Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обеспечении пособиями
по обязательному социальному страхованию граждан, работающих
в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих
специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"
Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается введение специальных налоговых режимов в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения, для субъектов малого предпринимательства (главы 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Спецификой указанных налоговых режимов является замена большинства налогов, включая единый социальный налог, одним платежом, суммы которого в дальнейшем подлежат распределению между бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами, в том числе и Фонд социального страхования Российской Федерации. Указанные налоговые платежи имеют принципиально иную природу, чем единый социальный налог. Величина облагаемой базы по вышеперечисленным налогам определяется доходом налогоплательщика либо иными показателями (например, по единому сельскохозяйственному налогу - кадастровая стоимость земель) и не связана ни с фондом оплаты труда, ни с численностью работников.
Необходимо учитывать, что в настоящее время доля организаций с численностью работников менее 30 человек, т.е. субъектов малого предпринимательства, составляет около 50% от общего числа организаций, зарегистрированных в Фонде социального страхования Российской Федерации. Таким образом, с 1 января 2003 года более половины страхователей может оказаться охваченными специальными налоговыми режимами.
Как показывают расчеты, отчисления в Фонд социального страхования Российской Федерации от специальных налогов оказываются значительно ниже, чем отчисления от единого социального налога. По предварительным расчетам переход организаций на специальные налоговые режимы уменьшит их отчисления в Фонд социального страхования Российской Федерации в 3 - 3,5 раза по сравнению с отчислениями от единого социального налога. Таким образом, работодатели, уплачивающие единый социальный налог, и работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, оказываются в неравных условиях.
Учитывая, что размер основных пособий по обязательному социальному страхованию - по временной нетрудоспособности и по беременности и родам определяется из заработка работников, применение специальных налоговых режимов не обеспечит увязки между гарантируемым уровнем страхового обеспечения и величиной средств на его осуществление.
На основании предварительных расчетов отчисления от специальных налогов не обеспечивают покрытие расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию (прежде всего, пособия по временной нетрудоспособности) работникам, занятым в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы.
Вместе с тем указанные граждане в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" подлежат обязательному социальному страхованию. Следовательно, указанным гражданам должно быть гарантировано право на получение пособий по временной нетрудоспособности и материнству наравне с иными категориями работников.
Представленный законопроект имеет целью обеспечение принципов равных прав работающих граждан на получение гарантированных выплат по болезни и материнству и равных обязанностей работодателей по осуществлению обязательного социального страхования своих работников.
В этих целях законопроектом предлагается установить специальный порядок финансирования расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы.
Проектом предусматривается, что пособие по временной нетрудоспособности указанной категории работников оплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации - в части пособия, не превышающей минимальный размер оплаты труда, а в остальной части - за счет средств работодателя. При этом, исчисление, назначение и выплата пособия производятся по тем же правилам, что и иным работающим гражданам. Такой подход не противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому выплату указанного пособия осуществляет работодатель в соответствии с федеральным законом. Иные пособия по обязательному социальному страхованию указанным гражданам выплачиваются в общеустановленном порядке за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно проекту работодатель может добровольно уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации на социальное страхование работников по болезни. В этом случае пособие по временной нетрудоспособности целиком выплачивается за счет средств Фонда. Законопроектом предусматривается установить тариф взносов в Фонд в размере 3,0% от облагаемой базы, определяемой по правилам, установленным для исчисления единого социального налога (выплаты, начисленные в пользу работников). Тем самым обеспечивается эквивалентность размера отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации уровню страхового обеспечения работника по болезни.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность добровольного присоединения к системе обязательного социального страхования по болезни и материнству граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой индивидуальных предпринимателей, адвокатов, фермеров.
До введения единого социального налога указанные граждане уплачивали страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (адвокаты и фермеры - в обязательном порядке, а индивидуальные предприниматели - в добровольном), и, соответственно, обеспечивались всеми видами пособий при временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации от единого социального налога, уплачиваемого указанными гражданами. Поскольку в соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подлежат обязательному социальному страхованию только при условии уплаты ими или за них страховых взносов, после введения единого социального налога адвокаты, фермеры и индивидуальные предприниматели права на пособия по социальному страхованию не имеют.
В целях обеспечения конституционных прав указанных граждан на социальную защиту в случае болезни, рождения и воспитания детей, законопроектом предлагается установить возможность их добровольного вступления в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и материнства путем уплаты за себя взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Проектом предусматривается установить тариф взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на уровне 3,5% от облагаемой базы по единому социальному налогу, установленной Налоговым кодексом для данной категории плательщиков. В случае уплаты страховых взносов указанные лица обеспечиваются всеми видами пособий по социальному страхованию, установленными законодательством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об обеспечении пособиями
по обязательному социальному страхованию граждан, работающих
в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих
специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"
Дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета на реализацию данного проекта закона не потребуется.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов отмены, изменения,
дополнения или принятия которых потребует принятие проекта
федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному
социальному страхованию граждан, работающих в организациях
и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые
режимы, и некоторых других категорий граждан"
Принятие данного законопроекта повлечет за собой установления Правительством Российской Федерации порядка уплаты взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.