Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в части морских ресурсных исследований и морских научных исследований"
1. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в части морских ресурсных исследований и морских научных исследований" подготовлен Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом положений и практики применения действующих:
Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - закон);
Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 458 "О некоторых мерах государственного регулирования размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации и иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 249 "Об утверждении правил представления запросов на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации и принятия по ним решений";
постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 633 "О порядке размещения и использовании на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и контроля";
а также Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция), ратифицированной Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ.
Законопроект подготовлен для рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации согласно соответствующим Планам подготовки проектов федеральных законов Правительства Российской Федерации, утвержденным распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1875-р (пункт 40), от 2 августа 2001 г. N 1028-р (пункт 64), от 14 марта 2002 г. N 306-р (пункт 82).
2. Текст действующего Федерального закона от 17 декабря 1998 г. не позволяет внести изменения в нормы, касающиеся регулирования морских научных исследований, не затрагивая при этом положений, относящихся к морским ресурсным исследованиям. Поэтому предлагаемые статьей 1 законопроекта изменения и дополнения касаются норм, регулирующих проведение в исключительной экономической зоне Российской Федерации обоих видов исследований.
К числу основных изменений и дополнений, предлагаемых для внесения в закон, относятся следующие.
В статье 4 дается определение понятия "морские научные исследования", согласованное с понятийным аппаратом проектов поправок в федеральные законы о континентальном шельфе и о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне.
На основании существа морских ресурсных исследований, структуры действующего Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ, а также норм действующего законодательства, устанавливающего компетенцию федеральных органов исполнительной власти, указанные исследования разделены на морские ресурсные исследования неживых ресурсов и морские ресурсные исследования живых ресурсов. Соответственно изменено название главы III и дополнено содержание статьи 16, регулирующих деятельность, связанную с пользованием неживыми ресурсами исключительной экономической зоны. Нормы, относящиеся к морским ресурсным исследованиям живых ресурсов, изложены в главе IV.
Статья 21, содержащая основания для отказа в разрешении на проведение исследований живых ресурсов, приводится в соответствие с пунктом 5 статьи 246 Конвенции. При этом реализуется суверенное право Российской Федерации, предусмотренное статьей 56 Конвенции, на основании которого Российская Федерация в своей исключительной экономической зоне может отказать в разрешении на проведение исследований живых ресурсов, исходя из предмета этих исследований.
Вместе с тем статья 19 дополняется следующим важнейшим конвенционным принципом: исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства должны иметь исключительно мирную направленность, не создавать угрозы для его безопасности и обороны.
Указанные изменения и дополнения укрепляют авторитет Российской Федерации как государства, последовательно выступающего за неукоснительное соблюдение норм международного права.
Другие изменения статей 18-25 обусловлены редакционным усовершенствованием их текстов в целях последовательного отграничения морских ресурсных от морских научных исследований.
С учетом единства режима морских научных исследований в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе согласно Конвенции содержание статьи 26 представлено следующим образом:
- установлены субъекты морских научных исследований и основания для осуществления таких исследований в исключительной экономической зоне;
- изложен основополагающий принцип морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации - их исключительно мирный характер, отсутствие угрозы безопасности и обороне страны при осуществлении исследований.
- в отношении содержания, порядка рассмотрения запроса на проведение морских научных исследований, организации проведения исследований, а также обязанностей заявителей в части передачи и использования данных, полученных в результате исследований, статья отсылает к Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Наряду с этим в статью 26 введены два положения, которых нет в действующем законе. Согласно первому размещение и использование в исключительной экономической зоне Российской Федерации научно-исследовательских установок и оборудования, предназначенных для морских научных исследований, осуществляется в том же порядке, что и сами исследования. Данное положение закреплено в части XIII Конвенции и направлено на регулирование исследований автоматическими системами измерений, которые находят все более широкое применение в практике.
Второе положение определяет особенности режима морских научных исследований, район которых частично находится во внутренних морских водах или территориальном море, и вместе со статьей 25 действующего Федерального закона от 31 июля 1998 г. обеспечивает целостность законодательного режима таких исследований.
Изменения, предлагаемые для внесения в закон, в части морских научных исследований, относят к ведению Правительства Российской Федерации установление правил проведения исследований. Указанные правила установят формы запроса и разрешения на исследования, позволят урегулировать взаимодействие и отношения федеральных органов исполнительной власти не только в части представления и рассмотрения запросов на проведение исследований, оценки запросов и принятия по ним решений, но и в отношении внесение# изменений в программу исследований, контроля выполнения исследований,
У Правительства Российской Федерации появится законодательная возможность реализовать свои полномочия по регулированию исследований в едином правовом акте и, в случае необходимости, оперативно вносить изменения в нормативно-правовую базу исследований. Это существенно облегчит применение российского законодательства российскими юридическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, а также иностранными государствами и компетентными международными организациями, которые ежегодно осуществляют более 100 проектов исследований в морских акваториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация надлежаще реализует положение Конвенции, согласно которому прибрежные государства должны устанавливать нормы и процедуры, облегчающие проведение исследований в морских акваториях, находящихся под их юрисдикцией.
3. К важнейшим ожидаемым результатам принятия и реализации законопроекта следует отнести:
устранение противоречий, содержащихся в российском законодательстве и касающихся морских научных исследований единого международно-правового режима - в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе,
создание основ эффективной правовой системы государственного регулирования проведения морских научных исследований, являющихся в соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., одним из главных приоритетов национальной морской политики России,
уменьшение количества потенциальных конфликтов России с иностранными государствами по поводу морских научных исследований,
укрепление международного авторитета Российской Федерации и создание благоприятных условий для осуществления ею исследований в морских акваториях, находящихся под юрисдикцией других государств.
4. Принятие данного законопроекта наряду с законопроектами о внесении поправок в федеральные законы о континентальном шельфе и о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне потребует принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, регулирующего проведение исследований во всех морских акваториях, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации. При этом постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 249 будет отменено.
5. Реализация законопроекта согласно прилагаемому финансово-экономическому обоснованию не потребует затрат, которые могли бы привести к увеличению расходов Федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
нормативных актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с проектом федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"
в части морских ресурсных исследований и морских научных исследований"
1. Подлежит внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., N 31, ст.3833).
2. Подлежит внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст.4694).
3. Подлежит признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 249 "Об утверждении правил представления запросов на проведение морских научных исследований в исключительной экономической зоне Российской Федерации и принятия по ним решений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст.1490).
4. Подлежит принять постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил проведения морских научных исследований".
Указанные правила урегулируют взаимодействие и отношения федеральных органов исполнительной власти в отношении:
представления и рассмотрения запросов на проведение исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, оценки запросов и принятия по ним решений;
внесения изменений в программу исследований до их начала, а также в ходе выполнения исследований;
контроля выполнения исследований подведомственными им организациями и специально уполномоченными представителями Российской Федерации;
а также конкретизируют права и обязанности заявителей, возникающие в связи с проведением исследований (от момента подачи запроса до представления отчетных материалов и передачи данных исследований в научные организации Российской Федерации по окончании исследований), установят формы запроса и разрешения на исследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.