Решение Приморского краевого суда от 26 мая 2022 г. по делу N 3а-85/2022
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" Блатовой А.Х.,
представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Хан Е.С.,
представителя заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация Находкинского городского округа Приморского края, краевое государственное казённое учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень объектов на 2021 год).
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 24 декабря 2020 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 104 (1838) - 29 декабря 2020 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 17 мая 2022 N 362-ри.
В Перечень объектов на 2021 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а (пункт 2335).
Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ПАО "ДЭК" является собственником объекта недвижимости: здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а. Указанное здание включено в Перечень объектов на 2021 год (пункт 2335). Полагают, что принадлежащий ПАО "ДЭК" объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в отношении которых налоговая база должна определяться равной его кадастровой стоимости. ПАО "ДЭК" является гарантирующим поставщиком электроэнергии для населения и предприятий II неценовой зоны оптового рынка электроэнергии, а также имеет статус единого закупщика, выполняющего функции покупки и продажи электроэнергии (мощности) участникам оптового рынка второй неценовой зоны на территории Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области. Здание с кадастровым номером N используется ПАО "ДЭК" для осуществления основной деятельности производственного характера на территории г. Находки. Производственный персонал общества, размещающийся в здании, осуществляет деятельность по взаимодействию с потребителями коммунальных ресурсов, расчёт, начисление и оплату за потребленные коммунальные ресурсы от потребителей, техническому аудиту потребителей. Персоналом общества, размещающимся в здании, не осуществляются административно-управленческие функции. В здании обеспечивается, в том числе, складское хранение материально-технических ценностей, используемых обществом для осуществления основной производственной деятельности. Полагают, что расположение здания на земельном участке с видом разрешённого использования "для эксплуатации здания офиса" не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на нём объекта исключительно в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. Мероприятия по определению вида фактического использования здания, проведение которых предусмотрено постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па) не проводились, акты обследования не составлялись, решений об определении вида фактического использования не принималось. Считают, что действия министерства имущественных и земельных отношений Приморского края по включению объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечень объектов на 2021 год без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования, противоречат положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Административный истец просит: признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год, утверждённый распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри в части включения в него пункта N 2335 - объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а.
До рассмотрения дела по существу судом привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц министерство экономического развития Приморского края, министерство промышленности и торговли Приморского края, администрация Находкинского городского округа Приморского края, краевое государственное казённое учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" (далее - КГКУ "УЗИ").
В судебное заседание представители заинтересованных лиц министерства экономического развития Приморского края, администрации Находкинского городского округа Приморского края, КГКУ "УЗИ" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованным лицом министерством экономического развития Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя министерства экономического развития Приморского края, и указано, что в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па министерством имущественных и земельных отношений Приморского края с 1 января 2020 года перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, формируется без участия министерства экономического развития Приморского края.
Заинтересованным лицом администрацией Находкинского городского округа Приморского края представлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя администрации Находкинского городского округа Приморского края.
Заинтересованным лицом КГКУ "УЗИ" представлены пояснения на административное исковое заявление, из которых следует, что в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 год N 105-па мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края. Результаты мероприятий по определению вида фактического использования рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Комиссия). Согласно пункту 2.3.43 Устава КГКУ "ЦКО" Учреждение осуществляет деятельность по обеспечению проверочных мероприятий по определению вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения согласно графику мероприятий, утвержденному данной комиссией. 4 мая 2022 года проведён осмотр объекта недвижимости с кадастровым номером N, по адресу: Приморский край г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а. По результатам осмотра установлено, что часть помещений используется для размещения офисов (для обслуживания производства), часть помещений используется для размещения иных видов фактического использования, часть - вспомогательные. Таким образом, доля нежилых помещений, используемая для размещения офисов, составляет 45,77% от общей площади объекта осмотра.
В соответствии со статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО "ДЭК" - Блатова А.Х. поддержала административные исковые требования, считает, что основания для включения здания, принадлежащего на праве собственности ПАО "ДЭК" в Перечень объектов на 2021 год отсутствовали, включение данного здания в Перечень объектов на 2021 год привело к существенному росту налоговой ставки при расчете налога на имущество организаций, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Хан Е.С. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что согласно пункту 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па министерство имущественных и земельных отношений Приморского края является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края по формированию и утверждению на основании Перечня Офисных объектов, Перечня Торговых объектов, решений Комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Распоряжением Министерства края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утверждён Перечень объектов на 2021 год. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) наименование и назначение здания с кадастровым номером N - "здание-офис". Согласно техническому паспорту спорного здания назначение нежилого строения - офис. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из приведенных условий. К указанным условиям, в том числе отнесено - здание (строение, сооружение) расположенное на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ). В соответствии с выпиской из ЕГРН спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешённого использования: для эксплуатации здания-офис. Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путём осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный Перечень. На основании сведений, содержащихся в ЕГРН и документах технического учёта в соответствии с пунктами 6, 7 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па, объект с кадастровым номером N был включен в Перечень объектов на 2021 год. Полагают, что действия министерства являются законными и обоснованными.
Представитель заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумов Д.Ю. пояснил, что поддерживает позицию административного ответчика, считает, что основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
Выслушав представителя административного истца Блатову А.Х., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Хан Е.С., представителя заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что, административные исковые требования в части признания недействующим пункта 2335 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого распоряжением министерства имущества и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (в редакции постановления Правительства Приморского края от 4 сентября 2020 года N 773-пп), министерство имущественных отношений является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края - в министерство промышленности и торговли Приморского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО "ДЭК" является собственником объекта недвижимости: здания-офиса с кадастровым номером N, площадью 671,8 кв. м, назначение: нежилое, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, адрес: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 24 января 2008 года сделана регистрационная запись N N
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru - 24 декабря 2020 года, в издании "Приморская газета", спецвыпуск N 104 (1838) - 29 декабря 2020 года.
В пункт 2335 Перечня объектов на 2021 год включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а, принадлежащее на праве собственности ПАО "ДЭК".
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия, опубликования и к введению его в действие.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей в период утверждения Перечня объектов на 2020 год) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты, отвечающие одному из критериев, установленных, перечисленными правовыми нормами.
Принадлежащий административному истцу объект недвижимости - с кадастровым номером N, площадью 671,8 кв. м, назначение: нежилое, количество этажей: 3, в том числе подземных 1, адрес: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а, имеет наименование: "здание-офис", назначение: "нежилое", что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРН. Вид разрешенного использования помещения в ЕГРН отсутствуют. В техническом паспорте на здание-офис, расположенное по адресу: г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а, составленному ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" филиал по Приморскому краю Отделение N 8, указано назначение: "административно-управленческое", использование: "по назначению".
Принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 940+/-11 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации здания - офис, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а. Административный истец пользуется данным земельным участком на праве аренды по договору аренды N 3402-10 земельного участка от 21 марта 2010 года, заключенному с администрацией Находкинского городского округа Приморского края, согласно пункту 1.2 Договора земельный участок предоставляется для эксплуатации здания офиса.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 6 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па в целях формирования Перечня объектов, Перечня Торговых объектов министерство промышленности и торговли, уполномоченный орган используют информацию, содержащуюся в ЕГРН, документы технического учета (инвентаризации) и (или) сведения о таком учете (инвентаризации), полученные в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти (в том числе их территориальных органов), органов исполнительной власти Приморского края, в том числе подведомственных органам исполнительной власти Приморского края организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, собственников объектов недвижимого имущества.
В случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего постановления, сведений, позволяющих определить, что объект недвижимого имущества является административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом), министерство промышленности и торговли вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (пункт 7).
Таким образом, используя, информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края правомерно без проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания включило объект недвижимости с кадастровым номером N в Перечень объектов на 2021 год.
В судебном заседании из пояснений представителя административного ответчика установлено, что нежилое здание с кадастровым N в Перечень объектов на 2021 год по критериям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ, на основании сведений об отнесении его к объекту недвижимости, предусматривающему размещение офисов исходя из содержащегося в ЕГРН наименования и назначения спорного здания "здание-офис" и, исходя из вида разрешенного использования земельного участка: "для эксплуатации здания - офис".
Из пояснений представителя административного истца ПАО "ДЭК" следует, что здание с кадастровым номером N используется административным истцом для размещения подразделений Находкинского отделения ПАО "ДЭК" "Дальэнергосбыт" и представляет собой часть инфраструктуры энергоснабжающей организации, оказывающей услуги поставщика электрической энергии на территории Находкинского городского округа Приморского края. В здании располагаются производственные и вспомогательные помещения (архивы, гараж, вестибюль, холл, коридоры, санузлы), кабинеты обслуживающего персонала и персонала, осуществляющего энергосбытовую деятельность, то есть, здание используется для производственной деятельности.
При этом, согласно акту осмотра и определения целевого использования помещений в здании ПАО "ДЭК" по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а, составленному сотрудниками административного истца, сам административный истец указывает, что часть помещений в здании имеет назначение и целевое использование "офисное", при этом административным истцом площадь таких помещений определена в размере 14% от общей площади помещений в здании.
Заинтересованным лицом КГКУ "УЗИ" представлен в материалы административного дела акт обследования здания при определении его фактического использования для целей налогообложения: здания-офиса, расположенного по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а, с кадастровым номером N, составленный по состоянию на 4 мая 2022 года должностными лицами КГКУ "УЗИ", в котором содержится вывод, что часть помещений в здании используется для размещения офисов (для обслуживания производства), часть помещений используется для размещения иных видов фактического использования, часть вспомогательные; таким образом доля нежилых помещений, используемая для размещения офисов, составляет 45,77% от общей площади объекта осмотра.
Суд отмечает, несмотря на то, что административный истец ходатайствовал о составлении акта для определения вида фактического использования здания в рамках рассмотрения данного административного дела, данный акт составлен после утверждения рассматриваемого Перечня объектов на 2021 год и отражает положение дел на дату его составления.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 940+/-11 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации здания - офис, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а.
Вид разрешённого использования земельного участка "для эксплуатации здания - офис" предусматривает размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Поскольку на момент утверждения Перечня на 2021 год спорное здание с кадастровым номером N было расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющим вид разрешённого использования "для эксплуатации здания - офис", который со времени постановки земельного участка на кадастровый учет в 2010 году не менялся, такой вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, являлось самостоятельным основанием для включения спорного здания в оспариваемый Перечень объектов на 2021 год.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерном включении здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Приморский край, г. Находка, ул. <адрес>, д. 6а в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При установленных обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения требований административного искового заявления ПАО "ДЭК" о признании недействующим с момента принятия пункта N 2335 Перечня объектов недвижимого имущества на 2021 год, утверждённого распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри.
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" об оспаривании нормативного правового акта в части - отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 26 мая 2022 г. по делу N 3а-85/2022
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 октября 2022 г. по делу N 66а-1738/2022 настоящее решение отменено