Апелляционное определение Самарского областного суда от 29 июня 2021 г. N 33А-7430/2021
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1760/2021 по административному исковому заявлению прокурора г. Тольятти Самарской области о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда абзаца 2 и 3 пункта 5.3.1.1, абзаца 2 пункта 5.3.2.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории г.о. Тольятти, утвержденного постановлением администрации г.о. Тольятти от 23 апреля 2020 г. N 1201-п/1,
по апелляционному представлению прокурора г. Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 9 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда С.Д.А., объяснения представителя прокуратуры Самарской области В.С.Ш., поддержавшей апелляционное представление, представителя администрации г.о. Тольятти К.А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда установила:
прокурор г. Тольятти Самарской области обратился в Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области суд с административным иском к администрации г.о. Тольятти Самарской области о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда абзаца 2 и 3 пункта 5.3.1.1, абзаца 2 пункта 5.3.2.1 Положения о погребении и похоронном деле на территории г.о. Тольятти, утвержденного постановлением администрации г.о. Тольятти от 23 апреля 2020 г. N 1201-п/1 (далее - Положение N 1201-п/1).
Заявленное требование мотивировано тем, что оспариваемыми пунктами Положение N 1201-п/1 предусмотрено, что в случае обращения с заявлением представителя лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, к заявлению прилагается копия с предъявлением подлинника доверенности, заверенной нотариально. Вместе с тем, действующим законодательством, регулирующим порядок создания семейных (родовых) захоронений, не предусмотрена обязанность предоставления с письменным заявлением о внесении изменений в решение и (или) об отмене решения о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения доверенности, удостоверенной нотариально, подлинника свидетельства о смерти заявителя. Требование нотариально заверенной доверенности и свидетельства о смерти при обращении с заявлением представителя лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, противоречит положениям ст. 9 ГК РФ, ст.ст. 6, 7 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 66-ГД, и лишает лиц, взявших на себя обязанность осуществить волеизъявление умершего, реализовать установленное ст.ст. 5, 7 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" право на погребение умершего с учетом его волеизъявления о достойном отношении к его телу после смерти.
Протест прокурора г. Тольятти на пункты 5.3.1.1 и 5.3.2.1 Положение N 1201-п/1 Главой г.о. Тольятти оставлен без удовлетворения.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 9 апреля 2021 г. в удовлетворении административного требования отказано.
В апелляционном представлении прокурором г. Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Под законностью, как это следует из содержания статьи 3 КАС РФ, законодатель понимает правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 КАС РФ.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Регулирование услуг ритуально-похоронного комплекса осуществляется в соответствии с основополагающими правовыми документами как на федеральном уровне, так и на уровне региональных органов власти.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городских округов. Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Таким образом, организация работы этой сферы, в соответствии с Федеральными законами осуществляется на уровне органов местного самоуправления.
Согласно пунктов 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 ФЗ Закона о погребении на общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 21 Закона о погребении гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Закон Самарской области от 06.07.2015 N 66-ГД (ред. от 07.11.2018) "О порядке создания семейных (родовых) захоронений на территории Самарской области" в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" регулирует отношения, связанные с предоставлением на территории Самарской области участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений.
Постановлением администрации городского округа Тольятти Самарской области от 23.04.2020 N 1201-п/1 утверждено Положение N 1201-п/1.
Первоначальный текст документа опубликован 24 апреля 2020 г. в издании "Городские ведомости", N 26 (2286).
Положение N 1201-п/1 разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Законом Самарской области от 06.07.2015 N 66-ГД "О порядке создания семейных (родовых) захоронений на территории Самарской области", ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, Уставом городского округа Тольятти Самарской области.
Положение N 1201-п/1 определяет порядок организации похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории общественных кладбищ городского округа Тольятти (далее - городской округ), гарантии осуществления погребения, порядок деятельности общественных кладбищ городского округа, устанавливает порядок погребения, порядок создания семейных (родовых) захоронений и порядок установки намогильных сооружений на общественных кладбищах городского округа.
Согласно пункта 5.3.1.1 Положения N 1201-п/1 для внесения изменений в решение о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения лицо, ответственное за семейное (родовое) захоронение, либо его представитель, либо иное лицо, которое может быть погребено на одном семейном (родовом) захоронении (в случае смерти лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение) (далее - ответственное лицо), обращается в уполномоченный орган с заявлением, составленным в произвольной форме.
В случае обращения с заявлением представителя лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, к заявлению прилагается копия с предъявлением подлинника доверенности, заверенной нотариально.
В случае смерти лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, иное лицо, которое может быть погребено на одном семейном (родовом) захоронении, прилагает к заявлению копию с предъявлением подлинника свидетельства о смерти лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение.
В соответствии с пунктом 5.3.2.1 Положения N 1201-п/1 для отмены решения о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения по инициативе заявителя ответственное лицо обращается в администрацию городского округа Тольятти с заявлением, составленным в произвольной форме.
В случае обращения с заявлением представителя лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, к заявлению прилагается копия с предъявлением подлинника доверенности, заверенной нотариально.
В случае смерти лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, иное лицо, которое может быть погребено на одном семейном (родовом) захоронении, прилагает к заявлению копию с предъявлением подлинника свидетельства о смерти лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение.
Прокуратура г. Тольятти Самарской области в рамках осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления провела проверку по вопросу соответствия федеральному законодательству муниципальных правовых актов.
В ходе проверки прокурор г. Тольятти установил факт несоответствия действующему законодательству отдельных норм Положения N 1201-п/1.
По итогам проверки прокурор вынес протест от 3 июля 2020 N 07-04-2020 об устранении нарушений действующего законодательства, рассмотрев который Глава г.о. Тольятти посчитал протест на пункты 5.3.1.1 и 5.3.2.1 Положения N 1201-п/1 необоснованным.
Судебная коллегия приходит к выводу, что названные пункты Положения N 1201-п/1 вопреки доводам прокурора не устанавливают требование к заявителю по предоставлению иных документов, не предусмотренных Законом Самарской области от 06.07.2015 N 66-ГД "О порядке создания семейных (родовых) захоронений на территории Самарской области", и не нарушает права неопределенного круга лиц - лиц, взявших на себя обязанность осуществить волеизъявление умершего - в данном случае свидетельство о смерти является лишь подтверждением факта смерти лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, что является основанием для иного лица, которое может быть погребено на одном семейном (родовом) захоронении, на обращение в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в решение о предоставлении участка земли для создания семейного (родового) захоронения. Исключение из Положения N 1201-п/1 положений, регулирующих действия представителя в интересах лица, ответственного за семейное (родовое) захоронение, лишит такое лицо права представления его интересов в случае захоронения лиц, которые могут быть погребены на одном семейном (родовом) захоронении. Полномочия представителя, обращающегося в интересах лица, ответственного за захоронение, подлежат удостоверению. Кроме того, Закон Самарской области от 06.07.2015 N 66-ГД "О порядке создания семейных (родовых) захоронений на территории Самарской области" запрет на обращение с таким заявлением представителя лица, ответственного за захоронение, не содержит.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у администрации г.о. Тольятти оснований для принятия пунктов 5.3.1.1 и 5.3.2.1 Положения N 1201-п/1, и, соответственно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором г. Тольятти требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что права, свободы и законные интересы граждан указанными пунктами Положения N 1201-п/1 не нарушены, обжалуемое Положение N 1201-п/1 в части пунктов 5.3.1.1 и 5.3.2.1 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, соответствует, процедура его принятия соблюдена.
В силу вышеизложенного доводы апелляционного представления не влекут отмену решения суда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 9 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Тольятти Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 8 июля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 29 июня 2021 г. N 33А-7430/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании