ТФОМС НСО направляет обзор нарушений, выявленных в ходе проведения проверок ФОМС соблюдения онкологическими диспансерами законодательства об обязательном медицинском страховании и использования ими средств обязательного медицинского страхования при оказании медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями с применением химиотерапии в 2020 - 2021 годах.
Обзор направляется для предупреждения аналогичных нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования при оказании медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями с применением химиотерапии.
Основными нарушениями, выявленными при проведении указанных проверок, являются:
- в нарушение статьи 5, пунктов 4, 5 статьи 10, части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" выявлены факты несоблюдения схем лечения в условиях дневного и круглосуточного стационара, в том числе несоблюдение сроков лечения пациентов (преждевременное прекращение оказания лечебных мероприятий с выдачей препарата на руки для дальнейшего самостоятельного приема пациентом);
- выявлены факты списания в затраты медицинской организации химиотерапевтических препаратов без документального подтверждения;
- в нарушение положений части 1, 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", раздела 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, и требований пунктов 20, 30 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета п отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, медицинскими организациями произведено списание стоимости медикаментов, приобретенных за счет средств обязательного медицинского страхования факт использования которых не подтверждается первичными учетными документами;
- необоснованное представление случаев на оплату медицинской помощи по завышенным тарифам КСГ (для круглосуточного стационара), при этом согласно представленной медицинской документации, медицинская помощь фактически оказывалась в условиях дневного стационара, что требует пересчета тарифа по результатам проведения медико-экономической экспертизы;
- в нарушение, пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" имели место случаи оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС с использованием схем химиотерапии, содержащих препараты, которые должны были приобретаться в рамках региональных льгот за счет средств бюджета субъекта;
- в нарушение Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи за счет средств, обязательного медицинского страхования (письмо Минздрава России N 11-7/и/2-11779 и Федерального фонда N 17033/26-2/и от 12.12.2019, утратило силу с 30.12.2020), к незаконченным случаям лечения не был применен в ряде случаев понижающий коэффициент прерванности;
См. Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 13 декабря 2019 г. N 17151/26-1/и
- в соответствии с представленными территориальными фондами обязательного медицинского страхования реестрами счетов за оказанную медицинскую помощь, выявлены нарушения документирования совершаемых процедур при проведении химиотерапевтического лечения в условиях дневного и круглосуточного стационара, которые носят систематический характер, в том числе несоответствия количества введенных лекарственных препаратов с их расходом по акту списания медикаментов;
- при проверке соответствия объема предъявленных к оплате случаев в части назначения и введения химиотерапевтических препаратов выявлено сокращение дозы введенного лекарственного препарата (не соответствует расчету препарата на вес пациента согласно выбранной схеме лечения);
- в журналах списания лекарственных средств отсутствует подтверждение списания лекарственного, препарата при оказании медицинской помощи пациенту;
- в нарушение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (утратил силу с 01.03.2021) отсутствовал качественный и количественный учет образующихся медицинских отходов; не велся учет количества остатков (объем) не пригодных медикаментов и изделий медицинского назначения, оставшихся после их применения. Определить объем и количество утилизированных лекарственных препаратов не представляется возможным;
См. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
- в нарушение пункта 118 раздела "Учет материальных запасов" Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н), приобретенные за счет средств обязательного медицинского страхования медикаменты по бухгалтерскому учету в ряде случаев отнесены на счет 105,36 "прочие материальные запасы";
- в нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 20 и пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за счет средств обязательного медицинского страхования произведена оплата просроченной кредиторской задолженности по заключенным договорам (приобретение лекарственных препаратов, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники), источником финансирования которых являлись средства бюджета.
- в нарушение пункта 3 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н, учет операций, связанных с обращением лекарственных средств в специальных журналах (по форме приложения 3 к названным правилам) не осуществлялся;
- закупочные цены лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - ЖНВЛП), превышали предельные отпускные цены на лекарственные препараты, подлежащие государственному регулированию;
- в нарушение приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" требования-накладные (формы 0504204) на получение лекарственных средств из аптеки (за исключением препаратов, подлежащих предметно количественному учету согласно спискам) в структурные подразделения не оформлялись;
- в нарушение пункта 119 Инструкции N 157н, бухгалтерский (аналитический) учет лекарственных средств, расходных материалов и медицинских изделий не велся по наименованиям, сортам, и количеству, в разрезе всех материально ответственных лиц и (или) всех мест хранения;
- в нарушение пункта 208 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, распределение затрат, необходимых для деятельности медицинском организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) не осуществлялось. Так, при наличии иных источников финансового обеспечения деятельности медицинской организации (субсидий, предоставляемых из региональных бюджетов, поступлений от оказания (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности) источником финансового обеспечения для выплаты заработной платы работникам административно-управленческого персонала, являлись только средства обязательного медицинского страхования;
- в нарушение абзаца 5 пункта 18 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 02.06.1987 N 747 (утратил силу со 02.12.2020), лекарственные средства (медикаменты), подлежащие предметно-количественному учету, выписываются по документам неустановленной формы, также не указываются номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны лекарственные средства;
- в нарушение пункта 110 Инструкции N 157н в медицинской организации изменялся порядок определения стоимости материальных запасов при их выбытии в течение отчетного года в отношении 14 групп (видов) лекарственных средств;
- в нарушение пунктов 1.3. и 1.4. раздела I Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания), годовая инвентаризация медикаментов, медицинских изделий и расходных материалов в отделениях не проводилась или проводилась не по всем местам хранения и материально ответственным лицам структурных подразделений;
- в нарушение пункта 1.5 раздела 1 Методических указаний при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел) в медицинской организации инвентаризация медикаментов не проводилась:
- в нарушение пунктов 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, не проводилась инвентаризация имущества и обязательств;
- в нарушение пункта 13.4 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н, пункта 30 Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты., порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н (далее - приказ Минздрава России N 4н), решения врачебной комиссии (протокол), в том числе о необходимости назначения лекарственных препаратов. не входящих в перечень ЖНВЛП и в соответствующий стандарт медицинской помощи (по индивидуальной непереносимости и жизненным показаниям) не фиксируется в журнале врачебной комиссии;
- в картах стационарного больного имеется информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство без конкретизации лекарственного препарата, отсутствует информация о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания, медицинской помощи;
- в нарушение пункта 3 приложения 1 к приказу Минздрава России N 4н в листах назначений и выписных эпикризах пациентов круглосуточного и дневного стационара отсутствует запись о способе введения и применения, режиме дозирования химиотерапевтических препаратов;
- в случаях проведения профилактики тромбоэмболических осложнении в картах стационарного больного не указано время введения антикоагулянтов, (согласно Методическим рекомендациям по организации и проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказанной пациентам с подозрением на онкологическое заболевание, и/или с установленным диагнозом онкологического заболевания, доведенным письмом Федерального фонда от 30.08.2018 N 10868/30/и) низкомолекулярные гепарины следует использовать за 2 часа до начала терапии и 1-2 дня после окончания каждого курса);
- отсутствие расчета разовой дозы химиотерапевтического препарата (письмо Федерального фонда от 30.08.2018 N 10868/30/и "Методические рекомендации по организации и проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказанной пациентам с подозрением на онкологическое заболевание и/или с установленным диагнозом онкологического заболевания");
- в нарушение приказа Минздрава Российской Федерации от 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев опенки качества медицинской помощи" анализы выполнены более чем за 5 дней до начала курса химиотерапии и/или таргетной и/или иммунотерапии;
- в нарушение пункта 18 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н (утратил силу с 01.01.2022), протокол консилиума не подписан всеми участниками или отсутствует протокол консилиума.
Выявленные нарушения создают предпосылки к неэффективному и нецелевому использованию средств обязательного медицинского страхования, а также снижают доступность в обеспечении застрахованных лиц качественной медицинской помощью по профилю "онкология".
В соответствии с Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 26.03.2021 N 255н, в программы проверки внесены соответствующие изменения с учетом вопросов, связанных с выявленными ФОМС нарушениями по профилю "онкология".
Прошу принять к сведению представленную информацию с целью принятия мер, направленных на предупреждение возникновения аналогичных нарушений и недостатков, либо при необходимости их своевременного устранения.
Директор |
Е.В. Ягнюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 24 июня 2022 г. N 2737-05 "О результатах проверок медицинских организаций по профилю "онкология"
Текст письма опубликован не был