Решение Верховного Суда РФ от 18 июля 2022 г. N АКПИ22-348
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Котович Ю.А.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛАУДЕ" о признании недействующим приказа Федеральной антимонопольной службы от 30 декабря 2021 г. N 1587/21 "О внесении изменений в Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденный постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5", установил:
постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2) (далее - Прейскурант). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 9 июля 2003 г., N 4882, и опубликован 28 июля 2003 г. в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 30, и 20 августа 2003 г. в "Российской газете", N 164.
Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 30 декабря 2021 г. N 1587/2 (далее - Приказ), зарегистрированным в Минюсте России 25 февраля 2022 г., N 67501, и опубликованным 28 февраля 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, в Прейскурант внесены изменения (далее - Изменения).
Пунктом 1.1 Изменений абзац четвертый подпункта 2.11.1 пункта 2.11 раздела 2 части 1 Тарифного руководства N 1 изложен в следующей редакции: "Под контейнером, в отношении применения правил настоящего пункта, понимается единица транспортного оборудования, предъявляемая к перевозке контейнерной отправкой в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров (далее - Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров), кроме контейнеров-платформ и термических контейнеров, определение платы за перевозку которых производится согласно подпункту 2.11.12 данного пункта и пункту 2.13 данного Тарифного руководства соответственно".
Пунктом 1.2 Изменений пункт 2.11 раздела 2 части 1 Тарифного руководства N 1 дополнен подпунктами 2.11.12, 2.11.12.1, 2.11.12.2.
Согласно подпункту 2.11.12 под контейнерами-платформами понимаются контейнеры, имеющие код - Р, групповой код типа - PL (контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой), PF (контейнер с жестко закрепленными торцами и стойками), PC (контейнер складной), PS (контейнер с полной верхней рамой), РТ (контейнер на базе платформы специального назначения), подробный код типа - РО-Р9 в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52524-2019 (ИСО 6346:1995) "Контейнеры грузовые. Кодирование, идентификация и маркировка", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 сентября 2019 г. N 623-ст, предъявляемые к перевозке контейнерной отправкой в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров (далее - контейнер-платформа) (абзац первый).
Плата за перевозку грузов в контейнерах-платформах определяется за каждый контейнер-платформу в зависимости от принадлежности вагона, в который погружены контейнеры-платформы, по тарифным схемам N 8; 25(1) (при расчете платы за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД при перевозке груза в вагоне общего парка в части платы за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД в порожнем рейсе плата исчисляется по тарифной схеме N 25(1) за расстояние, составляющее 60% от расстояния перевозки груза) и В1 для вагонов общего парка, по тарифной схеме N 8 для собственных (арендованных) вагонов в порядке, установленном пунктом 2.6 данного Тарифного руководства, за массу груза 70 тонн (абзац второй подпункта 2.11.12).
При расчете плат применяются коэффициенты для повагонных отправок, указанные в таблицах N 2, N 3, N 4 и примечаний к ним приложения 3 к разделу 2 указанного тарифного руководства, без применения коэффициентов таблицы N 5 приложения 4 к разделу 2 названного тарифного руководства, а также с применением коэффициентов в зависимости от длины контейнера-платформы, указанных в подпункте 2.11.12.1 данного пункта (абзац третий подпункта 2.11.12).
Плата за перевозку порожних контейнеров-платформ определяется за каждый контейнер-платформу в зависимости от принадлежности вагона, в который погружены контейнеры-платформы, по тарифным схемам N 8; 25(1) (при расчете платы за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД при перевозке груза в вагоне общего парка в части платы за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД в порожнем рейсе плата исчисляется по тарифной схеме N 25(1) за расстояние, составляющее 60% от расстояния перевозки груза) и В1 для вагонов общего парка и тарифной схеме N 8 для собственных (арендованных) вагонов в порядке, установленном пунктом 2.6 указанного тарифного руководства, за массу груза 10 тонн с применением тарифа, установленного для грузов второго тарифного класса, без применения коэффициентов Таблицы N 5 приложения 4 к разделу 2 данного тарифного руководства, а также с применением коэффициентов в зависимости от длины контейнера-платформы, указанных в подпункте 2.11.12.1 данного пункта (абзац четвертый подпункта 2.11.12).
Подпунктом 2.11.12.1 пункта 2.11 раздела 2 части 1 Тарифного руководства N 1 определено, какие коэффициенты дополнительно применяются к тарифам подпункта 2.11.12 этого пункта в зависимости от длины контейнера-платформы.
Подпунктом 2.11.12.2 пункта 2.11 раздела 2 части 1 Тарифного руководства N 1 установлены правила определения платы за перевозку в контейнере-платформе сборной отправкой грузов, относящихся к разным позициям ЕТСНГ, допущенных к совместной перевозке по одному перевозочному документу.
Административный истец общество с ограниченной ответственностью "Лауде" (далее - Общество), осуществляющее перевозку грузов в специализированных контейнерах-платформах, используя несколько типов контейнеров: для перевозки рулонной стали, сыпучих грузов и генеральных (упакованных) грузов, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими Изменений полностью, ссылаясь на то, что предписания Изменений не соответствуют положениям статей 8 и 21 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) во взаимосвязи с пунктом 7 3 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 (далее - Положение N 643) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 2991-р (далее - Распоряжение N 2991-р), пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) и пунктам 4, 5, 6, 11, 13, 20 Положения N 643, устанавливающим обязательность соблюдения порядка принятия решений об изменении тарифа с учетом принципов государственного регулирования тарифов и метода экономически обоснованных затрат. Как указал административный истец, принимая решение об уравнивании разных способов перевозки и разных транспортных средств, ФАС России вышла за пределы своих полномочий, чем нарушила требования статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) и пункта 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, относящих регулирование данных вопросов к полномочиям Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
По утверждению административного истца, в нарушение Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) антикоррупционная экспертиза Приказа фактически не проводилась, поскольку в период проведения антикоррупционной экспертизы не было включено ни одного рабочего дня, аккредитованные Минюстом России независимые антикоррупционные эксперты были лишены возможности представить свое заключение. Формальное проведение антикоррупционной экспертизы оспариваемого нормативного правового акта противоречит национальной стратегии противодействия коррупции, пункту 8 Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы", пунктам 2, 18, 21-23 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 16 октября 2015 г. N 976/15, пункту 1.5 Методических рекомендаций "Организация в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов", одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. N 34).
По мнению административного истца, Приказ нарушает Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р "О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года", распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года", распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 2991-р, чем препятствует реализации стратегических планов Российской Федерации по развитию транспортной инфраструктуры и грузоперевозок в России, противоречит транспортной стратегии Российской Федерации, изложенной в упомянутых указах Президента Российской Федерации и распоряжениях Правительства Российской Федерации, препятствует развитию контейнерных перевозок и транспортной инфраструктуры, а также снижает инвестиционную привлекательность железнодорожной инфраструктуры ввиду непостоянства и непредсказуемости тарифной политики, проводимой ФАС России, направленной на использование старого и устаревшего транспорта при полной незаинтересованности в развитии транспортной инфраструктуры.
В обоснование требования административный истец указал, что Приказ нарушает право Общества на недискриминационный доступ к осуществлению деятельности в области железнодорожных перевозок, влечет дополнительные необоснованные расходы, вытеснение его с рынка железнодорожных перевозок путем применения необоснованно высоких тарифов.
В судебном заседании представители административного истца Романов М.А., Петрова С.Г. и Штукатуров Д.Ю. просили удовлетворить административное исковое заявление.
Административный ответчик ФАС России, заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что Приказ принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением порядка введения его в действие, оспариваемые положения Изменений не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы и не нарушают права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители ФАС России Голованова Т.А., Меньшиков Е.Г. просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Заинтересованное лицо Минюст России заявил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и проверив соответствие нормативного правового акта в оспариваемой части актам большей юридической силы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Федеральным законом N 147-ФЗ железнодорожные перевозки отнесены к регулируемой им сфере (абзац пятый пункта 1 статьи 4).
В силу положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ и пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 147-ФЗ орган регулирования естественной монополии устанавливает правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в том числе правила установления тарифов, сборов и платы на железнодорожном транспорте.
На дату издания Прейскуранта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с Федеральным законом N 147-ФЗ регулирование деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, а также государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, являлась Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее - ФЭК России) (пункт 1 Положения о Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 960 (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49).
Во исполнение указанных норм и с соблюдением порядка введения в действие ФЭК России утвердил Прейскурант.
На основании абзаца седьмого пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" ФЭК России преобразована в Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ России).
В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" ФСТ России упразднена, функции данного органа переданы ФАС России, которая в настоящее время на основании пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Из пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ следует, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 147-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий вправе в том числе принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных Федеральным законом N 147-ФЗ, в том числе об установлении цен (тарифов), а также устанавливать правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий.
Статьей 2 Устава определено, что утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции публикуются в тарифных руководствах.
На дату принятия Прейскуранта процедура установления тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом была предусмотрена Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 194 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 787) (далее - Положение N 194).
Исходя из пунктов 2 и 12 Положения N 194 формирование и осуществление государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки осуществляет в пределах своей компетенции ФЭК России на основании решений Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также путем контроля за правильностью применения утвержденных тарифов или их предельного уровня.
На основе указанных норм был разработан Прейскурант, закрепивший порядок определения тарифов на перевозки грузов, выполняемые ОАО "РЖД" по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", и на услуги по использованию инфраструктуры ОАО "РЖД", соответствующий установленному пунктом 11 Положения N 643 принципу дифференциации тарифов, сборов и платы в сфере железнодорожных перевозок, что установлено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N АКПИ21-1006.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 643 органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из преамбулы Приказа следует, что он издан в соответствии с подпунктами 5.3.21.21, 5.3.21.22 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331. Пунктом 3 1 указанного постановления ФАС России разрешено вносить изменения в принятые ранее решения Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации по вопросам, правовое регулирование которых передано ФАС России.
Приказом были внесены изменения в установленные правила применения тарифов в отношении перевозок грузов в контейнерах-платформах.
Учитывая, что антимонопольным органом тарифы, сборы и плата в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок в Приказе не устанавливались и не изменялись, предусмотренная Порядком рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечнем документов, представляемых для их установления (изменения), утвержденным приказом ФСТ России от 19 августа 2011 г. N 506-Т, процедура принятия нормативного правового акта при издании Приказа, вопреки доводам административного истца, не подлежала применению.
Пунктом 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, установлено, что в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти указанные проекты размещаются в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в Минюст России, на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем на 7 дней.
30 декабря 2021 г., в день направления проекта Приказа ФАС России в Минюст России, он был размещен на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимая антикоррупционная экспертиза в отношении Приказа проводилась с 30 декабря 2021 г. по 5 января 2022 г. - в течение 7 календарных дней.
Из изложенного следует, что срок размещения Приказа на сайте для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, установленный названными правилами, а также порядок введения его в действие соблюдены.
Судом установлено, что внесенные Приказом Изменения в установленные правила применения тарифов для контейнерных перевозок обусловлены вступлением 7 апреля 2020 г. в законную силу Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 405 (далее - Правила перевозок в контейнерах), определяющих порядок и условия перевозки железнодорожным транспортом грузов в контейнерах (универсальных, специальных и специализированных) и порожних контейнеров (универсальных, специальных и специализированных), в соответствии с которыми перевозка грузов в контейнерах и порожних контейнеров допускается при соответствии контейнеров требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам (заключена в г. Женеве 2 декабря 1972 г.), Таможенной конвенции, касающейся контейнеров (заключена в г. Женеве 2 декабря 1972 г.), технических регламентов, документов по стандартизации и имеющих соответствующую маркировку (ГОСТ Р 52524-2019 (ИСО 6346:1995). Национальный стандарт Российской Федерации. Контейнеры грузовые. Кодирование, идентификация и маркировка, утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 3 сентября 2019 г. N 623-ст. (Москва, Стандартинформ, 2018) (пункты 1 и 2).
Грузы в контейнерах и порожние контейнеры должны приниматься к перевозке контейнерными отправками в следующих случаях: размещенные на вагоне груженые контейнеры, порожние контейнеры не выходят за пределы очертания основного габарита погрузки; размещенные на вагоне груженые контейнеры, порожние контейнеры имеют в соответствии с Инструкцией N ДЧ-1835 нижнюю негабаритность 1-2-ой степени, боковую негабаритность 1-3-ей степени, верхнюю негабаритность 1-2-ой степени. В остальных случаях грузы в контейнерах и порожние контейнеры должны приниматься к перевозке повагонной или мелкой отправкой (в зависимости от габаритных размеров контейнеров и максимальной массы брутто контейнеров) (пункт 12).
Правила перевозок в контейнерах в отличие от ранее действовавших Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 31 (пункт 9), позволяют принимать к перевозке грузы в специализированных контейнерах, не совпадающих по параметрам с универсальными, включая контейнеры-платформы, контейнерными отправками.
По результатам рассмотрения обращения Союза операторов железнодорожного транспорта по вопросу тарификации перевозок стального проката железнодорожным транспортом (далее - СОЖТ), направленного письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N П50-42896, антимонопольным органом было установлено, что на рынке железнодорожных перевозок металлопродукции используются несколько способов перевозки стального проката в рулонах: в универсальных вагонах-платформах с установленным многооборотным съемным оборудованием, позволяющим закрепить рулоны; в контейнерах-платформах типа 29Р9. При этом ни конструктивно, ни технологически перевозка стального проката в рулонах на контейнерах-платформах типа 29Р9 не отличается от перевозок данного груза на универсальных вагонах-платформах с использованием многооборотного съемного оборудования.
Следует учитывать, что до вступления в законную силу Правил перевозок в контейнерах тарификация перевозок грузов как в универсальных вагонах-платформах, так и в контейнерах-платформах осуществлялась на уровне повагонных отправок, что обеспечивало равную стоимость железнодорожной перевозки стального проката в рулонах указанными выше способами.
Вместе с тем в связи со вступлением в законную силу Правил перевозок в контейнерах тарификация перевозок в контейнерах-платформах стала осуществляться по тарифным схемам для контейнерных отправок, которые ранее применялись лишь к универсальным контейнерам и специализированным контейнерам, совпадающим по параметрам с универсальными, что повлекло за собой снижение стоимости железнодорожной перевозки стального проката в рулонах с использованием контейнеров-платформ типа 29Р9 в 2,8 раза.
Исходя из представленной письмом ОАО "РЖД" от 8 июля 2021 г. N ИСХ-14510 информации указанная тарифная диспропорция в отношении контейнеров-платформ повлекла за собой возникновение у ОАО "РЖД" выпадающих доходов в 2021 году в размере 5,91 млрд. руб. (в 2019 году потери составили 1,83 млрд. руб., в 2020 году - 4,0 млрд. руб.).
Изменениями описанная тарифная диспропорция устранена путем установления правил применения тарифов на перевозку грузов в контейнерах-платформах на уровне повагонных отправок.
Поскольку Изменения направлены на применение равных тарифов для технологически аналогичных способов железнодорожной перевозки стального проката в рулонах, утверждение административного истца о нарушении ФАС России пункта 3 статьи 8 Федерального закона N 147-ФЗ, устанавливающего принцип недискриминационного доступа на товарные рынки, находящиеся в состоянии естественной монополии, нельзя признать обоснованным.
Необоснованными являются также доводы административного истца о несоответствии оспариваемого акта распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 2991-р, которым установлены предельные темпы роста тарифов на перевозку железнодорожным транспортом общего пользования, поскольку, как указано выше, Приказом не устанавливались и не изменялись тарифы, сборы и плата в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а были установлены правила применения тарифов, направленные на восстановление существовавшей до вступления в законную силу Правил перевозок в контейнерах равной тарификации железнодорожных отправок стального проката в рулонах как с использованием универсальных вагонов-платформ, так и с использованием контейнеров-платформ в течение срока действия указанного распоряжения.
По смыслу статьи 3 Устава и пункта 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, к полномочиям Минтранса России относится установление правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, под которыми понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяющие условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
Установление правил применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок в соответствии с пунктом 5.2.9(25) Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, отнесено к компетенции ФАС России.
Следовательно, при издании Приказа ФАС России не вышла за пределы предоставленных полномочий.
Таким образом, при установлении правил применения тарификации в отношении железнодорожных перевозок металлопродукции с использованием универсальных вагонов-плафторм и контейнеров-платформ антимонопольным органом обосновано учитывалось, что указанные отправки при установлении тарифов для ОАО "РЖД" приравнивались к повагонным отправкам, в связи с чем внесенные изменения в правила перевозок грузов привели к возникновению тарифной диспропорции при перевозке стального проката в рулонах с использованием контейнеров-платформ по отношению к перевозке на универсальных вагонах- платформах.
Изменения направлены на устранение тарифной диспропорции за счет тарификации контейнеров-платформ по правилам и тарифам, установленным для универсальных вагонов-платформ, при этом их принятие не повлекло каких-либо изменений в технологии перевозки грузов с использованием контейнеров-платформ, которые в соответствии с Правилами перевозок в контейнерах принимаются к перевозке контейнерными отправками.
Более того, необходимость внесения изменений подтверждается позицией Минтранса России, изложенной в письме от 8 июля 2021 г. N ДЗ-Д4-23/12065.
С учетом изложенного нельзя признать состоятельными доводы административного истца о противоречии оспариваемого акта приведенным им указам Президента Российской Федерации и распоряжениям Правительства Российской Федерации, устанавливающим основы стратегии экономического развития Российской Федерации.
По существу требование административного истца направлено на оценку целесообразности принятия Изменений, что не входит в круг обстоятельств, которые подлежат судебной оценке при оспаривании нормативного правового акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Учитывая, что Изменения соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ЛАУДЕ" о признании недействующим приказа Федеральной антимонопольной службы от 30 декабря 2021 г. N 1587/21 "О внесении изменений в Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденный постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 июня 2003 г. N 47-т/5" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 18 июля 2022 г. N АКПИ22-348
Текст решения опубликован не был