Постановление Верховного Суда РФ от 31 августа 2022 г. N 11-АД22-17-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Макаровой И.Д., действующей в интересах генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" Пузырькова Кирилла Юрьевича, на вступившие в законную силу постановление заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 22.10.2020 N 148/20, решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17.03.2021 N 12-305/2021, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 19.05.2021 N 77-589/2021, постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2021 N 16-6061/2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" (далее также - ООО "Челныводоканал") Пузырькова Кирилла Юрьевича
установил:
постановлением заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 22.10.2020 N 148/20, оставленным без изменения решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17.03.2021 N 12-305/2021, решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 19.05.2021 N 77-589/2021, постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2021 N 16-6061/2021, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" Пузырьков К.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Макарова И.Д. выражает несогласие с постановлением заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 22.10.2020 N 148/20 и состоявшимися в порядке его обжалования судебными актами, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Пузырькова К.Ю. к административной ответственности) завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям или никотинсодержащей продукции завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.4.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 5 части 2, пункт 3 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан, уполномоченным на государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством, является Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (пункт 1 Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 N 468).
Из материалов дела следует, что деятельность по холодному водоснабжению, водоотведению и технологическому присоединению в городе Набережные Челны Республики Татарстан осуществляет ООО "Челныводоканал", расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, проезд Хлебный, д. 2, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения для которого на 2000 год установлены постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12.12.2019 N 6-95/тп.
Основанием для привлечения Пузырькова К.Ю. к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что он, являясь генеральным директором ООО "Челныводоканал", в период с января 2020 года по июль 2020 года нарушил порядок ценообразования путем увеличения стоимости работ по подключению потребителей к централизованной системе холодного водоснабжения, установленной постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 12.12.2019 N 6-95/тп, за счет дополнительного взимания платы за врезку к водопроводным сетям согласно калькуляции о стоимости работ, утвержденной заместителем директора названной организации 14.01.2020.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генеральный директор общества Пузырьков К.Ю., не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 названного Кодекса.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии указанного лица состава данного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод защитника о незаконности привлечения Пузырькова К.Ю. к административной ответственности со ссылкой на то, что в тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения расходы на подключение (врезку) не включены, в связи с чем он руководствовался пунктами 17, 22 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, заявлялся в жалобах на постановление должностного лица, был предметом проверки судебных инстанций и обоснованно признан не влекущим отмены постановления.
Согласно части 13 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (часть 14 статьи 1 указанного закона).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "часть 14 статьи 1" имеется в виду "часть 14 статьи 18"
В силу пункта 83 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.
Нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан на 2020 год установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения ООО "Челныводоканал", в составе тарифа на протяженность сетей учтены расходы по врезке в существующую водопроводную сеть на основании представленного обществом локального ресурсного сметного расчета на строительство сетей водопровода, включающего в себя затраты на врезку в существующие сети (пункт 15).
Таким образом, вопреки доводам жалобы защитника Макаровой И.Д., взимание с потребителей платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением) потребителей к централизованной системе холодного водоснабжения, помимо установленных тарифами на подключение (технологическое присоединение), свидетельствует о завышении регулируемых государством цен.
Выводы, содержащиеся в решениях по иным делам об административных правонарушениях, не могут рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, поскольку решение по каждому делу об административном правонарушении выносится с учетом конкретных его обстоятельств на основании собранных доказательств.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 22.10.2020 N 148/20, решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17.03.2021 N 12-305/2021, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 19.05.2021 N 77-589/2021, постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2021 N 16-6061/2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" Пузырькова Кирилла Юрьевича, оставить без изменения, жалобу защитника Макаровой И.Д., действующей в интересах Пузырькова Кирилла Юрьевича, - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 31 августа 2022 г. N 11-АД22-17-К6
Текст постановления опубликован не был