Решение Калининградского областного суда от 31 марта 2022 г. N 3а-83/2022
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "С." об оспаривании нормативных актов: Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199, установил:
ООО "С." обратилось с административным иском в суд, указав, что Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, 16 декабря 2020 года N 177, от 27 декабря 2021 года N 199 утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно, на 2020, 2021, 2022 г.г. Под п. 9291 на 2020 год, под п. 10450 на 2021 год, под п. 11351 на 2022 год включен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества - здание N, площадью 992 кв. м, расположенное по <адрес>. Однако, данное здание не обладает перечисленными в ст. 378.2 НК РФ признаками объекта, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Ни фактическое использование нежилого здания N, ни его предназначение, ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится, не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому комплексу (центру). Здание используется для обеспечения работы автотранспортного предприятия. Просит признать недействующими п. 9291 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, п. 10450 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, п. 11351 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "С." Т.Р.В. заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. административные исковые требования не признала. Согласно письменному отзыву, нежилое здание N было включено в Перечни на 2020-2022 г.г. по признаку разрешенного использования земельного участка N, отвечающего критериям, перечисленным в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, на котором расположен объект, а также принимая во внимание фактическое использование здания. Актом обследования объекта недвижимости N от 19 ноября 2021 установлено, что фактически объект используется в целях размещения грузового автоцентра <данные изъяты>, то есть для оказания бытовых услуг. Приложенные к акту фотоснимки подтверждают также использование здания для обслуживания легковых автомобилей.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "С." является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2).
Судом установлено, что ООО "С." является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания N, площадью 992 кв. м, расположенное по <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Нежилое здание N включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, под п. 9291 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204, п. 1864 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, п. 11351 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 соответственно на 2020, 2021, 2022 г.г.
Согласно акту о фактическом использовании здания от 19 ноября 2021 года, объект недвижимого имущества N представляет собой двухэтажное отдельное строение, расположенное на земельном участке N, площадью 12335 кв. м, имеющем вид разрешенного использования: строительство стоянки большегрузного транспорта, автомойки, сервиса. Фактически объект используется как грузовой автоцентр LKW. В акте содержится вывод о том, что здание используется в целях размещения объектов бытового обслуживания.
Как следует из протокола N 3 от 9 февраля 2022 года, решением комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования объектов нежилого фонда, в исключении объекта N из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2022 г.г. отказано, так как фактически объект используется в целях оказания бытовых услуг населению (ОКВЭД 45.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств").
Из изложенного выше следует, что, по мнению административного ответчика, нежилое здание включено в Перечни на 2020-2022 г.г. в связи с наличием двух признаков, позволяющих отнести его к административно-деловому центру, торговому центру: фактическое оказание бытовых услуг и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект. Однако, ни один из этих критериев не позволяет прийти к такому выводу.
Пунктом 45.20 "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) предусмотрен такой вид экономической деятельности, как техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
В соответствии с информационными письмами Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года N СД-4-3/22547@ "Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам" и от 30 ноября 2016 года N СД-4-3/22788@ "Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р", установленные виды экономической деятельности, относящиеся к бытовым услугам, применяются при введении упрощенной системы налогообложения при определенных видах предпринимательской деятельности, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при патентной системе налогообложения, то есть в целях применения глав 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ при уплате налога организациями и индивидуальными предпринимателями. В статье 346.27 НК РФ для целей настоящей главы также приведены понятия бытовых услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, как платных услуг, оказываемых физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Однако, ссылок на то, что данный классификатор подлежит применению и при установлении налога на имущество организаций, предусмотренного главой 30 НК РФ, в Налоговом кодексе не содержится.
Глава 30 НК РФ не содержит определения понятия "объект бытового обслуживания". Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 ГК РФ, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В связи с чем понятие объекта бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ необходимо применять с учетом указанных выше отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
По делу установлено, что нежилое здание N применяется для обслуживания грузового автотранспорта, то есть категории транспорта, не используемого населением для личных нужд. В этой связи оно не может быть отнесено к объектам бытового обслуживания. Вопреки мнению представителя административного истца, использование здания для обслуживания легкового автотранспорта населения имеющимися доказательствами не подтверждается, таковыми не могут быть признаны отдельные фотоснимки интерьеров здания, приложенные к акту обследования от 19 ноября 2021 года - в тексте акта соответствующих выводов не содержится.
Наименование вида разрешенного использования земельного участка N - строительство стоянки большегрузного транспорта, автомойки, сервиса - не позволяет однозначно полагать его предназначенным для размещения объектов, в которых оказываются бытовые услуги населению, в том числе принимая во внимание изложенные выше выводы о характере деятельности автосервиса, расположенного в здании N.
Таким образом, ни вид разрешенного использования земельного участка N, ни фактическое использование здания N, ни его предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций за налоговые периоды 2020-2022 г.г. и признание оспариваемых норм с момента вынесения вступления в законную силу настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующим со дня его принятия.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов размер госпошлины составляет 4500 рублей для организаций.
Поскольку в рассматриваемом административном исковом заявлении заявлены три взаимосвязанных требования об оспаривании различных нормативных актов, то государственная пошлина подлежала уплате за каждое требование. Таким образом, общий размер госпошлины, подлежащий уплате по данному делу, составил 13500 рублей. Оплата госпошлины в этом размере подтверждается платежными поручениями N 15 от 27 декабря 2021 года, N 5 от 20 января 2022 года, N 6 от 20 января 2022 года.
Уплаченная госпошлина в сумме 13500 рублей, исходя из приведенных выше положений ст. 111 КАС РФ, подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования ООО "С." удовлетворить.
Признать недействующими с даты принятия:
- п. 9291 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204;
- п. 10450 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177,
- п. 11351 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Взыскать с Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в пользу ООО "С." в возмещение судебных расходов 13500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 6 апреля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 31 марта 2022 г. N 3а-83/2022
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании