Решение Самарского областного суда от 25 мая 2022 г. N 3а-1145/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1145/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С." о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в вышеуказанный Перечень под названным пунктом включено здание с кадастровым номером N, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку его назначение и фактическое использование не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В здании располагаются принадлежащие административному истцу нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N, которые использовались и используются под производственно-складские цели. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан Приказ от 22.10.2021 N 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; Приказ опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечень на 2022 год под пунктом N N.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о нежилом здании с кадастровым номером N площадью 3591,9 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>.
Сведения о собственнике данного нежилого здания в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Между тем, ООО "С." является собственником расположенных в указанном здании нежилых помещений с кадастровыми номерами N (площадью 373,2 кв. м), с кадастровым номером N (площадью 3218,7 кв. м).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение нежилое, наименование - административно-производственный корпус.
По сведениям технического паспорта в нежилом здании располагаются кабинеты, лестничные клетки, коридоры, тепловые узлы, душевая, моечная, кладовые, подсобные помещения, санузлы, бытовые помещения, водомерный узел, компрессорная, окрасочный цех, сушильные и окрасочные камеры, склад, венткамера, цех окраски, электрощитовая.
Термин "кабинет" не тождественен термину "офис", остальные помещения являются производственными, складскими, подсобными или вспомогательными помещениями.
Наименование здания "административно-бытовой корпус" не свидетельствует о том, что указанное здание предназначено для размещения в качестве офисного объекта, объекта торговли, объекта общественного питания или бытового обслуживания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на дату утверждения Перечня административным ответчиком не проводилось, доказательств фактического использования нежилого здания под офисы административным ответчиком не предоставлено.
Согласно акту осмотра, выполненного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в здании фактически располагаются коридоры, тепловой узел, душевая, моечная, кладовая, подсобные помещения, санузлы, душевая, производственно-складские помещения, электрощитовая, помещения для размещения мебели и строительного мусора, комнаты для приема пищи, для персонала, лестничные клетки, часть помещений пустует.
С 01.01.2022 помещение в здании площадью 382,1 кв. м используется ООО "ПКФ "Л." на основании договора аренды от 01.01.2022.
С 21.09.2021 помещение в здании площадью 41.8 кв. м используется ООО "А." на основании договора аренды от 21.09.2021.
С 20.06.2021 помещение в здании площадью 255.8 кв. м используется ООО "Ф." на основании договора аренды от 20.06.2021.
С 20.06.2021 помещения в здании площадью 8,4, 5,6, 6,6 кв. м используется ИП М. на основании договора аренды от 20.06.2021.
С 13.06.2021 помещения в здании площадью 659 кв. м используется ИП З. на основании договора аренды от 13.06.2021.
Нежилое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102155:642, вид разрешенного использования которого: для дальнейшей эксплуатации производственной базы.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка в совокупности со сведениями о нежилом здании не предполагают размещение в нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Указанное согласуется с обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения административного дела N 3а-2062/2021 по административному исковому заявлению ООО "С." о признании недействующими нормативных правовых актов в части.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N необоснованно включено в Перечень на 2022 год, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "С." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 года N 2233 в части включения в него под пунктом N N нежилого здания с кадастровым номером N.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.06.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 25 мая 2022 г. N 3а-1145/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании