Приказ Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 8 сентября 2022 г. N 56
"О внесении изменений в приказ агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 15.04.2016 N 11 "Об утверждении административного регламента агентства по труду и занятости населения Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Проведение государственной экспертизы условий труда в Сахалинской области"
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", приказами Минтруда России от 28.10.2021 N 765н "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда", от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда", постановлением Правительства Сахалинской области от 13.07.2022 N 308 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Сахалинской области", - приказываю:
1. Внести изменение в приказ агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 15.04.2016 N 11 "Об утверждении административного регламента агентства по труду и занятости населения Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Проведение государственной экспертизы условий труда в Сахалинской области" с учетом изменений, внесенных приказами агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 26.07.2016 N 34, от 21.11.2016 N 50, от 13.07.2018 N 19, от 12.10.2018 N 41, от 03.10.2019 N 50, от 09.03.2021 N 8, от 13.10.2021 N 24, от 03.02.2022 N 7 (далее - приказ агентства от 15.04.2016 N 11), изложив преамбулу в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда", постановлением Правительства Сахалинской области от 21.06.2011 N 233 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг", - приказываю:".
2. Внести в административный регламент агентства по труду и занятости населения Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Проведение государственной экспертизы условий труда в Сахалинской области", утвержденный приказом агентства от 15.04.2016 N 11 (далее - Административный регламент), следующие изменения:
2.1. В разделе 1:
2.1.1. Первый абзац подраздела 1.2 изложить в следующей редакции:
"Заявителями государственной услуги являются работодатели, их объединения, работники, профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы (при их наличии), организации, проводившие специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), обратившиеся в Агентство за предоставлением государственной услуги (далее - заявитель).".
2.1.2. В абзаце втором пункта 1.3.3 подраздела 1.3 слова "https://uslugi.admsakhalin.ru/" заменить словами "https://gosuslugi65.ru".
2.2. В разделе 2:
2.2.1. Подраздел 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. Наименование государственной услуги.
Проведение государственной экспертизы условий труда в Сахалинской области.
Государственная экспертиза условий труда (далее - экспертиза условий труда) проводится в целях оценки:
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- фактических условий труда работников (далее - цель экспертизы условий труда).".
2.2.2. Абзац третий подраздела 2.2 исключить.
2.2.3. Подраздел 2.3 изложить в следующей редакции:
"2.3. Результат предоставления государственной услуги.
Положительным результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю заключения экспертизы условий труда, оформленного в соответствии с подпунктом 3.2.5.3 Административного регламента (далее - заключение).
Отрицательным результатом предоставления государственной услуги является отказ в предоставлении государственной услуги в случаях, предусмотренных пунктом 2.8.1 Административного регламента. Срок направления заявителю уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги определен пунктом 3.2.2 Административного регламента.".
2.2.4. Абзац второй пункта 2.4.1 подраздела 2.4 после слов "руководителем Агентства" дополнить словами "на основании служебной записки о согласовании продления экспертизы условий труда, оформленной по форме согласно приложению N 1 к Административному регламенту".
2.2.5. Пункт 2.4.3 изложить в следующей редакции:
"2.4.3. Срок приостановления предоставления государственной услуги исчисляется до момента устранения оснований, указанных в пункте 2.8.2 Административного регламента, но не может превышать 30 рабочих дней."
2.2.6. Наименование подраздела 2.5 изложить в следующей редакции: "Правовые основания для предоставления государственной услуги.".
2.2.7. Абзацы восьмой - одиннадцатый подраздела 2.5 изложить в следующей редакции:
"- Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ("Российская газета", N 295, 30.12.2013) (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ);
- приказом Минтруда России от 28.10.2021 N 765н "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.12.2021);
- приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.12.2021);
- приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" ("Российская газета", N 71, 28.03.2014) (далее - Классификатор);".
2.2.8. В пункте 2.6.1 подраздела 2.6:
2.2.8.1. Подпункт 2.6.1.1 изложить в следующей редакции:
"2.6.1.1. Для проведения экспертизы условий труда заявитель направляет в Агентство заявление о проведении экспертизы условий труда (далее - заявление), оформленное по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту.
В заявлении указывается:
а) полное наименование заявителя (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для физических лиц);
б) почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии);
в) наименование цели экспертизы условий труда;
г) индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), и полного наименования работодателя, в отношении условий труда которого должна проводиться экспертиза условий труда;
д) сведения о ранее проведенных экспертизах условий труда (при наличии);
е) сведения об оплате экспертизы условий труда в случае ее проведения в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда.
В случае, если заявителем является физическое лицо, то при подаче заявления в Агентство он дополнительно заполняет типовую форму согласия на обработку персональных данных согласно приложению N 3 к Административному регламенту и прикладывает ее к заявлению.
В случае, если заявитель является работодателем, а целью экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, к заявлению дополнительно прилагаются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда у этого работодателя, с приложением заверенных им копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям: уведомление о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводившей специальную оценку условий труда, являющуюся неотъемлемой частью аттестата аккредитации, сертификаты экспертов организации, проводивших специальную оценку условий труда.
В случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, а целью экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям: уведомление о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющуюся неотъемлемой частью аттестата аккредитации, сертификаты экспертов.".
2.2.8.2. Подпункты 2.6.1.2, 2.6.1.3 считать подпунктами 2.6.1.3, 2.6.1.4 соответственно.
2.2.8.3. Дополнить подпунктом 2.6.1.2 следующего содержания:
"2.6.1.2. В случае, если заявление подано работодателем, к нему дополнительно прилагаются заверенные им копии следующих документов:
а) для проведения экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда:
- утвержденный работодателем отчет о проведении специальной оценки условий труда (далее - отчет) с информацией для отчетов, утвержденных после 01.01.2020, о размещении отчета в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ) (в отношении отчетов, утвержденных до 01.01.2020, Агентство самостоятельно устанавливает наличие таких отчетов во ФГИС СОУТ), а также с приложением к материалам отчета документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда, который приведен в приложении N 4 к Административному регламенту;
- предписания должностных лиц государственных инспекций труда об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (при наличии);
б) для проведения экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда:
- отчет с информацией для отчетов, утвержденных после 01.01.2020, о размещении отчета во ФГИС СОУТ (в отношении отчетов, утвержденных до 01.01.2020, Агентство самостоятельно устанавливает наличие таких отчетов во ФГИС СОУТ), а также приложением к материалам отчета документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда, который приведен в приложении N 4 к Административному регламенту;
- документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
- коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
- положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
- локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
- список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам;
- копии заключений о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за последний год;
в) для проведения экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников:
- отчет с информацией для отчетов, утвержденных после 01.01.2020, о размещении отчета во ФГИС СОУТ (в отношении отчетов, утвержденных до 01.01.2020, Агентство самостоятельно устанавливает наличие таких отчетов во ФГИС СОУТ), а также приложением к материалам отчета документов, предусмотренных Перечнем документов, прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда, который приведен в приложении N 4 к Административному регламенту;
- документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
- коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие условия труда работника (работников), включая режимы труда и отдыха;
- предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности (при наличии);
- нормативные правовые акты и локальные акты работодателя, в соответствии с которыми регулируются вопросы технического состояния зданий, сооружений и оборудования, организации технологических процессов, состояние инструментов, сырья и материалов на рабочих местах, применения на рабочих местах средств индивидуальной и коллективной защиты, состояния санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников на рабочих местах, а также установленные режимы труда и отдыха работников на рабочих местах.
Перечисленные выше документы могут быть поданы иными не являющимися работодателями заявителями при наличии у них этих документов. Отсутствие указанных документов или их неполный комплект при подаче заявления не являющимися работодателями заявителями не может являться основанием для непроведения экспертизы условий труда.
Если перечисленные в данном подпункте документы не могут быть представлены работодателем, в заявлении отражается информация о причинах их непредставления.
В дополнение к перечисленным в подпункте 2.6.1.2 Административного регламента документам к заявлению могут прилагаться дополнительные документы. Примерный перечень дополнительных документов, представляемых на экспертизу условий труда, которые при необходимости дополнительно запрашиваются Агентством, приведен в приложении N 5 к Административному регламенту. Работодатель или иные заявители вправе предоставить указанные документы в дополнение к заявлению и перечисленным в подпункте 2.6.1.2 Административного регламента документам. Агентство в случае непоступления указанных документов вправе запросить их у работодателя в соответствии подпунктом 3.2.3.5 Административного регламента, если их отсутствие не позволяет обеспечить проведение экспертизы условий труда.".
2.2.9. В пункте 2.6.2 подраздела 2.6:
2.2.9.1. Дополнить подпунктами 2.6.2.5 и 2.6.2.6 следующего содержания:
"2.6.2.5 представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственной услуги, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Сахалинской области и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных органов, организаций, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
2.6.2.6. осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных услуг и связанных с обращением в иные органы, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в утвержденный нормативным правовым актом Сахалинской области перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг и предоставляются организациями и экспертами, участвующими в предоставлении услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".".
2.2.9.2. В подпункте 2.6.2.4 слова "или муниципальной" исключить.
2.2.10. Пункты 2.8.1 и 2.8.2 подраздела 2.8 изложить в следующей редакции:
"2.8.1. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги заявителю являются:
а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "е" подпункта 2.6.1.1 Административного регламента;
б) непредставление заявителем в случае, если заявителем является работодатель, документов, прилагаемых к заявлению и предусмотренных подпунктами 2.6.1.1 и 2.6.1.2 Административного регламента, в том числе по результатам направления Агентством дополнительных запросов о предоставлении документов, при их наличии у работодателя;
в) непредставление заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, предусмотренных подпунктом 2.6.1.1 Административного регламента копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
г) представление подложных документов или заведомо ложных сведений;
д) отсутствие (непредставление) отчета и отсутствие сведений об отчете во ФГИС СОУТ. В этом случае Агентство вправе направить обращение в государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер;
е) указание в подаваемых документах цели проведения экспертизы условий труда, не соответствующей подразделу 2.1 Административного регламента, а также при обращении заявителей, не предусмотренных подразделом 1.2 настоящего Административного регламента;
ж) отсутствие сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращение индивидуальным предпринимателем своей деятельности.
2.8.2. Основанием для приостановления предоставления государственной услуги заявителю является непредставление работодателем документов, запрашиваемых в соответствии с пунктом 3.2.3.5 Административного регламента, в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса Агентства, за исключением случаев, когда работодатель уведомил о невозможности предоставления запрашиваемой информации.".
2.2.11. Наименование подраздела 2.9 изложить в следующей редакции: "Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания.".
2.2.12. Подраздел 2.13 дополнить пунктами 2.13.5 и 2.13.6 следующего содержания:
"2.13.5 Возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре отсутствует.
2.13.6. Возможность предоставления государственной услуги в упреждающем (проактивном) режиме в соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" отсутствует.".
2.2.13. Абзац первый подраздела 2.14 изложить в следующей редакции:
"2.14. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр, МФЦ) по экстерриториальному принципу и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме.".
2.3. В разделе 3:
2.3.1. Наименование раздела изложить в следующей редакции:
"Раздел 3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, особенности выполнения административных процедур (действий) в многофункциональном центре, порядок предоставления государственной услуги по экстерриториальному принципу, случаи и порядок предоставления государственной услуги в упреждающем (проактивном) режиме".
2.3.2. Абзацы четвертый - шестой подраздела 3.1 изложить в следующей редакции:
"- рассмотрение оснований для экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений о целях экспертизы условий труда и их достаточности для проведения экспертизы условий труда;
- проведение экспертной оценки объекта проведения экспертизы условий труда;
- организация проведения (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);".
2.3.3. В подразделе 3.2:
2.3.3.1. Пункты 3.2.2 и 3.2.3 изложить в следующей редакции:
"3.2.2. Рассмотрение оснований для экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений о целях экспертизы условий труда и их достаточности для проведения экспертизы условий труда.
После поступления в управление государственной экспертизы на исполнение зарегистрированного заявления с резолюцией руководителя Агентства и прилагаемых к нему документов (далее - основания для экспертизы условий труда) начальник управления государственной экспертизы назначает государственного эксперта или группу государственных экспертов (формирует экспертную комиссию) и организует проведение экспертизы условий труда.
В течение 7 рабочих дней со дня регистрации в Агентстве оснований для экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) рассматриваются данные основания, определяется полнота содержащихся в них сведений об объектах проведения экспертизы условий труда, их достаточности для проведения экспертизы условий труда.
По результатам рассмотрения оснований для экспертизы условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) оформляет служебную записку на имя начальника управления государственной экспертизы с предложением о проведении (непроведении) экспертизы условий труда с обоснованием выводов в соответствии с пунктом 2.8.1 Административного регламента. В случае предложения о непроведении экспертизы условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) дополнительно оформляет проект соответствующего уведомления на имя заявителя.
Руководитель Агентства информирует заявителя о непроведении экспертизы условий труда в течение 5 рабочих дней со дня поступления к нему служебной записки от государственного эксперта (экспертной комиссии) посредством направления уведомления, оформленного согласно приложению N 6 к Административному регламенту, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручения указанного уведомления непосредственно заявителю. Заявителю возвращаются документы, представленные на бумажном носителе, а также в случаях, указанных в подпунктах "а" - "в", "е" пункта 2.8.1 Административного регламента, обеспечивается возврат денежных средств, внесенных в счет оплаты экспертизы условий труда. Для возврата денежных средств заявитель направляет в Агентство заявление по форме согласно приложению N 7 к Административному регламенту.
В случае непроведения экспертизы условий труда по основаниям, указанным в подпунктах "а" - "в", "е" пункта 2.8.1 Административного регламента, заявитель вправе повторно направить заявление и документы в порядке, предусмотренном подпунктами 2.6.1.1 и 2.6.1.2 Административного регламента.
Должностными лицами, ответственными за рассмотрение оснований для экспертизы условий труда, являются государственный эксперт (экспертная комиссия), назначенный (назначенная) начальником управления государственной экспертизы, и начальник управления государственной экспертизы.
3.2.3. Проведение экспертной оценки объекта проведения экспертизы условий труда.
В случае если заявителем является работник, то экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).
3.2.3.1. При проведении экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет и иные прилагаемые к нему документы, последовательно проверяя на соответствие требованиям Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ следующие обстоятельства:
а) соответствие данных о работодателе на титульном листе отчета данным, указанным в основаниях для экспертизы условий труда, наличие и соответствие данных об идентификационном номере на титульном листе утвержденного до 01.01.2020 отчета данным, указанным во ФГИС СОУТ, а также, при необходимости уточнения информации, данным о работодателе во ФГИС СОУТ (в отчетах, утвержденных до 01.01.2020, наличие и соответствие идентификационного номера на титульном листе отчета не проверяется, устанавливается соответствие остальных данных титульного листа отчета согласно положениям указанного подпункта);
б) в разделе I отчета:
- соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие данных о составе комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя требованиям частей 1 - 4 статьи 9 Федерального закона;
в) в разделе II отчета:
- правильность отнесения рабочих мест к аналогичным (при наличии таковых), а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- правильность идентификации подлежащих исследованию (испытанию) и измерению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором, а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах), а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ, при непроведении идентификации в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливается правильность определения подлежащих исследованию (испытанию) и измерению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с прилагаемым к отчету перечнем подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- правомерность использования результатов производственного контроля условий труда в случае принятия работодателем такого решения, соответствие такого решения требованиям части 7 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ и правильность его оформления в материалах отчета;
г) в протоколах испытаний (измерений):
- соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использовавшихся средствах измерений сведениям, указанным в разделе I отчета, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие данных о работодателе данным, указанным на титульном листе отчета, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие данных о рабочих местах данным, указанным в разделе II отчета, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие измеренных (испытанных) величин идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) и указанным в разделе II отчета вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, а также данным об аккредитации организации и, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и (или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
д) в разделе III отчета:
- соответствие данных о работодателе данным, указанным в основаниях для экспертизы условий труда и на титульном листе отчета, а также, при необходимости уточнения информации, аналогичным данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов или во внедренных работодателем профессиональных стандартах, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие указанных в строке 030 Карты специальной оценки условий труда (далее - Карта) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса перечню используемого (эксплуатируемого) на рабочем месте (рабочих местах) оборудования, сырья и материалов, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- правильность определения класса (подкласса) условий труда, в том числе с учетом оценки эффективности средств индивидуальной защиты, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- правильность установления работнику (работникам) указанных в строке 040 Карты гарантий и компенсаций, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
е) правильность и полноту сведений, указанных в протоколе оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте (рабочих местах), их соответствие данным строки 030 Карты, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ (при наличии);
ж) соответствие данных и правильность заполнения Сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда данным Карты (Карт) и прилагаемых к ним протоколов результатов испытаний (измерений), а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
з) соответствие данных и правильность заполнения Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте (рабочих местах) и рекомендациям по подбору работников данным строки 050 Карты указанного рабочего места (рабочих мест), а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ.
Дополнительно государственным экспертом (экспертной комиссией) проверяется исполнение предписаний должностных лиц государственных инспекций труда об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (при их наличии и предоставлении заявителем), которые могут оказать влияние на результаты экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, что учитывается при принятии решения о качестве проведения специальной оценки условий труда.
При сравнительном анализе материалов отчета с аналогичными данными во ФГИС СОУТ данные из ФГИС СОУТ и материалы отчета являются равноценными, отсутствие отчета во ФГИС СОУТ при наличии копии отчета на бумажном носителе, а также выявление несоответствий при анализе предусмотренных подпунктами "а" - "з" настоящего подпункта Административного регламента данных представленного отчета на бумажном носителе с соответствующими данными во ФГИС СОУТ учитывается при принятии решения о качестве проведения специальной оценки условий труда.
При использовании результатов производственного контроля условий труда в протоколах испытаний (измерений) допустимо несовпадение сведений об организации, проводившей исследования (испытания) и измерения с соответствующими данными разделов отчета и ФГИС СОУТ.
3.2.3.2. При проведении экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет, а также, при необходимости уточнения информации, соответствующие данные во ФГИС СОУТ и иные представленные заявителем документы, последовательно проверяя их на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов работодателя, отраслевым (межотраслевым) соглашениям и коллективным договорам (при наличии), а также объем и порядок предоставления работнику (работникам), занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих гарантий и компенсаций:
а) сокращенной продолжительности рабочей недели;
б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
в) оплаты труда в повышенном размере;
г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.
Экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не осуществляется Агентством в отношении работников организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
При сравнительном анализе материалов отчета с соответствующими данными во ФГИС СОУТ данные из ФГИС СОУТ и материалы отчета являются равноценными, отсутствие отчета во ФГИС СОУТ при наличии копии отчета на бумажном носителе, а также выявление несоответствий при анализе предусмотренных подпунктами "а" - "г" настоящего подпункта Административного регламента данных представленного отчета на бумажном носителе с соответствующими данными во ФГИС СОУТ учитывается при принятии решения о правильности предоставления работнику (работникам) гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.2.3.3. При проведении экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет и иные представленные заявителем документы, последовательно проверяя на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
а) проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте (рабочих местах) работника (работников) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предоставляемых гарантий (компенсаций), сравнение, при необходимости уточнения информации, с соответствующими данными во ФГИС СОУТ;
б) техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (рабочих местах);
в) состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);
г) установленные режимы труда и отдыха работника (работников);
д) соответствие наименования профессии (должности) и трудовых функций работника квалификационным требованиям, содержащимся в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах;
е) дополнительных сведений, характеризующих условия труда работника, указанных в заявлении.
Дополнительно государственным экспертом (экспертной комиссией) проверяется исполнение предписаний должностных лиц государственных инспекций труда об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (при их наличии и предоставлении заявителем), которые могут оказать влияние на результаты экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников, что учитывается при принятии решения о фактических условиях труда работников.
При сравнительном анализе материалов отчета с соответствующими данными во ФГИС СОУТ данные из ФГИС СОУТ и материалы отчета являются равноценными, отсутствие отчета во ФГИС СОУТ при наличии копии отчета на бумажном носителе, а также выявление несоответствий при анализе предусмотренных подпунктами "а" - "е" настоящего подпункта Административного регламента данных представленного отчета на бумажном носителе с соответствующими данными во ФГИС СОУТ учитывается при принятии решения о фактических условиях труда работников.
3.2.3.4. Государственный эксперт (экспертная комиссия) вправе по договоренности с работодателем посетить исследуемое рабочее место (рабочие места) для получения необходимой информации в целях проводимой экспертизы условий труда с оформлением подтверждающего посещение документа, а работодатель в этом случае обеспечивает доступ государственного эксперта (экспертной комиссии) на исследуемое рабочее место (рабочие места).
Срок проведения экспертной оценки объекта экспертизы условий труда не превышает 17 рабочих дней.
3.2.3.5. Агентство вправе запросить предусмотренные подпунктами 2.6.1.1 и 2.6.1.2 Административного регламента необходимые для проведения экспертизы условий труда документацию и материалы у работодателя, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится экспертиза условий труда. Запрос документации у работодателя, рабочие места которого являются объектом экспертизы условий труда, оформляется по форме согласно приложению N 8 к Административному регламенту и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Работодатель в срок не позднее 10 рабочих дней с даты поступления запроса Агентства направляет запрашиваемые документацию и материалы либо письменно уведомляет о невозможности их представления с указанием причин.".
2.3.3.2. Абзац первый пункта 3.2.4 изложить в следующей редакции:
"3.2.4. Организация проведения (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).".
2.3.3.3. Подпункты 3.2.4.1 - 3.2.4.3 пункта 3.2.4 изложить в следующей редакции:
"3.2.4.1. В случае наличия оснований о необходимости проведения лабораторных измерений на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится экспертиза условий труда, государственный эксперт (экспертная комиссия) в течение срока проведения экспертной оценки в соответствии с абзацем 2 подпункта 3.2.3.4 Административного регламента оформляет на имя начальника управления государственной экспертизы представление по форме согласно приложению N 9 к Административному регламенту. К представлению прилагается расчет объема необходимых к проведению лабораторных измерений с указанием стоимости их проведения, определяемой на основе изучения предложений по проведению аналогичных лабораторных измерений не менее чем трех аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
3.2.4.2. По результатам рассмотрения представления начальник государственной экспертизы по согласованию с руководителем Агентства в течение 2 рабочих дней принимает решение о назначении проведения лабораторных измерений и оформляет его по форме согласно приложению N 10 к Административному регламенту.
3.2.4.3. В случае принятия решения о проведении лабораторных измерений государственный эксперт (экспертная комиссия) оформляет проект уведомления по форме согласно приложению N 11 к Административному регламенту на имя заявителя и (или) работодателя, на рабочих местах которого будут проведены лабораторные измерения, которые предоставляет на согласование начальнику управления государственной экспертизы и на подпись руководителю Агентства. Уведомление направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Срок исполнения данных административных действий - 3 рабочих дня со дня принятия решения о проведении лабораторных измерений.".
2.3.3.4. Подпункт 3.2.4.4 дополнить абзацами следующего содержания:
"В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем подпункте оплаты руководителем Агентства принимается решение о невозможности проведения лабораторных измерений, о чем делается соответствующая запись в заключении экспертизы условий труда.
В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем подпункте оплаты, произвести которую должен работодатель, копия заключения экспертизы условий труда направляется в адрес государственной инспекции труда по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась экспертиза условий труда, для принятия решения о проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на указанных рабочих местах.".
2.3.3.5. Пункт 3.2.5 изложить в следующей редакции:
"3.2.5. Оформление результатов государственной экспертизы условий труда.
3.2.5.1. По результатам экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения по соответствующей цели экспертизы условий труда согласно формам Приложений 12 - 14 к Административному регламенту, в котором указываются:
а) наименование Агентства с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) экспертизу условий труда;
б) основание для экспертизы условий труда с указанием даты регистрации в Агентстве;
в) данные о заявителе - полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;
г) период проведения экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения;
д) цель проведения экспертизы условий труда;
е) наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится экспертиза условий труда;
ж) сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);
з) перечень документов, представленных в составе оснований для экспертизы условий труда и (или) полученных в соответствии с подпунктом 3.2.3.5 Административного регламента.
3.2.5.2. В проекте заключения, составленном по результатам проведения экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:
а) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, номер и дата выдачи аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация);
б) фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дата его выдачи.".
3.2.5.3. В зависимости от цели экспертизы условий труда в проекте заключения содержится один из следующих выводов:
а) о соответствии (несоответствии) качества проведения специальной оценки условий труда требованиям законодательства о специальной оценке условий труда;
б) об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
в) о соответствии (несоответствии) фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.
Выводы, содержащиеся в проекте заключения, должны быть подробными и обоснованными.
Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда документов, представленных в составе оснований для экспертизы условий труда или полученных по запросу в соответствии с подпунктом 3.2.3.5 Административного регламента, в проекте заключения приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда.
3.2.5.4. Проект заключения составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем Агентства.
Проект заключения в рамках текущего контроля согласовывается с начальником управления государственной экспертизы, заместителем руководителя Агентства, курирующим управление государственной экспертизы, а в случае его отсутствия - руководителем Агентства.
Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения.
Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством начальника управления государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения.
Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается начальником управления государственной экспертизы по согласованию с руководителем Агентства.
3.2.5.5. Государственный эксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, изложенных в заключениях, сохранность полученных документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы условий труда, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Срок подготовки проекта заключения - 3 рабочих дня. Заключение должно быть подготовлено не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока исполнения государственной услуги.
Подписанному и утвержденному экспертному заключению присваивается регистрационный номер. Заключение не позднее 3 рабочих дней с момента утверждения с сопроводительным письмом, подписанным руководителем Агентства, выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или может быть направлен ему на электронную почту в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Копии заключения в этот же срок направляются почтовым отправлением с уведомлением о вручении:
- работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем);
- организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если экспертиза условий труда проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда);
- государственной инспекции труда по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась экспертиза условий труда (в случае отсутствия документального подтверждения указанной в подпункте 3.2.4.4 Административного регламента оплаты, произвести которую в соответствии с пунктом 2.9.3 Административного регламента должен работодатель), для принятия решения о проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на указанных рабочих местах.
Должностными лицами, ответственными за оформление результатов экспертизы условий труда, являются государственный эксперт (экспертная комиссия), назначенный (назначенная) начальником управления государственной экспертизы, и начальник управления государственной экспертизы.
3.2.5.6. Критерием принятия решения в рамках выполнения административной процедуры является соответствие (несоответствие) цели экспертизы условий труда требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Результатом административной процедуры является подготовка заключения, содержащего подробные и обоснованные выводы в зависимости от цели экспертизы условий труда в соответствии с подпунктом 3.2.5.3 Административного регламента.
Способом фиксации результата административной процедуры является регистрация заключения в электронном журнале регистрации экспертизы условий труда по форме согласно приложению N 15 к Административному регламенту и регистрация сопроводительного письма на имя заявителя в системе электронного документооборота.
3.2.5.7. В случае утраты заключения заявитель вправе подать в Агентство заявление по форме согласно приложению N 16 к Административному регламенту на получение дубликата этого заключения.
Дубликат заключения не позднее 10 рабочих дней с даты получения Агентством письменного обращения о его выдаче выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении или без уведомления о вручении, но с выдачей нарочным или может быть направлен ему на электронную почту в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.".
2.3.3.6. Подраздел 3.5 изложить в следующей редакции:
"3.5. Порядок предоставления государственной услуги по экстерриториальному принципу.
Предоставление государственной услуги по экстерриториальному принципу не предусмотрено.".
2.3.3.7. Дополнить подразделом 3.6 следующего содержания:
"3.6. Случаи и порядок предоставления государственной услуги в упреждающем (проактивном) режиме.
Предоставление государственной услуги в упреждающем (проактивном) режиме не предусмотрено.".
2.4. В разделе 5:
2.4.1. Наименование раздела 5.3 изложить в следующей редакции:
"5.3. Органы исполнительной власти Сахалинской области и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба".
2.4.2. Пункты 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3 изложить в следующей редакции:
"5.3.1. Жалоба подается в Агентство, МФЦ, Правительство Сахалинской области.
5.3.2. Жалоба рассматривается: руководителем Агентства, в случае, если порядок предоставления государственной услуги был нарушен вследствие решений, действий (бездействия) должностных лиц, государственных гражданских служащих Агентства; Правительством Сахалинской области в случае, если порядок предоставления государственной услуги был нарушен вследствие решений, действий (бездействия) руководителя Агентства.
5.3.3. В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляют жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информируют заявителя о перенаправлении жалобы.".
3. Приложение N 1 к Административному регламенту изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
4. Приложение N 2 к Административному регламенту изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
5. Дополнить Административный регламент приложениями N 3 - 16 согласно приложениям N 3 - 16 к настоящему приказу.
6. Опубликовать настоящий приказ на "Официальном интернет-портале правовой информации" и разместить на официальном сайте агентства по труду и занятости населения Сахалинской области.
7. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
Ю. Ке |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 8 сентября 2022 г. N 56 "О внесении изменений в приказ агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 15.04.2016 N 11 "Об утверждении административного регламента агентства по труду и занятости населения Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Проведение государственной экспертизы условий труда в Сахалинской области"
Вступает в силу с 19 сентября 2022 г.
Текст приказа опубликован на на официальном сайте агентства по труду и занятости населения Сахалинской области (http://tzn.sakhalin.gov.ru) 8 сентября 2022 г., официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 сентября 2022 г. N 6501202209120009