Письмо МЧС России и Министерства просвещения РФ от 1 июля 2022 г. N ДГ-1605/05
Минпросвещения России и МЧС России по запросу участников отношений в сфере образования направляет Методические рекомендации по реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, входящих в укрупненную группу профессий и специальностей 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство, в сетевой форме с включением процедуры независимой оценки квалификации как элемента оценки качества для использования в образовательной деятельности при необходимости.
Первый заместитель |
А.П. Чуприян |
Заместитель |
Д.Е. Грибов |
Методические рекомендации
по реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, входящих в укрупненную группу профессий и специальностей 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство, в сетевой форме с включением процедуры независимой оценки квалификации как элемента оценки качества
1. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, входящих в укрупненную группу профессий и специальностей 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство, в сетевой форме с включением процедуры независимой оценки квалификации как элемента оценки качества (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 2Э8-ФЗ "О независимой оценке квалификации", положениями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного совместным приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N 882/391, положениями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464, Положением о практической подготовке обучающихся, утвержденным совместным приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N 885/390.
2. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - Сетевое взаимодействие) - форма, обеспечивающая возможность освоения образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и [или] направленности), с использованием ресурсов иных организаций.
3. Сетевое взаимодействие, в том числе с использованием ресурсов Центров оценки квалификации, наделенных полномочиями по проведению независимой оценки квалификации Советом по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (далее - ЦОК ЧС), территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (структурных подразделений территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности) или органов противопожарной службы субъектов Российской Федерации, применяется в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающимся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности формирования актуальных компетенций, совершенствования профессиональных компетенций, повышения квалификации, а также в целях предоставления обучающимся возможности прохождения процедуры независимой оценки квалификации.
4. К ресурсам ЦОК ЧС относятся в том числе цифровые интерактивные тренажеры, направленные на совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций, предусмотренных требованиями профессиональных стандартов.
5. Сетевое взаимодействие, в том числе с ЦОК ЧС, предоставляет обучающимся возможность освоения образовательной программы в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и прохождения процедуры независимой оценки квалификации, являющейся элементом системы оценки качества сетевой образовательной программы.
6. Независимая оценка квалификации выявляет соответствие сформированных профессиональных компетенций требованиям профессиональных стандартов, а также подтверждает практикоориентированный подход в системе среднего профессионального образования.
7. Сетевое взаимодействие осуществляется на основе договора. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен учитывать требования законодательства об образовании, в том числе перечисленные в п. 1 Методических рекомендаций.
2. Термины и определения, используемые в настоящих Методических рекомендациях
Договор о сетевой форме реализации образовательной программы - согласование организациями, участвующими в сетевом взаимодействии, целей и задач сотрудничества в области сетевого взаимодействия, периода обучения, учебных дисциплин, содержания и трудоемкости учебных планов или их отдельных частей (модулей или дисциплин) и других вопросов, необходимых для сетевого взаимодействия в каждом конкретном случае.
Итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности*(1).
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника*(2).
Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (НОК) - процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная Центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".
Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов.
Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Органы противопожарной службы субъектов Российской Федерации - совокупность пожарных, пожарно-спасательных подразделений и органов обеспечения деятельности, осуществляющих функции по реализации государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах города, размещенных на территории и содержащихся за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Сетевая форма реализации образовательных программ (сетевое взаимодействие) - форма, обеспечивающая возможность освоения образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и [или] направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Совет по профессиональным квалификациям - орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества*(3).
Среднее профессиональное образование - подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Структурное подразделение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности - орган, уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Главное управление МЧС России) - орган, осуществляющий функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации*(4).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Центр оценки квалификации в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЦОК ЧС) - юридическое лицо, наделенное полномочиями по проведению независимой оценки квалификации Советом по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (далее - СПК ЧС), осуществляющее в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" деятельность по проведению независимой оценки квалификации.
3. Реализация сетевого взаимодействия по программам среднего профессионального образования
1. Сетевое взаимодействие по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, входящих в укрупненную группу профессий и специальностей 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство, с применением ресурсов ЦОК ЧС, территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или органов противопожарной службы субъектов Российской Федерации может осуществляться по следующим профессиям и специальностям:
- 20.01.01 Пожарный;
- 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях;
- 20.02.04 Пожарная безопасность;
- 20.02.05 Организация оперативного (экстренного) реагирования в чрезвычайных ситуациях;
- 20.02.06 Безопасность на акватории.
2. Участниками сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (далее - Программа) являются:
2.1. организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования в части, касающейся непосредственной реализации образовательной программы, а также проведения итоговой аттестации;
2.2. территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности) или органы противопожарной службы субъектов Российской Федерации в части, касающейся реализации практической подготовки, предусмотренной соответствующим ФГОС СПО, а также предоставлении ресурсов, направленных на совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций, предусмотренных профессиональными стандартами;
2.3. ЦОК ЧС в части, касающейся организации проведения процедуры независимой оценки квалификации, являющейся частью системы оценки качества освоения Программы.
2.4. Реестр ЦОК ЧС размещен на официальном сайте СПК ЧС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствующем разделе по ссылке https://spkchs.ru/article/view/33.
3. Сетевое взаимодействие регламентируется положениями договора о сетевой форме реализации образовательной программы, заключаемого между участниками Программы, приведенными в п. 2 Методических рекомендаций, составленного в соответствии с требованиями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N 882/391.
4. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению при реализации Программы должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого всеми участниками сетевого взаимодействия, перечисленными в п. 2 Методических рекомендаций.
5. Продолжительность Программы, режим занятий, требования к педагогическим работникам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований ФГОС.
6. Практика входит в профессиональный цикл и подразделяется на учебную практику и производственную практику, которые реализуются в форме практической подготовки.
7. Практическая подготовка при реализации Программы направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, в частности, путем расширения компонентов (частей) Программы, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих*(5).
8. Практическая подготовка реализуется участниками Программы, указанными в п. 2.2 Методических рекомендаций (в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы)*(6).
9. Практическая подготовка представляет собой форму организации образовательной деятельности при освоении Программы (отдельных ее частей) в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю Программы.
10. Практическая Подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
11. Практическая подготовка, включающая работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), предусматривает для обучающихся прохождение соответствующих медицинских осмотров (обследований) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н.
12. Освоение Программы завершается итоговой аттестацией, проводимой в формате, установленном ФГОС.
13. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по Программе, выдается диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего профессионального образования, и присваивается квалификация (квалификации) по соответствующей профессии (специальности)*(7).
13.1. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
4. Оценка качества Программы
1. Система оценки качества освоения Программы включает прохождение процедуры независимой оценки квалификации, проводимой участником Программы, указанным в п. 2.3 Методических рекомендаций, в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (далее - НОК).
2. НОК является частью промежуточной аттестации и проводится в формате профессионального экзамена в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также регламентирующими документами СПК ЧС.
2.1. НОК может проводиться в течение учебного процесса на любом этапе освоения Программы в случае сформированности конкретной квалификации по итогам освоения обучающимися определенного(ых) модуля(ей), а также возможности подтверждения данной квалификации.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.3. В случае получения обучающимися нескольких квалификаций в пределах освоения Программы обучающийся вправе определить одну квалификацию (по выбору) для подтверждения в ЦОК ЧС.
2.4. По итогам успешного прохождения НОК в течение 30 дней ЦОК ЧС на основании решения СПК ЧС принимает решение о выдаче обучающемуся свидетельства о НОК, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключения о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для обучающегося. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов НОК со стороны СПК ЧС*(8).
2.4.1. ЦОК ЧС выдает свидетельство о НОК обучающемуся в случае успешного прохождения итоговой аттестации и получения диплома о среднем профессиональном образовании.
2.4.2. Получение диплома о среднем профессиональном образовании, а также свидетельства о НОК подтверждает соответствие выпускников Программы требованиям профессионального стандарта и является допуском к профессии по подтвержденной квалификации.
5. Финансовые условия
1. Условия финансирования Сетевого взаимодействия определяются договором о сетевой форме реализации образовательных программ между всеми участниками реализации сетевой Программы.
2. Финансирование Программы может осуществляться за счет:
2.1. средств субсидий, получаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2.2. средств, выделяемых в рамках национальных проектов и (или) иных федеральных (региональных) проектов в сфере труда и занятости населения;
2.3. собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2.4. личных средств участников сетевого взаимодействия;
2.5. средств работодателей, в том числе участников сетевого взаимодействия, указанных в п. 2.2 Методических рекомендаций;
2.6. средств федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, являющегося регулятором отрасли обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях;
2.7. иных средств, в том числе фондов.
3. Порядок и источники финансирования Программы в каждом конкретном случае согласовываются с соответствующими планово-финансовыми и другими аналогичными органами (отделами) организаций - участников сетевого взаимодействия.
______________________________
*(1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(2) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
*(3) Статья 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".
*(4) Пункт 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 217 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
*(5) Письмо Минпросвещения России от 8 апреля 2021 г. N 05-369 "О направлении рекомендаций (вместе с Рекомендациями, содержащими общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования [отдельных их частей] в форме практической подготовки)".
*(6) Пункт 2 совместного приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N 885/390 "О практической подготовке обучающихся".
*(7) Пункт 33 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464.
*(8) Статья 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МЧС России и Министерства просвещения РФ от 1 июля 2022 г. N ДГ-1605/05
Опубликование:
журнал "Администратор образования", сентябрь 2022 г. N 17