Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2022 г. N АКПИ22-563
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
Николаевой О.В.
при секретаре Вознесенской Н.Г.
с участием прокурора Клевцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тростянского Андрея Геннадьевича о признании частично недействующим пункта 62 1 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации",
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее также - Правила).
Согласно пункту 62 1 Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2158 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 и признании утратившим силу пункта 37 перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 928-р" граждане Российской Федерации, имеющие разрешения на хранение принадлежащего им на законных основаниях оружия, могут использовать его в учебных и тренировочных целях на стрелковых объектах, за исключением оружия, являющегося объектом коллекционирования.
Тростянский А.Г., являющийся владельцем коллекции оружия, в состав которой входит оружие самообороны, в том числе газовое оружие и огнестрельное оружие ограниченного поражения, и имеющий выданные в установленном законом порядке лицензию на коллекционирование оружия и разрешение на хранение оружия, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 62 1 Правил в части запрещения использования в учебных и тренировочных целях оружия, являющегося объектом коллекционирования.
По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение лишает его в отсутствие другого оружия самообороны возможности поддержания и совершенствования практических навыков обращения с оружием с целью подготовки к проверке знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, обязанность которой установлена частью 18 статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), и использования при такой проверке своего гражданского оружия, что предусмотрено пунктом 16 Порядка проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее также - Росгвардия) от 26 декабря 2018 г. N 661 (далее также - Порядок), а также ставит его в неравное положение с иными гражданами, имеющими право на ношение и применение оружия самообороны. Тростянский А.Г. считает, что пункт 62 1 Правил противоречит частям 6, 7 статьи 24 Закона об оружии, в соответствии с которыми запрет на использование способами, не связанными с хранением, коллекционированием, экспонированием, в том числе для производства выстрелов, установлен только для являющегося предметом коллекционирования старинного (антикварного) оружия, оружия, имеющего культурную ценность, не относящегося к старинному (антикварному) оружию, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия, а не для оружия самообороны.
Административный истец Тростянский А.Г. в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился.
Административный ответчик Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (поручение от 4 июля 2022 г. N ДГ-П4-11169), в письменных возражениях на административный иск указавшей, что Правила приняты полномочным органом, в оспариваемой части соответствуют актам большей юридической силы и прав Тростянского А.Г. не нарушают.
В судебном заседании представители Росгвардии Ефременков О.А. и Тулев В.О. возражали против удовлетворения административного иска.
Обсудив доводы административного искового заявления, заслушав возражения представителей административного ответчика, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Законом об оружии.
Оборот оружия включает в том числе его приобретение, коллекционирование и хранение (абзац двенадцатый части 1 статьи 1 Закона об оружии).
Согласно частям 1, 3 статьи 25 указанного федерального закона правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия, а также коллекционирования и экспонирования оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 1998, N 32.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 г. N 1178 "О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 17 ноября 2014 г., в "Российской газете", N 266, 21 ноября 2014 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации, N 47, 24 ноября 2014 г., Правила дополнены пунктом 62 1, согласно которому граждане Российской Федерации, имеющие разрешения на хранение принадлежащего им на законных основаниях оружия, могут использовать его в учебных и тренировочных целях на стрелковых объектах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 2158 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 и признании утратившим силу пункта 37 перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 928-р", опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 декабря 2021 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации, N 50 (часть IV), 13 декабря 2021 г., пункт 62 1 Правил дополнен словами ", за исключением оружия, являющегося объектом коллекционирования".
Таким образом, Правила и постановления Правительства Российской Федерации, вносящие в них в оспариваемой части изменения, утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок их принятия, а также требования к их опубликованию соблюдены и не оспариваются административным истцом.
Закон об оружии устанавливает, что коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа (часть 2 статьи 25).
Гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, выдается разрешение на его хранение (часть 14 статьи 13 Закона об оружии).
Согласно пункту 31 Правил коллекцией признается оружие, приобретенное юридическим лицом с целью коллекционирования, а также приобретенное с этой же целью гражданином Российской Федерации и превышающее количество, установленное статьей 13 Закона об оружии. По заявлению гражданина Российской Федерации коллекцией может быть признано имеющееся у него оружие, не превышающее количество, установленное статьей 13 Закона об оружии. При этом выдается лицензия на коллекционирование в порядке, предусмотренном пунктом 30 данных правил.
В целях коллекционирования разрешается приобретать оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации (пункт 32 Правил).
В силу пункта 34 Правил сбор и хранение оружия и патронов, предназначенных для осуществления производственного или учебного процесса, не признается коллекционированием.
По смыслу пункта 30 Правил, объектом коллекционирования может выступать огнестрельное, пневматическое, газовое, сигнальное, холодное и иное оружие и патроны, сбор и хранение которых осуществляются исключительно в научных, информационных и познавательных целях.
При этом граждане Российской Федерации имеют право хранить коллекции оружия и патронов по месту жительства (пункт 42 Правил).
Из приведенных положений следует, что разрешительные документы, выдаваемые гражданину Российской Федерации в целях коллекционирования оружия, не предусматривают права его ношения и исключают возможность использования коллекционируемого оружия в учебных и иных не связанных с хранением и коллекционированием целях, в том числе при проверке навыков безопасного обращения с оружием, проводимой в соответствии с частью 18 статьи 13 Закона об оружии.
Основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части, согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В связи с этим несостоятельна ссылка административного истца на то, что согласно пункту 16 Порядка проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 661, заявитель при проверке практических навыков может использовать принадлежащее ему гражданское оружие и патроны к нему.
Указанный Порядок не относится к нормативным правовым актам большей юридической силы, на соответствие которому может быть проверен оспариваемый акт.
По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение ставит его в неравное положение с иными гражданами, имеющими право на ношение и применение оружия самообороны, и делает невозможным исполнение им установленной частью 18 статьи 13 Закона об оружии обязанности по периодическому прохождению проверки наличия навыков безопасного обращения с оружием.
Согласно указанной норме проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Утвержденный приказом Росгвардии от 26 декабря 2018 г. N 661 Порядок не устанавливает для граждан при прохождении проверки знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием обязанности использовать оружие, находящееся в их собственности, и не лишает их возможности использовать принадлежащее им оружие, приобретаемое в целях самообороны, при наличии выданного Росгвардией или ее территориальным органом в установленном законом порядке разрешительного документа, предоставляющего право хранения и ношения такого оружия.
Административный истец в целях реализации предоставленного Порядком права использования принадлежащего ему гражданского оружия не лишен возможности, переоформив в территориальном органе Росгвардии по месту его жительства разрешение на хранение оружия, получить в установленном законом порядке разрешение на хранение и ношение оружия в целях его использования, в том числе на стрелковом объекте.
Доводы административного истца о несоответствии пункта 62 1 Правил частям 6, 7 статьи 24 Закона об оружии лишены правовых оснований, поскольку указанные нормы не регулируют порядок использования оружия, являющегося объектом коллекционирования, в учебных и тренировочных целях на стрелковых объектах, а устанавливают ограничения для использования старинного (антикварного) оружия и оружия, имеющего культурную ценность, не относящегося к старинному (антикварному) оружию, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия.
Вопреки утверждениям административного истца пункт 62 1 Правил не содержит предписаний, противоречащих положениям Закона об оружии.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца в упоминаемых им аспектах, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела влечет принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Тростянского Андрея Геннадьевича о признании частично недействующим пункта 62 1 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
О.Н. Нефедов |
|
О.В. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2022 г. N АКПИ22-563
Текст решения опубликован не был