В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта бюджета города Нижнего Новгорода на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Отраслевым (функциональным) органам администрации города Нижнего Новгорода (субъектам бюджетного планирования городского бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
3. Управлению информационной политики администрации города Нижнего Новгорода обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете "День города. Нижний Новгород".
4. Юридическому департаменту администрации города Нижнего Новгорода (Витушкина Т.А.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава города |
Ю.В. Шалабаев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
администрации города
от 31.08.2022 N 4491
Основные направления
бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в соответствии со статьей 17 Положения о бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.05.2013 N 79, а также с учетом реализации бюджетной и налоговой политики на 2022 год с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта городского бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Бюджетная и налоговая политика города Нижнего Новгорода на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность целей и задач предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на создание условий для социально-экономического развития города и достижения показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.01.2019 N 117-р.
Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода, являются:
изменения норм федерального и областного законодательства, влекущие за собой снижение доходов бюджета города Нижнего Новгорода и (или) увеличение расходов бюджета города Нижнего Новгорода;
ухудшение общеэкономической ситуации в Нижегородской области и городе Нижнем Новгороде, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Нижнего Новгорода;
снижение кредитного рейтинга и удорожание стоимости привлечения заемных средств.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.
1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода в 2019 - 2021 годах
Бюджетная и налоговая политика администрации города Нижнего Новгорода в 2019 - 2021 годах была направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета.
Динамика основных показателей бюджета города Нижнего Новгорода за 2019 - 2021 годы
млрд. рублей
|
2019 год |
темп роста, % |
2020 год |
темп роста, % |
2021 год |
темп роста, % |
Доходы |
32,4 |
101,9 |
37,7 |
116,4 |
45,2 |
119,9 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы |
14,2 |
101,4 |
15,8 |
111,3 |
18,4 |
116,4 |
Безвозмездные поступления |
18,2 |
102,2 |
21,9 |
120,3 |
26,8 |
122,4 |
Расходы |
34,0 |
106,3 |
38,1 |
112,0 |
45,5 |
119,4 |
Дефицит/Профицит |
-1,6 |
|
-0,4 |
|
-0,3 |
|
Доходы бюджета города Нижнего Новгорода в 2021 году получены в объеме 45,2 млрд. рублей и увеличились за 2019 - 2021 годы на 12,8 млрд. рублей или на 39%.
Расходы бюджета города Нижнего Новгорода в 2021 году исполнены в объеме 45,5 млрд. рублей и увеличились за 2019 - 2021 годы на 11,5 млрд. рублей или на 34%.
Наибольший удельный вес в расходах бюджета города занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно около 60% в общем объеме расходов.
Администрацией города обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
С привлечением средств федерального и областного бюджета реализованы мероприятия по развитию образования, ремонту и содержанию дорог, благоустройству общественных и придомовых территорий, приобретению подвижного состава транспортных предприятий города, по подготовке и проведению 800-летия города, реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан, осуществлялось строительство общеобразовательных и дошкольных учреждений города.
Проводилась взвешенная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из областного бюджета.
Обеспечивалась открытость и прозрачность информации о бюджетном процессе, об исполнении бюджета города Нижнего Новгорода в доступной для граждан форме посредством информационного портала "Открытый бюджет";
Ежегодно проводились публичные слушания по годовому отчету об исполнении бюджета и по проекту бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
2. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика города на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства и законодательства Нижегородской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления.
Исходя из текущей экономической ситуации и целей, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Правительством Нижегородской области, налоговая политика на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов будет направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Нижнего Новгорода в условиях восстановления экономической активности после преодоления негативных последствий для экономики, обусловленных распространением коронавирусной инфекции и введением антироссийских санкций.
Основными направлениями налоговой политики в городе Нижнем Новгороде на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годы определены:
сохранение и развитие налогового потенциала на территории города Нижнего Новгорода;
оптимизация налоговых льгот по местным налогам на основе проведения оценки налоговых расходов;
обеспечение стабильности системы налогообложения для юридических и физических лиц;
совершенствование нормативно-правовых актов о налогах, принятых органами местного самоуправления, с учетом изменений федерального законодательства;
проведение мероприятий по повышению эффективности управления муниципальной собственностью, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению;
поддержка малого и среднего бизнеса;
дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета города Нижнего Новгорода и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета города Нижнего Новгорода, активизация претензионно-исковой деятельности.
3. Основные направления бюджетной политики
Бюджетная политика в 2023 - 2024 годах будет направлена на:
1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджета города Нижнего Новгорода, в том числе за счет:
формирования реалистичного прогноза поступления доходов, основанного на прогнозе социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов);
взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;
проведения ответственной долговой политики.
2. Повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов, в том числе за счет:
приоритизации расходов;
увеличения доли программных расходов в общем объеме расходов бюджета города;
разработки новых муниципальных программ на 2023 - 2028 годы с учетом глобальных вызовов, федеральных и региональных приоритетов развития;
реализации мероприятий муниципальных программ на принципах прозрачности и открытости;
усиления контроля за реализацией муниципальных программ за счет применения интегральной методики с использованием средств автоматизации при оценке их эффективности;
повышения качества программного бюджетирования, исходя из планируемых и достигаемых результатов;
усиления контроля финансовой дисциплины отраслевых (функциональных) органов;
концентрации финансовых ресурсов для достижения целей и результатов региональных и национальных проектов;
расширение применения практики проектного управления и муниципально-частного партнерства.
3. Повышение качества оказываемых муниципальных услуг, в том числе за счет:
установления муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Нижнего Новгорода в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями города Нижнего Новгорода;
определения финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Нижнего Новгорода на основе нормативных затрат, установленных в соответствии с действующим законодательством;
повышения ответственности муниципальных учреждений за невыполнение муниципального задания, в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в городской бюджет в случае недостижения показателей, установленных в муниципальном задании;
вовлечения организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс оказания муниципальных услуг путем использования механизма социального заказа на оказание муниципальных услуг.
4. Повышение эффективности муниципального управления, в том числе за счет:
совершенствования инструментов программно-целевого планирования, развития механизмов проектного управления;
повышения качества финансового менеджмента в отраслевых (функциональных) органах и муниципальных учреждениях города Нижнего Новгорода;
реализации принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами, раскрытия финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе;
расширение практики инициативного бюджетирования.
5. Развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.
4. Основные подходы к формированию бюджета города Нижнего Новгорода
Доходы бюджета города Нижнего Новгорода на 2023 - 2025 годы будут рассчитаны с учетом бюджетного и налогового законодательства, действующего на момент составления бюджета, и планируемых изменений в федеральное, региональное законодательство по вопросам налогообложения и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
С учетом значительной доли льгот по местным налогам, предоставленных в соответствии с федеральным законодательством, во избежание роста выпадающих доходов бюджета города налоговая политика в плановом периоде будет предусматривать ограничение предоставления новых налоговых льгот.
В 2023 - 2025 годах продолжится работа по проведению оценки эффективности налоговых расходов города Нижнего Новгорода, отмене неэффективных налоговых льгот.
По результатам оценки за 2020 год все налоговые расходы города Нижнего Новгорода признаны эффективными.
Расходы бюджета города Нижнего Новгорода будут сформированы с учетом обеспечения безусловного исполнения действующих обязательств, оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов, что будет достигнуто за счет:
определения основных параметров бюджета города Нижнего Новгорода исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета;
недопущения увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
участия в приоритетном порядке, исходя из возможностей бюджета города, в реализации национальных проектов (программ), государственных программах и мероприятиях, софинансируемых из федерального бюджета и бюджета Нижегородской области;
применения механизма казначейского сопровождения расчетов по исполнению муниципальных контрактов (договоров, соглашений), по субсидиям, предоставляемым из бюджета города Нижнего Новгорода;
повышения результативности предоставления субсидий из бюджета города Нижнего Новгорода;
формирования качественного адресного инвестиционного перечня объектов муниципальной собственности города Нижнего Новгорода.
В прогнозируемой ситуации ограниченности финансовых ресурсов приоритетными на 2023 - 2025 годы признаются бюджетные расходы на:
обеспечение бесперебойного финансирования действующих расходных обязательств города Нижнего Новгорода;
предоставление мер социальной поддержки населению города Нижнего Новгорода исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;
обеспечение финансирования мероприятий в рамках реализации национальных проектов, федеральных проектов, региональных проектов;
обеспечение сохранения параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, имеющие высокую степень готовности, включенные в национальные проекты (программы), государственные программы и обеспеченные софинансированием из федерального и (или) областного бюджетов.
5. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения в 2023 году и плановом периоде 2024 - 2025 годов будут формироваться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Нижегородской области от 06.12.2011 N 177-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области".
Исполнение органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода передаваемых государственных полномочий будет осуществляться за счет субвенций из областного и федерального бюджетов.
6. Политика в области управления муниципальным долгом
Политика в области управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов будет строиться в соответствии с Концепцией управления муниципальным долгом города Нижнего Новгорода на период до 2027 года, утвержденной постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28.11.2012 N 5078.
Реализация долговой политики направлена на обеспечение потребностей города Нижнего Новгорода в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение долговых обязательств города в среднесрочной и долгосрочной перспективе при минимизации расходов на обслуживание муниципального долга и разумной степени риска, поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, которая будет способствовать поддержанию кредитного рейтинга города Нижнего Новгорода как надежного заемщика на финансовом рынке.
Основными задачами управления муниципальным долгом при реализации долговой политики являются:
совершенствование системы управления муниципальным долгом с обеспечением способности бюджета города осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета города в привлечении заемных средств;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств города;
соблюдение ограничений, установленных бюджетным законодательством в отношении объемов муниципального долга и расходов на его обслуживание;
соблюдение ограничений, установленных соглашениями с Министерством финансов Нижегородской области о предоставлении бюджетных кредитов муниципальному образованию;
повышение эффективности муниципальных заимствований;
развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;
оптимизация структуры долговых обязательств, исключающей их неисполнение;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований, рисков неисполнения долговых обязательств;
поддержание достигнутого уровня кредитного рейтинга города, проведение мероприятий, приводящих к позитивному изменению рейтинга;
обеспечение публичности информации о муниципальном долге.
7. Повышение эффективности управления исполнением бюджета города Нижнего Новгорода
Управление исполнением бюджета города Нижнего Новгорода в первую очередь будет ориентировано на повышение эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, повышение качества управления средствами бюджета города и строгое соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, включая:
повышение качества прогнозирования кассового плана, в том числе за счет усиления действенности механизма предельных объемов финансирования;
совершенствование механизма казначейского сопровождения платежей;
обеспечение доступности к информации о финансовой деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, результатах использования бюджетных средств;
исполнение бюджета города Нижнего Новгорода на основе кассового плана;
совершенствование управления ликвидностью бюджета города Нижнего Новгорода в целях эффективного использования бюджетных средств;
ежеквартальное доведение предельных объемов финансирования до получателей средств бюджета города;
принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств;
планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия;
совершенствование процедуры кассового исполнения бюджета города, за счет открытия единого казначейского счета по учету средств бюджета города Нижнего Новгорода в Управлении Федерального казначейства по Нижегородской области;
обеспечение контроля за отсутствием кредиторской задолженности по принятым обязательствам;
совершенствование системы учета и отчетности в муниципальном секторе Нижнего Новгорода за счет реализации проекта "облачной бухгалтерии";
интеграцию бюджетного и закупочного процесса через развитие института нормирования закупок, автоматизацию контрольных процедур, создание условий для минимизации дебиторской задолженности по контрактам, развитие информационного пространства в целях повышения прозрачности и подотчетности, в том числе за счет использования муниципальной информационно-аналитической системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Нижнего Новгорода.
8. Политика в области финансового контроля
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов в предстоящем периоде будет выступать развитие и совершенствование систем финансового контроля и контроля в сфере закупок.
Деятельность администрации города Нижнего Новгорода в сфере финансового контроля и контроля в сфере закупок будет направлена на:
усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода;
усиление муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе;
развитие и совершенствование ведомственного контроля, осуществляемого органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода в сфере закупок, за деятельностью муниципальных учреждений, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
повышение надежности и эффективности внутреннего финансового контроля в отраслевых (функциональных) органах администрации города Нижнего Новгорода, направленных на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями бюджетных средств и подведомственными получателями бюджетных средств, а также бюджетными и автономными учреждениями;
проведение информационной работы по предупреждению бюджетных нарушений и нарушений законодательства о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 31 августа 2022 г. N 4491 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
Текст постановления опубликован на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода (http://нижнийновгород.рф) 1 сентября 2022 г., в газете "День города. Нижний Новгород" от 9 сентября 2022 г. N 83