Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2022 г. N 127-КАД22-7-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Зинченко И.Н., Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аметова Абдулкодира на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 22 января 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 г. по делу N 2а-132/2021 по административному иску Аметова А. к администрации Черноморского района Республики Крым о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Межводненского сельского Совета Черноморского района Автономной Республики Крым от 25 октября 2012 г. N 4790 Аметову А. выдано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка из земель жилой и общественной застройки (запаса) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в с. ... площадью 0,0978 га для дальнейшей передачи в собственность. Этим же решением Аметов А. обязан в течение одного года представить проект отвода на утверждение в Совет. Контроль за исполнением решения возложен на постоянную комиссию по земельным вопросам.
Решением Межводненского сельского Совета Черноморского района Автономной Республики Крым от 19 ноября 2013 г. N 6987 в названное решение от 25 октября 2012 г. N 4790 внесены изменения в части площади предоставляемого земельного участка - указана площадь 0,1092 га.
Решением Межводненского сельского Совета Черноморского района Автономной Республики Крым от 14 февраля 2014 г. N 7439 по заявлению Аметова А. срок действия решения Межводненского сельского Совета Черноморского района Автономной Республики Крым от 25 октября 2012 г. N 4790 продлен на один год, то есть до 14 февраля 2015 г.
С целью завершения оформления прав на земельный участок 20 августа 2020 г. Аметов А. обратился в администрацию Черноморского района Республики Крым с заявлением об установлении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: с. ..., приложив к заявлению необходимые документы: межевой план, составленный 7 августа 2020 г., решение Межводненского сельского Совета Черноморского района Автономной Республики Крым N 4790, решение Межводненского сельского Совета Черноморского района Автономной Республики Крым N 6987, решение Межводненского сельского Совета Черноморского района Автономной Республики Крым N 7439.
Решением администрации Черноморского района Автономной Республики Крым от 25 августа 2020 г. N 8583/02-13 Аметову А. отказано в присвоении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на истечение срока действия решения Межводненского сельского Совета Черноморского района Автономной Республики Крым, на основании которого Аметов А. ранее имел право на оформление земельного участка.
Аметов А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным ответа администрации Черноморского района Автономной Республики Крым от 25 августа 2020 г. N 8583/02-13, возложении обязанности на администрацию повторно рассмотреть заявление с учётом Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗPK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 22 января 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2021 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 г., Аметову А. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Мухаметшина Ф.А., ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты, вынести новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в кассационной жалобе, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого административного акта, судебные инстанции, сославшись на решение Межводненского сельского Совета Черноморского района Автономной Республики Крым от 25 октября 2012 г. N 4790 о выдаче Аметову А. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка из земель жилой и общественной застройки (запаса) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в с. ..., д. ..., площадью 0,0978 га для дальнейшей передачи в собственность, в котором содержалось указание на годичный срок действия этого решения, формально исходили из того, что истечение срока действия данного решения препятствует оформлению прав на испрашиваемый земельный участок.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗPK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).
Законодатель Республики Крым, допуская завершение оформления права граждан на земельный участок на основании неисполненных решений о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 г., сохранил действие управленческих решений либо иных распорядительных актов, принятых на основании законодательства Украины в указанный период в целях реализации права граждан на бесплатное предоставление земельного участка, но которые остались не исполнены до 21 марта 2014 г.
Вместе с тем, сохраняя за гражданами право на получение ими земельного участка бесплатно на основании управленческих решений, принятых в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., законодатель временно установил основания для отказа в предоставлении земельного участка. К таким основаниям относится выявление обстоятельств, указанных в части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗPK:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39 16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 г., в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или иного уполномоченного органа, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом.
Таких оснований для отказа в предоставлении земельного участка оспариваемое административным истцом решение не содержит.
Учитывая, что Аметов А. в уполномоченный орган с заявлением об отказе от земельного участка не обращался, решение о выдаче разрешения на составление проекта землеустройства в установленном порядке не отменялось и недействительным не признавалось, а заявитель предпринимал меры, направленные на оформление земельного участка (в том числе меры по уточнению площади), а также то, что земельный участок сформирован в натуре, место расположения испрашиваемого земельного участка соответствует документации по планировке территории, находится в кадастровом квартале 90614:070101, ему присвоен условный адрес: ЗУ1, подготовлен межевой план с приложением схемы границы земельного участка, что не лишает Аметова А. возможности в установленном законодательством порядке завершить оформление земельного участка, начатое до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, на основании неисполненного решения.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 22 января 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 июня 2021 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2021 г. отменить.
Признать незаконным решение администрации Черноморского района Автономной Республики Крым от 25 августа 2020 г. N 8583/02-13.
Возложить на администрацию Черноморского района Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Аметова Абдулкодира об установлении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: с. ..., д. ...
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2022 г. N 127-КАД22-7-К4
Текст определения опубликован не был