Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1.3.
к приложению 1 приказа министерства
образования Сахалинской области
от 07.09.2022 N 3.12-38
Методика идентификации школ Сахалинской области на основе комплексного анализа
Эффективность работы современной школы зависит от качественного использования внутренних ресурсов при своевременном реагировании на вызовы внешней среды. Способность компенсировать негативные факторы позволяет добиваться более высоких образовательных результатов.
В Сахалинской области существует существенный разрыв в территориальном расположении, социальном окружении, ресурсной базе общеобразовательных организаций, что безусловно оказывает влияние на образовательные результаты школ.
Данная Методика идентификации школ Сахалинской области на основе комплексного анализа (далее - Методика) описывает механизм идентификации школ.
Целью идентификации школ Сахалинской области является выявление школ с низкими образовательными результатами (ШНОР), высокими образовательными результатами (ШВОР), школ со средним уровнем образовательных результатов (ШСОР) и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (ШНСУ), выделение на этой основе кластеров: "эффективные", "резильентные", "не справляющиеся" и "депривированные" школы для эффективного управления качеством образовательных результатов и образовательной деятельности на региональном, муниципальном и школьном уровнях.
В Методике используются следующие понятия:
- идентификация - установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков;
- дифференциация - разделение на группы по ряду признаков;
- школы с низкими образовательными результатами (ШНОР) - школы, которые в течение определенного периода демонстрирует по определенным показателям образовательные результаты хуже, чем все школы в данном кластере;
- школы с высокими образовательными результатами (ШВОР) - школы, которые в течение определенного периода демонстрирует по определенным показателям образовательные результаты лучше, чем все школы в данном кластере;
- школы со средними образовательными результатами (ШСОР) - школы которые в течение определенного периода демонстрирует по определенным показателям образовательные результаты промежуточные между ШНОР и ШВОР в данном кластере;
- школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях (ШНСУ) - школы, функционирующие в неблагоприятных внешних и внутренних условиях, влияющих на осуществление образовательной деятельности, характеризующиеся определенными показателями внутренних ресурсов и внешнего окружения: организационные особенности, ресурсное, материально-техническое, кадровое оснащение, состав контингента обучающихся, педагогикометодический потенциал коллектива;
- "эффективные школы" - школы, показывающие высокие образовательные результаты и находящиеся в благоприятных социальных условиях;
- "резильентные школы" - школы, показывающие высокие образовательные результаты и находящиеся в сложных социальных условиях;
- "не справляющиеся школы" - школы, находящиеся в благоприятных социальных условиях, но при этом показывающие низкие образовательные результаты;
- "депривированные школы" - школы с одновременно низкими образовательными результатами и находящиеся в сложных социальных условиях.
Методика разработана в соответствии с "Дорожной картой" по развитию региональной системы оценки качества образования и региональных механизмов управления качеством образования в Сахалинской области на 2019 - 2025 годы 5 и региональным "Комплексом мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими результатами обучения (ШНОР) и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (ШНСУ), на 2021-22 гг." 6 , с учетом "Методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования" 7.
Методика предполагает осуществление идентификации в четыре этапа: Первый этап: кластеризация школ на основе дифференциации: школы, реализующие программы начального общего образования - начальные школы (НОШ), школы, реализующие программы основного общего образования (ООШ), школы, реализующие программы среднего общего образования (СОШ), школы повышенного типа (гимназии, лицеи);
Второй этап: идентификация в каждом кластере ШНОР, ШВОР и ШСОР посредством использования данных национальных исследований: Всероссийских проверочных работ (ВПР), Основного государственного экзамена (ОГЭ), Единого государственного экзамена (ЕГЭ) (с учетом объективности);
Третий этап: идентификация ШНСУ посредством индекса социального благополучия школы;
Четвертый этап: кластеризация школ на основе идентификации "эффективных", "резильентных", "не справляющихся" и "депривированных" школ посредством комплексного анализа результатов предыдущих этапов.
Идентификация школ осуществляется на основе региональных критериев. Критерии включают два индекса: индекс образовательных результатов - ИОР и индекс социального благополучия школы - ИСБШ.
Сбор и обработка информации осуществляется в рамках региональных мониторингов. Источником информации является анкета образовательной организации, заполняемая школой ежегодно.
Описание этапов идентификации.
1 этап - кластеризация школ на основе дифференциации.
В зависимости от реализуемых образовательных программ все школы разбиваются на четыре кластера:
1. НОШ - школы, реализующие только программы начального общего образования;
2. ООШ - школы, реализующие программы начального общего и основного общего образования;
3. СОШ - школы, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
4. Школы повышенного типа - гимназии, лицеи.
2 этап - идентификация в каждом кластере ШНОР, ШВОР и ШСОР на основе индекса образовательных результатов (ИОР).
2.1. Результаты ОО, демонстрирующих признаки необъективности по результатам ВПР, ЕГЭ, ОГЭ не учитываются.
2.2. Для НОШ учитываются результаты ВПР предыдущего года по русскому языку и математике. Для расчета ИОР используется 4 показателя:
- Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, получивших отметки "4" и "5" (параметр );
- Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, получивших отметку "2" (параметр );
- Доля участников ВПР 4 класса по математике, получивших отметки "4" и "5" (параметр );
- Доля участников ВПР 4 класса по математике, получивших отметку "2" (параметр ).
2.3. Для ООШ учитываются результаты ВПР и ОГЭ предыдущего года по русскому языку и математике. Для расчета ИОР используется 8 показателей:
- Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, получивших отметки "4" и "5" (параметр р);
- Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, получивших отметку "2" (параметр );
- Доля участников ВПР 4 класса по математике, получивших отметки "4" и "5" (параметр м);
- Доля участников ВПР 4 класса по математике, получивших отметку "2" (параметр );
- Доля участников ОГЭ по русскому языку, получивших отметки "4" и "5" (параметр );
- Доля участников ОГЭ по русскому языку, получивших отметку "2" (параметр );
- Доля участников ОГЭ по математике, получивших отметки "4" и "5" (параметр );
- Доля участников ОГЭ по математике, получивших отметку "2" (параметр ).
2.4. Для СОШ и школ повышенного типа учитываются результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ предыдущего года по русскому языку и математике. Для расчета ИОР используется 14 показателей:
- Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, получивших отметки "4" и "5" (параметр р);
- Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, получивших отметку "2" (параметр );
- Доля участников ВПР 4 класса по математике, получивших отметки "4" и "5" (параметр м);
- Доля участников ВПР 4 класса по математике, получивших отметку "2" (параметр );
- Доля участников ОГЭ по русскому языку, получивших отметки "4" и "5" (параметр );
- Доля участников ОГЭ по русскому языку, получивших отметку "2" (параметр );
- Доля участников ОГЭ по математике, получивших отметки "4" и "5" (параметр );
- Доля участников ОГЭ по математике, получивших отметку "2" (параметр );
- Доля участников ЕГЭ по русскому языку, получивших результат от 61 балла и выше (параметр );
- Доля участников ЕГЭ по русскому языку, не преодолевших минимальный порог (параметр );
- Доля участников ЕГЭ по математике базового уровня, получивших отметки "4" и "5" (параметр );
- Доля участников ЕГЭ по математике базового уровня, получивших отметку "2" (параметр );
- Доля участников ЕГЭ по математике профильного уровня, получивших результат от 61 балла и выше (параметр );
- Доля участников ЕГЭ по математике профильного уровня, не преодолевших минимальный порог (параметр ).
Для расчета ИОР используются формулы регрессионного анализа:
- Для 1 кластера
;
- Для 2 кластера
;
- Для 3 и 4 кластеров
.
Где, первое слагаемое - постоянный коэффициент; а остальные слагаемые являются взвешенными показателями и отражают долю обучающихся, показавших положительные и отрицательные результаты. Взвешенные коэффициенты показателей определены с учетом значимости показателя и обеспечивают приведение ИОР к 100-балльной шкале.
Доля обучающихся рассчитывается как отношение числа обучающихся по данному критерию к общему числу обучающихся конкретной школы, принявших участие в оценочной процедуре. Результат округляется до второго знака после запятой в соответствии с математическим правилом округления.
Образец расчета рассмотрим на примере НОШ:
В ВПР по русскому языку приняли участие 30 обучающихся, из них получили отметки "4" и "5" 12 обучающихся, а "2" - 4 обучающихся. В ВПР по математике приняли участие 32 обучающихся, из них получили отметки "4" и "5" 11 обучающихся, а "2" - 6 обучающихся.
Рассчитаем необходимые параметры:
;
округляем и получаем 0,33;
- округляем и получаем 0,34;
- округляем и получаем 0,19.
Рассчитаем ИОР:
ИОР = 60 + 20*0,4 - 30*0,33 + 20*0,34 - 30*0,19 = 59,2
После подсчета ИОР формируется список школ в каждом кластере, в котором они ранжированы в порядке возрастания ИОР.
Школы, находящиеся ниже первого квартиля (первые 25% школ) относятся к ШНОР; школы, находящиеся выше третьего квартиля (последние 25% школ) относятся в ШВОР; остальные школы - ШСОР.
Далее формируется общий список (из всех кластеров) ШНОР, ШВОР и ШСОР.
3 этап - идентификация ШНСУ посредством вычисления индекса социального благополучия школы - ИСБШ
Идентификация школ осуществляется с помощью индекса социального благополучия школы - ИСБШ (на основании методики, разработанной Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики"), для расчета которого так же применяется формула регрессионного анализа. При этом все школы разбиваются на два кластера: городские и сельские школы. Расчет ИСБШ ведется в каждом кластере. Для расчета ИСБШ используется 11 показателей.
- Доля обучающихся из благополучных семей (родители имеют среднее профессиональное и/или высшее образование и постоянную работу, занимаются воспитанием детей (параметр );
- Доля обучающихся, состоящих на учетах различного вида (обучающиеся "группы риска") (параметр );
- Доля обучающихся, для которых русский язык не является родным (параметр );
- Доля обучающихся с ОВЗ (параметр );
- Доля обучающихся, которых подвозят в школу из других населенных пунктов (параметр );
- Доля обеспеченности школы педагогическими кадрами согласно штатному расписанию из расчета 1 ставка (18 ч.) на 1 педагога (в том числе логопедом, психологом, социальным педагогом) (параметр );
- Доля педагогов и руководителей, прошедших за предыдущий год повышение квалификации, направленное на ликвидацию профессиональных дефицитов педагогических и руководящих работников; а также по программам, направленным на учет современных тенденций в области оценки качества образования (параметр );
- Доля учителей, испытывающих сложности при работе с обучающимися с ОВЗ при осуществлении инклюзивного образования (по результатам ВШК или по результатам школьного анкетирования (параметр );
- Доля педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категории (параметр );
- Доля компьютеров (используемых обучающимися), имеющих устойчивый выход в интернет (параметр );
- Территориальная доступность (удаленность от регионального центра концентрации объектов культуры и позитивного опыта) (параметр ).
Доля первых 10 показателей рассчитывается как отношение числа обучающихся (педагогов, компьютеров), соответствующих заданному критерию, к общему числу обучающихся (педагогов, компьютеров - используемых обучающимися) в общеобразовательной организации.
Параметру "территориальная доступность" присваивается постоянный индекс по следующему правилу: если обучающиеся и учителя школы имеют возможность в течение дня посетить областной центр - г. Южно-Сахалинск (в качестве социокультурного центра объектов культуры и позитивного опыта) и вернуться в этот же день обратно, то , если нет, то .
Параметры со знаком "+" отражают факторы, оказывающие положительное влияние на образовательные результаты, а со знаком "-" представляют собой риски и барьеры для обеспечения школой доступного качественного образования.
После вычисления ИСБШ формируется рейтинг школ (общий для обоих кластеров) по возрастанию индекса. Школы, находящиеся ниже первого квартиля (первые 25% школ) относятся к ШНСУ. Остальные школы относятся к школам с благоприятными социальными условиями (ШБСУ).
Четвертый этап: кластеризация школ на основе идентификации "эффективных", "резильентных", "не справляющихся" и "депривированных" школ посредством комплексного анализа результатов предыдущих этапов.
Для ШНОР и ШВОР сопоставляются результаты третьего этапа. На основе сопоставления формируются списки "эффективных", "резильентных", "не справляющихся" и "депривированных" школ.
- эффективные школы" - школы, показывающие высокие образовательные результаты и находящиеся в благоприятных социальных условиях (ШВОР + ШБСУ);
- "резильентные школы" - школы, показывающие высокие образовательные результаты и находящиеся в сложных социальных условиях (ШВОР + ШНСУ);
- "не справляющиеся школы" - школы, находящиеся в благоприятных социальных условиях, но при этом показывающие низкие образовательные результаты (ШНОР + ШБСУ);
- "депривированные школы" - с одновременно низкими образовательными результатами и находящиеся в сложных социальных условиях (ШНОР +ШНСУ).
-----------------------------
5Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 11.12.2019 N 3.12-1487-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию региональной системы оценки качества образования и региональных механизмов управления качеством образования в Сахалинской области на 20192025 годы";
6Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 08.02.2021 N 3.12-132-p "Об утверждении Комплекса мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими результатами обучения (ШНОР) и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях ШНСУ), на 2021-22 гг.";
7Приказ Рособрнадзора от 19.08.2020 N 847 "Об утверждении Методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования.
-----------------------------
Региональные критерии идентификации школ
I. Показатели первой группы критериев для отнесения ОО к категории ШНОР, ШВОР и ШСОР на основе ИОР - индекса образовательных результатов.
N п/п |
Показатели |
Источники информации |
Метод сбора информации |
1 |
Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, получивших отметки "4" и "5" |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ОКО ВПР) |
Анализ данных |
2 |
Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, получивших отметку "2" |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ОКО ВПР) |
Анализ данных |
3 |
Доля участников ВПР 4 класса по математике, получивших отметки "4" и "5" |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ОКО ВПР) |
Анализ данных |
4 |
Доля участников ВПР 4 класса по математике, получивших отметку "2" |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ОКО ВПР) |
Анализ данных |
5 |
Доля участников ОГЭ по русскому языку, получивших отметки "4" и "5" (основной этап ОГЭ) |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ГИА ОГЭ) |
Анализ данных |
6 |
Доля участников ОГЭ по русскому языку, получивших отметку "2" основной этап ОГЭ) |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ГИА ОГЭ) |
Анализ данных |
7 |
Доля участников ОГЭ по математике, получивших отметки "4" и "5" (основной этап ОГЭ) |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ГИА ОГЭ) |
Анализ данных |
8 |
Доля участников ОГЭ по математике, получивших отметку "2" (основной этап ОГЭ) |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ГИА ОГЭ) |
Анализ данных |
9 |
Доля участников ЕГЭ по русскому языку, получивших результат от 61 балла и выше |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ГИА ЕГЭ) |
Анализ данных |
10 |
Доля участников ЕГЭ по русскому языку, не преодолевших минимальный порог |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ГИА ЕГЭ) |
Анализ данных |
11 |
Доля участников ЕГЭ по математике базового уровня, получивших отметки "4" и "5" |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ГИА ЕГЭ) |
Анализ данных |
12 |
Доля участников ЕГЭ по математике базового уровня, получивших отметку "2" |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ГИА ЕГЭ) |
Анализ данных |
13 |
Доля участников ЕГЭ по математике профильного уровня, получивших результат от 61 балла и выше |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ГИА ЕГЭ) |
Анализ данных |
14 |
Доля участников ЕГЭ по математике профильного уровня, не преодолевших минимальный порог |
Анкета ОО (на основе данных ФИС ГИА ЕГЭ) |
Анализ данных |
II. Показатели второй группы критериев для отнесения ОО к категории школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях на основе ИСБШ - индекса социального благополучия школы.
N п/п |
Показатели |
Источники информации |
Метод сбора информации |
1 |
Доля обучающихся из благополучных семей (родители имеют среднее профессиональное и/или высшее образование и постоянную работу, занимаются воспитанием детей |
Анкета ОО |
Анализ данных |
2 |
Доля обучающихся, состоящих на различного вида учетах (обучающиеся "группы риска") |
Анкета ОО |
Анализ данных |
3 |
Доля обучающихся, для которых русский язык не является родным |
Анкета ОО |
Анализ данных |
4 |
Доля обучающихся с ОВЗ |
Анкета ОО |
Анализ данных |
5 |
Доля обучающихся, которых подвозят в школу из других населенных пунктов |
Анкета ОО |
Анализ данных |
6 |
Доля обеспеченности школы необходимыми педагогическими кадрами (в том числе логопедом, психологом, социальным педагогом) |
Анкета ОО |
Анализ данных |
7 |
Доля педагогов, прошедших повышение квалификации по необходимым для школы направлениям за предыдущий год |
Анкета ОО |
Анализ данных |
8 |
Доля учителей, испытывающих сложности при работе с обучающимися с ОВЗ при осуществлении инклюзивного образования |
Анкета ОО |
Анализ данных |
9 |
Доля педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категории |
Анкета ОО |
Анализ данных |
10 |
Доля компьютеров (используемых обучающимися), имеющих устойчивый выход в интернет |
Анкета ОО |
Анализ данных |
11 |
Территориальная доступность (удаленность от регионального центра концентрации объектов культуры и позитивного опыта) |
Анкета ОО |
Анализ данных |
Анкета школы
Анкета школы заполняется ежегодно в формате Ms.Excel. Заполнение анкеты, расчет значений показателей осуществляется в соответствии с Методикой.
N п/п |
Показатели |
Значение |
Примечание |
1. Образовательные результаты | |||
1 |
Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, получивших отметки "4" и "5" |
|
|
2 |
Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, получивших отметку "2" |
|
|
3 |
Доля участников ВПР 4 класса по математике, получивших отметки "4" и "5" |
|
|
4 |
Доля участников ВПР 4 класса по математике, получивших отметку "2" |
|
|
5 |
Доля участников ОГЭ по русскому языку, получивших отметки "4" и "5" |
|
Не заполняется НОШ |
6 |
Доля участников ОГЭ по русскому языку, получивших отметку "2" |
|
Не заполняется НОШ |
7 |
Доля участников ОГЭ по математике, получивших отметки "4" и "5" |
|
Не заполняется НОШ |
8 |
Доля участников ОГЭ по математике, получивших отметку "2" |
|
Не заполняется НОШ |
9 |
Доля участников ЕГЭ по русскому языку, получивших результат от 61 балла и выше |
|
Не заполняется НОШ и ООШ |
10 |
Доля участников ЕГЭ по русскому языку, не преодолевших минимальный порог |
|
Не заполняется НОШ и ООШ |
11 |
Доля участников ЕГЭ по математике базового уровня, получивших отметки "4" и "5" |
|
Не заполняется НОШ и ООШ |
12 |
Доля участников ЕГЭ по математике базового уровня, получивших отметку "2" |
|
Не заполняется НОШ и ООШ |
13 |
Доля участников ЕГЭ по математике профильного уровня, получивших результат от 61 балла и выше |
|
Не заполняется НОШ и ООШ |
14 |
Доля участников ЕГЭ по математике профильного уровня, не преодолевших минимальный порог |
|
Не заполняется НОШ и ООШ |
2. Условия | |||
1 |
Доля обучающихся из благополучных семей (родители имеют среднее профессиональное и/или высшее образование), постоянную работу, занимаются воспитанием детей |
|
|
2 |
Доля обучающихся, состоящих на различного вида учетах (обучающиеся "группы риска") |
|
|
3 |
Доля обучающихся, для которых русский язык не является родным |
|
|
4 |
Доля обучающихся с ОВЗ |
|
|
5 |
Доля обучающихся, которых подвозят в школу из других населенных пунктов |
|
|
6 |
Доля обеспеченности школы педагогическими кадрами согласно штатному расписанию из расчета 1 ставка (18 ч.) на 1 педагога (в том числе логопедом, психологом, социальным педагогом) |
|
|
7 |
Доля педагогов и руководителей, прошедших за предыдущий год повышение квалификации направленное на ликвидацию профессиональных дефицитов педагогических и руководящих работников; а так же по программам, направленным на учет современных тенденций в области оценки качества образования |
|
|
8 |
Доля учителей, испытывающих сложности при работе с обучающимися с ОВЗ при осуществлении инклюзивного образования (по результатам ВШК или по результатам школьного анкетирования) |
|
|
9 |
Доля педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационную категории |
|
|
10 |
Доля компьютеров (используемых обучающимися), имеющих устойчивый выход в интернет |
|
|
11 |
Территориальная доступность (удаленность от регионального центра концентрации объектов культуры и позитивного опыта) |
|
Значение присваивается особым образом в соответствии с Методикой |
Рекомендуемый Перечень мероприятий по совершенствованию качества подготовки обучающихся, реализуемых на муниципальном и институциональном уровнях системы образования
Номер строки |
Региональный уровень |
Муниципальный уровень |
Уровень образовательной организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
2022 - 2024 годы | |||
1. |
Определение целей, показателей и методов сбора информации |
||
1.1 |
Разработка и принятие нового варианта Концепции управления качеством образования, Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся |
Корректировка муниципальных документов, определяющих цели муниципальной системы управления и оценки качества образования |
Корректировка локальных актов, определяющих цели школьной системы управления качеством образования и ВСОКО |
1.2 |
Разработка и нормативное закрепление регионального Комплекса мер по совершенствованию качества подготовки обучающихся в Сахалинской области |
Разработка и нормативное закрепление муниципального Комплекса мер по совершенствованию качества подготовки обучающихся в муниципальном образовании |
Разработка и нормативное закрепление школьного Комплекса мер по ВСОКО |
1.3 |
Разработка и нормативное закрепление Модели математической обработки результатов по показателям мониторинга качества подготовки обучающихся |
Разработка и нормативное закрепление Модели математической обработки результатов по показателям муниципального мониторинга качества подготовки обучающихся или методологии/методики комплексного анализа |
Уточнение методики расчета показателей в рамках ВСОКО |
1.4 |
Определение регионального перечня (графика) оценочных процедур в рамках мониторинга качества подготовки обучающихся |
Принятие к выполнению регионального (графика) оценочных процедур |
Определение школьного перечня (графика) оценочных процедур с учетом сбалансированности и размещение графика на сайте ОО |
1.5 |
Формирование регионального реестра информационных ресурсов, содержащих сертифицированные контрольноизмерительные материалы для оценки: - метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; - метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; - метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования; результатов обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам; - уровней сформированности функциональной грамотности. |
Рекомендации для ОО по использованию возможностей регионального реестра информационных ресурсов, содержащих сертифицированные контрольноизмерительные материалы для оценки в рамках ВСОКО |
Использование банка контрольных измерительных материалов из регионального реестра информационных ресурсов, содержащих сертифицированные контрольно-измерительные материалы в рамках процедур ВСОКО: - результатов обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам; - уровней сформированности функциональной грамотности |
1.6. |
Разработка и нормативное закрепление Порядка/регламента проведения региональных оценочных процедур |
Разработка и нормативное закрепление Порядка/регламента проведения региональных оценочных процедур на муниципальном уровне |
Разработка и нормативное закрепление Порядка/регламента проведения школьных оценочных процедур в рамках ВСОКО |
2. |
Проведение мониторинга |
||
2.1 |
Проведение мониторинга достижения показателей качества подготовки обучающихся, включающего в том числе показатели по подготовке базового уровня, по подготовке высокого уровня и по оценке метапредметных результатов, функциональной грамотности |
Обеспечение участия ОО в мониторинге качества подготовки обучающихся, |
Участие в оценочных процедурах мониторинга качества подготовки обучающихся в Сахалинской области. Реализация оценочных процедур в соответствии с планом ВСОКО с учетом сбалансированного подхода |
2.2. |
Участие образовательных учреждений Сахалинской области в федеральных/общероссийских процедурах оценки качества подготовки обучающихся (предметных и метапредметных результатов) |
Обеспечение участия ОО в федеральных/общероссийских процедурах оценки качества подготовки обучающихся (предметных и метапредметных результатов) |
Участие в федеральных/общероссийских процедурах оценки качества подготовки обучающихся (предметных и метапредметных результатов) |
2.3. |
Проведение региональных процедур оценки качества подготовки обучающихся (предметных и метапредметных результатов) |
Обеспечение участия ОО в региональных процедурах оценки качества подготовки обучающихся (предметных и метапредметных результатов) |
Участие в региональных процедурах оценки качества подготовки обучающихся (предметных и метапредметных результатов) |
2.4. |
Участие образовательных учреждений Сахалинской области в федеральных/ общероссийских процедурах оценки уровня функциональной грамотности обучающихся |
Обеспечение участия ОО в федеральных/общероссийских процедурах оценки уровня функциональной грамотности обучающихся |
Участие в федеральных/общероссийских процедурах оценки уровня функциональной грамотности обучающихся |
2.5 |
Проведение региональных процедур оценки уровня функциональной грамотности обучающихся |
Обеспечение участия ОО в региональных процедурах оценки уровня функциональной грамотности обучающихся |
Участие в региональных процедурах оценки уровня функциональной грамотности обучающихся Проведение школьных процедур оценки уровня функциональной грамотности обучающихся в соответствии с планом ВСОКО с учетом сбалансированного подхода |
2.6 |
Участие образовательных учреждений Сахалинской области в национальных исследованиях качества образования (НИКО) в составе общероссийской выборки |
Обеспечения участия ОО в национальных исследованиях качества образования (НИКО) в составе общероссийской выборки |
Участие в национальных исследованиях качества образования (НИКО) в составе общероссийской выборки |
2.7 |
Участие образовательных учреждений Сахалинской области в международных сравнительных исследованиях качества образования в составе общероссийской выборки и федеральных процедурах оценки качества образования, предусмотренных Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся |
Обеспечение участия ОО в международных сравнительных исследованиях качества образования и федеральных процедурах оценки качества образования, предусмотренных Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в составе общероссийской выборки |
Участие в международных сравнительных исследованиях качества образования и федеральных процедурах оценки качества образования, предусмотренных Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в составе общероссийской выборки |
2.8 |
Участие в оценке механизмов управления качеством образования в муниципальных образованиях Сахалинской области |
Участие в оценке механизмов управления качеством образования в муниципальных образованиях Сахалинской области |
Самооценка ОО. Анализ результатов ВСОКО |
2.9 |
Проведение иных региональных мониторинговых процедур, осуществляемых в Сахалинской области |
Обеспечить участие ОО в иных региональных мониторинговых процедурах, осуществляемых в Сахалинской области |
Участие в иных региональных мониторинговых процедурах, осуществляемых в Сахалинской области |
2.10 |
Осуществление идентификации общеобразовательных организаций Сахалинской области на основе комплексного анализа с использованием кластеризации |
Обеспечить участие 00 в идентификации общеобразовательных организаций Сахалинской области на основе комплексного анализа с использованием кластеризации |
Внесение достоверных данных в анкету 00 по идентификации |
2.11 |
Обеспечение выполнения требований информационной безопасности на всех этапах сбора и обработки информации о качестве образования |
Обеспечение выполнения требований информационной безопасности на всех этапах сбора и обработки информации о качестве образования |
Обеспечение выполнения требований информационной безопасности на всех этапах сбора и обработки информации о качестве образования |
2.12 |
Включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования: - независимая оценка качества оказания образовательных услуг Общественным советом при Министерстве образования Сахалинской области; - независимая оценка качества оказания образовательных услуг органами государственно-общественного управления в ОО; - привлечение родителей, общественных и других организаций в качестве общественных наблюдателей при проведении оценочных процедур |
Включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования: - независимая оценка качества оказания образовательных услуг общественными муниципальными органами; - привлечение родителей, общественных и других организаций в качестве общественных наблюдателей при проведении оценочных процедур |
Включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования: - независимая оценка качества оказания образовательных услуг органами государственно-общественного управления в ОО; - привлечение родителей, общественных и других организаций в качестве общественных наблюдателей при проведении оценочных процедур |
3. |
Анализ результатов мониторинга, подготовка адресных и методических рекомендаций |
||
3.1 |
Проведение анализа по результатам каждой оценочной процедуры и/или по ряду оценочных процедур, в т.ч. по обеспечению объективности процедур оценки качества образования и ВсОШ |
Проведение углубленного анализа результатов процедур оценки качества образования на уровне муниципалитета с целью выявления проблем, оказания помощи школам и использования позитивного опыта |
Проведение углубленного анализа результатов процедур оценки качества образования на уровне школы с целью выявления проблем, оказания помощи педагогам и использования позитивного опыта |
3.2 |
Выявление образовательных организаций, имеющих признаки необъективности результатов |
Составление реестра ОО, имеющих признаки необъективности результатов |
Выявление предметов и классов, в которых наблюдаются признаки необъективности результатов |
3.3 |
Проведение комплексного анализа идентификации школ по нескольким процедурам оценки качества образования на основе кластерного подхода |
Выявление кластеров школ муниципального образования по итогам идентификации. Проведение углубленного комплексного анализа школ по кластерам с целью выявления причин попадания в кластер и определения дальнейшего комплекса мер (оказание помощи, обобщение и использование опыта и др.) |
Определение принадлежности школы к кластеру по результатам идентификации. Проведение углубленного анализа причин попадания в данный кластер и корректировки планов функционирования школы с целью перехода в эффективный режим |
3.4 |
Проведение комплексного анализа по результатам мониторинга функциональной грамотности |
Проведение углубленного анализа результатов мониторинга функциональной грамотности на уровне муниципалитета с целью выявления проблем, оказания помощи школам и использования позитивного опыта |
Проведение углубленного анализа результатов мониторинга функциональной грамотности на уровне школы с целью выявления проблем, оказания помощи педагогам и использования позитивного опыта |
3.5 |
Выявление школ, демонстрирующих устойчиво низкие результаты подготовки обучающихся (по результатам идентификации школ) |
Выявление школ муниципального образования, демонстрирующих устойчиво низкие результаты подготовки обучающихся (по результатам идентификации школ) |
Выявление обучающихся, демонстрирующих устойчиво низкие результаты подготовки |
3.6 |
Выявление причин низких результатов выявленных школ и определение необходимой финансовой, методической помощи |
Проведение углубленного комплексного анализа (аудита) по выявлению причин низких результатов и определения необходимой финансовой, методической помощи |
Проведение углубленного анализа причин низких результатов и определения необходимой помощи обучающимся и педагогам |
3.7 |
Выявление "эффективных" и "резильентных" образовательных организаций (по результатам идентификации) |
Формирование базы образовательных организаций, демонстрирующих высокие результаты обучения |
Выявление педагогов, обеспечивающих высокие результаты обучения |
3.8 |
Изучение и использование опыта "эффективных" и "резильентных" образовательных организаций, подготовка рекомендаций по использованию успешных практик |
Изучение и использование опыта "эффективных" и "резильентных" образовательных организаций, подготовка рекомендаций по использованию успешных практик, организация сетевого взаимодействия школ с низкими результатами и школ с высокими результатами, находящимися в сходных социальноэкономических условиях |
Организация сетевого взаимодействия со школами, находящимися в сходных социальноэкономических условиях, для обмена продуктивным опытом |
3.9 |
Подготовка адресных рекомендаций, в том числе для принятия управленческих решений, по результатам анализа отдельных оценочных процедур, нескольких оценочных процедур, комплексного анализа по нескольким процедурам оценки качества образования на основе кластерного подхода (идентификации школ): - для Министерства образования Сахалинской области; - для органов местного управления, осуществляющих управление в сфере образования; - для руководителей образовательных организаций; - для педагогов |
Подготовка адресных рекомендаций для руководителей образовательных организаций, для педагогов, в том числе для принятия управленческих решений, по результатам анализа процедур оценки качества образования |
Подготовка адресных рекомендаций для педагогов, в том числе для принятия управленческих решений, по результатам анализа процедур оценки качества образования |
3.10 |
Подготовка адресных рекомендаций, в том числе для принятия управленческих решений, по результатам анализа объективности проведения процедур оценки качества образования в ОО и ВсОШ: - для органов местного управления, осуществляющих управление в сфере образования; - для руководителей образовательных организаций; - для педагогов |
Подготовка адресных рекомендаций для руководителей образовательных организаций, для педагогов, в том числе для принятия управленческих решений, по результатам анализа объективности проведения процедур оценки качества образования в ОО и ВсОШ |
Подготовка адресных рекомендаций для педагогов, в том числе для принятия управленческих решений, по результатам анализа объективности проведения процедур оценки качества образования в ОО и ВсОШ |
4. |
Принятие мер, управленческих решений |
||
4.1 |
Проведение мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся, с работниками органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и/или с руководителями образовательных организаций (методические дни, семинары, вебинары, совещания, рабочие группы и др.) |
Проведение мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся с руководителями образовательных организаций (методические дни, семинары, вебинары, совещания, рабочие группы и др.); с методическими муниципальными службами |
Проведение мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся с педагогами (методические объединения, рабочие и проблемные группы, наставничество, кураторство и др.) |
4.2 |
Проведение информационно разъяснительной работы по вопросам оценки качества образования с обучающимися и их родителями (законными представителями) с целью формирования позитивного отношения к процедурам ОКО |
Проведение информационно разъяснительной работы по вопросам оценки качества образования с обучающимися и их родителями (законными представителями) с целью формирования позитивного отношения к процедурам ОКО. |
Проведение информационноразъяснительной работы по вопросам оценки качества образования с обучающимися и их родителями (законными представителями) с целью формирования позитивного отношения к процедурам ОКО. |
4.3 |
Направление в органы местного самоуправления и образовательные организации результатов отдельных оценочных процедур, нескольких оценочных процедур, комплексного анализа по нескольким процедурам оценки качества образования на основе кластерного подхода (идентификации школ) и адресных рекомендаций, в том числе для принятия управленческих решений |
Изучение адресных рекомендаций для органов местного управления, осуществляющих управление в сфере образования, в том числе для принятия управленческих решений, по результатам комплексного анализа по нескольким процедурам оценки качества образования на основе кластерного подхода |
Изучение адресных рекомендаций для руководителей образовательных организаций, для педагогов, в том числе для принятия управленческих решений, по результатам комплексного анализа по нескольким процедурам оценки качества образования на основе кластерного подхода |
4.4 |
Публичное представление и обсуждение в профессиональном сообществе результатов оценки качества подготовки обучающихся (августовские педагогические советы, конференции, информационнометодические дни, совещания и др.) для выработки на всех уровнях управления управленческих решений, направленных на повышение качества образования |
Организация на муниципальном уровне представления и обсуждения в профессиональном сообществе результатов оценки качества подготовки обучающихся (августовские педагогические советы, конференции, информационнометодические дни и др.) для выработки на муниципальном уровне управления управленческих решений, направленных на повышение качества образования |
Организация на школьном уровне представления и обсуждения результатов оценки качества подготовки обучающихся (августовские педагогические советы, конференции, информационно-методические дни и др.) для выработки управленческих решений, направленных на повышение качества образования |
4.5 |
Публичное представление и обсуждение в профессиональном сообществе результатов объективности проведения процедур оценки качества образования и ВсОШ (августовские педагогические советы, конференции, информационнометодические дни, совещания и др.) для выработки на всех уровнях управления управленческих решений, направленных на повышение уровня объективности |
Представление и обсуждение в профессиональном сообществе результатов мониторинга по объективности проведения процедур оценки качества образования ВОО, по объективности проведения олимпиад школьников в 00 (августовские педагогические советы, конференции, информационнометодические дни, совещания и др.) для выработки на всех уровнях управления управленческих решений, направленных на повышение уровня объективности |
Представление и обсуждение в профессиональном сообществе результатов мониторинга по объективности проведения процедур оценки качества образования ВОО, по объективности проведения олимпиад школьников в ОО (августовские педагогические советы, конференции, информационнометодические дни, совещания и др.) для выработки на всех уровнях управления управленческих решений, направленных на повышение уровня объективности |
4.6 |
Проведение мероприятий, способствующих повышению объективности проведения процедур оценки качества образования и ВсОШ (методические дни, семинары, вебинары, совещания, рабочие группы, консультации, проектно-аналитические сессии в муниципальных образованиях и др.): - обеспечение единых подходов к оценке образовательных результатов; - анализ результатов оценочной процедуры на предмет объективности; - формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов |
Проведение мероприятий, способствующих повышению объективности проведения процедур оценки качества образования и ВсОШ (методические дни, семинары, вебинары, совещания, рабочие группы, консультации, проектно-аналитические сессии в муниципальных образованиях и др.): - обеспечение единых подходов к оценке образовательных результатов; - анализ результатов оценочной процедуры на предмет объективности; - формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов |
Проведение мероприятий, способствующих повышению объективности проведения процедур оценки качества образования и ВсОШ (методические дни, семинары, вебинары, совещания, рабочие группы, консультации и др.): - обеспечение единых подходов к оценке образовательных результатов; - анализ результатов оценочной процедуры на предмет объективности; - формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов |
4.7 |
Принятие мер в отношении образовательных организаций, входящих в "зону риска" по уровню объективности по результатам оценочных процедур |
Принятие мер в отношении образовательных организаций, входящих в "зону риска" по уровню объективности по результатам оценочных процедур |
Принятие мер в рамках ВСОКО, по предотвращению попадания ОО в "зону риска" по уровню объективности по результатам оценочных процедур |
4.8 |
Разработка на основе анализа результатов оценки качества подготовки обучающихся и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для педагогических и руководящих работников школ, демонстрирующих устойчиво низкие результатами обучения |
Заявка на дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических и руководящих работников школ на основе анализа результатов оценки качества подготовки обучающихся |
Формирование программы (плана) повышения квалификации, в том числе заявка на дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических и руководящих работников школ на основе анализа результатов оценки качества подготовки обучающихся |
4.9 |
Разработка на основе анализа результатов объективности оценочных процедур и ВсОШ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для педагогических и руководящих работников школ, вошедших в "зону риска" по результатам процедур оценки качества образования и государственных итоговых аттестаций |
Планирование на основе анализа результатов объективности проведения процедур оценки качества образования в ОО; по объективности проведения олимпиад школьников в ОО повышения квалификации для педагогических и руководящих работников школ, вошедших в "зону риска" по результатам процедур оценки качества образования и государственных итоговых аттестаций |
Планирование на основе анализа результатов объективности проведения процедур оценки качества образования в ОО; по объективности проведения олимпиад школьников в ОО повышения квалификации для педагогических и руководящих работников школ, вошедших в "зону риска" по результатам процедур оценки качества образования и государственных итоговых аттестаций |
4.10 |
Создание и функционирование региональной (на базе ГАОУ ДПО ИРОСО) и муниципальной инфраструктур (на базе муниципальных методических служб) для оказания информационнометодической помощи образовательным организациям, имеющим низкие результаты обучения |
Создание муниципальной инфраструктуры на базе, муниципальных методических служб для оказания информационнометодической помощи образовательным организациям, имеющим низкие результаты обучения |
Создание внутришкольной группы (объединения) для оказания информационнометодической помощи педагогам, чьи обучающиеся демонстрируют низкие результаты обучения |
4.11 |
Проведение мероприятий по представлению и продвижению продуктивных (результативных) управленческих и педагогических практик по достижению высоких результатов подготовки обучающихся |
Проведение мероприятий по представлению и продвижению продуктивных (результативных) управленческих и педагогических практик по достижению высоких результатов подготовки обучающихся |
Участие в мероприятиях по представлению и продвижению продуктивных (результативных) управленческих и педагогических практик по достижению высоких результатов подготовки обучающихся |
5. |
Анализ эффективности принятых мер |
||
5.1 |
Проведение анализа эффективности принятых мер |
Проведение анализа эффективности принятых мер |
Проведение анализа эффективности принятых мер |
5.2 |
Направление в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации результатов анализа эффективности принятых мер для учета при планировании управленческой деятельности руководителей ОМС и ОО |
Учет результатов анализа эффективности принятых мер при планировании управленческой деятельности руководителей органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования |
Учет результатов анализа эффективности принятых мер при планировании управленческой деятельности руководителей ОО |
5.3 |
Обсуждение эффективности принятых мер с руководителями муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, администрацией ОО, педагогическим сообществом для постановки целей и задач по повышению качества образования на следующий период управленческого цикла (совещания, конференции) |
Участие в обсуждении эффективности принятых мер на региональном уровне и организация обсуждения на муниципальном уровне для постановки целей и задач по повышению качества образования на следующий период управленческого цикла (совещания, конференции) |
Участие в обсуждении эффективности принятых мер на региональном и муниципальном уровнях и организация обсуждения на внутришкольном уровне для постановки целей и задач по повышению качества образования на следующий период управленческого цикла (совещания, конференции, педагогические советы) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.