Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министерства здравоохранения
Новосибирской области
от 8 июля 2021 г. N 1691
Положение
об организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий на территории Новосибирской области
1. Термины и определения
1.1. Запрашивающая МО - медицинская организация в лице лечащего врача либо иного медицинского работника в соответствии с полномочиями, представляющая клинический случай для процедуры телемедицинского консультирования.
1.2. Консультирующая МО - медицинская организация в лице врача-консультанта, либо иного медицинского работника, специалиста или группы специалистов, рассматривающих клинический случай, в соответствии с полномочиями, представляющая медицинское заключение (протокол) по итогам проведенного телемедицинского консультирования.
1.3. Консультант (врач-консультант) - специалист или группа специалистов, рассматривающих клинический случай.
1.4. Диспетчер телемедицинских консультаций - сотрудник МО, назначенный ответственным за прием заявок на ТМК и их распределение между лечащими, либо консультирующими врачами, в пределах МО.
1.5. Участники ТМК - лечащие врачи, консультирующие врачи, пациент, диспетчер телемедицинских консультаций непосредственно взаимодействующие при проведении телемедицинской консультации.
1.6. Телемедицинская услуга - предоставление медицинской информации и оказание медицинских услуг с применением телемедицинских технологий.
1.7. Телемедицинская консультация (ТМК) - телемедицинская услуга по удаленному предоставлению консультационных услуг в области медицины средствами телемедицинских технологий.
1.8. Объект ТМК - клинический случай конкретного пациента, медицинская документация (выписки), отдельные данные клинического обследования и т.п.
1.9. Телемедицинская консультация заочная - разновидность удаленного консультирования, при которой работа участников ТМК с использованием той или иной телемедицинской технологии производится последовательно и разделена временем.
1.10. Телемедицинская консультация очная (телемедицинская консультация в режиме реального времени) - разновидность удаленного консультирования, при которой участники ТМК одновременно используют ту или иную телемедицинскую технологию или их сочетание (видеоконференция, электронная почта, чат и т.д.). В клинической практике используемая для оказания экстренной, неотложной и плановой медицинской помощи.
1.11. Телемедицинская система - система телемедицинских центров, пунктов, объединенных информационно-телекоммуникационной инфраструктурой с целью предоставления доступа к телемедицинским ресурсам поставщиков, потребителей и провайдеров телемедицинских услуг.
1.12. Телемедицинский пункт, центр - оснащенное телекоммуникационными, компьютерными, информационными средствами, оргтехникой, каналами связи и подготовленным персоналом подразделение учреждения здравоохранения, осуществляющее деятельность по оказанию телемедицинских услуг.
1.13. Телемедицинская информационная система (далее - подсистема ТМК) - специализированная информационная система, обеспечивающая автоматизацию процесса телемедицинского консультирования в составе компонентов Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Новосибирской области (далее - ЕГИСЗ НСО), либо ее отдельных модулей, либо информационных систем интегрированных с компонентами ЕГИСЗ НСО, в том числе:
а) мобильные телемедицинские комплексы в составе защищенной сети передачи данных;
б) сервер видеоконференцсвязи, развернутый в центре обработки данных Правительства Новосибирской области, совместимое с ним оборудование видеоконференцсвязи и другие средства визуализации;
в) подсистема телефонной аудио-связи, развернутая в центре обработки данных Правительства Новосибирской области;
г) модуль "Телемедицинские консультации" медицинской информационной системы Новосибирской области (далее - МНС НСО).
1.14. Телемедицинский консультационный центр - медицинская организация, структурное подразделение медицинской организации, имеющие в штате врачей-специалистов по различным направлениям медицины и соответствующее оборудование для проведения дистанционных консультаций, консилиумов и лечебно-диагностических процедур, а также организации удаленного обучения (проведение семинаров, лекций) врачей.
1.15. УКЭП-усиленная квалифицированная электронная подпись.
2. Общие положения
2.1. Нормативно-правовое регулирование организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, включая требования к информационным системам осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов и иных документов:
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 06.04. 2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2011 N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2016 N 392 "О приоритетных направлениях использования и развития информационно-коммуникационных технологий в федеральных органах исполнительной власти и органах управления государственными внебюджетными фондами и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 1632-р "Об утверждении Программы "Цифровая экономика Российской Федерации";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2018 N 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций";
- Приказ Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий";
- Приказ Минздрава России от 07.09.2020 N 947н "Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов".
- Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства";
- Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении правил обязательного медицинского страхования".
- Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению".
- Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (вместе с "Инструкцией по заполнению учетной формы N 057/у-04 "Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию", "Инструкцией по заполнению учетной формы N 030-Р/у "Сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг").
- Приказ Минздравсоцразвития России от 23.03.2012 N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты".
- Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 N 364 "Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения";
- Приказ Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения";
- Паспорт национального проекта "Здравоохранение";
- Паспорта федеральных проектов, утвержденные на заседании проектного комитета по национальному проекту "Здравоохранение" от 14.12.2018 N 3: "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)"; "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий" и "Развитие экспорта медицинских услуг".
2.2. Предмет и цели регулирования.
1) Настоящее Положение устанавливает порядок:
- информационного взаимодействия медицинских организаций 1, 2 уровня с медицинскими организациями 3 уровня Новосибирской области при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
- информационного взаимодействия медицинских организаций 1, 2, 3 уровня с медицинскими организациями федерального уровня при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
2) Дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой осуществляется с целью:
- оценки состояния здоровья пациента (комплекс мер, направленных на оценку, в том числе с точки зрения необходимого объема и срочности медицинской помощи, определения оптимального маршрута этапов оказания медицинской помощи, определения оптимального способа медицинской эвакуации в зависимости от состояния);
- уточнения диагноза (фактически - установление диагноза);
- определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения (фактически - рекомендации по корректировке лечения);
- определения целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации.
3) Дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами или их законными представителями осуществляется с целью:
- профилактики, сбора, анализа жалоб пациентов и данных анамнеза;
- оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий; (контроль состояния по результатам назначений, сделанных во время очного приема (осмотра, консультации));
- медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; (контроль самочувствия с применением систем экстренного оповещения об ухудшении состояния, использование приборов для контроля пространственного положения пациента);
- принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации). Примечание, в случае принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) медицинское заключение может содержать рекомендации пациенту или его законному представителю о необходимости проведения предварительных обследований.
- при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации), возможно проведение консультаций с применением телемедицинских технологий с коррекцией ранее назначенного лечения.
Отдельным случаем дистанционного взаимодействия является дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, которое назначается лечащим врачом по результатам очного приема (осмотра, консультации) и установления диагноза заболевания.
3. Порядок финансирования медицинской помощи с примирением телемедицинских технологий
Оплата медицинской помощи с примирением телемедицинских технологий осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий период.
4. Документирование и хранение информации, полученной по результатам проведения ТМК
4.1. Материалы, полученные по результатам дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, медицинских работников и пациентов (или их законных представителей), включая материалы, направленные на консультацию, медицинские заключения по результатам консультаций и протоколы консилиумов врачей, данные, внесенные в медицинскую документацию пациента, данные, формирующиеся в результате дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента (далее - документация), а также аудио и видео записи консультаций и консилиумов врачей, текстовые сообщения, голосовая информация, изображения, иные сообщения в электронной форме (далее - сопутствующие материалы), подлежат хранению, в течение сроков, предусмотренных для хранения соответствующей первичной медицинской документации.
4.2. Документация подлежит внесению в электронную медицинскую карту пациента в Медицинской информационной системе Новосибирской области сотрудником консультирующей МО.
4.3 Предоставление доступа к документации и сопутствующим материалам в течение сроков их хранения осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Порядка, в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
4.4. Хранение документации в случае использования компонентов ЕГИСЗ НСО, иной информационной системы интегрированной с компонентами ЕГИСЗ НСО, информационных систем федерального сегмента ЕГИСЗ обеспечивается средствами указанных систем.
4.5. Предоставление документации (их копий) и выписок из них пациенту (или его законному представителю) осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
5. Технические условия для осуществления дистанционного взаимодействии при организации и оказании медицинской помощи с применением ТМК
В целях дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий с использованием подсистемы ГМК обязательно выполнение следующих условий:
5.1. МО НСО, участвующие в оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий должны быть зарегистрированы в Федеральном регистре медицинских организаций (далее - ФРМО).
5.2. Все пользователи подсистемы ТМК, являющиеся медицинскими работниками, должны быть зарегистрированы в Федеральном регистре медицинских работников (далее - ФРМР).
5.3. Обеспечена возможность информационного взаимодействия с федеральным реестром электронных медицинских документов.
5.4. Все пользователи подсистемы ТМК должны иметь подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации Единого портала государственных услуг (функций) (esia.gosuslugi.ru).
5.5. Медицинские работники, привлекаемые для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, должны быть обеспечены УКЭП для подписания документов в подсистеме ТМК.
5.6. Для проведения консультаций (консилиумов врачей) с применением телемедицинских технологий в режиме реального времени с применением видеоконференцсвязи, а также аудиосвязи медицинские организации должны быть оснащены оборудованием для их осуществления.
5.7. В подсистеме ТМК обеспечивается учет всех ТМК, проводимых на территории Новосибирской области, а также подписание документов УКЭП медицинского работника.
Нумерация разделов приводится в соответствии с первоисточником
7. Технические условия для организации автоматизированного рабочего места врача для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
7.1. Идентификация и аутентификация участников ТМК осуществляется посредством встроенных механизмов телемедицинских информационных систем, интегрированных с в том числе с системой идентификации и аутентификации Единого портала государственных услуги и функций (ЕПГУ) с подтвержденной учетной записью ЕСИА.
7.2. Автоматизированного рабочего места врача для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий на территории Новосибирской области (далее - АРМ) включает:
- компьютеризированное рабочее место (системный блок, монитор, вэб-камера, источник бесперебойного питания, акустическая система/аудио-гарнитура);
- подсистема видеоконференцсвязи;
- устройства вывода на печать (принтер/МФУ);
- телефон с возможностью междугородней связи;
- дополнительные, в том числе профессиональные устройства визуализации и обработки данных.
7.3. АРМ врача для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий на территории Новосибирской области имеет следующие настройки программно-аппаратной среды:
7.3.1. Доступность медицинской информационной системы Новосибирской области (далее - МИС НСО), "Центрального архива медицинских изображений" с АРМ врача посредством подключения через криптошлюз VipNet HW или VipNet Client по адресам mis.egisznso.ru, cami.egisznso.ru соответственно;
7.3.2. Фактическое наличие у врача электронной подписи, совместимой с криптопровайдером VipNet CSP/КриптоПро CSP;
7.3.3. Установка и настройка криптопровайдера (VipNet CSP/КриптоПро CSP), установка сертификата электронной подписи медицинского работника в хранилище сертификатов, а также всей цепочки вышестоящих сертификатов, установленный плагин для работы с электронной подписью в МИС НСО "КриптоПро ЭЦП Browser plug-in";
7.3.4. Доступность сервера телемедицинских консультаций с АРМ медицинского работника по адресу https://vks.mznso.ru (IP-адрес 10.101.36.194) с портами 443/tcp, 53000-55000/udp.
7.4. Обработка заявок по вопросам технической поддержки информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для проведения телемедицинских консультаций осуществляется отделом технической поддержки пользователей Центра информатизации государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области особого типа "Медицинский информационно-аналитический центр" по следующим каналам:
- по адресу: http://otrs.egisznso.ru;
- по электронной почте: egisz@nso.ru;
- по номеру телефона: 8 (383) 363-77-90.
7. Рекомендованные схемы информационного взаимодействия при проведении телемедицинских консультаций
Схема процесса формирования направления на ТМК
Схема процесса отмены ТМК
Схема процесса внесения корректировок в направление на ТМК
Схема процесса направления консультирующей МО дополнительных данных
Схема процесса плановой ТМК в консультирующей МО
Схема процесса альтернативного сценария 1 (Проведение ТМК невозможно)
Схема процесса проведения консилиума врачей
Схема процесса осуществления ТМК в экстренной форме
Схема процесса вынесения заключения по результатам диагностических исследований
Альтернативный сценарий 1. Схема процесса вынесения заключения по результатам диагностических исследований (на основе типовых направлений)
Схема процесса первичной ТМК врач-пациент
Схема процесса ТМК врач-пациент с предварительно установленным диагнозом
Схема процесса дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента
Схема процесса экстренного реагирования по месту нахождения пациента
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.