Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об использовании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2001 год"
Расходы бюджета
Доходы бюджета
Другие доходы за 2001 г.
Другие расходы за 2001 г.
Справка о взаиморасчетах по состоянию на 1 января 2002 г. между
Минтруда РФ и Пенсионным фондом РФ по расходам на выплату досрочных
пенсий гражданам, признанным безработными, социальных пособий на
погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному
перечню этих услуг получателям досрочных пенсий, включая расходы на их
доставку и пересылку
В отчетном периоде Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял свою финансовую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год", которым установлены доходы Фонда в сумме 564,2 млрд.руб. и расходы - в сумме 504,9 млрд.рублей.
Расходы бюджета
Исполнение статьи 9 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2001 год"
Динамика численности пенсионеров и средних размеров назначенных
месячных пенсий
Средние размеры назначенных месячных пенсий с учетом компенсационных
выплат
Расходы на выплату трудовых пенсий
Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за
границу
Выплата социальных пособий на погребение
Расходы на доставку пенсий
Целевые выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемые Фондом
на возвратной основе
Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности
Фонда и его органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью
Фонда; расходы на содержание единых пенсионных служб в части назначения
и выплаты пенсий
Другие расходы
Расходная часть бюджета Фонда за 2001 год исполнена в сумме 514,8 млрд.руб., или на 102% к годовым назначениям, в том числе на финансирование выплаты пенсий и пособий, дополнительное пенсионное обеспечение и их доставку направлено 491,1 млрд.руб., что составляет свыше 95% от общих расходов Фонда.
Исполнение расходов на пенсионное обеспечение по статьям затрат характеризуется следующими показателями:
(млн.руб.)
Наименование расходов | Бюджет ПФР на 2001 год |
Кассовое исполнение за 2001 год |
% исполне- ния |
|
1. | Выплаты государственных пенсий и пособий, осуществляемые за счет средств, поступающих в Фонд на государственное пенсионное обеспечение в том числе: |
459763,96 | 451956,53 | 98,3 |
1.1. | Выплаты трудовых пенсий из них: |
445138,70 | 435536,16 | 97,8 |
выплаты пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на государственную пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Фонд |
6525,70 | 9550,76 | 146,4 | |
дополнительные расходы на выплату трудовых пенсий, связанные с повышением размера отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране |
37067,43 | 26950,00 | 72,7 | |
1.2. | Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами |
153,73 | 241,39 | 157,0 |
1.3. | Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу из них |
93,05 | 101,64 | 109,2 |
на выплату пенсий, установленных в соответствии с законодательством СССР |
24,00 | 20,70 | 86,3 | |
1.4. | Выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины |
1,50 | 0,84 | 56,0 |
1.5. | Выплаты социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг |
1479,25 | 1620,70 | 109,6 |
1.6. | Расходы на финансирование минимального размера совокупной выплаты пенсионерам, установленной с 1 марта 2001 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 135, и сохранение соотношения размера указанной выплаты и прожиточного минимума пенсионера на уровне не ниже уровня 2000 года из них |
6334,9 | 8717,16 | 137,6 |
расходы на доставку и пересылку |
112,0 | 122,29 | 109,2 | |
1.7. | Расходы на доставку и пересылку государственных пенсий и пособий из них |
6562,83 | 5738,64 | 87,4 |
за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФР |
95,2 | 129,89 | 136,4 | |
2. | Целевые выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемые Фондом на возвратной основе в том числе: |
33249,5 | 38349,60 | 115,3 |
2.1. | Расходы на выплату государственных пенсий и пособий, финансируемых Фондом на возвратной основе |
32668,43 | 37124,06 | 113,6 |
2.2. | Расходы на доставку и пересылку пенсий, финансируемых Фондом на возвратной основе |
581,07 | 506,02 | 87,1 |
2.3. | Расходы на финансирование минимального размера совокупной выплаты пенсионерам, установленной с 1 марта 2001 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 135, и сохранение соотношения размера указанной выплаты и прожиточного минимума пенсионера на уровне не ниже уровня 2000 года из них |
719,52 | ||
расходы на доставку и пересылку |
11,05 | |||
3. | Выплаты досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, и социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг получателям досрочных пенсий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду Минтрудом России |
241,54 | 404,50 | 167,5 |
Итого на пенсионное обеспечение Дополнительное пенсионное обеспечение |
493255,0 | 490710,63 | 99,5 | |
4. | Расходы на выплату пенсий членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в части, превышающей три с половиной минимального размера пенсии по старости, финансируемые за счет страховых взносов, фактически поступающих по дополнительному тарифу из них |
283,9 | 148,77 | 52,4 |
гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу |
0,17 | |||
5. | Выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, финансируемые за счет средств, передаваемых Фонду из целевого бюджетного фонда Минатома России |
264,08 | ||
Всего расходы с учетом дополнительного пенсионного обеспечения |
493538,9 | 491123,48 | 99,5 |
Исполнение бюджета Пенсионного фонда в части финансирования расходов на выплату государственных пенсий было направлено на обеспечение своевременной выплаты текущих пенсий в рамках утвержденного бюджета и проведение мероприятий по улучшению жизненного уровня пенсионеров, предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год", указами Президента Российской Федерации и федеральными законами.
Исполнение статьи 9 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2001 год"
Согласно статье 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год" не менее 92,3 млрд.руб. должно быть направлено на увеличение государственных пенсий.
В целях реализации Закона о бюджете Фондом осуществлены следующие мероприятия:
1. В соответствии с действующим пенсионным законодательством и согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 26 и от 9 июля 2001 г. N 521 увеличены размеры пенсий с 1 февраля на 10% и с 1 августа на 10 процентов. Среднемесячная заработная плата в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля установлена в размере 1523 рубля, с 1 августа - 1671 рубль.
За отчетный период размер линейной индексации для всех пенсионеров составил 21% при годовом уровне инфляции в 18,6 процента.
Дополнительные расходы в месяц на проведение индексации пенсий с 1 февраля составляли 2,9 млрд.руб., с 1 августа - 3,52 млрд.рублей. Суммарные затраты за отчетный период - 49,5 млрд.рублей.
2. С 1 марта 2001 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 135 установлен минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам, имеющим полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, а с 1 августа 2001 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2001 г. N 767 - инвалидам с детства I и II группы и детям-инвалидам. С 1 марта размер указанной выплаты составлял 600 руб., а с 1 августа увеличен до 660 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2001 г. N 833.
Дополнительные расходы Фонда, включая расходы по доставке, за отчетный период составили 9436,68 млн.руб., или 149% от запланированных на 2001 год, из них финансируемые за счет средств федерального бюджета - 719,52 млн.рублей.
3. В соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 38-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с 1 мая 2001 года снято ограничение в размере 1,2 среднемесячной заработной платы в стране с общей суммы пенсий при получении пенсионером одновременно двух пенсий. В связи с этим пенсионерам из числа инвалидов, участников ВОВ и жителей блокадного Ленинграда повышение пенсий с 1 мая 2001 г. составило в среднем около 780 рублей. Указанное повышение коснулось также пенсионеров - родителей погибших военнослужащих и вдов погибших военнослужащих. Средний размер повышения пенсий для них составил с 1 мая 2001 г. 157,2 руб. и 13,5 руб. соответственно.
Согласно статье 2 указанного Закона финансирование расходов в 2001 году производилось за счет средств переходящего остатка денежных средств по бюджету ПФР на 1 января 2001 года, а расходы, подлежащие финансированию за счет средств федерального бюджета, возмещаются Фонду в 2002 году из федерального бюджета. Затраты за отчетный период составили 7,2 млрд.руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 3,9 млрд.рублей.
4. Одновременно с 1 мая 2001 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2001 г. N 437 установлен предельный размер ограничения на отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране 1,2.
Дополнительные расходы в месяц на повышение отношения составили с 1 мая 2,96 млрд.руб., с 1 августа - 3,26 млрд.рублей.
5. В пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на 2001 год на дополнительные мероприятия по повышению указанного отношения отдельным категориям получателей пенсий, для пенсионеров северных регионов с целью создания условий по исчислению им пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 122-ФЗ "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с 1 августа т.г. отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается дифференцированно до 1,9 в зависимости от установленного районного коэффициента к заработной плате работников. Дополнительные расходы на реализацию названного Федерального закона составили в месяц 354,0 млн.рублей.
В результате проведенных в 2001 году мероприятий по увеличению предельного размера ограничения на отношение повышен уровень пенсионного обеспечения за счет увеличения размера индивидуального коэффициента пенсионера, который к концу отчетного периода в среднем по Российской Федерации для пенсионеров по старости составил 73,84%, или увеличился на 11,7 процентных пункта.
Всего затраты, связанные с повышением размера отношения, составили за 2001 год 26,95 млрд.рублей.
6. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2001 г. N 767 с 1 августа увеличен размер компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами с 60 до 120 рублей. Дополнительные расходы на реализацию Указа в части данных выплат составляют в месяц 24,0 млн.руб., за год - 120,0 млн.рублей.
Таким образом, суммарные затраты Фонда на проведение мероприятий по увеличению размеров государственных пенсий и повышению жизненного уровня пенсионеров составили 93,09 млрд.руб., что соответствует объемам, запланированным по бюджету, или 18,1% годового бюджета Фонда.
Динамика численности пенсионеров и средних размеров назначенных месячных
пенсий
На конец отчетного периода численность пенсионеров составила 38,6 млн.человек.
Доля пенсионеров в общей численности населения Российской Федерации (144,0 млн.чел.) продолжала увеличиваться и составила по состоянию на 1 января 2002 года 26,8% против 26,6% на 1 января 2001 года, а к численности занятых в экономике - 59,4 процента.
(тыс.человек)
Ha 01.01.2001 | Ha 01.01.2002 | Прирост (снижение) за отчетный период |
|
Всего пенсионеров из них: |
38479,0 | 38597,8 | +118,8 |
пенсионеров труда из них: |
36367,9 | 37008,5 | +640,6 |
пенсионеров по старости в том числе: |
28886,4 | 28982,2 | +95,8 |
получающих досрочную пенсию |
27,3 | 29,8 | +2,5 |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
1981,0 | 1470,8 | -510,2 |
пенсионеров - военнослужащих срочной службы и их семей |
130,1 | 118,6 | -11,5 |
Из общей численности пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 г. 7,4 млн.человек, или 19,2%, являются получателями минимальной совокупной выплаты в размере 660 рублей в месяц, из них 0,9 млн.человек - за счет средств федерального бюджета.
За отчетный период снизилась численность получателей социальных пенсий на 510,2 тыс.чел. в связи с переходом в категорию получателей трудовых пенсий пенсионеров по случаю потери кормильца. Это связано с установлением минимального размера совокупной выплаты в соответствии с указами Президента Российской Федерации.
По состоянию на конец отчетного периода по данным, полученным от органов, назначающих и выплачивающих пенсии, из 37,0 млн.пенсионеров труда получают пенсии, исчисленные с применением ИКП, 24,7 млн.чел., или 66,6% получателей трудовых пенсий, из них пенсионеров по старости - 22,2 млн.чел., или 76,6% от общего числа пенсионеров по старости.
Минимальный размер пенсии по старости увеличивался с 1 февраля и с 1 августа на 10% и составил к концу года 185,32 рубля. Среднегодовое соотношение минимальной пенсии по старости (174,21 руб.) и размера прожиточного минимума пенсионера (1144,25 руб.) в 2001 году составило 15,2% против 15,0% в 2000 году.
Средние размеры назначенных месячных пенсий с учетом компенсационных
выплат
(руб.)
На 01.01.2001 |
На 31.12.2001 |
Увеличение среднего размера в руб. (%) |
Соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (ПМП), % |
||
на 01.01.2001 (ПМП - 962 руб.) |
на 31.12.2001 (ПМП - 1197 руб.) |
||||
Всех пенсионеров из них: |
823,35 | 1137,97 | 314,62 38,2% |
85,6% | 95,1% |
пенсионеров труда | 841,96 | 1159,25 | 317,29 37,7% |
87,5% | 96,8% |
пенсионеров по старости из них исчисленные: |
893,67 | 1245,87 | 352,2 39,4% |
92,9% | 104,1% |
без применения ИКП | 701,86 | 811,44 | 109,58 15,6% |
73% | 67,8% |
с применением ИКП | 963,69 | 1378,79 | 415,1 43,1% |
100,2% | 115,2% |
пенсионеров, получающих социальные пенсии |
496,17 | 630,12 | 133,95 27,0% |
51,6% | 52,6% |
пенсионеров - военнослужащих срочной службы и их семей |
603,25 | 794,95 | 191,7 31,8% |
62,7% | 66,4% |
Расходы на выплату трудовых пенсий
В отчетном периоде общая сумма назначенных трудовых пенсий (с учетом получателей двух пенсий) составила 461,4 млрд.руб., что составляет 98,1% от предусмотренных по бюджету.
Экономию плановых затрат на выплату трудовых пенсий на сумму 8,8 млрд.руб. определили следующие причины:
Отклонение против запланированного среднегодового -11,12 млрд.руб.
размера трудовой пенсии (без учета мероприятий по
индексации и повышению пенсий)
Увеличение против запланированного среднегодовой 1,91 млрд.руб.
численности получателей трудовых пенсий
Увеличение расходов на индексацию трудовых пенсий 0,78 млрд.руб.
Невыполнение плана по дополнительным расходам на -10,12 млрд.руб.
выплату трудовых пенсий при повышении отношения
среднемесячного заработка пенсионера к
среднемесячной заработной плате в стране
из них:
за счет меньшего числа перешедших на исчисление -2,7 млрд.руб.
пенсий с применением ИКП
Дополнительные расходы по снятию ограничения 1,2 7,2 млрд.руб.
на сумму двух пенсий для получателей пенсий с
применением ИКП
Увеличение против запланированного расходов по 2,58 млрд.руб.
установлению минимальной совокупной выплаты
Кассовые расходы по выплате трудовых пенсий, финансируемых за счет средств, поступающих в Фонд на государственное пенсионное обеспечение, составили 435,54 млрд.руб., или 97,8% к запланированным на год.
В отчетном периоде за счет средств, поступающих в Фонд на государственное пенсионное обеспечение, финансировались расходы за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФР, по пенсиям, исчисленным без применения ИКП, в сумме 9,68 млрд.руб. с учетом расходов по их доставке.
Средняя продолжительность стажа для исчисления трудовых пенсий с применением ИКП на конец отчетного периода составила 36 лет, из которых на периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФР, приходится 0,75 года, средняя пенсия по основному размеру на конец отчетного периода составила 1220,15 руб., а для оставшихся на "старом" порядке исчисления пенсии соответственно - 27,4 года, из них 3,39 года - "нестраховые" периоды, средняя трудовая пенсия по основному размеру - 446,7 рубля.
Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства
за границу
Выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, Пенсионный фонд осуществляет в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.93 N 4461-1 "О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу", Федеральным законом от 06.03.2001 N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 15.01.93 о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения.
Исполнение расходов на выплату пенсий за границу за 2001 год характеризуется следующими показателями:
(млн.руб.)
Наименование расходов | Бюджет ПФР на 2001 год |
Исполнение за 2001 год |
% исполне- ния |
|
1. | Выплаты пенсий за границу, финансируемые за счет средств, поступающих в Фонд на государственное пенсионное обеспечение из них: |
93,05 | 101,64 | 109,2 |
на выплату пенсий, установленных в соответствии с законодательством СССР |
24,0 | 20,70 | 86,3 | |
2. | Выплаты пенсий на Украину | 1,5 | 0,84 | 56,0 |
Всего за счет средств, поступающих в Фонд на государственное пенсионное обеспечение |
94,55 | 102,48 | 108,4 | |
3. | Выплаты пенсий за границу, финансируемые за счет средств федерального бюджета из них: |
28,27 | 20,76 | 73,4 |
пенсионерам Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСНП России, ГТК России |
22,66 | 15,88 | 70,1 | |
Итого расходы | 122,82 | 123,24 | 100,3 |
Кроме того, в 2001 году осуществлялось финансирование повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Расходы с учетом доплаты за 1999 - 2000 годы составили 0,17 млн.руб. и финансировались за счет страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в связи с чем отражены в соответствующей статье расходов бюджета.
В 2001 году пенсии перечислялись в 48 государств, включая Украину.
Количество пенсионеров, пенсии которым были фактически выплачены в 2001 году, возросло с 5727 в I квартале до 7866 в IV квартале, т.е. на 2139 чел., или более чем на 37 процентов. В том числе, численность получателей пенсий (части пенсии), проживающих на территории Украины, в течение года составляла от 444 до 417 человек.
За отчетный период пенсия восстановлена 2372 пенсионерам. Количество пенсионеров, имеющих право на получение пенсии, по состоянию на конец отчетного периода составило 10550 чел., в т.ч. в соответствии с законодательством Российской Федерации - 9770 чел., в соответствии с законодательством СССР - 363 чел., проживающих на территории Украины - 417 человек. По состоянию на конец отчетного периода выплата пенсий прекращена и приостановлена по разным причинам 2856 лицам.
Выплата социальных пособий на погребение
Финансирование расходов на выплату социальных пособий на погребение осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Общие расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению за отчетный период составили 1688,2 млн.руб., в том числе финансируемые за счет средств Пенсионного фонда - 1620,7 млн.рублей.
Размер пособия на погребение, установленный Федеральным законом от 07.08.2000 N 122-ФЗ, с учетом районного коэффициента составил в среднем по Российской Федерации 1100 рублей. За отчетный период выплачено около 1535,0 тыс. пособий, что составляет около 4% от числа пенсионеров, состоявших на учете в органах социальной защиты населения на 1 января 2001 года.
Расходы на доставку пенсий
Суммарные затраты на доставку и пересылку пенсий и пособий составили 6275,83 млн.рублей.
Расходы производились в пределах 1,5% (без учета НДС) от выплаченных сумм пенсий и пособий для управлений федеральной почтовой связи и 1,25% (без учета НДС) для других организаций (альтернативных структур). Пенсионным фондом уплачен налог на добавленную стоимость по услугам за доставку пенсий на сумму свыше 1,0 млрд.рублей.
Целевые выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемые Фондом
на возвратной основе
Согласно Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год" выплата государственных пенсий, финансирование которых производится в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, а также расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий осуществляются Пенсионным фондом на возвратной основе.
Расходы Пенсионного фонда на указанные цели за отчетный период составили 38349,60 млн.руб., в том числе по видам выплат:
(млн.руб.)
Бюджет ПФР на 2001 год |
Кассовые расходы за 2001 год |
% исполне- ния |
|
1. Пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам (включая инвалидов вследствие военной травмы), их семьям в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" |
4541,84 | 6255,90 | 137,7 |
2. Дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы - участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов |
11,02 | 8,98 | 81,5 |
3. Расходы на повышение пенсий участникам ВОВ и вдовам военнослужащих, погибших в ВОВ, в соответствии с Федеральным законом от 07.05.95 N 72-ФЗ |
7435,36 | 10794,70 | 145,2 |
4. Социальные пенсии | 11461,54 | 10026,12 | 87,5 |
5. Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
2183,25 | 2264,11 | 103,7 |
6. Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами |
151,29 | 173,47 | 114,7 |
7. Социальные пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг |
111,40 | 67,50 | 60,6 |
8. Выплаты пенсий гражданам, получающим пенсии за счет средств федерального бюджета, выехавшим на постоянное место жительства за границу из них: |
28,27 | 20,76 | 73,4 |
пенсионерам Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСНП России, ГТК России |
22,66 | 15,88 | 70,1 |
9. Расходы на выплату пенсий, исчисленных с применением ИКП, в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Фонд |
6744,46 | 7512,52 | 111,4 |
10. Расходы на финансирование минимального размера совокупной выплаты пенсионерам, установленной с 1 марта 2001 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 135, и сохранение соотношения размера указанной выплаты и прожиточного минимума пенсионера на уровне не ниже уровня 2000 года из них расходы на доставку и пересылку |
719,52 11,05 |
||
11. Расходы на доставку и пересылку пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета |
581,07 | 506,02 | 87,1 |
Всего расходов | 33249,50 | 38349,60 | 115,3 |
За отчетный период кассовые расходы по выплате пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, превысили бюджетные проектировки.
Перевыполнение плана в основном связано с проведением дополнительных мероприятий по улучшению пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 38-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с 1 мая 2001 г. снято ограничение в размере 1,2 среднемесячной заработной платы в стране с общей суммы пенсий при получении пенсионером одновременно двух пенсий. В связи с этим дополнительные затраты Фонда по выплате пенсий по инвалидности из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны составили 3907,1 млн.рублей.
Расходы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 135, от 26 июня 2001 г. N 767 и от 12 июля 2001 г. N 833 на установление минимального размера совокупной выплаты пенсионерам, получающим пенсию за счет средств федерального бюджета, включая инвалидов с детства I и II группы и детей-инвалидов, составили 719,52 млн.рублей.
Дополнительные расходы в связи с внесением изменения в Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. N 551 "О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" составили 44,56 млн.рублей.
Кроме того, на увеличение расходов повлияло проведение индексации пенсий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2001 г. N 521 с 1 августа 2001 г. на 10% против 9%, предусмотренных по бюджету.
В отчетном периоде численность пенсионеров - получателей пенсий за счет средств федерального бюджета, характеризуется следующими показателями:
(тыс.чел.)
На 01.01.2001 | На 01.01.2002 | Прирост (сниже- ние) за отчетный период |
||
1. | Инвалиды вследствие военной травмы |
424,38 | 397,65 | -26,73 |
2. | Пенсионеры по инвалидности и по случаю потери кормильца из числа военнослужащих срочной службы |
130,08 | 118,60 | -11,48 |
3. | Участники ВОВ, получающие вторую пенсию или надбавку |
971,09 | 871,66 | -99,43 |
4. | Родители погибших военнослужащих и вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие вторую пенсию |
297,1 | 255,38 | -41,72 |
5. | Получатели пенсий из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС кроме того, получатели надбавок |
140,06 590,3 |
138,49 598,90 |
-1,57 +8,6 |
6. | Получатели социальных пенсий | 1981,02 | 1470,78 | -510,24 |
Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности
Фонда и его органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда;
расходы на содержание единых пенсионных служб в части назначения
и выплаты пенсий
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" Пенсионным фондом Российской Федерации и его органами совместно с администрациями субъектов Российской Федерации в течение 2001 года была проведена работа по передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий региональным отделениям ПФР, в результате чего структура территориальных органов ПФР и численность работников системы существенно изменились.
На начало 2001 года численность системы ПФР составляла 43778 единиц.
В течение 2001 года органами социальной защиты населения в 67 субъектах Российской Федерации территориальным органам ПФР переданы полномочия по назначению и выплате государственных пенсий.
В результате проведенной работы численность работников органов ПФР увеличилась на 58156 ед., в том числе за счет перевода из органов соцзащиты населения субъектов Российской Федерации 35784,5 работников, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, и по состоянию на 01.01.2002 утверждено 101934 единицы, в т.ч. 11574 ед. обслуживающего персонала.
В соответствии с распоряжениями Правления ПФР создано 1911 территориальных органа ПФР, в том числе 1673 управления, 228 отделов и 10 центров по выплате пенсий в 2058 городах и районах субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в 16 субъектах Российской Федерации территориальные органы ПФР, выполняющие функции по назначению и выплате государственных пенсий, были сформированы до 2001 года (402 управления и отдела).
Учитывая, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в большинстве случаев передавали только штатную численность специалистов, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий. Фондом осуществлялось доукомплектование создаваемых в городах (районах) управлений (отделов, центров) ПФР работниками финансово-экономической, кадровой, юридической служб, а также технических служб, позволяющих обеспечить их жизнедеятельность.
Исполнение расходов характеризуется следующими показателями:
(млн.руб.)
Наименование расходов | Бюджет ПФР на 2001 год |
Исполнено за 2001 год |
% исполне- ния |
Содержание органов Фонда из них: |
7058,0 | 5891,01 | 83,5 |
содержание единых пенсионных служб в части назначения и выплаты пенсий |
3342,0 | 2726,78 | 81,6 |
Подготовка и переподготовка кадров | 23,4 | 14,99 | 64,1 |
Материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и модернизация автоматизированных информационных систем Фонда из них: |
953,2 | 912,80 | 95,8 |
содержание Информационного центра персонифицированного учета |
48,09 | 45,37 | 94,3 |
Капитальные вложения и проектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров персонифицированного учета, объектов для размещения органов управления Фонда |
244,0 | 239,74 | 98,3 |
Формирование базы данных Фонда для актуарных расчетов |
95,0 | - | - |
Расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования |
17,0 | 5,75 | 33,8 |
Всего расходов | 8390,6 | 7064,29 | 84,2 |
В отчетном периоде на текущее содержание органов Пенсионного фонда, включая содержание единых пенсионных служб в части назначения и выплаты пенсий, было направлено 5,89 млрд.руб., что составляет 83,5% к назначенным по бюджету и около 1,1% в общих расходах Фонда.
Неполное освоение средств явилось следствием поэтапной передачи органами социальной защиты населения полномочий по назначению и выплате государственных пенсий.
Материально-техническое оснащение вновь созданных пенсионных служб в основном осуществлялось за счет средств ПФР, т.к. передаваемая местными органами власти материально-техническая база была морально устаревшей.
Несмотря на заключенные соглашения о полном или частичном финансировании единых пенсионных служб из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, основная часть регионов обязательств по возмещению не выполняет. Всего за 2001 год возмещено 119,4 млн.рублей.
В отчетном периоде по статье "Подготовка и переподготовка кадров" было израсходовано 14,99 млн.рублей, или 64,1% от годовых назначений. Было проведено 107 учебных мероприятий по вопросам изучения и применения нового пенсионного законодательства в условиях пенсионной реформы, административного права, применения современных информационных технологий, юридического сопровождения работы органов ПФР, из них 42, или 39% для различных категорий работников пенсионных служб. Общее количество работников Фонда, прошедших повышение квалификации, составило 4843 чел., из них 1583 чел., или 33% - работников, связанных с организацией, назначением, перерасчетом и выплатой пенсий. Была продолжена профессиональная подготовка сотрудников ПФР.
Неисполнение расходов по данной статье затрат связано с переносом сроков проведения и исключением из плана ряда учебных мероприятий.
Расходы по статье затрат "Материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и модернизация автоматизированных информационных систем Фонда" без учета затрат на содержание ИЦПУ составили 867,43 млн.рублей, или 95,8% от годового плана.
Средства направлены на приобретение 11800 шт. компьютеров для оснащения создаваемых единых пенсионных служб, 52 шт. серверов AS/400 для обеспечения задач персонифицированного учета, 200 шт. серверов баз данных для ОПФР, расходных материалов и запасных частей для средств вычислительной техники в соответствии с нормативами, расходных материалов для передачи информации в МНС России, бланочной продукции для ведения персонифицированного учета, оборудования и оплаты услуг связи для электронной почты, архивного оборудования, оборудования для создания и модернизации локальных вычислительных сетей, оборудования для обеспечения защиты информации, картриджей для лазерных принтеров.
В 2001 году практически завершены работы по созданию телекоммуникационных корпоративных сетей передачи данных (ТКСПД) в четырех ОПФР, начата работа по созданию ТКСПД еще в пяти ОПФР (I этап создания ТКСПД). Всего на их создание в 2001 году направлено 37 млн.рублей.
Все закупки и заключение контрактов на приобретение оборудования и выполняемые работы производились на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305.
Не полностью профинансированы централизованные закупки в связи с нарушением сроков поставки некоторых видов оборудования. Окончательная оплата по ним в сумме 41,9 млн.руб. перенесена на 2002 год.
Затраты на содержание Информационного центра персонифицированного учета в отчетном периоде составили 45,37 млн.руб., или 94,3% от предусмотренных на год. Штатная численность ИЦПУ на конец отчетного периода составила 168 единиц при плановой численности 180 человек.
В отчетном периоде ИЦПУ осуществлял эксплуатацию и сопровождение программно-технических средств системы персонифицированного учета застрахованных лиц (СПУ), а также обслуживание и сопровождение технических и программных средств подразделений Исполнительной дирекции Фонда, подготовку прогнозных и статистических данных и отчетов на основе базы данных, формулируемой в СПУ и др.
Реализация Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" в 2001 году осуществлялась в соответствии с решениями, принятыми на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко по вопросу "О состоянии и развитии индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования" (протокол от 11.04.2001 N ВМ-П12-35пр), утвержденным Председателем Правления ПФР М.Ю.Зурабовым Планом развития подсистемы персонифицированного учета для обеспечения работы органов ПФР в условиях введения единого социального налога, накопительного элемента финансирования трудовых пенсий и реализации Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709, другими документами Фонда и указаниями региональным отделениям ПФР.
В отчетном периоде были продолжены работы по регистрации застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, сбору, обработке и внесению в лицевые счета застрахованных лиц сведений об их стаже и заработке, камеральная и документальная проверка индивидуальных сведений.
Принципиально новыми задачами, стоявшими перед службой персонифицированного учета в 2001 году, являлись:
организация регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц неработающих пенсионеров;
переход к организации более широкого назначения пенсий на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии со статьями 96 и 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в связи с передачей большинству региональных отделений полномочий по назначению и выплате пенсий;
подготовка информационной базы персонифицированного учета для использования при проведении пенсионной реформы.
Результаты выполнения программы внедрения персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования за 2001 год характеризуются следующими данными:
Наименование показателя | на 01.01.2001 | на 01.01.2002 | Прирост |
Количество лиц, зарегистрированных в СПУ, тыс.чел. в том числе: |
69719,02 | 97181,65 | 27462,63 39,4% |
неработающие пенсионеры | - | 19748,21 | 19748,21 |
Количество индивидуальных сведений о стаже и заработке, введенных в базу данных, тыс. |
111890,30 | 247990,71 | 136100,71 121,6% |
Назначено и пересчитано пенсий по данным персонифицированного учета |
472863 | 1016927 |
Количество назначенных и пересчитанных пенсий по данным персонифицированного учета за 2001 год на 466,5 тыс. больше, чем за 2000 год.
В отчетном периоде по статье "Капитальные вложения и проектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров персонифицированного учета, объектов для размещения органов управления Фонда" было израсходовано 239,74 млн.руб., или 98,3% от годовых назначений. Расходование средств осуществлялось по утвержденным титульным спискам. Велось строительство объектов, перешедших на 2002 год, в 19 регионах общей площадью 37718 кв.м. В 2001 году были сданы в эксплуатацию 9 административных зданий общей площадью 8507 кв.м. Приобретены 61 административных зданий и помещений общей площадью 25937 кв.м.
По статье затрат "Расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования" в отчетном периоде израсходовано 5,75 млн.руб., из них: на зарубежные поездки - 1,35 млн.руб., на оплату обучения - 0,7 млн.руб., на прием иностранных делегаций - 0,002 млн.руб., расходы на оформление документов и пр. - 0,02 млн.рублей. Уплачены взносы МАСО в сумме 3,09 млн.руб. и членский взнос в Ассоциацию социальных и пенсионных фондов стран СНГ - 0,6 млн.рублей.
Другие расходы
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2001 г. N 470 "О размещении временно свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2001 году" на основании Соглашения от 8 октября 2001 г. N 01-01-06/05-1006 между Министерством финансов Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации о купле-продаже облигаций государственных нерыночных займов (ОГНЗ) Фондом приобретены ОГНЗ на сумму 11,5 млрд.руб. со сроком погашения 9 октября 2004 года.
Выплата дохода по ОГНЗ будет осуществляться ежегодно в размере 12% годовых в первый год обращения, а в дальнейшем исходя из уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2000 N 2063 "О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения" за 2001 год использованы средства в сумме 2,99 млрд.руб., полученные в результате проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в Фонд. Средства направлены, в основном, на финансирование текущего и капитального ремонта указанных учреждений (1,4 млрд.руб.), капитальное строительство (0,5 млрд.руб.), приобретение оборудования (0,6 млрд.руб.), мягкого инвентаря (0,2 млрд.руб.) и продуктов питания (0,2 млрд.руб.), медикаментов, оплату коммунальных услуг и пр.
Прочие расходы Фонда за 2001 год составили 2,16 млрд.руб., из них расходы за счет сумм пеней и финансовых санкций - 2,0 млрд.руб., из которых 1,97 млрд. - за счет поступления пеней и финансовых санкций в отчетном периоде, 0,04 млрд.руб. - за счет остатка указанных сумм, не использованных в 2000 году.
Расходы на региональные программы социальной защиты престарелых и нетрудоспособных граждан за счет сумм пеней и финансовых санкций составили 167 млн.руб. против 562,7 млн.руб. за 2000 год. Целевое финансирование согласованных с администрацией субъектов Российской Федерации региональных программ включает в себя расходы на празднование Дня Победы в ВОВ, Дня пожилого человека, Дня инвалида, оказание помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам, финансовую помощь приютам для детей-сирот, домам-интернатам для престарелых и инвалидов, оказание адресной лекарственной помощи, расходы на подписку на газету "Достоинство".
Во исполнение пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2001 N 478 "О комплексе мер по ликвидации последствий наводнения 2001 года в Республике Саха (Якутия)" оказана адресная материальная помощь в виде единовременной выплаты 6034 неработающим пенсионерам на сумму 58,82 млн.рублей. Остаток средств, не использованных в 2001 году в соответствии с указанным постановлением, составил 21,18 млн.рублей.
Доходы бюджета
Взаимоотношения ПФР с Минфином РФ по возмещению средств из
федерального бюджета
Взаимоотношения Фонда с Минтрудом РФ
Реализация Федерального закона от 25.02.99 N 37-ФЗ "О внесении
изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в
Российской Федерации"
Реализация Указа Президента РФ от 23 августа 2000 г. N 1563
"О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации"
Результаты исполнения бюджета
Отчет по кассовому исполнению бюджета Пенсионного фонда РФ за 2001 г.
Справка о наличии оборотных средств
Поступление доходов в бюджет Пенсионного фонда за 2001 год по источникам характеризуется следующими данными:
(млн.руб.)
Наименование доходов | Бюджет ПФР на 2001 год |
Исполнено за 2001 год |
% исполне- ния |
1. Поступления единого социального налога (взноса), зачисляемого в Фонд на государственное пенсионное обеспечение |
399620,0 | 439825,58 | 110,1 |
2. Страховые взносы | - | 20045,84 | |
3. Мобилизация просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Фонд |
25300,00 | 25788,81 | 101,8 |
4. Средства, полученные в результате проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в Фонд |
3000,0 | 2988,58 | 99,6 |
5. Суммы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, поступающие в Фонд |
3401,7 | 5496,21 | 161,6 |
6. Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату государственных пенсий и пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации |
34039,0 | 34039,0 | 100,0 |
7. Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду Минтрудом России на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными |
241,54 | 427,58 | 177,0 |
8. Погашение задолженности Государственного фонда занятости населения Российской Федерации перед Фондом по расходам на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, по состоянию на 1 января 2001 года |
- | 5,93 | |
9. Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
283,9 | 182,82 | 64,4 |
10. Средства, передаваемые Фонду из целевого бюджетного фонда Минатома России для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации |
- | 296,14 | |
11. Прочие поступления в том числе: пени, финансовые санкции пени и штрафы, связанные с несвоевременной уплатой единого социального налога (взноса), зачисляемого в Фонд, направляемые на выплату государственных пенсий и пособий |
- | 3023,74 1973,28 73,44 |
|
средства, вырученные от реализации продовольствия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1999 г. N 130 исходя из объемов, определенных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год", направляемые в Фонд на выплату государственных пенсий и пособий |
- | 490,00 | |
обслуживание коммерческими банками остатков средств счета ПФР |
45,02 | ||
другие доходы | 442,00 | ||
Всего доходов | 465886,14 | 532120,23 | 114,2 |
Исполнение основных показателей доходной части бюджета Фонда в 2001 году осуществлялось в условиях улучшения макроэкономической ситуации в стране. Фонд заработной платы за 2001 год увеличился на 44% и по отчету Минэкономразвития России составил 1972,0 млрд.руб. против 1740 млрд.руб. принятого для расчета поступлений в бюджетных проектировках Фонда.
В связи с введением в действие с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса Российской Федерации финансирование расходов на государственное пенсионное обеспечение в отчетном периоде осуществлялось за счет взносов плательщиков, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса) в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог (взнос)".
Статьей 9 Федерального закона от 5.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что с 1 января 2001 г. функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов переходят к МНС России.
Сумма единого социального налога (взноса), зачисляемого в Фонд, начисленная по расчетам (декларациям) за отчетный период, по данным МНС России, по состоянию на 01.03.2002 составила 499,59 млрд.рублей.
Уровень сбора МНС России единого социального налога (взноса) за 2001 год составил 88,0% против 91,4% сбора текущих страховых взносов ПФР за 2000 год. Увеличение собираемости за счет мобилизации просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд составляет за 2001 год 5,8 процентных пункта. Таким образом, общий уровень сбора средств за отчетный период составил 94,1 против 96,4% за 2000 год.
За отчетный период на счета Пенсионного фонда поступили страховые взносы за 2000 год в сумме 20,04 млрд.рублей.
Поступление средств от мобилизации просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 г., составило 25,79 млрд.руб., или на 1,9% выше запланированного. Сверхплановое поступление средств от мобилизации просроченной задолженности в 2001 году составило 488,81 млн.рублей.
По данным Пенсионного фонда, 10,47 млрд.руб. получено в соответствии с соглашениями, заключенными региональными отделениями ПФР с организациями в 2000 году, в том числе 9,47 млрд.руб. - в счет погашения недоимки по страховым взносам, 1,0 млрд.руб. - по соглашениям о погашении пеней.
В счет погашения задолженности по пеням и штрафам, начисленным организациям по состоянию на 1 января 2001 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 N 699 в бюджет Фонда поступило 0,17 млрд.руб., за счет погашения задолженности по страховым взносам сельскохозяйственных предприятий и организаций, начисленным пеням и штрафам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 - 0,1 млрд.рублей.
Таким образом, общая сумма поступлений в бюджет Фонда в 2001 году в соответствии с заключенными соглашениями о погашении просроченной задолженности по страховым взносам, начисленным пеням и штрафам оценивается в 10,74 млрд.руб., из них средства в сумме 2,99 млрд.руб. получены в результате проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в Фонд в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. N 2063 "О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения".
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 1462-р с марта 2001 г. региональными отделениями Фонда проводилась работа по подготовке и передаче налоговым органам актов сверки расчетов плательщиков страховых взносов и единого налога на вмененный доход с Фондом по итогам 2000 года.
Всего органами ПФР за отчетный период передано в органы МНС России 6,4 млн. актов сверки расчетов плательщиков, что составляет 98% от общего числа плательщиков (6,6 млн.), информация по которым подлежит передаче налоговым органам, на общую сумму задолженности по средствам ПФР 501,5 млн.руб. (99,1% задолженности по средствам ПФР), в т.ч. по работодателям 3,2 млн.актов на сумму 499,9 млн.руб., по индивидуальным предпринимателям - 3,2 млн.актов на сумму 1,6 млн.рублей. При этом количество принятых (подписанных) органами МНС России актов сверки составило 6,0 млн., или 93,5% от переданных актов, на общую сумму задолженности в размере 489,4 млн.рублей.
Параллельно с передачей сведений о плательщиках страховых взносов налоговым органам осуществлялась работа по регистрации в органах ПФР плательщиков в качестве страхователей, проводились документальные и камеральные проверки.
Количество плательщиков (страхователей) по состоянию на 1 января 2002 г. составило 8,48 млн. против 8,38 млн. на начало 2001 года, из которых 3,58 млн. страхователей (42,2%) являются работодателями, 1,52 млн. (18%) - плательщиками единого налога на вмененный доход, 3,21 млн. (37,9%) - плательщиками, уплачивающими взносы с доходов.
Прочие поступления в бюджет Фонда за отчетный период составили 3 млрд.руб., из них пеней и финансовых санкций перечислено на сумму 1,97 млрд.руб., пеней и штрафов за несвоевременную уплату единого социального налога - 73,44 млн.рублей.
В отчетном периоде в Фонд поступили средства в объеме 490,0 млн.руб. от реализации гуманитарной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.99 N 130 "О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в 1999 году в соответствии с соглашениями с Правительством Соединенных Штатов Америки и Европейским Союзом".
Поступления средств от реализации гуманитарной помощи, млн.руб. |
|
Предусмотрено Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год" |
11560,26 |
Поступило в Фонд в 2000 году | 8702,21 |
Остаток не возмещенных средств в 2000 году | 2858,05 |
Поступило в Фонд за 2001 год | 490,0 |
Остаток не поступивших средств по состоянию на 01.01.2002 |
2368,05 |
Взаимоотношения ПФР с Минфином России по возмещению средств
из федерального бюджета
Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и от 8 августа 2001 г. N 125-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год" средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду на выплату пенсий и пособий, предусмотрены в сумме 34039,0 млн.руб., из них 789,5 млн.руб. предназначено на погашение задолженности федерального бюджета перед Фондом по расходам на выплату пенсий за 1999 год. Указанные средства перечислены Фонду в полном объеме.
Средства в объеме 33249,5 млн.руб. переданы на финансирование текущих выплат, осуществляемых Фондом на возвратной основе за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующим пенсионным законодательством и прочими законодательными актами и Указами Президента Российской Федерации. Фактические расходы ПФР составили 38349,6 млн.рублей.
Размер некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед Фондом за 2001 год по расходам на выплату пенсий и пособий с учетом предусмотренных к погашению в 2002 году в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год" средств в сумме 4626,6 млн.рублей составил 473,5 млн.рублей.
Взаимоотношения Фонда с Минтрудом России
С 1 января 2001 г. в связи с ликвидацией Государственного фонда занятости населения Российской Федерации финансирование расходов на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг получателям досрочных пенсий, включая расходы на их доставку и пересылку, осуществляются Фондом за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду Минтрудом России.
За отчетный период Фондом произведены расходы на сумму 404,5 млн.руб., что на 67% больше согласованных с Минтрудом России и предусмотренных в бюджете Фонда. Тем не менее, расходы на указанные цели возмещены Фонду в полном объеме и остаток средств, переданных Минтрудом России, по состоянию на 1 января 2002 года составил 23,08 млн.рублей.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 8 апреля 2002 г. N 35-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год" и статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 140-ФЗ "Об исполнении бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации за 2000 год" за счет остатка средств Фонда занятости по состоянию на 1 января 2001 г. погашена задолженность перед ПФР по расходам на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, по состоянию на 1 января 2001 года в сумме 5,93 млн.рублей.
Реализация Федерального закона от 25.02.99 N 37-ФЗ "О внесении изменения
в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской
Федерации"
По состоянию на 1 января 2001 года остаток средств, образовавшийся за счет страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, составил 78,44 млн.рублей.
Поступления страховых взносов за отчетный период составили 182,82 млн.руб., или 37,5% от начисленных сумм и 64% от предусмотренных бюджетом. Задолженность по страховым взносам по дополнительному тарифу составила на 1 января 2002 г. 599,74 млн.рублей.
Расходы на финансирование повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей за этот же период составили 148,77 млн.руб., или 52,4% от запланированных, из них выплаты получателям, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, составили 0,17 млн.руб. (с учетом доплаты за 1999 - 2000 гг.). Остаток неиспользованных средств в сумме 112,49 млн.руб. будет направлен на финансирование доплат к пенсиям в январе - апреле 2002 года.
По данным региональных отделений, от органов социальной защиты населения поступило заявок на повышение максимального размера пенсии в ноябре 2001 г. - январе 2002 г. на сумму 257,37 млн.рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.99 N 1012 "О мерах по реализации Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 37-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" размер отношения среднемесячной суммы страховых взносов по дополнительному тарифу, фактически поступивших в Фонд, к сумме средств, необходимых для финансирования повышения максимального размера пенсии, в 2001 году составлял: с 1 февраля 0,221, с 1 мая 0,212, с 1 августа 0,207, с 1 ноября 0,264. Средний размер величины повышения максимального размера пенсии за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации увеличился с 636 руб. в I кв. до 844 руб. в IV кв. 2001 года.
Численность получателей на конец года составила 21,3 тыс. человек.
Реализация Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г.
N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного
оружейного комплекса Российской Федерации"
В соответствии с утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 145 "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" Правилами финансирования расходов на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в отчетном периоде Фонду переданы средства в сумме 296,14 млн.руб. из целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии. На выплату указанного дополнительного обеспечения направлено 264,08 млн.рублей. Остаток средств на 01.01.2002 составил 32,06 млн.руб. и будет использован на выплату дополнительного обеспечения в 2002 году.
Результаты исполнения бюджета
Стабильная динамика поступления доходов и наличие оборотных денежных средств по результатам исполнения бюджета Фонда за 2000 год в сумме 98,3 млрд.руб. обеспечили положительный финансовый результат исполнения бюджета ПФР в течение всего 2001 года.
За 2001 год бюджет Пенсионного фонда исполнен с профицитом 115,6 млрд.руб., что создает объективные предпосылки для гарантии проведения реформы пенсионной системы.
Остаток денежных средств на счетах Пенсионного фонда (по системе) за отчетный год увеличился на 17,3 млрд.рублей. При нормативе оборотных средств на 1 января 2002 года в сумме 19,8 млрд.руб., что составляет 40% объема выплат, сверхнормативный остаток оборотных средств составил 95,8 млрд.рублей.
Отчет по кассовому исполнению бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации за 2001 год
(млн.руб.)
N п/п |
Бюджет на 2001 год |
Исполнено за 2001 год |
|
Остаток денежных средств Пенсионного фонда (по системе) на 01.01.2001 из них: |
98321,86 | 98321,86 | |
образовавшийся за счет средств, полученных от мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Фонд сверх установленных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год" |
1525,08 | 1525,08 | |
образовавшийся за счет страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
78,44 | 78,44 | |
Доходы | |||
1. | Поступления единого социального налога (взноса), зачисляемого в Фонд на государственное пенсионное обеспечение |
399620,0 | 439825,58 |
2. | Страховые взносы | - | 20045,84 |
3. | Мобилизация просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Фонд |
25300,0 | 25788,81 |
4. | Средства, полученные в результате проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в Фонд |
3000,0 | 2988,58 |
5. | Суммы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, поступающие в Фонд |
3401,7 | 5496,21 |
6. | Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату государственных пенсий и пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации |
34039,0 | 34039,0 |
7. | Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду Министерством труда и социального развития Российской Федерации на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными |
241,54 | 488,81 |
8. | Погашение задолженности Государственного фонда занятости населения Российской Федерации перед Фондом по расходам на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, по состоянию на 1 января 2001 года |
5,93 | |
9. | Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
283,9 | 182,82 |
10. | Средства, передаваемые Фонду из целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации |
- | 296,14 |
11. | Прочие поступления в том числе: |
- | 3023,74 |
пени, финансовые санкции | 1973,28 | ||
пени и штрафы, связанные с несвоевременной уплатой единого социального налога (взноса), зачисляемого в Фонд, направляемые на выплату государственных пенсий и пособий |
73,44 | ||
средства, вырученные от реализации продовольствия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1999 г. N 130 исходя из объемов, определенных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год", направляемые в Фонд на выплату государственных пенсий и пособий |
490,00 | ||
обслуживание коммерческими банками остатков средств счета ПФР |
45,02 | ||
другие доходы | 442,00 | ||
Итого доходов | 465886,14 | 532120,23 | |
Баланс | 564208,0 | 630442,09 | |
Расходы | |||
1. | Выплаты государственных пенсий и пособий, осуществляемые за счет средств, поступающих в Фонд на государственное пенсионное обеспечение в том числе: |
459763,96 | 451956,53 |
1.1. | Выплаты трудовых пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации из них: |
445138,70 | 435536,16 |
Выплаты пенсий, исчисленных без применения индивидуального коэффициента пенсионера, в части, определяемой включением в трудовой стаж, дающий право на государственную пенсию, периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Фонд |
6525,70 | 9550,76 | |
дополнительные расходы на выплату трудовых пенсий, связанные с повышением размера отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране |
37067,43 | 26950,00 | |
1.2. | Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами |
153,73 | 241,39 |
1.3. | Выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу |
93,05 | 101,64 |
из них на выплату пенсий, установленных в соответствии с законодательством СССР |
24,0 | 20,70 | |
1.4. | Выплаты пенсий в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины |
1,50 | 0,84 |
1.5. | Выплаты социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг |
1479,25 | 1620,70 |
1.6. | Расходы на финансирование минимального размера совокупной выплаты пенсионерам, установленной с 1 марта 2001 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 135, и сохранение соотношения размера указанной выплаты и прожиточного минимума пенсионера на уровне не ниже уровня 2000 года |
6334,9 | 8717,16 |
из них расходы на доставку и пересылку | 112,0 | 122,29 | |
1.7. | Расходы на доставку и пересылку государственных пенсий и пособий из них за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФР |
6562,83 95,2 |
5738,64 129,89 |
2. | Целевые выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемые Фондом на возвратной основе в том числе: |
33249,5 | 38349,60 |
2.1. | Расходы на выплату государственных пенсий и пособий, финансируемых Фондом на возвратной основе |
32668,43 | 37124,06 |
2.2. | Расходы на доставку и пересылку пенсий, финансируемых Фондом на возвратной основе |
581,07 | 506,02 |
2.3. | Расходы на финансирование минимального размера совокупной выплаты пенсионерам, установленной с 1 марта 2001 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 135, и сохранение соотношения размера указанной выплаты и прожиточного минимума пенсионера на уровне не ниже уровня 2000 года |
719,52 | |
из них расходы на доставку и пересылку | 11,05 | ||
3. | Выплаты досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, и социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг получателям досрочных пенсий, включая расходы на их доставку и пересылку, финансируемых за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду Минтрудом России |
241,54 | 404,50 |
4. | Расходы на выплату пенсий членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в части, превышающей три с половиной минимального размера пенсии по старости, финансируемые за счет страховых взносов, фактически поступающих по дополнительному тарифу из них гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу |
283,9 | 148,77 0,17 |
5. | Выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, финансируемые за счет средств, передаваемых Фонду из целевого бюджетного фонда Минатома России |
- | 264,08 |
6. | Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда в том числе: |
8390,6 | 7064,29 |
содержание органов Фонда из них: |
7058,0 | 5891,01 | |
расходы на содержание единых пенсионных служб в части назначения и выплаты государственных пенсий |
3342,0 | 2726,78 | |
подготовка и переподготовка кадров | 23,4 | 14,99 | |
материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и модернизация автоматизированных информационных систем Фонда |
953,2 | 912,80 | |
капитальные вложения и проектные работы по строительству межрегиональных и межрайонных центров персонифицированного учета, объектов для размещения органов управления Фонда |
244,0 | 239,74 | |
формирование базы данных Фонда для актуарных расчетов |
95,0 | - | |
расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования |
17,0 | 5,75 | |
7. | Финансирование расходов, связанных с улучшением условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения, за счет средств, полученных в результате проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в Фонд |
3000,0 | 2988,58 |
8. | Расходы на приобретение облигаций государственных нерыночных займов |
- | 11500,00 |
9. | Прочие расходы в том числе: |
- | 2160,97 |
расходы за счет пеней и финансовых санкций из них: |
2010,26 | ||
на региональные программы социальной защиты населения |
167,05 | ||
на социальное развитие ПФР | 1843,21 | ||
оказание адресной материальной помощи неработающим пенсионерам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2001 N 478 "О комплексе мер по ликвидации последствий наводнения 2001 года в Республике Саха (Якутия)" |
58,82 | ||
отвлечение средств ПФР на региональные программы по решению Правительства Республики Саха (Якутия) |
13,95 | ||
другие расходы | 77,94 | ||
Всего расходов | 504929,5 | 514837,32 | |
Остаток средств Пенсионного фонда (по системе) на 01.01.2002 из них: |
59278,5 | 115604,77 | |
остаток средств федерального бюджета, передаваемых Фонду Министерством труда и социального развития Российской Федерации на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными |
23,08 | ||
остаток средств, передаваемых Фонду из целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии |
32,06 | ||
образовавшийся за счет средств, полученных от мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов в Фонд сверх установленных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2001 год" |
454,12 | ||
образовавшийся за счет страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации |
112,49 | ||
Баланс | 564208,0 | 630442,09 |
Справка о наличии оборотных средств
(млн.руб.)
На 01.01.2001 | На 01.01.2002 | Прирост | |
Остатки денежных средств на счетах ПФР (по системе) |
98321,86 | 115604,77 | 17282,91 |
Норматив оборотных средств (40% объема расходов на выплату государственных пенсий в предстоящем месяце) |
13000,0 | 19773,9 | 6773,9 |
Сверхнормативный остаток оборотных средств Справочно: |
85321,86 | 95830,87 | 10509,01 |
Остатки средств в органах соцзащиты и организациях связи на выплату пенсий |
11144,52 | 17697,87 | 6553,35 |
Другие доходы за 2001 год
(млн.рублей)
1. | Возврат уставного фонда, доходы от уставных фондов, депозитных средств |
8,95 |
2. | Возмещение нецелевых выплат (местный бюджет, соцстрах) | 54,16 |
3. | По проверке региональных контрольно-ревизионных отделов | 2,89 |
4. | Возврат госпошлины, налога, региональных программ, ссуд, на выплату пенсий |
72,87 |
5. | Добровольные взносы (2,44), курсовая разница (58,20), возмещение пенсий Генеральной прокуратурой (0,25) |
60,89 |
6. | Купонный доход по облигациям государственного федерального займа |
0,14 |
7. | Возмещение средств на смету по единой пенсионной службе | 119,35 |
8. | Доходы от реализации ценных бумаг и прочей деятельности по ОПФР по Республике Саха (Якутия) |
122,75 |
442,00 |
Другие расходы за 2001 год
(млн.рублей)
1. | Почтово-телеграфные расходы | 0,04 |
2. | Услуги налоговой инспекции, казначейства, депозитария | 0,56 |
3. | Налоги, госпошлина | 31,35 |
4. | Расходы на проезд по Закону Российской Федерации N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" |
45,10 |
5. | Комиссия банка по операциям в валюте, отрицательная курсовая разница |
0,68 |
6. | Проценты по расходам по проекту "Реализация элементов пенсионной реформы, возложенных на ПФР" |
0,06 |
7. | Страхование уполномоченных | 0,15 |
77,94 |
Справка
о взаиморасчетах по состоянию на 1 января 2002 года между Министерством
труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионным фондом
Российской Федерации по расходам на выплату досрочных пенсий гражданам,
признанным безработными, социальных пособий на погребение и оказание
услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг
получателям досрочных пенсий, включая расходы на их доставку и пересылку
(млн.руб.)
Задолженность Государственного фонда занятости населения Российской Федерации перед Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Фонд) по расходам на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, по состоянию на 1 января 2001 года |
5,93 |
Погашена задолженность перед Фондом за счет остатка средств бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации перед Фондом по состоянию на 1 января 2001 года |
5,93 |
Средства федерального бюджета, переданные Фонду в 2001 году Министерством труда и социального развития Российской Федерации на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными |
427,58 |
Расходы Фонда по выплате досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, за 2001 год |
404,50 |
Остаток средств федерального бюджета, переданных Фонду Министерством труда и социального развития Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2002 года |
23,08 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.