирования избирателей и обеспечения их прав в условиях автоматизированной обработки данных;
создания условий независимости проведения выборов, референдума от органов государственной власти и местного самоуправления за счет формирования вертикали организационной структуры ГАС "Выборы", установления жестких мер ответственности за правонарушения в этих процессах.
В настоящее время нормативно-правовую основу процессов создания, использования и развития ГАС "Выборы" составляют:
Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации";
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации";
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации".
В состав правовой базы настоящей сферы входят также 5 указов и распоряжений Президента Российской Федерации, 4 постановления Правительства Российской Федерации, 4 нормативных акта федеральных органов исполнительной власти, 41 нормативный акт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 528 актов субъектов Российской Федерации по вопросам создания и использования ГАС "Выборы".
В федеральных законах вопросам регулирования отношений в области использования и развития ГАС "Выборы" посвящены лишь отдельные статьи (Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" - статья 39, федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - статья 62, "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" - статья 86, "О выборах Президента Российской Федерации" - статьи 7, 14, 17, 25, 58, 61, 76). Указанные нормативно-правовые акты не в полной мере определяют правовой статус ГАС "Выборы", правовой режим имущественного комплекса системы и юридическую силу документов, подготавливаемых с ее использованием; не отражают вопросы обеспечения безопасности ГАС "Выборы" и защиты персональных данных, содержащихся в ней, а также вопросы использования средств автоматизации и информационных ресурсов системы для решения задач, не связанных с проведением выборов и референдумов.
На исправление недостатков и противоречий нормативно-правовой основы процессов создания, использования и развития ГАС "Выборы" и направлен данный законопроект.
В результате применения федерального закона "О ГАС "Выборы" прогнозируется:
полное исключение возможности фальсификации результатов голосования за счет надежной и "прозрачной" системы контроля обрабатываемой информации в ГАС "Выборы", введения правовых и программно-технических средств и механизмов ее защиты;
повышение уровня гласности, общедоступности и оперативности получения информации о выборах, референдуме;
обеспечение правовой защиты информационных ресурсов и персональных данных в ГАС "Выборы", а также установление механизмов борьбы с нарушениями в ходе избирательных кампаний;
эффективное использование программно-технических, информационных и кадровых ресурсов ГАС "Выборы" для решения задач, не связанных с проведением выборов, референдумов.
Проект федерального закона разработан Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О Государственной автоматизированной
системе Российской Федерации "Выборы"
К числу важнейшей составляющей процесса создания в Российской Федерации современной избирательной системы относится внедрение в масштабе страны Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы"), а также ее дальнейшее развитие.
Средства на функционирование и развитие ГАС "Выборы" для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации ежегодно, начиная с 1995 года, предусматриваются в федеральном бюджете на очередной финансовый год. В июле 2000 года ГАС "Выборы" введена в эксплуатацию, что позволило реализовать поставленные перед ней задачи в сфере автоматизации процессов, протекающих в рамках системы избирательных комиссий на всех этапах избирательных кампаний, и обеспечить самостоятельность функционирования иерархических территориальных фрагментов системы при проведении выборов соответствующего уровня.
Затраты на эксплуатацию ГАС "Выборы" включают в себя расходы на поддержание в работоспособном состоянии программно-технических средств системы, оснащение вновь образованных в соответствии с административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации территориальных избирательных комиссий комплексами средств автоматизации (КСА), включающими в себя компьютерное оборудование и программные средства, проведение ремонтных работ, сопровождение специального и общего программного обеспечения ГАС "Выборы"; информационное обеспечение работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, 89 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, 225 окружных и около 3000 территориальных избирательных комиссий, а также расходы на эксплуатацию телекоммуникационной сети связи между центром и регионами, внутри регионов между избирательной комиссией субъекта и муниципальными образованиями, оплату сетей передачи данных, затраты на организацию и обеспечение функционирования региональных подсистем связи (установка аппаратов связи, оплата монтажа телефонной сети и т.п.) при проведении федеральных выборов.
По состоянию на 1 января 2001 года общее количество КСА, расположенных практически в каждом городе и районном центре страны, составляет более 3000; на учете находится 105 тысяч единиц технических средств. Стоимость всех программно-технических средств системы, включая средства подсистемы связи, составляет около 500,0 млн.рублей.
Затраты на развитие предусматривают проведение комплекса работ по разработке и внедрению современных программно-технических средств, позволяющих обеспечить пользователей современными средствами обработки информации в соответствии с целями и задачами существующего в настоящее время законодательства о выборах всех уровней.
Предлагаемый законопроект устанавливает нормы правового использования и статус ГАС "Выборы", организационную структуру системы, условия информационного обеспечения выборов. Закрепление в законе полномочий структур ГАС "Выборы" федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного самоуправления позволит в законодательном порядке установить основные принципы использования и развития ГАС "Выборы", упорядочить совместное использование материальных и информационных ресурсов системы в период между выборами.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 227 "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" должность системного администратора ГАС "Выборы" в территориальных избирательных комиссиях предусматривается в штате работников аппарата администраций органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.
Настоящим законопроектом предусматривается формирование вертикали организационной структуры ГАС "Выборы", установление статуса системных администраторов территориальных избирательных комиссий и перевод их содержания за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства на эти цели в федеральном бюджете на 2002 год предусмотрены.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению и дополнению
в связи с принятием федерального закона "О Государственной
автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"
1. Федеральный конституционный закон от 10.10.95 г. N 2-ФКЗ
"О референдуме Российской Федерации"
1.1. Название статьи 39 изложить в редакции:
"Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"
1.2. Текст статьи 39 изложить в редакции:
"1. Для сбора, обработки, хранения, передачи и получения информации, формируемой в ходе подготовки и проведения референдума соответствующего уровня, определения его результатов и в целях информационного обеспечения и автоматизации деятельности комиссий референдума используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы".
2. Сфера и порядок использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в ходе подготовки и проведения референдума Российской Федерации, порядок проверки и подтверждения достоверности данных о ходе и результатах голосования, содержащихся в документах, сформированных средствами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", и условия придания этим документам юридической силы определяются Федеральным законом "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.".
2. Федеральный закон от 19.09.97 г. N 124-ФЗ (в редакции Федерального
закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ) "Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
2.1. В пункте 4 статьи 17 слова "может использоваться государственная автоматизированная информационная система." заменить словами "используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы".
2.2. В пункте 7 статьи 18 слова "в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы" заменить словами "с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
2.3. В пункте 34 статьи 56 слова "(в рамках государственной автоматизированной информационной системы или иной технической системы)" заменить словами "(в рамках Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы")".
2.4. Название статьи 62 изложить в редакции: "Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"
2.5. Текст статьи 62 изложить в редакции:
"1. Для сбора, обработки, хранения, передачи и получения информации, формируемой в ходе подготовки и проведения выборов, референдума соответствующего уровня, определения их результатов и в целях информационного обеспечения и автоматизации деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы".
2. Сфера и порядок использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в ходе подготовки и проведения выборов, референдума соответствующего уровня, порядок проверки и подтверждения достоверности данных о ходе и результатах голосования, содержащихся в документах, сформированных средствами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", и условия придания этим документам юридической силы определяются Федеральным законом "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", актами законодательства субъектов Российской Федерации и нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.".
3. Федеральный закон от 24.06.99 г. N 121-ФЗ "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
3.1. В пункте 4 статьи 7 слова "избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему" заменить словами "избирательными комиссиями используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы".
3.2. В пункте 6 статьи 12, пункте 9 статьи 15, пунктах 5 и 7 статьи 66, пункте 5 статьи 69 слова "может использоваться государственная автоматизированная информационная система" заменить словами "используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы".
3.3. В подпункте "ж" пункта 1 статьи 24 слова "по единообразному использованию государственной автоматизированной информационной системы" заменить словами "по единообразному использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
3.4. Подпункт "д" пункта 1 статьи 25 изложить в редакции:
"д) обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
3.5. Название статьи 86 изложить в редакции: "Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"
3.6. Текст статьи 86 изложить в редакции:
"1. Для сбора, обработки, хранения, передачи и получения информации, формируемой в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, определения их результатов и в целях информационного обеспечения и автоматизации деятельности избирательных комиссий используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы".
3. Сфера и порядок использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в ходе подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, порядок проверки и подтверждения достоверности данных о ходе и результатах голосования, содержащихся в документах, сформированных средствами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", и условия придания этим документам юридической силы определяются Федеральным законом "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.".
4. Федеральный закон от 31.12.99 г. N 228-ФЗ "О выборах Президента
Российской Федерации"
4.1. В пункте 4 статьи 7 слова "вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему" заменить словами "используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы".
4.2. В пункте 1 статьи 14, подпункте "д" пункта 1 статьи 17, подпункте "д" пункта 1 статьи 18 слова "государственной автоматизированной информационной системы" заменить словами "Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
4.3. В пункте 10 статьи 25, пунктах 5 и 7 статьи 58, пункте 5 статьи 61 слова "может использоваться государственная автоматизированная информационная система" заменить словами "используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы".
4.4. Название статьи 76 изложить в редакции:
"Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"
4.5. Текст статьи 76 изложить в редакции:
"1. Для сбора, обработки, хранения, передачи и получения информации, формируемой в ходе подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, определения их результатов и в целях информационного обеспечения и автоматизации деятельности избирательных комиссий используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы".
2. Сфера и порядок использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в ходе подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, порядок проверки и подтверждения достоверности данных о ходе и результатах голосования, содержащихся в документах, сформированных средствами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", и условия придания этим документам юридической силы определяются Федеральным законом "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" и нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.".
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ
(ред. от 09.07.99)
5.1. Абзац первый статьи 142 дополнить словами: "или лицом, допущенным в установленном порядке к автоматизированной обработке избирательных документов, документов референдума".
6. Предложения об изменении и дополнении действующих актов федерального законодательства об административных правонарушениях будут внесены после официального принятия новой редакции Кодекса административных правонарушений Российской Федерации.
Перечень
указов Президента Российской Федерации, подлежащих изменению
и дополнению в связи с принятием Федерального закона "О Государственной
автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"
1. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 227 "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"
1.1. Из абзаца 3 пункта 1 исключить слова "С этой целью предусмотреть в штате работников аппарата соответствующих администраций должности системного администратора ГАС "Выборы".
2. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.95 N 861 "Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"
2.1. Пункт 2 исключить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.