Заключение
комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
от 7 июня 2002 г. N 96/1
на проект федерального закона N 197656-3 "О ратификации Договора об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией"
Проект федерального закона N 197656-3 "О ратификации Договора об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Договор подписан главами правительств Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины 25 января 2000 года в городе Москве. Белоруссией и Украиной Договор подписан с оговорками.
Законопроект поступил в Государственную Думу 11 апреля 2002 года с нарушением законодательства без текста Договора, в последующем он был дослан без оговорки Украинской Стороны. Данная оговорка затребована Комитетом по обороне в МИД России. Решение и заключение Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками поступили с рекомендацией Государственной Думе принять проект федерального закона "О ратификации Договора об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией".
Договор рамочный и заключен с целью обеспечения безопасности полетов авиации вооруженных сил в воздушном пространстве СНГ. Договор устанавливает механизмы предоставления его участниками аэронавигационной информации, что подразумевает передачу (сообщение) аэронавигационных данных (сведения об аэродромах (аэроузлах), касающиеся характеристик и фактического состояния аэродромов, о порядке воздушного движения в районе аэродромов, о воздушных трассах и их оборудовании радио-электротехническими средствами, а также другие сведения, необходимые для организации, выполнения и управления полетами). Закрепляется, что документы аэронавигационной информации предоставляются каждой из Сторон на основании договоров, заключаемых между министерствами обороны Сторон (статья 3), издание данных документов для полетов авиации вооруженных сил Сторон осуществляется этими же министерствам на основании двухсторонних договоров (статья 4).
Предусмотрено (статья 5), что порядок обеспечения полетов авиации вооруженных сил Сторон определяется Положением, утверждаемым Советом министров обороны государств-участников СНГ. Данное Положение утверждено 27 февраля 2002 года.
Особое значение для выполнения настоящего Договора имеют оговорки Белоруссии и Украины.
Юридические последствия оговорки Белорусской Стороны к статье 8 Договора для Российской Стороны приемлемы и с ее положениями можно согласиться.
В соответствии с оговоркой Украинской Стороны Украиной исключаются положения Договора о порядке обмена аэронавигационной информацией, составляющей государственную тайну, что непосредственно затрагивает объект и цели настоящего документа. Это может сказаться на обеспечении безопасности полетов российской авиации. По существу Украинская Сторона вводит особый режим выполнения Договора.
Согласно международному праву Российская Федерация может возразить против указанной оговорки Украины, сопроводив ратификацию настоящего Договора соответствующим заявлением Российской Федерации. Учитывая статьи 3 и 4 Договора, позиция России может быть выражена по другому варианту - в постановлении Государственной Думы о принятии Федерального закона о ратификации настоящего Договора. Данные предложения содержаться в заключении Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.
Выполнение настоящего Договора обязывает Российскую Федерацию обеспечивать безопасность полетов авиации вооруженных сил иностранных государств. В настоящее время в Российской Федерации существует система органов обеспечения аэронавигационной информацией, сложившаяся еще в 60-е годы, когда воздушные суда имело очень ограниченное количество министерств и ведомств. В настоящее время она не отвечает современным требованиям.
Отсутствие в Российской Федерации единого федерального органа аэронавигационной информации привело к разработке ведомственных нормативных правовых актов по порядку организации и обеспечению полетов авиации аэронавигационной информацией, которые не только не согласованы между собой, но и нередко противоречат друг другу. В стране нет единого механизма обеспечения аэронавигационной информацией в интересах повышения безопасности, регулярности и эффективности полетов как российских, как и иностранных воздушных судов.
Ведомственная разобщенность в обеспечении полетов авиации аэронавигационной информацией не только снижает безопасность полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, но и приводит к частичному "захвату" рынка и российского неба иностранными компаниями (Jeppesen, Eurocontol и др.), а некоторые российские компании несанкционированно приступили к изданию и распространению документов аэронавигационной информации.
Комитет по обороне считает целесообразным поддержать предложение Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками о поручении в постановлении Государственной Думы о принятии Федерального закона Правительству Российской Федерации проработать вопрос о создания в Российской Федерации вневедомственной федеральной службы аэронавигационной информации.
Ратификация указанного Договора в целом отвечает национальным интересам России.
Исходя из вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией, выразив в постановлении Государственной Думы о принятии Федерального закона о ратификации настоящего Договора позицию Российской Федерации по отношению оговорки Украины:
"Предложить Президенту Российской Федерации поручить Министерству обороны Российской Федерации заключить с Министерством обороны Украины в соответствии со статьями 3 и 4 Договора об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией, подписанного в городе Москве 25 января 2002 года, договор об издании и предоставлении документов аэронавигационной информации с учетом сферы действия оговорки Украины к указанному Договору.".
Председатель Комитета |
Л.И.Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.