Заключение комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по делам Содружества Независимых Государств и связям
с соотечественниками от 16 мая 2002 г. на проект федерального закона
N 197656-3 "О ратификации Договора об обеспечении полетов авиации
вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых
Государств аэронавигационной информацией"
Проект федерального закона N 197656-3 "О ратификации Договора об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Договор подписан главами правительств Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины 25 января 2000 года в городе Москве. Белоруссией и Украиной Договор подписан с оговорками.
Законопроект о ратификации настоящего Договора внесен в Государственную Думу с нарушениями законодательства без текста Договора и после дополнительных усилий Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками текст Договора был дослан в Государственную Думу, но без оговорки Украинской Стороны. Сведениями о снятии Украинской Стороной оговорки Комитет не обладает. При подготовке заключения Комитета учтен текст оговорки Украины, полученный в неофициальном порядке.
Договор рамочный и заключен с целью обеспечения безопасности полетов авиации вооруженных сил в воздушном пространстве СНГ.
По своему содержанию правовых норм настоящим Договором регулируются вопросы предоставления участникам Договора достоверной аэронавигационной информации (статьи 2-4 Договора), обеспечения каждой из Сторон защиты получаемых сведений, составляющих государственную или военную тайну (статья 6). При этом Стороны обязуются не использовать не по назначению в ущерб Сторонам или передавать другим государствам, не являющимся участниками настоящего Договора (статьи 6, 7), получаемую аэронавигационную информацию.
Издание документов аэронавигационной информации и предоставления в органы аэронавигационной информации осуществляются на основании договоров, заключаемых между министерствами обороны Сторон. Выполнение договорных обязательств по предоставлению аэронавигационной информации освобождаются (статья 8) от налогов на добавленную стоимость, таможенных сборов и платежей.
Порядок обеспечения полетов авиации вооруженных сил Сторон аэронавигационной информацией осуществляется (статья 5) в соответствии с Положением об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией, которое утверждено решением Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств от 27 февраля 2002 года. Данное Положение было направлено для руководства министрам обороны Сторон, подписавшим его, за исключением Узбекистана и Украины, министры обороны которых не подписали данный документ.
Поскольку данное Положение содержит механизм реализации настоящего Договора, уровни взаимодействия и правовое регулирование в области организации обеспечения и обмена аэронавигационной информацией, то выполнение настоящего Договора Украинской и Узбекской Сторонами в полном объеме не представляется возможным. Данный вопрос требует решения на уровне военных ведомств, что допускается международным правом и не может стать препятствием для ратификации настоящего Договора.
В этой связи несколько особо для выполнения настоящего Договора значат оговорки Белоруссии и Украины. Согласно статьям 19-21, 23 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года другие участники договора вправе установленным порядком принять оговорку или возразить против нее.
В отношении оговорки Белорусской Стороны к статье 8 Договора юридические последствия для Российской Стороны по выполнению Договора приемлемы и с ее положениями можно согласиться.
Что касается оговорки Украинской Стороны, то согласно ее редакции Украиной исключаются положения Договора по обмену аэронавигационной информацией, составляющей государственную тайну, что непосредственно затрагивает объект и цели настоящего Договора и может сказаться на обеспечении безопасности полетов российской авиации, в том числе авиации Черноморского флота, дислоцированной на территории Украины. По существу Украинской Стороной вводится особый режим выполнения Договора, отличный от достигнутых договоренностей по порядку обмена аэронавигационной информацией. Как следует из оговорки Украинская Сторона не принимает на себя международных обязательств, определяемых статьями 6, 7 Договора, по нецелевому использованию аэронавигационной информации, составляющей государственную тайну.
Подобные международные отношения Российской Федерации в сфере обмена информацией, составляющей государственную тайну, противоречит# статье 18 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" и, в конечном итоге, может# нанести ущерб национальной безопасности России. В связи с этим представляется необходимым Российской Стороне в соответствии с международным правовом# возразить против оговорки Украины к настоящему Договору.
Согласно международному праву Российская Федерация может возразить против указанной оговорки Украины, сопроводив ратификацию настоящего Договора соответствующим заявлением Российской Федерации.
Принимая во внимание положения статей 3 и 4 указанного Договора, позиция Российской Федерации в отношении оговорки Украины может быть выражена по другому варианту - в постановлении Государственной Думы о принятии Федерального закона о ратификации настоящего Договора.
Следует также отметить, что выполнение настоящего Договора обязывает Российскую Федерацию обеспечивать безопасность полетов авиации иностранных государств посредством доведения до них достоверной аэронавигационной информации о состоянии аэродромной сети и воздушного пространства.
До настоящего времени в Российской Федерации сохранилась система органов обеспечения полетов авиации аэронавигационной информацией, сложившаяся еще в 60-е годы, когда воздушные суда находились в ведении Министерства обороны и Министерства гражданской авиации. За последнее десятилетие картина кардинально изменилась и воздушное# суда в своем распоряжении имеют не только указанные министерства, но и другие министерства и ведомства, предприятия, акционерные общества и даже в# частные лица.
Отсутствие единого федерального органа аэронавигационной информации в Российской Федерации привело к разработке не согласованных между собой ведомственных нормативных документов по порядку организации и обеспечению полетов авиации аэронавигационной информацией. Как следствие в масштабе страны нет механизма обеспечения аэронавигационной информацией в интересах повышения безопасности, регулярности и эффективности полетов как российских, так и иностранных воздушных судов.
В то же время, отсутствуют координация и контроль предоставления пользователям достоверной аэронавигационной информации обеспечению# полетов авиации, единые подходы по формированию единой базы данных аэронавигационной информации в интересах всех пользователей. Такое положение дел, как правило, приводит к тяжелым последствиям, связанным с гибелью людей, падением воздушных судов.
В связи с этим Комитет полагал бы необходимым создать в Российской Федерации единую вневедомственную федеральную службу аэронавигационной информации (Справка-обоснование прилагается).
В целом ратификация указанного Договора отвечает национальным интересам России.
На основании вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе:
1. Ратифицировать Договор об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией, подписанный в городе Москве 25 января 2000 года, с оговоркой Российской Федерации:
"В связи с оговоркой Украины к Договору об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией, подписанного в городе Москве 25 января 2000 года, по исключению положений о порядке обмена аэронавигационной информацией, составляющей государственную тайну, Российская Федерация заявляет, что возникающие в отношениях между Российской Федерацией и Украиной вопросы, регулируемые в соответствии с указанным Договором по порядку обмена аэронавигационной информацией, составляющей государственную тайну, будут решаться на основании договора, заключенного в соответствии со статьями 3 и 4 указанного Договора между министерствами обороны Российской Федерации и Украины с учетом сферы действия оговорки Украины к указанному Договору."
или выразить позицию Российской Федерации по отношению оговорки Украины к настоящему Договору в постановлении Государственной Думы о принятии Федерального закона о ратификации настоящего Договора:
"Рекомендовать Правительству Российской Федерации поручить Министерству обороны Российской Федерации заключить с Министерством обороны Украины в соответствии со статьями 3 и 4 Договора об обеспечении полетов авиации вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией, подписанного в городе Москве 25 января 2000 года, договор об издании и предоставлении документов аэронавигационной информации с учетом сферы действия оговорки Украины к указанному Договору."
2. Поручить Правительству Российской Федерации в целях обеспечения безопасности полетов и выполнения международных обязательств в воздушном пространстве Российской Федерации проработать вопрос создания единой вневедомственной федеральной службы аэронавигационной информации Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Б.Н.Пастухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.