Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 мая 2002 г. N КА-А40/2794-02
Региональная благотворительная общественная организация инвалидов "Каравелла" обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Инспекции МНС России N 26 по Южному административному округу города Москвы о признании недействительным решения Инспекции от 25.07.2000 N 786 "а", которым истец привлечен к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на имущество в виде штрафа - 33 рубля, и одновременно взыскан налог на имущество - 165 рублей за 1 квартал 2000 года.
Решением от 07.02.2002 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил исковые требования, поскольку истец является общественной организацией инвалидов и на основании пункта "и" ст. 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" его имущество не облагается данным налогом.
В апелляционной инстанции решение суда не проверялось.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России N 26 по Южному административному округу города Москвы, в которой ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств Инспекции о замене ненадлежащего ответчика и об истребовании налогового дела истца из Инспекции МНС России N 16 по Северо-Восточному административному округу города Москвы, на учете которой состоит в настоящее время истец; также на то, что несоблюдение должностным лицом налогового органа требований пункта 3 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации не является безусловным основанием к отмене решения Инспекции.
Согласно п.3 ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиками являются организации и граждане, к которым предъявлено исковое требование.
Исковым требованием в соответствии с п. 2 ст. 34, ст. 4 АПК РФ является требование организации, предъявившей иск в своих интересах и обратившейся в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемое решение налогового органа принято Инспекцией МНС России N 26 по Южному административному округу города Москвы, поэтому надлежащим ответчиком по настоящему делу является ИМНС N 26, которая, по мнению истца, нарушила его права вынесенным ею решением.
На основании части 2 ст. 54 АПК РФ лицо, участвующее в деле, не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от участвующего или не участвующего в деле лица, у которого оно находится, вправе обратиться в суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В силу подпункта 1 пункта 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов. Таким образом, доводы ответчика о том, что судом необоснованно отклонено ходатайство об истребовании налогового дела истца и о том, что у налогового органа не было возможности отстаивать свои законные права, несостоятельны.
Из искового заявления не следует, что решение Инспекции от 25.07.2000 N 786 "а" оспаривалось истцом в какой-либо его части, поэтому судом кассационной инстанции не принимается довод ответчика о том, что ссылка суда первой инстанции на пункт 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ необоснованна, по причине того, что истцом не оспаривалось решение в части взыскания налога в бесспорном порядке.
На основании имеющихся в деле доказательств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при вынесении решения от 25.07.2000 N 786 "а" налоговым органом не был соблюден порядок, предусмотренный пунктом 3 ст. 46 НК РФ, поскольку решение налогового органа о взыскании принято с нарушением установленного законом срока его принятия по истечении 60 дней после истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога.
Кроме того, пункт 3 ст. 101 НК РФ содержит требования к принимаемому налоговым органом решению. В соответствии с пунктом 6 этой же статьи Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может явиться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
В пункте 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" указано, что при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных в пункте 3 ст. 101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику.
Оценив допущенные налоговым органом нарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выявленные в содержании решения Инспекции недостатки, а именно неуказание в решении обстоятельств совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, отсутствие ссылок на подтверждающие эти обстоятельства документы, являются основанием для признания его недействительным в силу пункта 6 ст. 101 НК РФ.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-175, 177 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 07.02.2002 по делу N А40-46137/01-111-490 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 26 по Южному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2002 г. N КА-А40/2794-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании