Методические рекомендации по организации деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников*
(направлены письмом Министерства просвещения РФ от 29 июля 2022 г. N 08-1241)
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение общих подходов и организационно-методических условий к функционированию научно-методических центров сопровождения педагогических работников (далее - НМЦ), а также определение основных направлений организации научно-образовательной деятельности образовательными организациями высшего образования, реализуемых с использованием ресурсов НМЦ.
НМЦ является элементом единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, формируемой в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", и создается в целях изучения и последующего внедрения лучших педагогических практик в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Ключевой задачей НМЦ является развитие системы непрерывного педагогического образования за счет проведения прикладных исследований образовательных систем по единой методологии, решения актуальных задач развития отрасли и тиражирования образовательных практик, трансфера научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования.
НМЦ в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста", распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (с учетом изменений, внесенных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 20 июня 2022 г. N Р-128 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174"), приказами и инструкциями Министерства просвещения Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, Уставом образовательной организации высшего образования и иными локальными нормативными актами образовательной организации высшего образования, принятыми в установленном порядке.
НМЦ создаются на базе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, обладающих собственным потенциалом научного, проектного и методического развития.
НМЦ осуществляют функции по направлениям, актуальным для системы общего образования и непрерывного педагогического образования. Примерный перечень направлений формируется Минпросвещения России и обновляется не реже одного раза в три года.
Настоящие методические рекомендации адресованы субъектам единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров для использования при планировании и организации научной, методической и образовательной деятельности.
2. Основные понятия
В настоящих методических рекомендациях в качестве основных обозначений и сокращений использованы приведенные ниже понятия.
Дефицит профессиональных (педагогических) компетенций - отсутствие или недостаточный уровень развития практического опыта, знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач в рамках трудовых функций.
Диагностика профессиональных (педагогических) компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями.
Дополнительная профессиональная программа - программа дополнительного профессионального образования (повышение квалификации или профессиональная переподготовка) (далее - ДПП).
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества (далее - ЕФС).
Национальная система профессионального роста педагогических работников - система государственных и общественных институтов, обеспечивающих непрерывное профессиональное (педагогическое) образование и профессиональное развитие педагогических работников через согласованные мероприятия по обеспечению доступности качественного образования через повышение уровня квалификации, переподготовку, формирование инфраструктуры и применение инновационных технологий для адресной реализации программ профессионального развития педагогических работников.
Научно-методическое сопровождение - комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, процедур, направленных на теоретико-методическое, консультационно-информационное, организационно-методическое и контрольно-рефлексивное сопровождение инновационной деятельности педагогов по проведению педагогических исследований.
Научно-методический центр сопровождения педагогических работников - соответствующие структурные подразделения образовательных организаций высшего образования, находящиеся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, а также иных образовательных организаций высшего образования (по согласованию с Минобрнауки России), осуществляющие научную деятельность с целью изучения, формирования, развития и последующего внедрения лучших педагогических практик в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - ИПК, ИРО).
Образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность (далее - Вуз, ООВО).
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач.
Профильные научные исследования в области преподавания общеобразовательных дисциплин - исследование, осуществляемое профильной для предметной области общего образования научной школой ООВО, направленное на поиск, анализ и разработку новых дидактических решений, эффективных практик.
Субъект научно-методической деятельности - организация, лицо, уполномоченная(-ое) выполнять деятельность по повышению квалификации (переподготовке) педагогических работников и управленческих кадров.
Трансфер образовательных технологий - генерации наукоемких предметно-методических разработок профильных научных школ ООВО, их прототипирование и апробация на площадках партнерских образовательных организаций с дальнейшим внедрением и освоением результатов научно-исследовательской работы в массовой образовательной практике.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы или отдельное юридическое лицо, осуществляющее дополнительное профессиональное образование педагогических работников на основе диагностики профессиональных компетенций и с учетом анализа запросов педагогических работников, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников; координатор региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЦНППМ).
3. Структура и управление деятельностью НМЦ
НМЦ является структурным подразделением вуза, которое создается в порядке и в соответствии с локальными нормативными актами вуза.
Деятельность структурного подразделения регламентируется Положением о НМЦ (примерное положение представлено в приложении 1).
Руководство НМЦ осуществляет руководитель, который назначается в порядке, установленном в вузе. Руководитель НМЦ может иметь заместителя(ей) по одному или нескольким направлениям деятельности НМЦ.
При распределении функционала руководителя/заместителя(ей) руководителя НМЦ рекомендуется учитывать следующие ключевые задачи:
- организация функционирования НМЦ, в том числе в части соблюдения кадровых, финансовых и технических условий, а также обеспечения выполнения программы деятельности НМЦ на период до 2030 г., плана работы НМЦ на 3 года, достижения установленных показателей;
- обеспечение взаимодействия с другими НМЦ, ЦНППМ, ИРО/ИПК субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, образовательными организациями для достижения целей, задач и показателей функционирования НМЦ, а также организации и участия в научно-образовательных проектах для обучающихся вузов и педагогических работников образовательных организаций в рамках своих компетенций.
Структура НМЦ, особенности формирования его кадрового обеспечения определяются с учетом основных задач, специфики и объема научно-исследовательских работ, кадровых, финансовых и материально-технических возможностей обеспечения научных исследований и дополнительного профессионального образования.
Кадровый состав НМЦ может формироваться на постоянной и (или) временной основе в соответствии с представленными вариантами.
Вариант 1.
Кадровое обеспечение НМЦ может определяться штатным расписанием, утверждаемым в порядке и в соответствии с локальными нормативными актами вуза. Штатным расписанием НМЦ в соответствии с данным вариантом кадрового обеспечения предполагается наличие руководителя, заместителя(ей) руководителя (при необходимости) и других штатных единиц сотрудников, функционал и численность которых определяются исходя из общих функциональных направлений НМЦ, приведенных в разделе 4 настоящих методических рекомендаций, количества содержательных направлений деятельности, выбранных из перечня, установленного Минпросвещения России, или предложенных вузом самостоятельно. При этом требования к структуре штатного расписания определяются вузом самостоятельно с учетом действующего трудового законодательства.
Вариант 2.
Кадровое обеспечение НМЦ может предполагать наличие штатных единиц руководителя и заместителя(ей) руководителя НМЦ (при необходимости), а также участие в реализации общих функциональных направлений НМЦ, приведенных в разделе 4 настоящих методических рекомендаций, а также содержательных направлений деятельности, выбранных из перечня, установленного Минпросвещения России, или предложенных вузом самостоятельно, временных научных объединений. Организация деятельности временных научных объединений может регламентироваться положением о создании и функционировании временных научных объединений (примерное положение приведено в приложении 2).
Вариант 3.
Кадровое обеспечение НМЦ предполагает наличие в штатном расписании НМЦ руководителя, заместителя(ей) руководителя (при необходимости), других штатных единиц сотрудников, функционал и численность которых определяются исходя из общих функциональных направлений НМЦ, приведенных в разделе 4 настоящих методических рекомендаций, количества содержательных направлений деятельности, выбранных из перечня, установленного Минпросвещения России, или предложенных вузом самостоятельно, а также участие в реализации общих функциональных направлений НМЦ, временных научных объединений.
Требования к кадровому обеспечению деятельности НМЦ определяются вузом самостоятельно с учетом действующего трудового законодательства.
4. Организация деятельности НМЦ
НМЦ является субъектом ЕФС. Координацию деятельности НМЦ, созданных на базе вузов, осуществляет Федеральный координатор ЕФС - ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России", который определяет основные области формирования системы критериев и показателей результативности деятельности НМЦ; осуществляет разработку механизмов (правовых, финансовых, организационных) научно-методического сопровождения педагогических работников.
НМЦ осуществляет:
- проведение прикладных исследований образовательных систем по направлениям деятельности НМЦ;
- разработку концептуальных положений и моделей опережающего профессионального развития современного педагога, в том числе в сетевом формате;
- разработку подходов к совершенствованию региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров с учетом специфики региона;
- разработку вариативных моделей непрерывного педагогического образования, включая среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование, в сетевом формате;
- разработку моделей выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;
- разработку, апробацию и внедрение диагностических комплексов для оценки профессиональных компетенций педагогов;
- разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ, в том числе в сетевом формате по направлениям деятельности НМЦ;
- планирование научных, образовательных и просветительских мероприятий в целях обеспечения профориентационной деятельности со школьниками, осуществление взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций;
- разработку информационных и учебно-методических материалов по направлениям деятельности НМЦ;
- информационное сопровождение деятельности НМЦ, включая подготовку и размещение научно-образовательного контента на официальном сайте, страницах социальных сетей и иных информационных ресурсах;
- разработку и проведение экспертизы новых педагогических технологий и методических продуктов в целях распространения передовых педагогических практик, в том числе участие в экспертизе дополнительных профессиональных программ для включения в федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования;
- выявление инновационных педагогических и методических инициатив в теории и практике образования и их адаптацию в практическую деятельность педагогических работников;
- взаимодействие с ЦНППМ, со структурами, осуществляющими методическую деятельность (региональные учебно-методические объединения, методические советы, общественно-профессиональные объединения, методические центры [отделы] в субъектах Российской Федерации).
НМЦ осуществляет свою деятельность в соответствии с Программой деятельности, планом работы на три года.
НМЦ при необходимости может корректировать программу деятельности в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России, план работы научно-методического центра на три года при согласовании с Федеральным координатором ЕФС.
НМЦ обеспечивает открытость и доступность информации о своей деятельности посредством ее публикации на отдельной странице официального сайта вуза в сети "Интернет".
На странице научно-методического центра рекомендуется разместить следующие документы:
- перечень направлений деятельности научно-методического центра;
- программу деятельности научно-методического центра;
- план работы научно-методического центра на 3 года;
- Информацию о мероприятиях на ближайший период (не менее чем на месяц);
- контактную информацию;
- иную информацию, относящуюся к деятельности научно-методического центра.
НМЦ направляет ежеквартальные отчеты о деятельности Федеральному координатору ЕФС.
НМЦ предоставляет информацию в рамках утвержденных направлений деятельности научно-методического центра по запросу Минпросвещения, Федерального координатора ЕФС.
5. Направления и механизмы взаимодействия НМЦ с субъектами ЕФС
НМЦ осуществляет взаимодействие с субъектами федерального и регионального сегментов ЕФС.
Взаимодействие НМЦ с субъектами регионального сегмента ЕФС направлено на обеспечение научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров региональных систем образования за счет интеграции кадровых, информационных, организационных, материально-технических, методических и иных ресурсов.
Перечень субъектов региональной системы ЕФС, с которыми НМЦ осуществляет взаимодействие, и рекомендуемый перечень направлений совместной деятельности представлены ниже.
Региональный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в сфере образования:
- основные направления взаимодействия могут быть закреплены в соглашении о совместной деятельности по организации научно-методического сопровождения педагогических работников (примерное соглашение приведено в приложении 3).
ЦНППМ:
- организация и проведение совместных прикладных аналитических/диагностических исследований по приоритетным направлениям развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров (в том числе по выявлению профессиональных дефицитов для последующего проектирования на базе ЦНППМ индивидуальных образовательных маршрутов); по ключевым аспектам функционирования региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и иным направлениям, обусловленным региональной спецификой;
- проведение экспертизы дополнительных профессиональных программ, результатов деятельности стажировочных площадок, педагогических и управленческих практик (в том числе в целях ведения и пополнения ЦНППМ региональных баз данных по различным направлениям);
- организация и проведение совместных научно-образовательных и просветительских мероприятий;
- проведение индивидуального и группового консультирования по запросу ЦНППМ;
Организации дополнительного профессионального образования (ИРО/ИПК):
- разработка и реализация дополнительных профессиональных программ, в том числе в сетевой форме по одному или нескольким направлениям деятельности НМЦ, выбранным из перечня, установленного Минпросвещения России, или предложенных вузом самостоятельно;
- организация и проведение совместных прикладных научных исследований и распространение их результатов посредством подготовки научных докладов, статей, пособий и иных публикаций; разработка, апробация и внедрение нового содержания и технологий образования (в том числе в формате инновационных площадок);
- организация и проведение совместных научно-образовательных и просветительских мероприятий.
Образовательные организации среднего профессионального образования и высшего образования, реализующие образовательные программы по соответственно УГС и УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки":
- разработка и реализация дополнительных профессиональных программ, в том числе в сетевой форме по одному или нескольким направлениям деятельности НМЦ, выбранным из перечня, установленного Минпросвещения России, или предложенных вузом самостоятельно;
- организация и проведение совместных научно-образовательных и просветительских мероприятий.
Общеобразовательные организации:
- выявление инновационных педагогических и методических инициатив;
- разработка и реализация моделей выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;
- организация и проведение совместных научно-образовательных и просветительских мероприятий.
Региональные учебно-методические объединения/методические советы, общественно-профессиональные объединения, ассоциации, комиссии и др.:
- проведение экспертизы методических материалов, разработанных указанными субъектами регионального сегмента ЕФС;
- проведение индивидуального и группового консультирования по запросу указанных субъектов регионального сегмента ЕФС;
- организация и проведение совместных научно-образовательных и просветительских мероприятий.
Перечни указанных субъектов регионального сегмента ЕФС, а также представленных выше направлений взаимодействия не являются исчерпывающими и определяются вузом самостоятельно исходя из совокупности приоритетных региональных задач и комплекса имеющихся ресурсов.
Взаимодействие НМЦ с субъектами регионального сегмента ЕФС может осуществляться в рамках:
- соглашений о сотрудничестве (приложения 3, 4, 5);
- иных самостоятельно разработанных и утвержденных планов совместной деятельности и (или) "дорожных карт".
Основные направления и результаты взаимодействия субъектов ЕФС представлены на схеме**.
6. Критерии и показатели результативности деятельности НМЦ
В целях мониторинга реализации указанных в разделах 4-5 настоящих методических рекомендаций направлений деятельности НМЦ и достижения целевых ориентиров в области развития системы непрерывного педагогического образования Федеральным координатором ЕФС могут определяться основные области формирования системы критериев и показателей результативности деятельности НМЦ.
Данные критерии и показатели результативности определяются исходя из общих функциональных направлений НМЦ, приведенных в разделе 4 настоящих методических рекомендаций, а также содержательных направлений деятельности, выбранных из перечня, установленного Минпросвещения России, или предложенных вузом самостоятельно.
Критерии результативности отражают деятельность НМЦ в области:
- организации и проведения мероприятий для субъектов ЕФС;
- сотрудничества с субъектами федерального, регионального и муниципального уровней, в том числе с ЦНППМ, организациями дополнительного профессионального образования, образовательными организациями, методическими службами муниципального и регионального уровней и т.д.;
- организации научно-образовательных и просветительских мероприятий для молодежи, и школьников.
Результативность деятельности НМЦ определяется по количеству:
- разработанных и внедренных (в том числе совместно с другими субъектами регионального сегмента ЕФС) научно-методических продуктов по итогам проведенных прикладных научных исследований;
- разработанных и реализованных (в том числе совместно с другими субъектами регионального сегмента ЕФС) дополнительных профессиональных программ;
- проведенных экспертиз ДПП, инновационных образовательных и методических продуктов.
При этом перечень конкретных показателей результативности деятельности НМЦ, а также минимальные значения данных показателей утверждаются вузом самостоятельно, фиксируются в программе деятельности НМЦ и корректируются по мере необходимости и в порядке, установленном вузом.
При осуществлении оценки результативности деятельности НМЦ используются следующие инструменты:
- экспертная оценка программы деятельности научно-методического центра;
- экспертная оценка выполнения плана работы научно-методического центра;
- анализ информации, размещенной на отдельной странице официального сайта вуза в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
- анализ ежеквартальных и годовых отчетов научно-методического центра;
- мониторинг достижения показателей, установленных в программе деятельности научно-методического центра;
- выездные мониторинги хода и результатов деятельности научно-методического центра.
Периодичность проведения указанных мониторингов устанавливается Федеральным координатором ЕФС.
______________________________
* Направлены ректорам образовательных организаций высшего (педагогического) образования, находящихся в ведении Минпросвещения России, письмом Минпросвещения России от 29.07.2022 N 08-1241.
** При данной публикации не приводится. См. на нашем сайте в сети Интернет по адресу http:// ovd.com.ru/doc75.pdf.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников (направлены письмом Министерства просвещения РФ от 29 июля 2022 г. N 08-1241)
Опубликование:
журнал "Администратор образования", сентябрь 2022 г. N 17
журнал "Администратор образования", сентябрь 2022 г. N 18