Решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022 г. по делу N 3а-53/2022
Настоящее решение рассмотрено и частично отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022 г. N 66а-787/2022
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А., при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Шкарлет О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыжова Вячеслава Викторовича о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
Правительством Санкт-Петербурга 21 июня 2016 года принято постановление N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 524, оспариваемый нормативный правовой акт), которым утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга. Постановление N 524 опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 29 июня 2016 года и вступило в силу в соответствии с его пунктом 2 на следующий день после официального опубликования, то есть 30 июня 2016 года, за исключением пункта 1.8.10 раздела 1 приложения N 3 к Постановлению N 524, вступающего в силу в иные сроки.
В указанный нормативный правовой акт вносились изменения постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 04.07.2017 N 550, от 28.06.2018 N 526, от 23.07.2019 N 464, от 17.02.2020 N 82, от 26.02.2021 N 85, от 17.05.2021 N 293, от 01.10.2021 N 750, от 13.12.2021 N 971.
В Приложении N 8 к Постановлению N 524 утверждены градостроительные регламенты в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в том числе, в разделе 1.2 раздела 1 - общие требования к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464, "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524", опубликованным 26.07.2019 на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, и вступившим в силу в соответствии с его пунктом 9 на следующий день после официального опубликования, Приложение N 8 к Постановлению N 524 изложено в редакции, согласно приложению к указанному постановлению, пунктом 1.2.9 которого установлено:
"жилые дома размещаются на земельных участках с видами разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (код 2.1.1), "среднеэтажная жилая застройка" (код 2.5), "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (код 2.6) при возможности их обеспечения объектами обслуживания жилой застройки с кодами 3.4.1 (поликлиники) и 3.5.1 (детские сады, школы).
Гостиницы, в которых более 10% номеров/апартаментов имеют зоны, предназначенные для приготовления пищи, соответствующие СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные", размещаются на земельных участках в границах соответствующих территориальных зон, градостроительными регламентами которых предусмотрен вид разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7), при возможности их обеспечения объектами обслуживания жилой застройки с кодами 3.4.1 (поликлиники) и 3.5.1 (детские сады, школы) в соответствии с требованиями, установленными Правилами к размещению объектов, относящихся соответственно к видам разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (код 2.1.1), "среднеэтажная жилая застройка" (код 2.5), "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (код 2.6), а также иными требованиями к размещению объектов жилой застройки в соответствии с действующим законодательством.
Возможность обеспечения объектами обслуживания жилой застройки, подтверждается наличием одного из следующих документов:
утвержденной документации по планировке территории, в составе которой предусмотрено размещение объектов обслуживания жилой застройки, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта при условии, что данные объекты включены в Адресную инвестиционную программу либо создание указанных объектов подтверждается документом, из которого следуют обязательства физических или юридических лиц по созданию таких объектов;
утвержденной Адресной инвестиционной программы, предусматривающей размещение объектов обслуживания жилой застройки, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта;
документа, подтверждающего обязательства физического или юридического лица по созданию объектов обслуживания жилой застройки, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта".
Согласно пункту 1.2.10 раздела 1 Приложения N 8 к Постановлению N 524 (в редакции Постановления от 23.07.2019 N 464) выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства в сфере жилищного строительства осуществляется при наличии решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта предоставленного, в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 N 85 "О внесении изменений в постановление Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524", опубликованным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 26 февраля 2021 года, вступившим в силу в соответствии с его пунктом 6 на следующий день после официального опубликования, Приложение N 8 к Постановлению N 524 изложено в редакции, согласно приложению к указанному постановлению; при этом содержание пункта 1.2.10 раздела 1 по существу не изменилось, в абзаце 2 пункта 1.2.9 раздела 1 вместо "СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные" указано "СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Изменения, внесенные в Постановление N 524 постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 17 мая 2021 года N 293, от 1 октября 2021 года N 750, от 13 декабря 2021 года N 971, не затронули указанные положения раздела 1 Приложения N 8 к Постановлению N 524.
Рыжов Вячеслав Викторович обратился в Санкт-Петербургский городской суд, после уточнения требований просил признать недействующими:
- пункт 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", изложенный в редакции как постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524", так и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 N 85 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524";
- пункт 1.2.10 раздела 1 Приложения N 8 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", изложенный в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" (т.1 л.д.173-176).
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022 года производство по делу в части требований Рыжова Вячеслава Викторовича о признании недействующим с момента принятия абзаца 2 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 к Постановлению N 524 в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 N 85 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524", пункта 1.2.10 Приложения N 8 к Постановлению N 524 (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464), - прекращено.
В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес"; 30 июня 2020 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство комплекса жилых домов с надземной автостоянкой в границах данного земельного участка с указанием на то, что представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного регламента территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, в части общих требований к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных Постановлением N 524 (в ред. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464), в том числе, в части допустимости размещения жилых домов при возможности их обеспечения объектами социальной инфраструктуры в соответствии с пунктом 1.2.9 раздела 1 Приложения 8 к Постановлению N 524 (размещение указанного объекта не обеспечено объектами социальной инфраструктуры).
Административный истец полагает, что пункт 1.2.9 раздела 1 Приложения 8 к Постановлению N 524 противоречит положениям части 6 статьи 30, части 4 статьи 37, частям 7 и 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции на момент принятия оспариваемой нормы и в настоящее время, а также статье 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ. Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое положение возлагает на административного истца, обратившегося за выдачей разрешения на строительство, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации обязанности, и ставит правообладателя земельного участка в условия, при которых он лишен возможности получить разрешение на строительство по основному разрешенному виду использования земельного участка из-за отсутствия какого-либо документа из числа указанных в абзацах 5-6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 к Постановлению N 524; оспариваемая норма вводит юридико-лингвистическую неопределенность, ограничивающую правообладателя в возможности реализации основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка, нарушает право административного истца и создает препятствия к освоению принадлежащего ему земельного участка, а также ограничивает в принятии решений о строительстве конкретного объекта капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования административного иска, просил признать оспариваемый в части нормативный правовой акт в указанных редакциях недействующим с момента принятия, ссылаясь на его несоответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, как на момент принятия, так и на момент его применения к административному истцу. Представитель пояснил, что оспариваемая норма не позволяет установить норму обеспеченности территории объектами социальной инфраструктуры и фактическое наличие таких объектов, создает возможность злоупотребления органами государственной власти своими полномочиями при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство.
Представители административного ответчика - и возражали против удовлетворения требований административного иска по основаниям, изложенным в представленных в материалы дела письменных возражениях, указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных Правительству Санкт-Петербурга полномочий, с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования, а также требований к форме акта; оспариваемые положения не нарушают прав административного истца по реализации правомочий собственника земельного участка, не содержат требований о предоставлении дополнительных документов с целью получения разрешения на строительство; оспариваемая норма устанавливает правила использования земельного участка с определенным видом разрешенного использования как обязательное требование в составе градостроительного регламента, соблюдение указанного условия подтверждается одним из документов, указанных в абзацах 4-6 пункта 1.2.9 Приложения N 8, ни один из которых не является разрешением или согласованием вида разрешенного использования; возможность получения разрешения на строительство обуславливается соблюдением правила, установленного в составе Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а не наличием или отсутствием какого-либо документа, предусмотренного абзацами 4-6 пункта 1.2.9 Приложения N 8 к Постановлению N 524; неопределенность правовой нормы отсутствует, поскольку норма содержит однозначно толкуемое требование о возможности обеспечения территории конкретными объектами социальной инфраструктуры, в силу требований градостроительного законодательства правила землепользования и застройки не должны содержать сами административные процедуры подготовки необходимых документов, данный порядок и процедуры установлены иными нормативными правовыми актами.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции и т.д. (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 63 названного Кодекса предусмотрено, что в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса (в том числе утверждение правил землепользования и застройки), осуществляются органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
В силу положений части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга - утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга
Правительство Санкт-Петербурга является высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, посредством издания, в том числе, постановлений (часть 1 статьи 16, части 1 статьи 43, часть 2 статьи 46 Устава Санкт-Петербурга, пункт 1 статьи 1, подпункт 10 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", пункт 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. N 100).
Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", устанавливающим разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в соответствии с положениями статьи 3 указанного Закона, отнесено принятие решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга и внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Процедура подготовки и принятия нормативного правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки регламентирована статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 33 указанного кодекса, статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", разделом 6 приложения N 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524, и предусматривает, в том числе, проведение публичных слушаний или общественных обсуждений по проекту, порядок организации и проведения которых в Санкт-Петербурге урегулирован Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
Постановление от 21 июня 2016 года N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в первоначальной редакции, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" приняты уполномоченным органом государственной власти - Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с установленной процедурой, по форме и виду соответствуют акту, который вправе принять Правительство Санкт-Петербурга, опубликованы в соответствии с установленным порядком, что установлено вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 14 января 2019 года по административному делу N 3а-11/2019, от 09 июня 2020 года по административному делу N 3а-79/2020, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Процедура принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 года N 85 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" проверена Санкт-Петербургским городским судом в рамках рассмотрения административного дела N 3а-144/2021.
Решение о подготовке проекта нормативного правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга принято Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 февраля 2020 года N 84, сообщение о чем и установленном сроке, в течение которого исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, заинтересованные лица могут представлять предложения по подготовке проекта, опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru) 19 февраля 2020 года в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
На основании постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 5 ноября 2020 года N 94-пг в период с 14 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года проведено общественное обсуждение проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки; оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 06 ноября 2020 года; экспозиция документации осуществлена на официальном сайте Комитета по градостроительству и архитектуре hhttp://kgainfo.spb.ru c 14 ноября 2020 года по 18 декабря 2020 года, в помещении указанного Комитета, на территориях районов Санкт-Петербурга, в том числе, Пушкинского района Санкт-Петербурга, в границах которого находится рассматриваемая территория, - в Доме молодежи Царскосельский; Заключения о результатах общественных обсуждений опубликованы в установленном порядке в соответствии с пунктом 12 статьи 7-2 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (т.2 л.д.178-188, 232-236)
В соответствии с пунктом 5 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке. Аналогичное требование содержит часть 8.1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Санкт-Петербург включен в Перечень исторических поселений федерального значения, утвержденный совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 года N 418/339 "Об утверждении перечня исторических поселений".
Во исполнение указанных требований Министерство культуры России письмом от 2 февраля 2021 года согласовало проект постановления о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга (том 2 л.д. 177).
Оспариваемый акт принят по согласованию с членами Правительства Санкт-Петербурга на совещании 25 февраля 2021 года, подписан Губернатором Санкт-Петербурга 26 февраля 2021 года и опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru) 26 февраля 2021 года, то есть в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" (том 2 л.д.188, 236-23).
Таким образом, оспариваемые положения приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением требования к форме акта, соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования.
Оценивая доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес"
Согласно Градостроительному плану земельного участка N RU78212000-22951 от 09.11.2016 года, градостроительный регламент земельного участка установлен Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2008 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга"; в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" земельный участок находится в территориальной зоне Т3Ж1 - зоне среднеэтажных и многоэтажных (до 9 этажей включительно) многоквартирных жилых домов, расположенных вне исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (т.1 л.д.105-118).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости видом разрешенного использования земельного участка является среднеэтажная жилая застройка (т.1 л.д.17).
30 июня 2020 года Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство комплекса жилых домов с надземной автостоянкой в границах данного земельного участка с указанием на то, что представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного регламента территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, в части общих требований к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных Постановлением N 524 (в ред. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464), а именно в части допустимости размещения жилых домов при возможности их обеспечения объектами социальной инфраструктуры в соответствии с пунктом 1.2.9 раздела 1 Приложения 8 к Постановлению (размещение указанного объекта не обеспечено объектами социальной инфраструктуры), отсутствия решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в соответствии с пунктом 1.2.10 раздела 1 приложения N 8 к Постановлению (т.1 л.д.15-16).
Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 года по делу N А56-57382/2020 указанный отказ признан обоснованным, названное судебное постановление оставлено без изменения по существу постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.07.2021 года (т.1 л.д. 177-т.2 л.д.146-150).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, части 6 статьи 30, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства; в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
Как предусмотрено частью 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления (пункт 1); об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами (пункт 2); о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления (пункт 3); о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки (пункт 4); о внесении изменений в правила землепользования и застройки (пункт 5); о регулировании иных вопросов землепользования и застройки (пункт 6).
Принимая во внимание, что федеральный законодатель не конкретизирует круг иных вопросов землепользования и застройки, регулирование которых может быть включено в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса в правила землепользования и застройки, следует признать, что в состав правил землепользования и застройки могут быть включены положения о регулировании вопросов землепользования и застройки, прямо не перечисленных в статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но необходимых в целях регулирования вопросов землепользования и застройки конкретной территории с учетом целей разработки правил землепользования и застройки и исходя из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Вопреки доводам административного истца, по смыслу оспариваемых положений, они устанавливают правила использования земельных участков с определенными видами разрешенного использования, соблюдение которых подтверждается одним из документов, указанных в абзаце 4-6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 к Постановлению N 542, т.е. регулируют общие вопросы землепользования территории; необходимость получения застройщиком каких-либо согласований и разрешений при этом не устанавливается, также как и обязанность по предоставлению указанных в оспариваемой норме документов непосредственно таким лицом при обращении за получением разрешения на строительство, в связи с чем суд не может согласиться с тем, что оспариваемые положения возлагают на лицо, обратившееся за выдачей разрешения на строительство, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации обязанности, противоречат положениям статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающей перечень мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства, частей 7, 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы предоставления документов при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство.
Доводы административного истца о том, что перечисленные в части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации составляющие правил землепользования и застройки выделены в Постановлении N 524 в отдельных главах, при этом оспариваемые положения включены в Приложение N 8 "Градостроительные регламенты в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга", не опровергают вывод о предмете регулирования оспариваемой нормы, поскольку законодательством не установлена недопустимость указания отельных положений, регулирующих вопросы землепользования и застройки, в различных частях правил землепользования и застройки, при условии, что использование такой юридической техники не влечет за собой неопределенность правового регулирования.
Утверждение административного истца, о том, что рассматриваемая норма не отвечает признаку определенности, является ошибочным, поскольку указанная норма содержит однозначно толкуемое требование об обеспечении территории конкретными объектами социальной инфраструктуры, подтверждаемое перечисленными в пункте 1.2.9 документами. Регулирование административных процедур подготовки необходимых документов, подтверждающих соблюдение закрепленного в пункте 1.2.9 правила, находится за пределами правового регулирования, устанавливаемого правилами землепользования и застройки.
Доводы административного истца о невозможности определения достаточности имеющейся социальной инфраструктуры для размещения жилого объекта, понимания каким образом, за чей счет и в какие сроки должны быть достигнута обеспеченность планируемого к размещению жилого дома являются необоснованными, поскольку в соответствии с постановлением Правительством Санкт-Петербурга от 24 мая 2021 года N 314 "О создании Градостроительной комиссии Санкт-Петербурга" в целях реализации единой государственной политики в сфере обеспечения объектами обслуживания жилой застройки при осуществлении градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга создана Градостроительная комиссия Санкт-Петербурга, к задачам которой отнесено определение условий реализации проектов жилищного строительства в части обеспеченности объектами обслуживания жилой застройки, в том числе в части соблюдения требований пунктов 1.2.9 приложений N 7 и 8 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 (пункт 2.2.3 Положения о Градостроительной комиссии Санкт-Петербурга). Согласно пояснениям представителя административного ответчика до создания Градостроительной комиссии Санкт-Петербурга обеспечение предоставления такой информации лицам, планирующим застройку, обеспечивалось администрациями районов и Комитетом по строительству Санкт-Петербурга, что административным истцом не опровергнуто.
Вопреки доводам представителя административного истца, оспариваемые положения не свидетельствуют об ограничении правомочий собственника земельного участка, закрепляемых статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, и не вступают в противоречие с предписанием, содержащимся в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не предполагают необходимость получения правообладателем земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, дополнительных разрешений и согласования при выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территории в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О, 25 февраля 2016 года N 242-О).
Согласование публичных и частных прав и интересов в рамках рассматриваемых правоотношений осуществляется посредством правового регулирования, установленного оспариваемым положением при соблюдении принципов соразмерности, пропорциональности и справедливости, поскольку введение содержащегося в пункте 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 к Постановлению N 542 положения обусловлено необходимостью обеспечения сбалансированного подхода к согласованию публичных и частных интересов при осуществлении жилищного строительства, учета прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, комфортную городскую среду, направлено на обеспечение реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, медицинскую помощь и образование.
При таком положении, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Санкт-Петербурга в пределах предоставленной ему компетенции с соблюдением порядка принятия и введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права административного истца, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Рыжову Вячеславу Викторовичу в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим абзацев 1, 2-5 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", изложенный в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2019 N 464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.02.2021 N 85 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" - отказать.
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022 г. по делу N 3а-53/2022
Текст решения опубликован не был