Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в части морских научных исследований"
1. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" в части морских научных исследований" подготовлен Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом практики применения и положений действующих:
Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - закон);
Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 458 "О некоторых мерах государственного регулирования размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации и иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 633 "О порядке размещения и использовании на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и контроля";
а также Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция), ратифицированной Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ.
Законопроект подготовлен для рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации согласно соответствующим Планам подготовки проектов федеральных законов Правительства Российской Федерации, утвержденным распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1875-р (пункт 39), от 2 августа 2001 г. N 1028-р (пункт 63), от 14 марта 2002 г. N 306-р (пункт 81).
2. Предлагаемые статьей 1 законопроекта изменения и дополнения касаются тех норм закона, которые регулируют проведение морских научных исследований (далее - исследований) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации.
К числу основных изменений и дополнений, предлагаемых для внесения в закон, относятся следующие.
В статью 24 закона вносится положение, устанавливающее, что размещение и использование научно-исследовательских установок и оборудования, предназначенных для исследований, осуществляется в том же порядке, что и сами исследования. Данное положение закреплено в части XIII Конвенции и направлено на регулирование исследований автоматическими системами измерений, которые находят все более широкое применение в практике.
Статья 25 закона дополняется положением, согласно которому установление правил проведения исследований относится к ведению Правительства Российской Федерации. При этом Российской Федерацией как прибрежным государством реализуются положения Конвенции о его правах принимать законы и правила проведения исследований в его внутренних морских водах и в территориальном море.
Указанные правила установят формы запроса и разрешения на исследования, позволят урегулировать взаимодействие и отношения федеральных органов исполнительной власти не только в части представления и рассмотрения запросов на проведение исследований, оценки запросов и принятия по ним решений, но и в отношении внесения изменений в программу исследований, контроля выполнения исследований.
У Правительства Российской Федерации появится законодательная возможность реализовать свои полномочия по регулированию исследований в едином правовом акте и, в случае необходимости, оперативно вносить изменения в нормативно-правовую базу исследований. Это существенно облегчит применение российского законодательства российскими юридическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, а также иностранными государствами и компетентными международными организациями, которые ежегодно осуществляют более 70 проектов исследований в морских акваториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Другие изменения и дополнения статей 25 - 29 и 31 касаются содержания, порядка рассмотрения запроса на проведение исследований, организации их проведения, а также обязанностей заявителей в части передачи и использования данных, полученных в результате исследований. Указанные изменения и дополнения согласуются с изменениями и дополнениями, содержащимися в проектах поправок в федеральные законы об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе. При этом выдержаны особенности режима исследований, вытекающего из правового статуса внутренних морских вод и территориального моря.
3. К важнейшим ожидаемым результатам принятия и реализации законопроекта следует отнести:
устранение противоречий, содержащихся в российском законодательстве и касающихся морских научных исследований,
создание основ эффективной правовой системы государственного регулирования проведения морских научных исследований, являющихся в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., одним из главных приоритетов национальной морской политики России,
укрепление международно-правовой обоснованности законодательных позиций Российской Федерации в части регулирования исследований на ее территории.
4. Принятие данного законопроекта наряду с законопроектами о внесении поправок в федеральные законы об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе потребует принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, регулирующего проведение исследований во всех морских акваториях, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации.
5. Реализация законопроекта согласно прилагаемому финансово-экономическому обоснованию не потребует затрат, которые могли бы привести к увеличению расходов Федерального бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.