Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся
в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального
и среднего профессионального образования"
Проект федерального закона содержит новую редакцию статей 1 и 2 Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".
В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" компенсационные выплаты на питание установлены в размере 3 рублей в день из расчета на одного обучающегося в течение учебного года. К сожалению, действие данного Федерального закона каждый год приостанавливается в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета.
Предлагается перейти к адресному принципу при предоставлении компенсационных выплат на питание для обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, начиная с 5-го класса, при одновременном увеличении размера выплат.
Концепция законопроекта предусматривает увеличение размера компенсационных выплат на питание до пяти рублей в день из расчета на одного обучающегося в течение учебного года:
- для всех обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования;
- для обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования из семей с низкими доходами, то есть при условии общего совокупного дохода на каждого члена семьи обучающегося, не превышающего размера прожиточного минимума, установленного соответствующим субъектом Российской Федерации.
По мнению Министерства здравоохранения Российской Федерации, размер компенсационных выплат на питание одного обучающегося не должен быть меньше 10 рублей в день, что позволит создать условия для минимального обеспечения норм питания обучающихся и сбалансированности содержания основных питательных веществ в пищевых рационах.
Данный проект федерального закона направлен на защиту интересов детей и подростков малообеспеченных семей.
Увеличение размера компенсационных выплат на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования позволит сохранить здоровье детей и повысить качество их обучения.
С точки зрения социальных последствий следует ожидать, что законопроект будет положительно воспринят всеми слоями населения России.
С финансовой точки зрения законопроект учитывает реальные бюджетные возможности Российской Федерации и, в случае его принятия, повлечет дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных бюджетов, за счет которых осуществляются компенсационные выплаты на питание обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
Правовые нормы, предусматривающие увеличение финансовых затрат, вводятся с 2003 года.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся
в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального
и среднего профессионального образования"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" не потребует разработки и введения в действие новых законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О компенсационных выплатах на питание обучающихся
в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального
и среднего профессионального образования"
Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на компенсационные выплаты на питание
- обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования;
- обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени основного общего образования;
- обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени среднего (полного) общего образования;
- обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях начального профессионального образования;
- обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
По данным Государственного Комитета по статистике Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года:
1. Численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования составляет 5 млн. 763 тыс. 176 человек.
В существующих формах статистической отчетности Государственного Комитета по статистике Российской Федерации имеются следующие данные о численности обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении, в возрасте от 7 до 15 лет:
- в общеобразовательных учреждениях сиротского типа - 85 тыс. 951 человек;
- в общеобразовательных учреждениях не сиротского типа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 5 тыс. 300 человек;
- в общеобразовательных учреждениях коррекционного типа - 41 тыс. 300 человек,
всего - 132 тыс. 551 человек.
Логично предположить, что половина из них обучается на ступени начального общего образования - 66 тыс. 275 человек, а другая половина - на ступени основного общего образования - 66 тыс. 275 человек.
Итого: численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования, которым должны выделяться компенсационные выплаты на питание, составляет 5 млн. 696 тыс. 901 человек.
Сумма расхода федерального бюджета на выплату компенсационных выплат на питание обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования составит без учета инфляции в среднем
5 млн. 696 тыс. 901 человек х 5 рублей в день = 28 млн. 485 тыс. рублей в день,
или с учетом продолжительности учебного года при 6-ти дневной учебной неделе, которая составляет 204 учебных дня,
5,81 млрд. рублей в год.
2. Численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени основного общего образования составляет 10 млн. 491 тыс. 221 человек.
Из них численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся на полном государственном обеспечении, составляет 66 тыс. 275 человек.
Кроме того, по данным Государственного Комитета по статистике Российской Федерации по состоянию на 1 января 2001 года численность детей в возрасте от 7 до 15 лет из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 40,3% от общего числа детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Итого: численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени основного общего образования, которым должны выделяться компенсационные выплаты на питание, составляет 4 млн. 201 тыс. 253 человека.
3. Численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени среднего (полного) общего образования составляет 2 млн. 834 тыс. 554 человека.
Из них численность обучающихся в образовательных учреждениях сиротского типа, находящихся на полном государственном обеспечении, составляет 3 тыс. 088 человек.
Кроме того, по данным Государственного Комитета по статистике Российской Федерации по состоянию на 1 января 2001 года, как уже указывалось, имеются данные о численности детей в возрасте от 7 до 15 лет из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, которая составляет 40,3% от общего числа детей в возрасте от 7 до 15 лет, и о численности молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, которая составляет 27,9% от общего числа молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет.
В связи с тем, что в существующих формах статистической отчетности Государственного Комитета по статистике Российской Федерации ("Российский статистический ежегодник" Госкомстат России официальное издание 2001 года стр.189, табл.7.26) данные о численности молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума не предусмотрены, в расчетах приняты данные для возрастной группы детей от 7 до 15 лет (40,3%).
Итого: численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступени среднего (полного) общего образования, которым должны выделяться компенсационные выплаты на питание, составляет 1 млн. 141 тыс. 80 человек.
4. Численность обучающихся по очной форме в государственных и муниципальных образовательных учреждениях начального профессионального образования составляет 1 млн. 560 тыс. 417 человек.
Из них численность обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении составляет 931 тыс. 330 человек.
С учетом численности обучающихся из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, составляющей 40,3% от общего числа обучающихся, численность обучающихся по очной форме в государственных и муниципальных образовательных учреждениях начального профессионального образования, которым должны выделяться компенсационные выплаты на питание, составляет 253 тыс. 522 человека.
5. Численность обучающихся по очной форме в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования составляет 1 млн. 757 тыс. 138 человек.
Из них численность обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении составляет 16 тысяч 753 человека.
С учетом численности обучающихся из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, составляющей 40,3% от общего числа обучающихся, численность обучающихся по очной форме в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, которым должны выделяться компенсационные выплаты на питание, составляет 701 тыс. 375 человек.
Таким образом, общая численность обучающихся по очной форме обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступенях основного общего образования и среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, которым должны выделяться компенсационные выплаты на питание, составляет 6 млн. 297 тыс. 230 человек.
Сумма расхода на выплату компенсационных выплат на питание обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях на ступенях основного общего образования и среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, составит без учета инфляции в среднем
6 млн. 297 тыс. 230 человек х 5 рублей в день = 31 млн. 486 тыс. рублей в день,
или с учетом продолжительности учебного года при 6-ти дневной учебной неделе, которая составляет 204 учебных дня,
6,42 млрд. рублей в год,
причем из них:
3,21 млрд. рублей в год - за счет средств федерального бюджета и
3,21 млрд. рублей в год - за счет средств соответствующих бюджетов, из которых финансируются рассматриваемые образовательные учреждения.
Таким образом, принятие законопроекта потребует дополнительных расходов без учета инфляции в среднем в сумме 12,23 млрд. рублей в год, из них:
- за счет средств федерального бюджета в сумме 5,81 млрд. рублей + 3,21 млрд. рублей = 9,02 млрд. рублей в год;
- за счет средств соответствующих бюджетов, из которых финансируются государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях #, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования - 3,21 млрд. рублей в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.