Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2022 г. N 53-КАД22-13-К8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Зинченко И.Н., Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Соломатовой Ольги Алексеевны о признании незаконным решения министерства лесного хозяйства Красноярского края об отказе в исключении земельного участка из земель лесного фонда Российской Федерации по кассационной жалобе Соломатовой Ольги Алексеевны на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 4 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 23 июня 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Соломатова О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее также - министерство) об оспаривании решения от 7 апреля 2020 г. об отказе в исключении земельного участка с кадастровым номером ... из состава земель государственного лесного фонда, о возложении обязанности исключить данный земельный участок из земель лесного фонда Российской Федерации.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 4 февраля 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 23 июня 2021 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2021 г. судебные акты оставлены в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Соломатова О.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, между администрацией Емельяновского района Красноярского края в лице муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" (продавец) и Степановой Е.Д. (покупатель) 3 июня 2013 г. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу ..., категория - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения садоводства".
На основании договора купли-продажи от 21 февраля 2014 г. собственником указанного земельного участка является Соломатова О.А. В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости земельный участок поставлен на кадастровый учет 27 августа 2012 г., относится к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" и имеет вид разрешенного использования "для ведения садоводства".
Согласно данным Государственного лесного реестра указанный земельный участок относится к категории земель лесного фонда.
В марте 2020 г. Соломатова О.А. обратилась в министерство лесного хозяйства Красноярского края с заявлением об исключении земельного участка с кадастровым номером ... из земель лесного фонда.
Решением министерства от 7 апреля 2020 г. административному истцу отказано в исключении из состава земель лесного фонда указанного земельного участка, поскольку в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Емельяновского лесничества и лесоустроительными материалами участок располагается на землях лесного фонда, в границах части выдела 6 квартала 11 совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества. Согласно положению о государственном комплексном заказнике "Красноярский", утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 г. N 196-п, квартал 11 совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества расположен в границах особо охраняемых природных территорий краевого значения. В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, не подлежат исключению из состава земель лесного фонда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении искового заявления, суды исходили из части 6 статьи 14 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", согласно которой нормы части 3 статьи 14 названного закона на земельный участок административного истца не распространяются, поскольку часть данного участка находится на землях лесного фонда в границах особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения "Красноярский".
Вместе с тем выводы судов являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. К данным категориям относятся в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда (подпункты 1, 2, 5).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
Поскольку действующим законодательством не допускается отнесение одного земельного участка к нескольким категориям земель, для взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ).
В редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ (статья 5) в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ указано, что в случае, если земельный участок согласно сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости относится к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила упомянутой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.
Особенности регулирования возникших правоотношений изложены в частях 6 и 8 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ положения части 3 данной статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий. На эту норму сослались суды при рассмотрении спора.
Между тем судами не учтена часть 8 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ), согласно которой положения части 3 названной статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 данной статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 упомянутой статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Согласно материалам дела, вступившим в законную силу решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 9 октября 2019 г. по гражданскому делу N 2-1971/2019 отказано в удовлетворении искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства об истребовании из незаконного владения Соломатовой О.А. в пользу Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером ... площадью 647,4 кв.м, о признании объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами: ... самовольными постройками, возложении на Соломатову О.А. обязанности по их сносу, об освобождении земельного участка площадью 647,4 кв.м.
Заявленные Федеральным агентством лесного хозяйства требования к Соломатовой О.А. об истребовании из незаконного владения в пользу Российской Федерации земельного участка по своему содержанию соответствуют условиям, изложенным в части 8 статьи 14 упомянутого федерального закона, поскольку взаимосвязаны с иском об оспаривании зарегистрированного права на земельный участок.
Оставив без удовлетворения иск Федерального агентства лесного хозяйства, суд вынес решение об отказе в отнесении земельного участка к категории земель лесного фонда, признал, что земельный участок с кадастровым номером ... относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В нарушение приведенной процессуальной нормы суд первой инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что вступившим в законную силу судебным актом установлена категория земель земельного участка с кадастровым номером ... - "земли сельскохозяйственного назначения".
С учетом того, что рассматриваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 27 августа 2012 г., его категория, по сведениям ЕГРН, "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для ведения садоводства", право собственности истца на участок возникло и зарегистрировано до 1 января 2016 г., у министерства отсутствовали основания для отказа в исключении его из состава земель государственного лесного фонда.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
кассационную жалобу Соломатовой Ольги Алексеевны удовлетворить, решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 4 февраля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 23 июня 2021 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2021 г. отменить.
Признать решение министерства лесного хозяйства Красноярского края от 7 апреля 2020 г., содержащееся в письме N 86-04150, об отказе в исключении земельного участка с кадастровым номером ... из состава земель государственного лесного фонда незаконным.
Возложить обязанность на министерство лесного хозяйства Красноярского края исключить земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью 1464 кв.м, расположенный по адресу: ..., категория "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения садоводства", принадлежащий на праве собственности Соломатовой Ольге Алексеевне, из состава земель государственного лесного фонда.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2022 г. N 53-КАД22-13-К8
Текст определения опубликован не был