Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 мая 2002 г. N КГ-А40/2877-02
Московский земельный комитет обратился в арбитражный суд с иском к Государственному предприятию Торгово-снабженческая контора "Трансторгснаб" о взыскании 2.108.312 руб. 19 коп., составляющих 389.461 руб. 69 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 25.09.1996 N М-02-501218 и 1.718.850 руб. 50 коп. пени за просрочку платежа.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2002 в иске отказано.
При этом суд исходил из того, что договор заключен на земельный участок, обремененный обязательствами, т.к. он находится в полосе отвода железной дороги и попадает под действия Федерального закона "О железнодорожном транспорте".
На указанный судебный акт истцом подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и удовлетворении иска в связи с неправильным применением судом норм материального права, судом не учтено, что граница полосы отвода железной дороги в законном порядке не установлена.
В судебном заседании представитель истца настаивал на своих требованиях по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель ответчика возражал против доводов жалобы и просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения.
Как усматривается из материалов дела, между сторонами заключен договор от 25.09.96 N М-02-501218 на аренду земельного участка площадью 15.212 кв.м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, платформа Северянин, вл. 14, предоставляемый в аренду для использования территории под торгово-снабженческую контору.
Земельный участок, предоставленный в аренду ответчику, расположен в полосе отвода Московской железной дороги.
Полоса отвода Московской железной дороги (Московско-Ярославского отделения) установлена в процессе инвентаризации земель, согласована с НИиПИ Генплана г. Москвы, с территориальным Управлением Москомзема, что подтверждено представленными планами-схемами.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 и ч. 1 ст. 89 Земельного кодекса РСФСР к землям транспорта относятся земли, отведенные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения возложенных на них задач.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса РСФСР
Согласно ч. 4 ст. 73 Земельного кодекса РФ порядок использования земель, перечисленных в п. 6 ст. 71 Земельного кодекса (в т.ч. и железнодорожных), определяется законодательством России.
Порядок использования земель транспорта определен Положением об этих землях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1998 N 21.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Совета Министров СССР от 08.01.1981 г. N 24
В соответствии с п. 6 Положения о землях транспорта, действовавшего на момент заключения договора аренды земельного участка, предприятия транспорта могут предоставлять в установленном порядке из закрепленных за ними земель во временное пользование земельные участки другим предприятиям для устройства подъездных путей, проездов, складов и иных объектов.
Согласно ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения и распоряжения землей находятся в совместном владении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" земли железнодорожного транспорта являются землями федерального значения, предоставляемыми безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. Порядок использования земель железнодорожного транспорта определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определен Инструкцией о нормах и порядке отвода земель для железных дорог, утвержденной Министерством путей сообщения СССР от 30.01.63 и приказом МПС России от 15.05.99 N 26ц, в соответствии с которым передача земельных участков в полосе отвода вторичным землепользователям предоставлена железным дорогам.
С учетом изложенного Московский земельный комитет не вправе распоряжаться земельным участком, расположенным в полосе отвода железной дороги, в связи с чем договор аренды земельного участка от 25.09.96 N М-02-501218 является ничтожным.
Требования, основанные на недействительном договоре, удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.02 по делу N А40-44252/01-20-279 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2002 г. N КГ-А40/2877-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании