Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 мая 2002 г. N КА-А41/3093-02
Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел Администрации Талдомского района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Инспекции МНС России по Талдомскому району Московской области о признании недействительным ее решения от 29.08.2001 N 493 о взыскании 264 464 рублей 46 копеек, в том числе 256 313 рублей - налог на добавленную стоимость и 8 151 рубль 46 копеек - пени за несвоевременную уплату НДС, а также о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 51 262 рубля 60 копеек.
Одновременно Инспекцией заявлен встречный иск к ОВО при Талдомском ОВД о взыскании 51 262 рубля 60 копеек штрафа за налоговое правонарушение, указанное в обжалуемом по первоначальному иску решении Инспекции.
Решением от 08.01.2002, оставленным без изменения постановлением от 13.03.2002 апелляционной инстанции, Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования ОВО при Талдомском ОВД, поскольку в силу особенности правового положения Отдела вневедомственной охраны его деятельность по охране имущества собственников не относится к предпринимательской, и средства, полученные им от основной деятельности, не являются доходом от предпринимательской деятельности, то есть отсутствует объект налогообложения для исчисления налога на добавленную стоимость. В удовлетворении встречного иска Инспекции к Отделу вневедомственной охраны суд отказал.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России по Талдомскому району, в которой ответчик ссылается на то, что подпункт 4 пункта 2 ст. 146 НК РФ не должен применяться при определении объекта налогообложения по НДС для Отдела вневедомственной охраны.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, спорные суммы налога на добавленную стоимость за периоды май, июнь, июль 2001 года начислены на средства, полученные Отделом вневедомственной охраны от осуществления им основного вида деятельности - охраны имущества собственников на основе договоров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 209 "О милиции общественной безопасности" подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к подразделениям милиции общественной безопасности (местной милиции), которые содержатся за счет средств, получаемых за охрану объектов по договорам.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности, и порядок их создания, реорганизации, ликвидации определяется Министерством внутренних дел РФ.
Статьей 35 названного закона РФ N 1026-1 определено, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с действующим законодательством. Подразделения милиции вневедомственной охраны финансируются за счет поступающих на основе договоров средств.
В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, одной из задач вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров. Пунктами 10 и 11 названного Положения установлено, что вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников охраняемого имущества.
Объектом налогообложения по НДС в соответствии с пунктом 1 ст. 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг). Вместе с тем действующий в период спорных правоотношений подпункт 4 пункта 2 этой же статьи определяет, что в целях главы 21 НК РФ, регулирующей вопросы по налогу на добавленную стоимость, под реализацией товаров (работ, услуг) не признается выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.
Утверждение Инспекции, основанное на ссылках на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг о том, что подобные услуги должны являться исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности, не основано на буквальном тексте подпункта 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 АПК РФ, суд постановил:
решение от 08.01.2002 и постановление от 13.03.2002 апелляционной инстанции по делу N А41-К2-17668/01 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по Талдомскому району Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2002 г. N КА-А41/3093-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании