В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Обобщение правоприменительной практики за 2021 год по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора).
2. Разместить прилагаемое Обобщение правоприменительной практики за 2021 год по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) на официальном сайте Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на и.о. руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства Текеянова Александра Николаевича.
Заместитель министра - |
А.Н. Коноплев |
Утверждено
приказом
Министерства экологии,
природопользования и лесного
хозяйства Республики Саха (Якутия)
от 25 апреля 2022 г. N 01-05/1-332
Обобщение
правоприменительной практики за 2021 год по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора)
Использование лесов: Количество договоров - 6 275 площадью 2 612 117 га:
геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых: 3 161 площадью 97 625 га
строительство, эксплуатация линейных объектов: 1 235 площадью 43 457 га;
заготовка древесины: 883 площадью 580 261 га рекреационная деятельность: 239 площадью 525 га выполнение изыскательских работ: 138 площадью 3 784 га строительство и эксплуатация водных объектов, гидротехнических сооружений: 33 площадью 905 га;
ведение сельского хозяйства: 31 площадью 1 865 588 га ведение охотничьего хозяйства: 9 площадью 3,6 га переработка древесины: 6 площадью 37 га слайд 3
Штатная численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль: 473 ед., в том числе в органе государственной власти субъекта РФ (Министерстве) - 27, в подведомственных государственных учреждениях (лесничествах) - 446.
По итогам 2021 года проведено 5 616 контрольно-надзорных мероприятий: плановые проверки - 27, патрульно-рейдовых мероприятий - 2 921, в том числе по пожарной безопасности 1 999, осмотров мест рубок - 2 668.
В результате проведенных надзорных мероприятий выдано предписаний по устранению выявленных нарушений - 12, требований по устранению выявленных нарушений - 6 и предостережений о недопустимости нарушений -36.
Рассмотрено 341 административных дел, из них привлечено к административной ответственности 108 лиц, в т.ч. наложено штрафов - 195 на общую сумму 5 779,0 тыс. руб., из них взыскано 133 штрафов на сумму 3 187,5 тыс. руб., вынесено предупреждений - 145, прекращено - 1 административное дело, в т.ч.:
по ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесного участка) рассмотрено 15 административных дел, в т.ч. наложено 11 штрафов на сумму 1095,0 тыс. руб., из них взыскано штрафа - 8 нас сумму 670,0 тыс. руб., вынесено предупреждений - 3, прекращено - 1 дело.
по ст. 8.25 КоАП РФ (нарушение правил заготовки древесины) рассмотрено 41 административных дел, в т.ч. наложено 8 штрафов на сумму 159,5 тыс. руб., из них взыскано штрафа - 6 на сумму 157,5 тыс. руб., вынесено предупреждений - 33;
по ст. 8.27 КоАП РФ (нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению) рассмотрено 12 административных дел, в т.ч. наложено 11 штрафов на сумму 930,0 тыс. руб., из них взыскано 8 штрафов на сумму 625,0 тыс. руб., вынесено предупреждений - 1;
по ст. 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка лесных насаждений) рассмотрено 27 административных дел, наложено 27 штрафов на сумму 82,0 тыс. руб., из них взыскано 24 штрафов на сумму 73,0 тыс. руб.;
по ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах) рассмотрено 20 административных дел, в т.ч. наложено 13 штрафов на сумму 200,0 тыс. руб., из них взыскано 10 штрафов на сумму 160,0 тыс. руб., вынесено предупреждений - 7;
по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) рассмотрено 225 административных дел, в т.ч. наложено штрафов - 124 на общую сумму 3 062,5 тыс. руб., из них взыскано 77 штрафа на сумму 1 502,0 тыс. руб. вынесено предупреждений - 101.
Количество выявленных фактов незаконной рубки древесины составляет 90 случаев, объем незаконно заготовленной древесины составил 9 490,0 куб. м. размер причиненного ущерба составил 48 391,3 тыс. руб., в том числе:
- неустановленными лицами 25 случаев, объем незаконно заготовленной древесины 2405,88 куб. м. сумма ущерба 14 169,85 тыс. руб.
- направлено в правоохранительные органы 56 материалов по незаконной рубке, объем незаконно заготовленной древесины 9 161,9 куб. м., сумма ущерба 47550,7 тыс. рублей, из них:
- возбуждено 37 уголовных дела на сумму 39 351,2 тыс. рублей.
Привлечено к уголовной ответственности 6 лиц. Прекращено с деятельным раскаянием по 6 уголовным делам.
Взыскано ущерба по 46 случаям на сумму 4 408,4 тыс. руб.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий установлено 34 виновных лица к возникновению 44 лесных пожаров, из них:
1) 19 лиц привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ в виде штрафов на общую сумму 1 405 тыс. руб., взыскано 345 тыс. руб.
2) Возбуждено 13 уголовных дел, 2 дела прекращено в связи с деятельным раскаянием и возмещением ущерба, 1 дело на рассмотрении, 10 лиц осуждены.
3) 2 административных преследования прекращены, в связи со смертью виновных лиц.
Подано 11 исков о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду лесными пожарами, из них судами удовлетворено 11 исков 3 875 тыс. руб., по 1 делу ущерб оплачен добровольно на сумму 37,8 тыс. руб. Всего взыскано ущерба по 5 случаям на сумму 223,7 тыс. руб.
Подано 20 исков о взыскании затрат по тушению лесных пожаров на сумму 46 332,8 тыс. руб., судами удовлетворено 2 иска исков на сумму 6 148,5 тыс. руб. (размеры уменьшены судами), 18 исков на сумму 42 072 тыс. руб. на рассмотрении.
Изменения закона:
С 01 июля этого года прежние виды контроля: ФГЛН, ФГПН сменились новым видом контроля: ФГЛК(Н) (Статья 96 ЛК РФ). Данное изменение связано с вступлением в силу Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1098 утв. Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре).
КНМ с взаимодействием с юр лицами проводятся посредством заполнения ЕРКНМ.
Ранее проводимый ФГПНЛ закреплен в форме "обеспечение соблюдения требований области пожарной безопасности в лесах" при проведении ФГЛК(Н).
Объектами государственного контроля (надзора) являются: а) деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства по использованию, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведению; б) производственные объекты: лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению; средства предупреждения и тушения лесных пожаров; другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения.
ФГКЛ осуществляется с применением риск-ориентированного подхода (Глава 5 Закона, Положение).
Установлены 3 категории риска: а) значительный риск; б) умеренный риск; в) низкий риск. Установлены критерии отнесения объекта контроля к категории риска, по принципу: если причинен вред или нарушение ППБЛ повлекшее возникновение лесного пожара в течение 2 предшествующих лет - значительный риск, умеренный риск - если в течение этого же периода времени совершено правонарушение лесного законодательства, в то же время нарушение ППБЛ не включен.
Установлена периодичность проведения плановых КНМ в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска: знач. риск - 1 раз в 2 года, умер, риск - 1 раз в 3 года.
Введено понятие профилактики рисков: Программа профилактики, профилактические мероприятия: консультирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, профилактический визит (Глава 10 Закона).
Виды контрольных (надзорных) мероприятий (Статья 56 Закона):
- КНМ с взаимодействием с контрольными лицами, и без взаимодействия.
- КНМ проводятся на плановой и внеплановой основе. Планово и внепланово проводятся: инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка. Только внепланово: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Сроки указанных КНМ 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2022 г. N 01-05/1-332 "Об утверждении Обобщения правоприменительной практики за 2021 год по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора)"
Вступает в силу с 25 апреля 2022 г.
Текст приказа опубликован не был