Распоряжение Главного контрольного управления Московской области от 2 сентября 2022 г. N 56-Р
"Об утверждении стандарта осуществления Главным контрольным управлением Московской области внутреннего государственного финансового контроля "Перечень типовых вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольных мероприятий, и подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов в ходе проведения контрольных мероприятий"
В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 19 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", подпунктом 12.1.1 пункта 12 Положения о Главном контрольном управлении Московской области, утвержденного постановлением Губернатора Московской области от 12.11.2013 N 289-ПГ "Об утверждении Положения и установлении штатной численности Главного контрольного управления Московской области":
1. Утвердить прилагаемый стандарт осуществления Главным контрольным управлением Московской области внутреннего государственного финансового контроля "Перечень типовых вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольных мероприятий, и подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов в ходе проведения контрольных мероприятий" (далее - стандарт).
2. Первому заместителю начальника Главного контрольного управления Московской области, заместителям начальника Главного контрольного управления Московской области довести до сведения государственных гражданских служащих курируемых структурных подразделений настоящее распоряжение и обеспечить контроль за соблюдением стандарта.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Начальник Главного контрольного управления |
И.П. Румянцева |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением
Главного контрольного управления
Московской области
от 02.09.2022 N 56-Р
Стандарт
осуществления Главным контрольным управлением Московской области внутреннего государственного финансового контроля "Перечень типовых вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольных мероприятий, и подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов в ходе проведения контрольных мероприятий"
I. Общие положения
1. Настоящий Стандарт осуществления Главным контрольным управлением Московской области внутреннего государственного финансового контроля "Перечень типовых вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольных мероприятий, и подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов в ходе проведения контрольных мероприятий" (далее - Стандарт) устанавливает перечень типовых вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольных мероприятий, и подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов входе проведения в рамках реализации Главным контрольным управлением Московской области (далее - Главное управление) полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля контрольных мероприятий по следующим типовым темам, определенным федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований" (далее - федеральный стандарт N 208):
проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения (государственного органа, органа местного самоуправления) и (или) их отражения в бюджетном учете и отчетности;
проверка осуществления расходов бюджета публично-правового образования на реализацию мероприятий государственной (муниципальной) программы (подпрограммы, целевой программы), национального, федерального, регионального проектов;
проверка предоставления и (или) использования субсидий, предоставленных из бюджета публично-правового образования бюджетным (автономным) учреждениям, и (или) их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
проверка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, хозяйственным товариществам и обществам с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческим организациям с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - субсидии юридическим лицам) и (или) соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении;
проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета публично-правового образования бюджету другого публично-правового образования субсидии или субвенции либо иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение.
2. В рамках реализации Главным управлением полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в ходе проведения контрольных мероприятий по темам, указанным в пункте 1 настоящего Стандарта, подлежат изучению типовые вопросы, а также применяются подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов, установленные в приложении к настоящему Стандарту.
3. В пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, при проведении контрольных мероприятий могут изучаться и иные вопросы, не предусмотренные приложением к настоящему Стандарту, относящиеся к теме контрольного мероприятия, проводимого в рамках реализации Главным управлением полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, в том числе по темам, указанным в пункте 1 настоящего Стандарта, а также применяться иные подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких вопросов, предусмотренные федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов".
Приложение
к Стандарту осуществления
Главным контрольным управлением
Московской области внутреннего
государственного финансового контроля
"Перечень типовых вопросов,
подлежащих изучению в ходе
проведения контрольных мероприятий,
и подходы к осуществлению
контрольных действий при изучении
таких типовых вопросов в ходе
проведения контрольных мероприятий"
Перечень
типовых вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольных мероприятий, и подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов в ходе проведения контрольных мероприятий в рамках реализации Главным контрольным управлением Московской области полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля
Типовая тема |
Возможные объекты контроля |
Типовые вопросы |
Подходы к осуществлению контрольных действий |
I. Проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенного учреждения (государственного органа, органа местного самоуправления) и (или) их отражения в бюджетном учете и отчетности (подп. "а" п. 13 федерального стандарта N 208) |
Главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств, казенные учреждения |
1. Общие сведения об объекте контроля |
Документальное изучение в отношении документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля, данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля |
2. Определение объема средств, предусмотренного в бюджете Московской области на обеспечение выполнения функций объекта контроля. Оценка соответствия показателей и объемов финансирования соответствующим показателям, предусмотренным решением о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период (сводной бюджетной росписью), бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств и иным документам, являющимся основанием предоставления (получения) средств. Анализ отчетов об исполнении бюджета по доходам и расходам |
Документальное изучение в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, иных документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля (в том числе документов, полученных на основании официальных запросов от иных организаций), данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля (далее - документальное изучение); фактическое изучение путем пересчета |
||
3. Проверка (оценка) соблюдения требований к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы. Обоснованность потребности в бюджетных средствах, предусмотренных бюджетными сметами, наличие соответствующих расчетов и обоснований. Соответствие объемов и направлений расходов, отражаемых в бюджетной смете, доведенным лимитам бюджетных обязательств. Достоверность данных, указанных в бюджетной смете, и прилагаемых к ней соответствующих обоснований (расчетов) |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
4. Проверка расходования средств, предусмотренных бюджетной сметой на обеспечение выполнения функций объекта контроля | |||
4.1. Проверка использования средств на выплаты персоналу. Своевременность выплаты заработной платы. Правильность формирования фонда оплаты труда. Соответствие размера и оснований выплат требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области и иным нормативным правовым актам, соответствующим правовым актам, регулирующим вопросы оплаты труда. Правомерность начисления надбавочных коэффициентов, компенсаций, премий и иных выплат стимулирующего характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Проверка соблюдения порядка ведения расчетов с подотчетными лицами, включая проверку использования средств на командировочные расходы, соответствие размеров возмещения командировочных расходов требованиям правовых актов |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
4.2. Проверка использования средств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. Соблюдение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах полномочий, закрепленных за органами внутреннего государственного финансового контроля. Соблюдение правил нормирования в сфере закупок. |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, |
||
Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. Соблюдение требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта. Соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки |
инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
4.3. Проверка направления средств на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
4.4. Проверка направления средств на возмещение вреда, причиненного объектом контроля при осуществлении его деятельности |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
5. Анализ (оценка) соблюдения положений правовых актов, устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. Оценка соответствия учетной политики действующему законодательству и ее соблюдения. Проверка своевременного и достоверного отражения в бюджетном учете и отчетности расходов на обеспечение |
Документальное изучение; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета |
||
выполнения функций. Проверка наличия дебиторской и кредиторской задолженности, причины и обоснованность ее образования. Проверка соблюдения порядка принятия и учета бюджетных и денежных обязательств |
|
||
II. Проверка осуществления расходов бюджета публично-правового образования на реализацию мероприятий государственной программы (подпрограммы, целевой программы), национального, федерального, регионального проектов (подп. "б" п. 13 федерального стандарта N 208) |
Главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств, государственные учреждения и предприятия (государственные заказчики государственных программ Московской области, подпрограмм, ответственные за выполнение мероприятий) |
1. Общие сведения об объекте контроля |
Документальное изучение в отношении документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля, данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля |
2. Установление перечня мероприятий государственной программы (подпрограммы, целевой программы), регионального проекта, обеспечивающего достижение показателей и результатов федерального проекта, входящего в структуру национального проекта (далее - Программа), и общая характеристика задач, решаемых посредством мероприятий. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности. Анализ и оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) Программы и их увязка с мероприятиями |
Документальное изучение |
||
3. Подтверждение (оценка) соответствия объема средств, предусмотренного в Программе, объему средств, предусмотренному в бюджете Московской области (сводной бюджетной росписи) на реализацию мероприятий Программы |
Документальное изучение |
||
4. Подтверждение (оценка) соответствия объемов доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на реализацию мероприятий Программы объемам, предусмотренным на соответствующий финансовый год законом о бюджете Московской области (сводной бюджетной росписью), бюджетной росписью, Программой |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
5. Подтверждение (оценка) соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при осуществлении расходов бюджета Московской области на реализацию мероприятий Программы |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
6. Подтверждение (оценка) фактической реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы, целевой программы, регионального проекта), включая анализ достижения показателей результативности реализации мероприятий. Количественная характеристика достижения значений целевых показателей (индикаторов) (количество и примеры невыполненных показателей). Анализ и оценка влияния изменений объема финансирования при реализации государственной программы на значения целевых показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограммы |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
III. Проверка предоставления и (или) использования субсидий, предоставленных из бюджета публично-правового образования бюджетным (автономным) учреждениям, и (или) их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности (подп. "в" п. 13 федерального стандарта N 208) |
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, государственные бюджетные и автономные учреждения |
1. Общие сведения об объекте контроля |
Документальное изучение в отношении документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля, данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля |
2. Типовые вопросы при проведении проверки предоставления и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания | |||
2.1. Анализ (оценка) соответствия государственного задания основным видам деятельности, предусмотренным учредительными документами бюджетного (автономного) учреждения |
Документальное изучение |
||
2.2. Проверка (оценка) соответствия государственных услуг (работ), установленных для выполнения государственным заданием, общероссийскому базовому (отраслевому) перечню (классификатору), региональному перечню (классификатору) государственных услуг (работ) |
Документальное изучение |
||
2.3. Проверка соблюдения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на предмет: своевременности утверждения государственного задания; обоснованности внесения в него изменений в течение года; наличия соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (заключения дополнительных соглашений к нему); своевременности предоставления субсидии; своевременности представления отчетности о выполнении государственного задания; полноты и своевременности размещенной информации на официальном сайте для размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) |
Документальное изучение |
||
2.4. Анализ объема остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на 1 января отчетного финансового года и 1 января, следующего за отчетным финансовым годом |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
2.5. Оценка правильности расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнения работ) |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
2.6. Анализ фактических расходов, осуществленных за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в сравнении с затратами на оказание государственных услуг (выполнение работ), представленными в обоснованиях бюджетных ассигнований при формировании проекта бюджета Московской области |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
2.7. Проверка результативности и целевого характера расходов, осуществленных за счет средств, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в том числе анализ первичных документов, обосновывающих операции по использованию средств бюджета Московской области (договоры, контракты, соглашения, счета, акты выполненных работ и другие документы финансово-хозяйственной деятельности) |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
2.8. Проверка (оценка) достоверности отчетности о выполнении государственных заданий, в том числе на предмет наличия первичных документов, подтверждающих выполнение показателей, характеризующих объем и качество государственных услуг и работ. Анализ отклонений от плановых показателей, установление причин невыполнения (перевыполнения) государственных заданий |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
2.9. Проверка (анализ) правильности определения суммы возврата субсидии в объеме, который соответствует показателям, характеризующим объем и (или) качество государственных услуг и работ государственного задания, которые не были достигнуты в отчетном финансовом году, в том числе оценка механизма принятия решений (в том числе наличие документов, правовых актов) об установлении размера суммы возврата |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
2.10. Оценка своевременности и полноты возврата в отчетном финансовом году субсидии в объеме, который соответствует показателям, характеризующим качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), которые не были достигнуты в предыдущем году, в том числе определение доли возврата от общего объема полученной субсидии |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
3. Типовые вопросы при проведении проверки предоставления и использования субсидии на иные цели | |||
3.1. Анализ (оценка) необходимости предоставления субсидии на иные цели. Оценка правильности расчета объема субсидии на иные цели |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
3.2. Анализ соблюдения порядка и условий предоставления субсидии на иные цели, в том числе на предмет наличия соглашения о предоставлении субсидии на иные цели, а также дополнительных соглашений к нему. Оценка своевременности получения субсидии на иные цели, представления отчетности о расходовании субсидии на иные цели, возврата остатков неиспользованной субсидии на иные цели |
Документальное изучение |
||
3.3. Проверка (оценка) достижения результата предоставления субсидии на иные цели, в том числе на предмет наличия соответствующих подтверждающих первичных документов |
Документальное изучение; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
3.4. Проверка (оценка) правомерности использования в текущем финансовом году остатков субсидии на иные цели, полученной в предшествующем периоде. В случае наличия остатков субсидии на иные цели на 1 января, следующего за отчетным финансовым годом, определение причин их образования |
Документальное изучение |
||
3.5. Проверка фактических расходов, осуществленных за счет субсидии на иные цели, а также результативности, целевого характера расходов на закупки по заключенным и исполненным контрактам (договорам). Проверка (анализ) первичных документов, обосновывающих операции по использованию средств бюджета Московской области (договоры, контракты, соглашения, счета, акты выполненных работ и другие документы финансово-хозяйственной деятельности) |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
4. Типовые вопросы при проведении проверки предоставления и использования средств бюджета на осуществление капитальных вложений | |||
4.1. Анализ предложений и материалов, представленных главному распорядителю средств бюджета Московской области, осуществляющему полномочия учредителя бюджетного (автономного) учреждения, по расходам бюджета Московской области при формировании бюджета Московской области на соответствующий год и на плановый период с обоснованием средств на осуществление капитальных вложений, в том числе в форме субсидий на осуществление капитальных вложений |
Документальное изучение |
||
4.2. Анализ (оценка) своевременности получения учреждением средств на осуществление капитальных вложений. Анализ динамики поступления и расходования субсидии на осуществление капитальных вложений |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
4.3. Анализ содержания, реализации и результатов исполнения соглашения о передаче бюджетному (автономному) учреждению полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Московской области государственных контрактов |
Документальное изучение |
||
4.4. Проверка (оценка) эффективности и целевого характера использования средств бюджета Московской области, в том числе: реализации этапов и результатов строительства, реконструкции (приобретения) объектов, проведения проектных и изыскательских работ в соответствующем году; наличия и объема незавершенных проектно-изыскательских работ, планируемых к завершению в соответствующем году; объема незавершенного строительства по состоянию на 1 января отчетного финансового года и 1 января, следующего за отчетным финансовым годом. Анализ "Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения" (ф. 0503790). Анализ содержания, реализации и результатов исполнения соглашения о предоставлении субсидии с учетом дополнительных соглашений (при наличии) на осуществление капитальных вложений. Анализ фактических расходов, осуществленных за счет средств полученной субсидии. Проверка первичных документов, обосновывающих операции по использованию средств бюджета Московской области на осуществление капитальных вложений (договоры, контракты, счета, акты выполненных работ и другие). Оценка результативности закупки по заключенным и исполненным контрактам (договорам) |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
4.5. Установление наличия и объема разработанной за счет средств бюджета Московской области проектной документации по состоянию на 1 января отчетного финансового года и 1 января, следующего за отчетным финансовым годом. Оценка объема невостребованной, в том числе списанной, проектной документации. |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
4.7. Оценка (анализ) достоверности отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности средств бюджета Московской области на осуществление капитальных вложений в строительство, реконструкцию (приобретение) объектов. Проверка наличия и оценка полноты отражения в учете стоимости основных средств, созданных или приобретенных в результате осуществления капитальных вложений в объекты за счет средств субсидий. Анализ принятых мер по обеспечению закрепления объектов за бюджетным (автономным) учреждением на праве оперативного управления |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
4.8. Наличие в проверяемом периоде у бюджетного (автономного) учреждения расходов на проведение капитального ремонта зданий и сооружений, в том числе анализ проектной документации на проведение капитального ремонта, государственных контрактов на проведение капитального ремонта и актов выполненных работ к ним с целью установления фактов переустройства, переоборудования помещений, расширения мощностей, изменения их назначения, проводимых за счет средств бюджета Московской области, выделенных на проведение капитального ремонта |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
IV. Проверка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, хозяйственным товариществам и обществам с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческим организациям с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Субсидии) и (или) соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении (подп. "г" п. 13 федерального стандарта N 208). |
Главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств (государственные заказчики государственных программ Московской области, подпрограмм, ответственные за выполнение мероприятия); юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, а также физические лица - производители товаров, работ, услуг (далее - получатели Субсидий) |
1. Общие сведения об объекте контроля. |
Документальное изучение в отношении документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля, данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля |
2. Типовые вопросы при проведении проверки в отношении главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств | |||
2.1. Анализ (оценка) соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и/или Московской области и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, уполномоченным на предоставление Субсидий в установленной сфере деятельности, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления Субсидий |
Документальное изучение |
||
2.2. Анализ источников и объемов планового и фактического финансирования мероприятий государственной программы Московской области, реализация которых осуществляется посредством предоставления Субсидий из бюджета Московской области |
Документальное изучение |
||
2.3. Проверка соблюдения порядков доведения и распределения бюджетных данных (бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств) на предоставление Субсидий. Проверка соблюдения положений правовых актов, устанавливающих требования к отражению указанных данных в бухгалтерском (бюджетном) учете. Анализ (оценка) освоения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), выделенных на выполнение соответствующих мероприятий государственной программы |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
2.4. Проверка (оценка) соблюдения порядка и установленных критериев отбора получателей Субсидий из бюджета Московской области. |
Документальное изучение |
||
2.5. Анализ (оценка) соглашений, заключенных с получателями Субсидий по результатам отбора, в том числе на предмет их соответствия утвержденной типовой форме |
Документальное изучение |
||
2.6. Проверка (оценка) соблюдения положений правовых актов, устанавливающих требования к отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете принятых бюджетных обязательств, возникших по заключенным соглашениям о предоставлении Субсидий, а также к регистрации указанных бюджетных обязательств в Министерстве экономике и финансов Московской области. |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
2.7. Проверка (оценка) соблюдения порядка, целей и условий предоставления и перечисления Субсидий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами и соглашениями о предоставлении Субсидий |
Документальное изучение |
||
2.8. Анализ осуществления контроля за соблюдением получателями Субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении |
Документальное изучение |
||
2.9. Анализ (оценка) фактического исполнения (достижения) целевых индикаторов и показателей результатов соответствующих мероприятий государственной программы. Проверка (оценка) полноты и достоверности отчетности о реализации соответствующих мероприятий государственной программы |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
2.10. Проверка своевременности, полноты и достоверности отражения Субсидий, предоставленных из бюджета Московской области, в бухгалтерской (финансовой) отчетности. |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
3. Типовые вопросы при проведении проверки в отношении получателей Субсидий | |||
3.1. Анализ (оценка) соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и/или нормативными правовыми актами Московской области и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, уполномоченным на предоставление Субсидий в установленной сфере деятельности, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления Субсидий |
Документальное изучение |
||
3.2. Проверка (оценка) соблюдения порядка и установленных критериев отбора получателей Субсидий из бюджета Московской области, в том числе проверка достоверности сведений и документов, предоставленных получателями Субсидий в подтверждение соответствия установленным критериям отбора |
Документальное изучение |
||
3.3. Проверка (оценка) соблюдения порядка, целей и условий предоставления Субсидий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и/или нормативными правовыми актами Московской области и соглашениями о предоставлении Субсидий, в том числе: |
|
||
3.3.1. Анализ (оценка) достижения показателей результативности, установленных соответствующими нормативными правовыми актами и соглашениями о предоставлении Субсидий |
Документальное изучение; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действии по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
3.3.2. Проверка (оценка) соблюдения порядка и условий предоставления Субсидий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами и соглашениями о предоставлении Субсидий |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
3.3.3. Проверка целевого использования средств Субсидий, установленных нормативными правовыми актами Московской области и соглашениями о предоставлении Субсидий |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
3.4. Проверка (оценка) полноты, достоверности и сроков направления отчетности, установленных нормативными правовыми актами Московской области и соглашениями о предоставлении Субсидий |
Документальное изучение |
||
3.5. Проверка (оценка) соблюдения порядка ведения аналитического учета операций, осуществляемых за счет Субсидий |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
V. Проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из бюджета публично-правового образования бюджету другого публично-правового образования субсидии или субвенции либо иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение (далее - МБТ) (подп. "е" п. 13 федерального стандарта N 208). |
Главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств (государственные заказчики государственных программ Московской области, подпрограмм, ответственные за выполнение мероприятия); финансовые органы и главные администраторы (администраторы) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, бюджету которого предоставлены МБТ |
1. Общие сведения об объекте контроля. |
Документальное изучение в отношении документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля, данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля |
2. Типовые вопросы при проведении проверки в отношении главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств | |||
2.1. Анализ (оценка) соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и/или Московской области и принимаемыми в соответствии с ними нормативных правовых актов центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, уполномоченным на предоставление МБТ в установленной сфере деятельности, регламентирующих правила формирования, предоставления и распределения МБТ, в том числе порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Московской области (в процентах) расходного обязательства муниципального образования Московской области |
Документальное изучение |
||
2.2. Анализ источников и объемов планового и фактического финансирования мероприятий государственной программы Московской области, реализация которой осуществляется посредством предоставления МБТ. Анализ (оценка) освоения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), выделенных на выполнение соответствующих мероприятий государственной программы |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
2.3. Анализ (оценка) соблюдения порядков доведения и распределения бюджетных данных (бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств) на предоставление МБТ, а также проверка соблюдения положений правовых актов, устанавливающих требования к отражению указанных данных в бухгалтерском (бюджетном) учете. Анализ доведения информации о предоставлении МБТ до финансовых органов публично-правового образования |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
2.4. Проверка (оценка) соблюдения порядка отбора муниципальных образований Московской области получателей МБТ из бюджета Московской области. |
Документальное изучение |
||
2.5. Анализ (оценка) положений соглашений, заключенных с получателями МБТ, в том числе на предмет их соответствия утвержденной типовой форме |
Документальное изучение |
||
2.6. Проверка (оценка) соблюдения положений правовых актов, устанавливающих требования к отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете принятых бюджетных обязательств, возникших по заключенным соглашениям о предоставлении МБТ. Проверка соблюдения сроков регистрации бюджетных обязательств в Министерстве экономике и финансов Московской области. |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
2.7. Проверка (оценка) соблюдения порядка, целей и условий предоставления, распределения и перечисления МБТ, установленных соответствующими нормативными правовыми актами и соглашениями о предоставлении МБТ. |
Документальное изучение |
||
2.8. Проверка (оценка) осуществления главным распорядителем бюджетных средств контроля за соблюдением получателями МБТ условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении |
Документальное изучение |
||
2.9. Проверка (оценка) полноты и достоверности отчетности о реализации соответствующих мероприятий государственной программы. Анализ фактического исполнения целевых индикаторов и показателей результатов соответствующих мероприятий государственной программы |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
2.10. Проверка (оценка) своевременности, полноты и достоверности отражения в бухгалтерской (бюджетной) отчетности сведений о МБТ, предоставленных из бюджета Московской области |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
3. Типовые вопросы при проведении проверки в отношении получателя МБТ | |||
3.1. Анализ (оценка) соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации и/или нормативных правовых актов Московской области, и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, уполномоченным на предоставление МБТ в установленной сфере деятельности, регламентирующих правила формирования, предоставления и распределения МБТ, в том числе порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Московской областью (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
3.2. Анализ источников и объемов планового и фактического финансирования мероприятий государственной программы Московской области, реализация которых осуществляется посредством предоставления МБТ |
Документальное изучение |
||
3.3. Установление фактов наличия (отсутствия) неиспользованного остатка МБТ, предоставленных из бюджета Московской области. Проверка осуществления контроля по соблюдению требований бюджетного законодательства Российской Федерации о порядке возврата в бюджет Московской области неиспользованного остатка МБТ |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
3.4. Проверка (оценка) соблюдения порядка, целей и условий предоставления МТБ, установленных нормативными правовыми актами Московской области и соглашениями о предоставлении МБТ из бюджета Московской области, в том числе: |
|
||
3.4.1. Проверка (оценка) соблюдения уровня софинансирования расходных обязательств муниципального образования от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на реализацию мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются МБТ |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
||
3.4.2. Анализ (оценка) достижения показателей результативности использования МБТ, установленных нормативными правовыми актами Московской области и соглашениями о предоставлении МБТ |
Документальное изучение; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
3.4.3. Проверка соблюдения получателями МБТ целевого назначения использования средств МБТ, в том числе соблюдения условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении МБТ из бюджета Московской области |
Документальное изучение, в том числе документов и материалов встречных проверок, обследований; фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий |
||
3.4.4. Проверка полноты, достоверности и сроков направления отчетности, установленных в рамках исполнения соглашений о предоставлении МБТ |
Документальное изучение; фактическое изучение путем пересчета |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Главного контрольного управления Московской области от 2 сентября 2022 г. N 56-Р "Об утверждении стандарта осуществления Главным контрольным управлением Московской области внутреннего государственного финансового контроля "Перечень типовых вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольных мероприятий, и подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов в ходе проведения контрольных мероприятий"
Текст распоряжения опубликован на сайте Главного контрольного управления Московской области (https://gku.mosreg.ru) 7 сентября 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Главного контрольного управления Московской области от 31 августа 2023 г. N 36-р
Изменения вступают в силу с 16 сентября 2023 г.