Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 г. N 66а-587/2022 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре К.А.В.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
административного истца, представителя административного истца Н.А.Г. - Р.Ю.В., представителя административного истца Р.Ю.В. - Б.С.С., административного истца, представителя административных истцов К.А.В., Г.И.Н., К.А.П., Г.И.Н., К.А.А., П.А.И., П.М.П., Г.А.Н., Ш.И.Н., К.А.О., Ш.С.А., Ч.Н.Г., Ч.В.Т., Б.Н.В., Г.С.А., Т.М.В., С.А.А., Т.Д.Ю., Л.А.И. - Г.Н.С., представителей административного ответчика Правительства Тюменской области, заинтересованного лица Губернатора Тюменской области Моора А.В. - К.К.В., К.К.В., П.Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р.Ю.В., К.Ф.И., Г.Н.С., К.А.В., Г.И.Н., К.А.П., Г.И.Н., К.А.А., П.А.И., П.М.П., Г.А.Н., Ш.И.Н., К.А.О., Ш.С.А., Ч.Н.Г., Ч.В.Т., Б.Н.В., Г.С.А., Т.М.В., С.А.А., Т.Д.Ю., Л.А.И., Н.А.Г. к Правительству Тюменской области, губернатору Тюменской области о признании недействующим постановления Правительства Тюменской области N 120-п "О введении режима повышенной готовности" от 17 марта 2020 года в части, установил:
17 марта 2020 года Правительством Тюменской области принято постановление N 120-п "О введении режима повышенной готовности" (далее также - постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года N 120-п, оспариваемое постановление), пунктом 1 которого установлено ввести с 18 марта 2020 года в Тюменской области режим повышенной готовности.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru и в газете "Тюменская область сегодня" N 51 от 24 марта 2020 года.
В названный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения.
Так, 20 октября 2021 года Правительством Тюменской области принято постановление N 656-п "О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 года N 120-п", пунктом 4 которого постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года N 120-п (с последующими изменениями) было изложено в новой редакции, с включением пункта 21 следующего содержания:
"С 15 ноября 2021 года посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, театров, кинотеатров (кинозалов), концертных залов, цирков, спортивных объектов допускается при наличии у таких граждан QR-кода, оформленного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или медицинского документа, подтверждающих наличие у гражданина вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев либо перенесенное заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев, а также документа, удостоверяющего личность гражданина.
QR-код предъявляется гражданином на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства.
Собственникам и иным законным представителям объектов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обеспечить проведение проверки наличия у посетителей, достигших возраста 18 лет, QR-кода или медицинского документа и соответствие данных о посетителе, содержащихся в QR-коде или медицинском документе, документу, удостоверяющему личность гражданина".
Постановлением Правительства Тюменской области от 03 ноября 2021 года N 691-п "О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 года N 120-п" пункт 21 изложен в новой редакции:
"21. С 8 ноября 2021 года:
21.1. посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, объектов, указанных в подпункте 21.2 настоящего пункта, допускается при наличии у таких граждан:
QR-кода, оформленного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или медицинского документа, подтверждающих наличие у гражданина вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев либо перенесенное заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев, а также документа, удостоверяющего личность гражданина. QR-код предъявляется гражданином на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства;
медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, и отрицательного результата лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, полученного не позднее чем за 72 часа;
21.2. ограничения, установленные подпунктом 21.1 настоящего пункта, устанавливаются в отношении следующих объектов:
театров, кинотеатров (кинозалов), концертных залов, цирков;
объектов спорта при проведении на них муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий;
спортивных объектов для предоставления указанным гражданам спортивно-оздоровительных услуг (физкультурно-оздоровительных услуг) физкультурно-спортивными организациями, в том числе фитнес-центрами (студиями), спортивными клубами, иными организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере физической культуры и спорта;
торговых, торгово-развлекательных центров и торговых комплексов (за исключением отдельно стоящих гипермаркетов, осуществляющих продажу продовольственных товаров универсального ассортимента) общей площадью:
- от 4000 квадратных метров в городских округах город Тюмень и город Тобольск;
- от 3500 квадратных метров в городском округе город Ишим;
- от 3000 квадратных метров в городском округе город Ялуторовск;
- от 2500 квадратных метров в городе Заводоуковске Заводоуковского городского округа;
21.3. обязать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проведение мероприятий, оказание услуг, эксплуатацию и управление объектами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, осуществлять допуск граждан, достигших возраста 18 лет, с соблюдением требований, установленных настоящим пунктом".
22 ноября 2021 года Р.Ю.В. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 21, 23 постановления Правительства Тюменской области N 120-п "О введении режима повышенной готовности" от 17 марта 2020 года, ссылаясь на то, что требование о предъявлении QR-кода, оформленного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или медицинского документа, подтверждающих наличие у гражданина вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев либо перенесенное заболевание COVID-10 в течение последних шести месяцев. Указанные выше положения оспариваемого постановления противоречат ст.ст. 7, 19, 23, 27 Конституции Российской Федерации, ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п. 1 ч. 1ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", ст.ст. 1, 8 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Отмечает, что оспариваемые положения нарушают право административного истца на сохранность персональных данных, а также принуждают к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). (т.1 л.д. 3-8, т.4 л.д. 11-17).
10 ноября 2021 года К.Ф.И. обратился в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 21, 23 постановления Правительства Тюменской области N 120-п "О введении режима повышенной готовности" от 17 марта 2020 года в редакции постановления Правительства Тюменской области от 17 декабря 2021 года N 837-п. В обоснование заявленных требований указывает, указанные положения оспариваемого постановления ограничивают право на свободу передвижения, предусмотренное ч. 1 ст. 27 Конституции РФ и свободу заключения договора, гарантированную п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ. По мнению административного истца, оспариваемое постановление также находится в противоречии с положениями ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", устанавливающими добровольность вакцинации. При этом QR-код не является достоверным подтверждением состояния здоровья человека. (т.2 л.д. 26-29, л.д. 151-154, т.4 л.д. 3-6).
Определением судьи Тюменского областного суда от 10 декабря 2021 года на основании статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (т.1 л.д. 156-157).
30 ноября 2021 года Г.Н.С., К.А.В., Г.И.Н., К.А.П., Г.И.Н., К.А.А., П.А.И., П.М.П., Г.А.Н., Ш.И.Н., К.А.О., Ш.С.А., Ч.Н.Г., Ч.В.Т., Б.Н.В., Г.С.А., Т.М.В., С.А.А., Т.Д.Ю., Л.А.И. с учетом уточнения исковых требований обратились в Тюменский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 21, 23 постановления Правительства Тюменской области N 120-п "О введении режима повышенной готовности" от 17 марта 2020 года (т.3 л.д. 39-45, 46-47). В обоснование заявленных требований привели, доводы аналогичные изложенным в вышеуказанных административных исковых заявлениях.
Определением судьи Тюменского областного суда от 10 декабря 2021 года на основании статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения (т.2 л.д. 183-184).
13 января 2021 года в Тюменский областной суд от Н.А.Г. поступило заявление о вступлении в дело в качестве административного соистца (т.3 л.д. 70).
Определением судьи Тюменского областного суда от 02 февраля 2022 года на основании ст. 41 КАС РФ к административному исковому заявлению в качестве соистца присоединен Н.А.Г.
В судебном заседании 02 февраля 2022 года административные истцы Р.Ю.В., К.И.Ф., Г.Н.С. уточнили, что оспаривают пункты 21 и 23 постановления Правительства Тюменской области N 120-п "О введении режима повышенной готовности" от 17 марта 2020 года в действующей редакции.
В судебном заседании административный истец Р.Ю.В. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что QR-код содержит признаки цифрового документа и предназначен для использования в цифровой среде, кроме того, содержит сведения составляющие врачебную тайну и персональные данные о состоянии здоровья, предназначен для обеспечения безопасности личности. Пункты 21, 23 оспариваемого Постановления приняты с нарушением полномочий, предоставленных административному ответчику при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Полагал, что введение QR-кодов направлено на принуждение населения к вакцинации.
Представитель административного истца Р.Ю.В. - Б.С.С. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования, полагая введение QR-кода излишней мерой. Отметил, что QR-код несет в себе информацию личного характера, которая не подлежит разглашению. В связи с нарушениями процедуры принятия и введения в действия оспариваемого постановления просил вынести в адрес губернатора и правительства Тюменской области частное определение.
Административный истец Н.А.Г. заявленные требования поддержал, пояснив, что оспариваемое постановление нарушает его права и свободы.
Административный истец, представитель административных истцов К.А.В., Г.И.Н., К.А.П., Г.И.Н., К.А.А., П.А.И., П.М.П., Г.А.Н., Ш.И.Н., К.А.О., Ш.С.А., Ч.Н.Г., Ч.В.Т., Б.Н.В., Г.С.А., Т.М.В., С.А.А., Т.Д.Ю., Л.А.И. - Г.Н.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснив, что Правительство Тюменской области превысило свои полномочия. Постановление Правительства Тюменской области N 120-п противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.
Представители административного ответчика Правительства Тюменской области, заинтересованного лица Губернатора Тюменской области Моора А.В. - К.К.В., К.К.В., П.Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснили, что постановление Правительства Тюменской области N 120-п было принято в пределах полномочий Правительства Тюменской области. Принятые меры обусловлены эпидемиологической обстановкой, сложившейся на территории Тюменской области, направлены на предупреждение и возникновение чрезвычайной ситуации. Процедура принятия оспариваемого постановления соблюдена, проведена антикоррупционная экспертиза. QR-код не содержит персональных данных, указаны только первые буквы фамилии, имени, отчества.
Прокурор Козырева М.В. полагала необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований. Установленные оспариваемым постановлением ограничения носят временный характер. Данные ограничения обусловлены распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и соответствуют критериям, определенным Конституцией РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, не противоречат требованиям закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года N 120-п не содержит норм, ограничивающих и отменяющих права граждан на отказ от прохождения вакцинации, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством с соблюдением процедуры принятия и опубликования.
В судебное заседание административные истцы К.Ф.И., К.А.В., Г.И.Н., К.А.П., Г.И.Н., К.А.А., П.А.И., П.М.П., Г.А.Н., Ш.И.Н., К.А.О., Ш.С.А., Ч.Н.Г., Ч.В.Т., Б.Н.В., Г.С.А., Т.М.В., С.А.А., Т.Д.Ю., Л.А.И., заинтересованное лицо губернатор Тюменской области Моор А.В. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений и доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
На основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав административных истцов, представителей административных истцов, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Данное регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 2 Федерального закона N 68-ФЗ).
В статье 11 Федерального закона N 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в силу которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе: принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу пунктов 1, 2.1 части 2 статьи 3 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года N 323 "О предупреждении и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" к полномочиям исполнительных органов государственной власти области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 8 указанного Закона Тюменской области предусмотрено, что указанные полномочия осуществляются Правительством Тюменской области.
Правительство Тюменской области - высший исполнительный орган государственной власти области (статья 3 "Устава Тюменской области" от 30.06.1995 года N 6).
Согласно статье 43 "Устава Тюменской области" от 30 июня 1995 года N 6, статей 6, 11 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области" нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области являются постановления.
В силу положений пункта 3 статьи 11 указанного выше закона постановление Правительства Тюменской области подписывается Губернатором Тюменской области.
Таким образом, оспариваемое Постановление N 120-п принято полномочным лицом Правительством Тюменской области с соблюдением формы.
В подтверждении порядка согласования, суду представлены листы согласования изменений в постановление Правительства Тюменской области N 120-п (в том числе и Постановление Правительства Тюменской области от 03 ноября 2021 года N 691-п и Постановление Правительства Тюменской области от 16 ноября 2021 года N 728-п), в которых содержится подпись Заместителя Губернатора, начальника главного правового управления Правительства Тюменской области (т.4 л.д. 62, 65, 70, 72-73, 75, 77, 79, 82, 85, 87, 91-92, 95, 97).
Также проекты изменений в постановление Правительства Тюменской области N 120-п были размещены на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (https://admtyumen.ru) для проведения независимой антикоррупционной экспертизы (т.1 л.д. 99, 138, 184, 188, т.2 л.д. 92, 105, 110, 115, 125, 131, т.3 л.д. 114,).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительного органа государственной власти Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет - "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" - или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе "Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов" раздела "Законодательство" либо на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). Данное положение закреплено в пункте 2.1 статьи 32 Закона Тюменской области от 07 марта 2003 года N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области". Публикация в одном печатном издании оспариваемых постановлений нарушением процедуры опубликования не является.
Согласно представленных суду скриншотам с официального интернет-портала правовой информации (www.pravo.gov.ru) изменения в оспариваемое Постановление N 120-п были размещены на данном портале (т.1 л.д. 100, 139, 185, 189, т.2 л.д. 93, 106, 111, 116, 126, 132, т.3 л.д. 115).
Установленные выше обстоятельства свидетельствует о том, что Постановление N 120-п опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области, процедура опубликования нормативного правового акта соблюдена, данный нормативный акт вступил в законную силу.
Таким образом, Постановление N 120-п является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия, опубликованию и введению в действие.
Также необходимо отметить, что порядок принятия, согласования и опубликования Постановление N 120-п ранее был проверен судом, что подтверждается вступившим в законную силу решением Тюменского областного суда от 10 июня 2020 года по делу N 3а-25/2020.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.
В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее по тексту - Закон РФ N 5242-1), в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Статьей 8 названного Закона РФ N 5242-1 предусматривается, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:
- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
- на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
В соответствии с положениями статьи 8 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) (с изм. от 13.05.2004 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц.
Как следует из пунктов 1, 3, 4 статьи 2 Протокола N 4 "Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней", подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства; пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц; права, признанные выше, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе.
Таким образом, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, регулирующим право граждан на свободу передвижения и выбора места проживания (пребывания), предусмотрена возможность установления ограничений в реализации данных прав и свобод при наступлении определенных условий, что, как следует из анализа приведенных выше международных норм, соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод граждан.
Статьей 19 Федерального закона N 68-ФЗ установлена обязанность граждан Российской Федерации соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При этом в соответствии с положениями статей 10, 19 данного закона могут устанавливаться дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В связи с объявлением 11 марта 2020 Всемирной организацией здравоохранения о начале пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес Президентом Российской Федерации издан Указ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно подпунктов "а" и "в" пункта 2 которого, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено определить в границах соответствующего субъекта адрес, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, и обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, постановлением Правительства Тюменской области N 120-п на территории Тюменской области введен режим повышенной готовности.
Постановлением Правительства Тюменской области от 03 ноября 2021 года N 691-п "О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 года N 120-п" определено, что с 8 ноября 2021 года посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, объектов, указанных в подпункте 21.2 настоящего пункта, допускается при наличии у таких граждан QR-кода, оформленного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или медицинского документа, подтверждающих наличие у гражданина вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев либо перенесенное заболевание COVID-19 в течение последних 6 месяцев, а также документа, удостоверяющего личность гражданина; медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, и отрицательного результата лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, полученного не позднее чем за 72 часа (пункт 21 Постановления N 120-п).
Постановлением Правительства Тюменской области от 16 ноября 2021 года N 728-п "О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 года N 120-п" расширен перечень объектов, для посещения которых необходимо предъявить документы, указанные в п. 21 Постановления N 120-п.
Согласно статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В соответствии с пунктом 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано обеспечить своевременное принятие противоэпидемических мер, направленных на стабилизацию обстановки, связанной с распространением случаев заболевания COVID-19.
По итогам состоявшегося 20 октября 2021 года совещания с членами Правительства Российской Федерации Президентом Российской Федерации 24 октября 2021 года N Пр-1998 утвержден Перечень поручений, в пункте 6 которого высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано: ввести допуск на посещение гражданами отдельных организаций (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) только при наличии документа, в том числе в электронном виде, подтверждающего вакцинацию против коронавирусной инфекции (COVID-19) или ранее перенесенное заболевание. Для лиц, имеющих противопоказания к вакцинации - наличие медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации и отрицательного ПЦР-теста на наличие возбудителя коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, полученного не позднее, чем за 72 часа (опубликовано на официальном сайте Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/66989).
При таких данных, во исполнение полученных рекомендаций, находясь в условиях режима повышенной готовности, обусловленного продолжающимся распространением коронавирусной инфекции, Правительством Тюменской области правомерно осуществлено и введено соответствующее правовое регулирование, направленное на установление особого порядка посещения гражданами на территории Тюменской области мест массового скопления людей.
По мнению суда ограничения, установленные подпунктами 21, 23 Постановления N 120-п, строятся на рекомендациях органов санитарно-эпидемиологического контроля, основаны на статьях 17, 19, 55, 71 и 72 Конституции Российской Федерации, положениях специального Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и направлены на защиту таких конституционно значимых ценностей как жизнь и здоровье человека, носят временный характер, вызваны особыми обстоятельствами и обусловлены опасностью распространения новой коронавирусной инфекции.
Положения пунктов 21 и 23 Постановления N 120-п дискриминационным характером, в отношении граждан, не имеющих соответствующего QR-кода, не обладают, не содержат норм об обязательной вакцинации населения, не ограничивают получение услуг по предоставлению общественного питания путем реализации соответствующего права в виде приобретения (заказа) продукции навынос, либо осуществления доставки на дом, соответственно не ограничивают заключение публичного договора с потребителями.
При этом следует отметить, что указанные меры являются соразмерными, не носят произвольный характер, что подтверждается выписками из протоколов заседания оперативного штаба по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Тюменской области от 03 ноября 2021 года N 24 (т.1 л.д. 210-212), от 15 ноября 2021 года N 26 (т.1 л.д. 214-219). Из данных выписок протоколов видно, что коэффициент распространения на 03 ноября 2021 года составил 1, 02, на 15 ноября 2021 года 1,0, тем прироста за сутки 0,48 и 0,46 соответственно.
Кроме того, Постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2021 года N 967-п "О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 года N 120-п", Постановлением Правительства Тюменской области от 19 января 2022 года N 1-п "О внесении изменения в постановление от 17 марта 2020 года N 120-п", Постановлением Правительства Тюменской области от 28 января 2022 N 28-п "О внесении изменений в постановление от 17 марта 2020 N 120-п" указанные ограничения постепенно снимались, период действия п. 21 в отношении объектов указанных в п. 23 Постановления N 120-п переносился на более позднее время.
Доводы административного иска о том, что оспариваемые нормативные положения Постановления N 120-П противоречат пункту 1 статьи 5, пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", так как принуждают граждан пройти процедуру вакцинации против новой коронавирусной инфекции, подлежат отклонению, поскольку лишены правовых оснований.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в пункте 2 части 1 статьи 29 предусматривает, что организация охраны здоровья осуществляется, в частности, путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 12 этого же Закона одним из принципов государственной политики в сфере охраны здоровья граждан является приоритет профилактики, которая обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними.
Профилактика инфекционных заболеваний в силу части 1 статьи 30 поименованного выше Закона осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 года N 973 "Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих" медицинская помощь пациентам при угрозе распространения заболеваний, оказывается на основе клинических рекомендаций, разработанных по заболеваниям и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. В случае отсутствия клинических рекомендаций медицинская помощь пациентам оказывается на основе утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации временных методических рекомендаций, содержащих информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при заболевании.
Минздрав России утвердил 15 версию Временных методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пунктом 7.1 которых вакцинация предусматривается как специфическая профилактика COVID-19.
Вакцина для профилактики инфекции, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2, с 12 августа 2020 года входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики лечения новой коронавирусной инфекции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 года N 816 "О временном порядке распределения в Российской Федерации некоторых лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции".
Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н (действующего при принятии изменений в постановление N 120-п от 20 октября 2021 года и 17 ноября 2021 года) прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отнесена к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 1, пунктами 1 и 3 статьи 5, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" вакцинация является видом медицинского вмешательства, осуществляется с согласия граждан, законом предусмотрено право на отказ от вакцинации.
Таким образом, вакцинация населения от новой коронавирусной инфекции, как форма профилактики заболевания с целью формирования коллективного иммунитета и исключения дальнейшего его распространения, является добровольной.
При этом названные в административном иске нормативные предписания федеральных законов не регулируют вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая введение ограничительных мероприятий, а потому оспариваемые положения постановления N 120-п не могут войти в противоречие с ними.
Кроме того, постановление N 120-п в оспариваемой части не содержит обязательных для исполнения гражданами правил поведения, устанавливающих принудительный характер проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, как и не определяет порядок вакцинирования граждан. Утверждения, приведенные административном иске об обратном, основаны на ошибочном субъективном понимании содержащихся в нем положений и опровергаются их буквальным содержанием и смыслом.
Установленные в постановлении N 120-п оспариваемые правила поведения при посещении объектов, названных в постановлении, также не ограничивают возможность посещения данных объектов необходимостью получения сертификата вакцинации с QR-кодом, поскольку постановление N 120-п допускает, что для посещения указанных в постановлении объектов могут быть предъявлены не только сертификат (медицинский документ) о вакцинации против COVID-19, но и документы, подтверждающие, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 месяцев, либо документы, подтверждающие отрицательный результат лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию.
Как указано в пункте 3.2 постановления Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2020 года N 49-П, 30 января 2020 года по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией (заявление Генерального директора ВОЗ по итогам второго совещания Комитета по чрезвычайной ситуации в соответствии с Международными медико-санитарными правилами, в связи со вспышкой заболевания, вызванного новым коронавирусом 2019 года (nCoV), 30 января 2020 года; вступительное слово Генерального директора ВОЗ на пресс-брифинге по COVID-19, 11 марта 2020 года). Распространение коронавирусной болезни, начавшееся в 2019 году, поставило перед мировым сообществом и перед Российской Федерацией в частности множество проблем не только медицинского, но и социального, политического, экономического и юридического характера.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что пункты 21, 23 постановления Правительства Тюменской области N 120-п "О введении режима повышенной готовности" от 17 марта 2020 года введены в действие и опубликованы в установленном порядке в пределах предоставленных Правительству Тюменской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обозначенных положениями статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
В силу пункта 2 части 4 статья 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тюменский область сегодня", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Правительство Тюменской области.
Принимая во внимание то обстоятельство, что судом не установлено оснований для признания постановления Правительства Тюменской области
от 17 марта 2020 года N 120-п (в редакции от 11 февраля 2022 года) недействующим, отсутствуют основания для вынесения частного определения в адрес Правительства Тюменской области, Губернатора Тюменской области в рамках статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Р.Ю.В., К.Ф.И., Г.Н.С., К.А.В., Г.И.Н., К.А.П., Г.И.Н., К.А.А., П.А.И., П.М.П., Г.А.Н., Ш.И.Н., К.А.О., Ш.С.А., Ч.Н.Г., Ч.В.Т., Б.Н.В., Г.С.А., Т.М.В., С.А.А., Т.Д.Ю., Л.А.И., Н.А.Г. к Правительству Тюменской области, губернатору Тюменской области о признании недействующим постановления Правительства Тюменской области N 120-п "О введении режима повышенной готовности" от 17 марта 2020 года в части - отказать.
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда.
В удовлетворении требования о вынесении частного определения в адрес губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2022 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 24 февраля 2022 г. N 3а-8/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 N 120-п "О введении режима повышенной готовности"
Текст решения опубликован в газете "Тюменская область сегодня" от 2 июля 2022 г. N 116 (5619) (информация об опубликовании)
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 г. N 66а-587/2022 настоящее решение оставлено без изменения