Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 мая 2002 г. N КА-А40/3123-02
Общество с ограниченной ответственностью "Кембридж" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Инспекции МНС России N 4 по Центральному административному округу города Москвы об обязании Инспекции возместить из бюджета налог на добавленную стоимость в размере 4346000 рублей за январь и март 2001 года в связи с экспортом товаров.
Решением от 28.01.2002, оставленным без изменения постановлением от 28.03.2002 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования со ссылкой на статьи 165, 172 Налогового и 97 Таможенного кодексов Российской Федерации, поскольку истцом правомерно применена налоговая ставка 0% за поставленные на экспорт товары.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России N 4, в которой ответчик ссылается на неправомерность заявленного истцом в порядке пункта 3 ст. 172 НК РФ налогового вычета в размере 3663000 рублей за январь 2001 года, поскольку представленные истцом авианакладные в нарушение подпункта 4 пункта 1 ст. 165 НК РФ не содержат отметок российского таможенного органа, через который осуществлен вывоз товара за пределы Российской Федерации, а также на необоснованность заявленного истцом к возмещению 683000 рублей НДС за март 2001 года в связи с тем, что отсутствует факт реализации товара на экспорт в марте 2001 года.
Истец возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
Подпунктом 1 пункта 1 ст. 164 НК РФ установлено, что налогообложение производится по ставке 0% при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов предусмотренных ст. 165 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 9 ст. 167 НК РФ дата реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 1 ст. 164 НК РФ, определяется как последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, истец реализовал на экспорт в ноябре 2000 и в январе 2001 годов по контрактам N 840/52459676/10009 от 10.10.2000, N 840/52459676/10014 от 28.11.2000 произведенные им химические реактивы, при этом налог на добавленную стоимость за приобретенное у российского поставщика сырье составил 281000 рублей и 402000 рублей соответственно, всего на общую сумму 683000 рублей. Стоимость приобретенного у российского поставщика сырья для производства указанных химических реактивов на общую сумму 683000 рублей истец оплатил поставщику сырья 27.03.2001 года. Таким образом, полный пакет документов, подтверждающий налоговую льготу, был представлен 27.03.2001, и в силу подпункта 1 п. 9 ст. 167 НК РФ налогоплательщик поставил датой реализации товара последний день марта 2001 и именно за этот месяц предъявил требования в отношении предоставления налоговой льготы.
В связи с этим отказ налогового органа в возмещении истцу 683000 рублей НДС за март 2001 года по тому мотиву, что льгота должна быть заявлена за январь 2001 г., не соответствует действующему законодательству.
Из материалов дела следует, что вывоз товара из России в Соединенные Штаты Америки в таможенном режиме экспорта осуществлен истцом воздушным транспортом через Шереметьевскую таможню.
Одним из обязательных условий для подтверждения обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов согласно подпункту 4 пункта 1 ст. 165 НК РФ является представление налогоплательщиком в налоговый орган копий транспортных, товаросопроводительных, таможенных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При этом налогоплательщик может представлять любой из перечисленных в этой статье Кодекса документов, с учетом указанных в этой же статье особенностей.
Аналогичная норма права содержалась в п. 22 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
По мнению истца, наличие указанных в подпункте 4 пункта 1 ст. 165 НК РФ отметок пограничных таможенных органов на международных авиационных грузовых накладных не является обязательным. В числе документов, представленных в налоговый орган, для обоснования налоговой льготы по всем экспортным поставкам налогоплательщиком были представлены копии международных авиационных грузовых накладных без каких-либо отметок пограничного таможенного органа. Это обстоятельство также подтвердил представитель истца в судебном заседании кассационной инстанции.
Вместе с тем, при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации, и соответствующей отметкой пограничного таможенного органа (подпункт 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).
Из буквального толкования содержащейся в подпункте 4 пункта 1 ст. 165 НК РФ нормы, следует, что все копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и(или) иных документов, в том числе авиационных грузовых накладных, должны содержать отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. В данном случае закон не конкретизирует вопрос о содержании проставляемой пограничным таможенным органом отметки.
В соответствии с пунктом 3.5 Приказа Государственного таможенного комитета России от 04.04.1996 N 203, действовавшего в период спорных правоотношении, решение о выпуске товара принимается начальником ОТОТК/ТП, либо уполномоченным им должностным лицом и подтверждается проставлением штампа "Выпуск разрешен" на таможенной декларации, а также в транспортном документе с указанием номера таможенной декларации в правом верхнем углу транспортного документа. Штамп и номера заверяются личной номерной печатью должностного лица.
При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционной инстанции следует отменить, дело предать на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, а также исследовать вопрос о наличии фактического экспорта товаров с оценкой всей совокупности представленных истцом документов в обоснование заявленной налоговой льготы по всем произведенным экспортным поставкам.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 171, 173-178 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 28.01.2002 и постановление от 28.03.2002 апелляционной инстанции по делу N А40-46245/01-87-508 Арбитражного суда г. Москвы отменить, дело передать на новое рассмотрение в 1-ю инстанцию суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2002 г. N КА-А40/3123-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании