Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
экономического развития
Сахалинской области
от 12 сентября 2022 г. N 3.05-7-п
Методические рекомендации
по разработке и реализации государственных программ Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Сахалинской области (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком разработки, реализации и мониторинга государственных программам Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 26.08.2022 N 376 "О Порядке разработке, реализации и мониторинга государственных программ Сахалинской области" (далее - Порядок), в целях методического обеспечения процесса разработки и реализации государственных программ Сахалинской области.
1.2. Методические рекомендации устанавливают требования к содержанию государственных программ Сахалинской области и формам приложений, разрабатываемых при формировании и реализации государственных программ Сахалинской области (далее - государственные программы) и их структурных элементов, за исключением региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов, в совокупности составляющих проектную часть государственной программы, а также документов, формы которых определяются в соответствии с иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Сахалинской области, Правительства Сахалинской области.
1.3. Формирование структурных элементов, составляющих проектную часть государственной программы, осуществляется в соответствии с Положением об организации проектной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 30.06.2020 N 293, Положением о реализации региональных проектов на территории Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 30.06.2020 N 294.
1.4. Для целей Методических рекомендаций используются следующие понятия:
- национальная цель - национальная цель развития Российской Федерации, определенная Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ);
- целевой показатель национальной цели - показатель, характеризующий достижение национальной цели, определенной Указом;
- цель государственной программы - социальный, экономический или иной общественно значимый эффект от реализации государственной программы на момент окончания реализации государственной программы;
- показатель государственной программы - количественно измеримый показатель, характеризующий достижение целей государственной программы и отражающий конечные общественно значимые социально-экономические эффекты от реализации государственной программы;
- задача структурного элемента государственной программы - итог деятельности, направленный на достижение положительных изменений в социально-экономической сфере;
- мероприятие (результат) государственной программы - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
- отдельное мероприятие государственной программы - мероприятие, не входящее в состав региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий, реализуемое в рамках государственной программы, направленное на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году;
- иные понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют определениям, данным в Порядке.
2. Рекомендации по формированию раздела "Приоритеты и цели государственной политики"
2.1. Раздел "Приоритеты и цели государственной политики" (далее - раздел Стратегические приоритеты) представляет текстовую часть государственной программы и по содержанию и структуре должен соответствовать требованиям раздела 3 Порядка, а также учитывать требования настоящего раздела Методических рекомендаций.
2.2. Раздел Стратегические приоритеты состоит из следующих подразделов:
I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы реализации государственной программы.
В подразделе приводится описание действительного состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Сахалинской области, указываются основные показатели развития данной сферы, определяются проблемы и меры по их устранению.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы.
Данный подраздел содержит:
- описание приоритетов социально-экономического развития Сахалинской области, соответствующих сфере реализации государственной программы;
- описание целей государственной программы, характеризующих достижение указанных приоритетов;
Указанные цели должны быть установлены документами стратегического планирования, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Сахалинской области.
- описание региональных, стратегических, ведомственных проектов посредством реализации мероприятий которых осуществляется достижение национальных целей;
- описание задач региональных, стратегических, ведомственных проектов в рамках государственной программы.
III. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями.
Подраздел формируется исходя из необходимости достижения национальных целей с учетом положений Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.
В разделе приводится описание задач и мероприятий, способствующих достижению национальных целей.
IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы.
В рамках описания задач государственного управления и способов их достижения приводятся основные задачи развития соответствующей сферы реализации государственной программы, предлагаемые механизмы (способы) их достижения (планируемые мероприятия), а также ожидаемые результаты реализации государственной программы с учетом сферы ответственности и полномочий ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы и имеющихся финансовых ресурсов.
V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Сахалинской области, в том числе предусмотренных Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, Планом социального развития центров экономического роста Сахалинской области и Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года.
2.3. Максимальный объем раздела - не более 10 страниц машинописного текста.
3. Требования к формированию раздела "Порядки предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Сахалинской области"
3.1. В случае если государственная программа предусматривает предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Сахалинской области на реализацию мероприятий муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Сахалинской области, в составе государственной программы формируется раздел "Порядки предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Сахалинской области".
3.2. В разделе "Порядки предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Сахалинской области" приводятся наименования порядков предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Сахалинской области в рамках реализации государственной программы.
4. Требования к формированию паспорта государственной программы
4.1. Паспорт государственной программы формируется в соответствии с требованиями подпункта 3.3 раздела 3 Порядка, а также должен учитывать рекомендации, установленные настоящим разделом Методических рекомендаций.
4.2. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме Приложения N 1 к Методическим рекомендациям.
4.3. Паспорт государственной программы разрабатывается с учетом следующих подходов:
1) отражение в паспорте государственной программы взаимосвязи такой программы с достижением национальных целей и их Целевых показателей;
2) отражение в паспорте государственной программы связи ее структурных элементов с достижением показателей государственной программы;
3) определение в паспорте государственной программы перечня региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов, комплексов процессных мероприятий, а также отдельных мероприятий;
4) детализация значений показателей государственной программы по годам реализации государственной программы;
5) планирование финансового обеспечения реализации государственной программы в разрезе структурных элементов, по годам реализации с указанием источников финансового обеспечения, исходя из необходимости достижения установленных целей и показателей государственной программы;
6) обеспечение соответствия информации, указанной в паспорте государственной программы и информации, указанной в паспортах ее структурных элементов;
7) декомпозиция по муниципальным образованиям Сахалинской области показателей государственной программы, достижение которых относится к полномочиям муниципальных образований Сахалинской области.
4.4. Сведения в паспорте государственной программы приводятся, начиная с 2024 года, либо с года начала реализации государственной программы (для государственных программ, реализация которых начинается после 2024 года).
4.5. В разделе 1 "Основные положения" паспорта государственной программы отражается основная информация о государственной программе, в том числе сведения об ответственном исполнителе, соисполнителях, участниках, периоде реализации, целях, направлениях (подпрограммах), объеме финансового обеспечения за весь период реализации государственной программы, а также влиянии на достижение национальных целей (в случае, если в рамках государственной программы реализуются мероприятия, направленные на достижение национальных целей).
4.5.1. Наименование государственной программы, информация об ответственном исполнителе и периоде реализации в соответствующих строках указанного раздела приводится в соответствии с утвержденным Правительством Сахалинской области перечнем государственных программ Сахалинской области (далее - Перечень государственных программ).
4.5.2. В строке "Ответственный исполнитель" паспорта государственной программы указывается Правительство Сахалинской области (структурное подразделение), орган исполнительной власти Сахалинской области, определенные в Перечне государственных программ в качестве ответственного исполнителя за разработку и реализацию государственной программы.
4.5.3. В строке "Соисполнители" паспорта государственной программы указываются:
а) Правительство Сахалинской области (структурные подразделения), органы исполнительной власти Сахалинской области, представители которых определены руководителями региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов;
б) Правительство Сахалинской области (структурные подразделения) и, являющиеся главными распорядителями средств областного бюджета, органы исполнительной власти Сахалинской области, ответственные за разработку и реализацию комплексов процессных мероприятий государственной программы.
4.5.4. В строке "Участники" паспорта государственной программы указываются Правительство Сахалинской области (структурные подразделения), органы исполнительной власти Сахалинской области, участвующие в реализации региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий в составе государственной программы.
4.5.5. В строке "Период реализации" паспорта государственной программы указывается период реализации государственной программы (год начала и год окончания реализации государственной программы).
4.5.6. В строке "Цели государственной программы Сахалинской области" паспорта государственной программы указываются не более 10 наименований целей реализации государственной программы.
4.5.7. Количество целей государственной программы не должно быть более количества направлений (подпрограмм) государственной программы.
Цель государственной программы формулируется с указанием целевого значения показателя, отражающего конечный социально-экономический эффект от реализации государственной программы на момент окончания её реализации.
Цели государственных программ могут включать указание на национальные цели или достижение показателей национальных целей в соответствии со сферой реализации государственной программы.
Цели государственной программы должны соответствовать критериям конкретности, измеримости, достижимости, актуальности и ограниченности во времени.
Для каждой цели государственной программы формируются показатели, отражающие конечные общественно значимые социально-экономические эффекты от реализации государственной программы.
4.5.8. В строке "Направления (подпрограммы)" паспорта государственной программы указываются наименования выделяемых (при необходимости) в государственной программе направлений (подпрограмм).
4.5.9. В строке "Объемы финансового обеспечения за весь период реализации" паспорта государственной программы указывается общий объем финансирования государственной программы в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.
4.5.10. В строке "Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации" приводятся наименования национальных целей и их целевых показателей в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, на достижение которых влияет государственная программа (в случае, если в рамках государственной программы реализуются мероприятия, направленные на достижение национальных целей).
4.6. В разделе 2 "Показатели государственной программы" паспорта государственной программы подлежат отражению показатели уровня государственной программы, соответствующие требованиям, установленными пунктами 3.17 - 3.22 раздела 3 Порядка.
4.6.1. Показатели государственной программы, отражающие конечные общественно значимые социально-экономические эффекты от реализации государственной программы, формируются для каждой цели государственной программы.
4.6.2. Количество показателей государственной программы формируется исходя из необходимости и достаточности для достижения целей государственной программы.
4.6.3. Используемые показатели государственной программы должны позволять очевидным образом оценивать прогресс в достижении ее целей.
4.6.4. По каждому показателю в соответствующих графах раздела приводится его наименование, единица измерения по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ), базовое значение и значения по годам реализации государственной программы, наименование ответственного за достижение показателя структурного подразделения Правительства Сахалинской области, органа исполнительной власти Сахалинской области, а также связь с показателями национальных целей (при наличии такой связи).
4.6.5. В качестве базового значения показателя указывается фактическое значение за год, предшествующий году разработки проекта государственной программы.
4.6.6. Показатели, рассчитанные по методикам, принятым ответственными исполнителями государственных программ, применяются только при отсутствии возможности получения данных на основе государственных (федеральных) статистических наблюдений, а также возможности применения показателей, рассчитанных по методикам, принятым федеральными органами исполнительной власти, международными организациями.
4.6.7. В случае включения в перечень показателей государственной программы показателей, которые не включены в данные государственного (федерального) статистического наблюдения, дополнительно в государственную программу включаются сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателя государственной программы по форме таблицы N 1 Приложения N 5 к Методическим рекомендациям.
4.6.8. Показатели государственной программы формируются с учетом показателей, включенных по соответствующей сфере в долгосрочные документы (указы, стратегии, государственные программы Российской Федерации и т.п.), утвержденные Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Сахалинской области.
4.7. Значения показателей государственной программы должны соответствовать или иметь не худшие значения показателей, установленных для Сахалинской области в документах стратегического планирования федерального и регионального уровней.
4.8. По итогам отчетного года плановые значения показателей последующих периодов могут быть скорректированы с учетом достигнутого уровня.
4.9. Корректировка плановых значений показателей текущего года, с учетом сложившегося фактического значения или его оценки, в 4 квартале текущего года не допускается, кроме случаев принятия решений Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Губернатором Сахалинской области или Правительством Сахалинской области (за исключением изменений, внесенных в 4 квартале текущего года в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на текущий год и на плановый период" и адресную инвестиционную программу Сахалинской области на текущий год и плановый период), делающих невозможным достижение значений показателей, о чем должно быть указано в пояснительной записке к проекту нормативного акта о внесении изменений в государственную программу.
4.10. В случае, если государственной программой предусматривается предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий муниципальных программ, в Паспорт государственной программы включается Таблица "Сведения о показателях государственной программы в разрезе муниципальных образований Сахалинской области" в соответствии с разделом 2.1. Приложения N 1 к Методическим рекомендациям.
4.10.1. В указанном разделе по каждому показателю приводится его наименование, единица измерения по ОКЕИ, а также базовое значение и значения по годам реализации государственной программы в разрезе муниципальных образований Сахалинской области.
4.10.2. Показатели, установленные в данном разделе для муниципальных образований Сахалинской области, могут быть включены в соглашения о реализации на территории муниципального образования мероприятий муниципальных программ, заключаемые ответственным исполнителем, соисполнителем, участником государственной программы с администрациями муниципальных образований.
4.10.3. При этом, в случае внесения изменений в соглашения о реализации на территории муниципального образования мероприятий муниципальных программ в 4 квартале текущего года, в соответствии с пунктом 4.9 настоящих Методических рекомендаций корректировка плановых показателей государственных программ не производится.
4.11. В разделе 3 "Структура государственной программы" паспорта государственной программы приводится информация о структурных элементах государственной программы (региональных проектах, стратегических проектах, ведомственных проектах, комплексах процессных мероприятий, а также при необходимости об отдельных мероприятиях, направленных на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем финансовом году).
4.12. Взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям структурные элементы, сгруппированные исходя из необходимости достижения целей государственной программы, при необходимости приводятся в составе направлений (подпрограмм) государственной программы.
4.13. По каждому структурному элементу государственной программы приводится следующая информация:
- наименование (для региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов указываются их краткие наименования в соответствии с паспортами таких проектов);
- наименование органа исполнительной власти Сахалинской области, структурного подразделения Правительства Сахалинской области, ответственного за реализацию структурного элемента государственной программы;
- срок реализации в формате "год начала - год окончания реализации" (для комплексов процессных мероприятий год окончания не указывается);
- задачи структурного элемента, решение которых обеспечивается реализацией структурного элемента государственной программы. Приводятся ключевые (социально значимые) задачи, планируемые к решению в рамках региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов, комплексов процессных мероприятий;
- ожидаемые эффекты от реализации задачи. Приводится краткое описание ожидаемых социальных, экономических и иных эффектов от выполнения каждой задачи структурного элемента;
- связь с показателями государственной программы. По каждой задаче структурного элемента в соответствующей графе приводится наименование одного или нескольких показателей уровня государственной программы, указанных в разделе 2 Паспорта государственной программы "Показатели государственной программы Сахалинской области" (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям).
4.14. Каждый структурный элемент и каждая задача структурного элемента должны быть связаны хотя бы с одним показателем государственной программы (за исключением комплексов процессных мероприятий, по которым в соответствии с Порядком показатели могут не устанавливаться).
4.15. Задачи структурных элементов государственной программы не должны дублироваться.
4.16. В разделе 4 "Финансовое обеспечение государственной программы" паспорта государственной программы подлежит отражению информация об объеме финансового обеспечения государственной программы в разрезе ее структурных элементов по каждому направлению (подпрограмме) (при наличии) по годам реализации с указанием источников финансового обеспечения.
4.17. Раздел 4 "Финансовое обеспечение государственной программы" приводится по форме в соответствии с разделом 4 Приложения N 1 к Методическим рекомендациям.
4.18. Объем финансового обеспечения государственной программы включает в себя бюджетные ассигнования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств областного бюджета Сахалинской области, внебюджетных источников, а также общий объем налоговых расходов (справочно) в рамках государственной программы, которые указываются в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.
4.19. Объемы финансового обеспечения реализации государственной программы на очередной финансовый год и плановый период указываются в соответствии с параметрами закона Сахалинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
4.20. Объемы финансового обеспечения реализации государственной программы на период после планового периода указываются в соответствии с параметрами бюджетного прогноза Сахалинской области на долгосрочный период.
4.21. Не допускается расхождение параметров финансового обеспечения структурных элементов государственной программы, приведенных в паспорте такой программы и паспортах соответствующих структурных элементов программы.
4.22. В графе "Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов" раздела 4 "Финансовое обеспечение государственной программы" паспорта государственной программы приводится информация о средствах территориального фонда обязательного медицинского страхования Сахалинской области.
4.23. В графе "Объем налоговых расходов (справочно)" раздела 4 "Финансовое обеспечение государственной программы" паспорта государственной программы приводится информация об общем объеме налоговых расходов Сахалинской области, предусмотренных в рамках государственной программы.
4.24. В качестве внебюджетных источников в разделе 4 "Финансовое обеспечение государственной программы" паспорта государственной программы подлежат отражению привлеченные средства предприятий и организаций различных форм собственности, не предусмотренные в областном бюджете Сахалинской области.
4.25. По мероприятиям государственных программ, финансируемым из внебюджетных источников, в установленном законодательством порядке заключаются соглашения (договоры) между ответственным исполнителем, соисполнителем, участником государственной программы и инвесторами.
5. Требования к заполнению паспортов структурных элементов государственной программы
5.1. Формирование паспортов структурных элементов государственной программы, составляющих проектную часть государственной программы (региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов) осуществляется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Сахалинской области от 30.06.2020 N 293 "Об организации проектной деятельности", постановлением Правительства Сахалинской области от 30.06.2020 N 294 "Об утверждении Положения о реализации региональных проектов на территории Сахалинской области".
5.2. Формы паспортов структурных элементов государственной программы, составляющих проектную часть государственной программы (региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов), устанавливаются Методическими указаниями проектного комитета по подготовке паспортов и рабочих планов региональных проектов и Методическими рекомендациями регионального проектного офиса в сфере проектной деятельности по подготовке паспортов стратегических и ведомственных проектов.
5.3. Паспорт комплекса процессных мероприятий разрабатывается ответственным исполнителем государственной программы совместно с соисполнителями и участниками государственной программы по форме согласно Приложению N 2 к Методическим рекомендациям.
5.4. Комплекс процессных мероприятий представляет собой группу скоординированных мероприятий (результатов), имеющих общую целевую ориентацию и направленных на выполнение функций и решение текущих задач Правительства Сахалинской области, органов исполнительной власти Сахалинской области.
5.5. Паспорт комплекса процессных мероприятий разрабатывается с учетом следующих подходов:
а) отражение в паспорте комплекса процессных мероприятий общих положений о комплексе процессных мероприятий;
б) формирование в паспорте комплекса процессных мероприятий мероприятий (результатов), совокупная реализация которых обеспечивает вклад в достижение целей и показателей государственной программы;
в) планирование значений мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий по годам реализации (при необходимости);
г) осуществление планирования мероприятий (результатов) до контрольных точек (при необходимости до объектов);
д) определение органа исполнительной власти, ответственного за реализацию мероприятий (результатов), входящих в комплекс процессных мероприятий;
е) декомпозиция по муниципальным образованиям Сахалинской области показателей комплекса процессных мероприятий, достижение которых относится к полномочиям муниципальных образований Сахалинской области.
5.6. В разделе 1 "Общие положения" паспорта комплекса процессных мероприятий приводится основная информация о комплексе процессных мероприятий, в том числе его наименование, сведения об ответственном за разработку и реализацию комплекса процессных мероприятий (соисполнитель государственной программы), сведения об участниках, ответственных за реализацию мероприятий комплекса процессных мероприятий.
5.7. В разделе 2 "Показатели комплекса процессных мероприятий" приводятся показатели комплекса процессных мероприятий с указанием единиц измерения по ОКЕИ, базовых значений и плановых значения по годам реализации, а также наименование ответственного за достижение показателя структурного подразделения Правительства Сахалинской области, органа исполнительной власти Сахалинской области.
5.8. Включаемые в указанный раздел показатели должны соответствовать требованиям, установленным пунктами 3.17 - 3.22 раздела 3 Порядка.
5.9. В разделе 2.1 "Показатели комплекса процессных мероприятий в разрезе муниципальных образований Сахалинской области" приводятся показатели комплекса процессных мероприятий с указанием единиц измерения по ОКЕИ, базовых значений и плановых значения по годам реализации в целом и в разрезе муниципальных образований Сахалинской области.
5.10. В разделе 3 "Перечень мероприятий (результатов) комплекса процессных мероприятий" паспорта комплекса процессных мероприятий приводятся задачи, а также необходимые для их решения мероприятия (результаты). По каждому мероприятию (результату) приводится его наименование, тип, характеристика, единица измерения по ОКЕИ, базовое значение и значения по годам реализации комплекса процессных мероприятий.
5.11. Формирование мероприятий комплекса процессных мероприятий осуществляется с учетом требований, установленных пунктами 3.11, 3.12, 3.14, 3.15, 3.16 раздела 3 Порядка.
5.12. Наименование мероприятия (результата) должно быть сформулировано в виде завершенного действия, характеризующего в том числе количество создаваемых (приобретаемых) материальных и нематериальных объектов, объем оказываемых услуг или выполняемых работ.
5.1.3. Наименование мероприятия (результата) не должно:
- дублировать наименование показателя, задачи, иного мероприятия (результата) комплекса процессных мероприятий, а также их контрольных точек;
- дублировать наименования показателей, мероприятий (результатов) иных структурных элементов государственной программы;
- содержать значения мероприятия (результата) и указание на период реализации;
- содержать указание на два и более мероприятия (результата);
- содержать наименования федеральных законов, иных нормативных правовых актов, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Сахалинской области;
- содержать указание на виды и формы государственной поддержки (субвенции, субсидии, дотации и другое).
5.14. Мероприятия (результаты) комплекса процессных мероприятий необходимо формировать с учетом соблюдения принципа увязки одного мероприятия (результата) с одним направлением расходов областного бюджета.
5.15. Мероприятие (результат) комплекса процессных мероприятий государственной программы должно иметь контрольные точки (ключевые события), отражающие ход его реализации и факт завершения значимых действий по исполнению (достижению) этого мероприятия (результата) и (или) по созданию объекта.
5.16. При разработке мероприятий (результатов) и контрольных точек комплексов процессных мероприятий государственных программ рекомендуется формировать мероприятия (результаты) по типам:
1) Оказание услуг (выполнение работ). Указанный тип используется для мероприятий (результатов), в рамках которых предусматривается предоставление субсидий на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Наименование мероприятия (результата) с типом "Оказание услуг (выполнение работ)" формулируется исходя из содержания оказываемых услуг (выполняемых работ). Значения такого мероприятия (результата) устанавливаются в соответствии с показателями, характеризующими объем государственных услуг (выполняемых работ), установленными в государственном задании.
2) Осуществление текущей деятельности. В рамках мероприятий (результатов) с указанным типом предусматривается содержание органов исполнительной власти, структурных подразделений Правительства Сахалинской области, а также подведомственных им учреждений, в том числе:
- материальное обеспечение аппарата ответственного исполнителя (соисполнителя) государственной программы, включая фонд оплаты труда;
- осуществление компенсационных и иных выплат сотрудникам аппарата ответственного исполнителя (соисполнителя) государственной программы, в том числе:
а) компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемым из областного бюджета Сахалинской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях;
б) ежемесячная денежная компенсация за наем жилых помещений;
в) иные, в том числе "отраслевые" выплаты и компенсации (например, выплаты в области физической культуры, спорта и туризма);
- обеспечение условий для осуществления текущей деятельности ответственного исполнителя (соисполнителя) государственной программы и подведомственных ему учреждений (при необходимости).
В рамках такого мероприятия (результата) осуществляется в том числе обеспечение эксплуатации и текущего ремонта административных зданий, оплата коммунальных услуг и иных хозяйственных расходов, арендных платежей, осуществление закупок канцелярских принадлежностей, офисной мебели и иных закупок, а также уплата налогов, прочих сборов, исполнение судебных актов и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда;
- научно-методическое и экспертно-аналитическое обеспечение деятельности ответственного исполнителя (соисполнителя) государственной программы.
Для мероприятий (результатов) с типом "Осуществление текущей деятельности" значения и контрольные точки не устанавливаются.
3) Повышение квалификации кадров. Указанный тип используется для мероприятий (результатов), предусматривающих реализацию программ профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров.
В качестве наименования мероприятия (результата) с таким типом рекомендуется использовать формулировку "Обеспечено повышение квалификации (профессиональная переподготовка) кадров" с уточнением в такой формулировке целевой группы обучающихся.
В случае профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих соответствующие мероприятия (результаты) следует предусматривать в составе обеспечивающих комплексов процессных мероприятий.
4) Выплаты физическим лицам. Указанный тип используется для мероприятий (результатов), предусматривающих осуществление выплат пособий, компенсаций, а также социальных и прочих выплат различным категориям граждан.
В качестве наименования мероприятия (результата) с таким типом рекомендуется использовать формулировку "Обеспечена государственная поддержка граждан" с уточнением в такой формулировке целевой группы получателей.
Значение такого мероприятия (результата) рекомендуется устанавливать в зависимости от численности получателей пособий, компенсаций и прочих выплат.
5) Приобретение товаров, работ, услуг. Указанный тип используется для мероприятий (результатов), в рамках которых осуществляются закупки товаров, работ и услуг.
Значение результата и единица его измерения устанавливаются в зависимости от объекта закупки и ее объема.
6) Жилищное обеспечение граждан. Указанный тип используется для мероприятий (результатов), в рамках которых осуществляется предоставление субсидии гражданам на приобретение жилья.
В качестве наименования мероприятия (результата) с таким типом рекомендуется использовать формулировку "Жилищное обеспечение" с указанием конкретной целевой группы.
7) Резервы. Указанный тип результата используется исключительно для вида расходов 870 "Резервные средства" бюджетной классификации Российской Федерации. Значения и контрольные точки для такого мероприятия (результата) не устанавливаются
5.17. При описании характеристики мероприятия (результата приводятся дополнительные качественные и количественные параметры, которым должно соответствовать мероприятие (результат). Формулировка характеристики мероприятия (результата) должна уточнять такое мероприятие (результат) и. не дублировать его наименование. В случае если выполнение мероприятия (достижение результата) предусмотрено по годам реализации комплекса процессных мероприятий, характеристика такого результата (мероприятия) должна уточнять его качественные и количественные параметры по каждому году.
5.18. При формировании комплексов процессных мероприятий в рамках государственной программы целесообразно отдельно выделять:
а) комплекс процессных мероприятий по обеспечению реализации государственных функций и полномочий ответственным исполнителем государственной программы;
б) комплекс процессных мероприятий по обеспечению реализации государственных функций и полномочий соисполнителем (участником) государственной программы, в случае если бюджетные ассигнования областного бюджета на его содержание предусмотрены в рамках такой программы;
в) комплекс процессных мероприятий по предоставлению резервных средств.
В указанные комплексы процессных мероприятий при необходимости могут быть включены подведомственные ответственному исполнителю (соисполнителю, участнику) государственной программы учреждения, обеспечивающие деятельность ответственного исполнителя (соисполнителя, участника).
Формирование указанных комплексов процессных мероприятий допускается без установления для них задач, показателей, установления значений для мероприятий (результатов), а также контрольных точек.
5.19. Раздел 4 "План реализации комплекса процессных мероприятий" заполняется с учетом следующих рекомендаций:
1) в плане реализации подлежат отражению все мероприятия (результаты) комплексов процессных мероприятий и детализирующие их контрольные точки.
Наименования контрольных точек должны отражать факт завершения промежуточного результата или иного значимого действия по выполнению мероприятия (достижению результата);
2) определение по каждому мероприятию (результату) и контрольной точке ответственного за его выполнение (достижение) сотрудника органа исполнительной власти Сахалинской области, структурного подразделения Правительства Сахалинской области, а также подведомственных им учреждений (с указанием Ф.И.О. и должности);
3) установление для каждой контрольной точки срока ее достижения.
Рекомендуемое количество контрольных точек составляет не менее 2 в год на одно мероприятие (результат) и не более 5, за исключением случаев, когда контрольные точки не устанавливаются.
Не допускается наличие у мероприятия (результата) только одной контрольной точки, а также преобладание наибольшего количества контрольных точек в четвертом квартале года;
4) определение вида документа, подтверждающего факт выполнения мероприятия (достижения результата), контрольной точки.
Допускается внесение изменений в перечень контрольных точек в случае установления новых расходных обязательств Сахалинской области или изменения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия.
5.20. План реализации комплекса процессных мероприятий разрабатывается на период реализации соответствующей государственной программы.
6. Требования к заполнению приложений к государственной программе
6.1. Приложениями к государственной программе оформляются:
1) Порядки предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Сахалинской области в рамках реализации государственной программы (в случае если государственной программой предусмотрено предоставление таких субсидий). Каждый порядок приводится в качестве отдельного приложения к государственной программе.
2) Перечень объектов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (при необходимости).
Перечень объектов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, формируется при необходимости по форме согласно приложению N 3 к Методическим рекомендациям.
По каждому объекту и прикладному научному исследованию приводится информация об органе исполнительной власти Сахалинской области, ответственном за осуществление прикладного исследования, сроки реализации, объемы финансового обеспечения в разрезе источников финансирования и по годам реализации государственной программы.
3) Предельные объемы средств областного бюджета, предусмотренных на исполнение государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), длительность производственного цикла выполнения (оказания) которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в рамках государственной программы (при необходимости).
В случае заключения в рамках государственной программы государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств (далее - долгосрочные государственные контракты), в состав государственной программы включается приложение, содержащее информацию о предельных объемах средств областного бюджета на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации государственной программы по форме согласно приложению 4 к Методическим рекомендациям.
В указанном приложении приводится информация по каждому объекту закупки, в том числе сведения о государственном заказчике, предельном сроке осуществления закупки, результатах выполнения работ (оказания услуг), предельном объеме средств на оплату результатов выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров по годам реализации государственной программы в разрезе структурных элементов государственной программы.
Код по ОКПД указывается с детализацией не менее чем до кода класса продукции (работ, услуг).
4) Дополнительные и обосновывающие материалы к государственной программе.
Дополнительные и обосновывающие материалы к государственной программе приводятся согласно таблиц N N 1-2 Приложения N 5 к Методическим рекомендациям и содержат:
а) сведения о порядке сбора информации и методике расчета значений показателей государственной программы (приводятся по форме таблицы N 1 приложения N 5 к Методическим рекомендациям).
Методика расчета показателей должна обеспечивать сопоставимость показателей, отражающих аналогичные наблюдаемые явления, объекты, процессы или их свойства (в том числе единство единиц измерения и периодичность расчетов) и включать единый подход к сбору и представлению информации о выполнении показателей. Не допускается многовариантность методик расчетов и способов получения отчетных данных.
Соисполнители и участники государственной программы согласовывают методики расчета показателей государственной программы и их структурных элементов с ответственным исполнителем государственной программы.
Методики расчета показателей государственной программы должны быть утверждены до 31 декабря года, предшествующего году начала расчета показателя.
Не допускается изменение методик расчета показателей государственной программы за текущий год в течение текущего года, за исключением случаев, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами.
Методологические пояснения к показателю включают текст методики сбора и обработки данных, а также ссылки на формы сбора и указания по их заполнению.
Единица измерения показателя (индикатора) выбирается из ОКЕИ;
б) в случае участия юридических лиц в реализации государственной программы формируется информация об участии юридических лиц в реализации государственной программы Сахалинской области По форме таблицы N 2 приложения N 5 к Методическим рекомендациям, которая содержит:
- наименование юридического лица, участвующего в реализации государственной программы;
- оценку объемов финансового обеспечения участия юридических лиц по годам реализации государственной программы;
- наименование и реквизиты документа, на основании которого осуществляются соответствующие расходы (соглашение, договор);
в) в состав дополнительных и обосновывающих материалов могут быть включены иные материалы, формируемые в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти, Губернатора Сахалинской области, Правительства Сахалинской области, в том числе направления (подпрограммы), формируемые в соответствии с требованиями федеральных органов государственной власти.
7. Планирование реализации государственной программы
7.1. Планирование реализации государственной программы осуществляется на основе разработки планов реализации ее структурных элементов, включая планы реализации региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов, планы реализации комплексов процессных мероприятий. Указанные документы объединяются в единый аналитический план реализации государственной программы (далее - единый аналитический план), разрабатываемый по форме согласно приложению N 6 к Методическим рекомендациям.
7.2. Единый аналитический план формирует ответственный исполнитель государственной программы совместно с соисполнителями и участниками государственной программы в сроки, установленные пунктом 5.7 раздела 5 Порядка.
7.3. Единый аналитический план утверждается правовым актом ответственного исполнителя государственной программы, согласованным с соисполнителями государственной программы, участниками государственной программы, министерством экономического развития Сахалинской области, министерством государственного управления Сахалинской области.
7.4. В едином аналитическом плане подлежат отражению значимые мероприятия (результаты) региональных проектов, стратегических проектов, ведомственных проектов, комплексов процессных мероприятий, реализуемые в рамках государственной программы, и детализирующие их контрольные точки с указанием их ответственных исполнителей, а также подтверждающих достижение результатов, выполнение мероприятий и контрольных точек документов.
7.5. При планировании необходимо учитывать взаимозависимость и последовательность выполнения мероприятий (результатов) и контрольных точек программы.
7.6. Единый аналитический план реализации государственной программы формируется с соблюдением следующих требований:
7.6.1. В графе "Наименование структурного элемента государственной программы, мероприятия (результата), контрольной точки" указываются наименования структурных элементов государственной программы, наименования мероприятий (результатов) структурных элементов государственной программы и их контрольные точки.
7.6.2. Рекомендуемое количество контрольных точек, включаемых в единый аналитический план, составляет не менее 2 в год на одно мероприятие (результат) и не более 5, за исключением случаев, когда контрольные точки не устанавливаются.
7.6.3. В графе "Срок реализации" указываются данные о начале и окончании реализации структурного элемента государственной программы, мероприятия (результата) структурного элемента, контрольной точки мероприятия (результата) структурного элемента с точностью до года (для структурных элементов), до года и месяца (для мероприятий (результатов) структурных элементов и их контрольных точек).
7.6.4. В графе "Ответственный исполнитель" указывается наименование ответственного исполнителя, соисполнителя, участника государственной программы, ответственных за реализацию структурного элемента государственной программы, мероприятия (результата) структурного элемента государственной программы, исполнение контрольной точки мероприятия (результата) структурного элемента государственной программы.
Ответственным за реализацию мероприятие структурного элемента государственной программы, включенного в единый аналитический план, может быть только один исполнитель. В случае, если реализацию мероприятия осуществляют два и более исполнителей, мероприятие следует разделить в соответствии с полномочиями.
7.6.5. В графе "Вид подтверждающего документа" указывается документ, подтверждающий факт выполнения мероприятия (достижения результата), контрольной точки (при наличии такого документа).
7.7. В случае корректировки контрольных точек в пояснительной записке к проекту правового акта о внесении изменений в единый аналитический план приводится пояснение о причинах вносимых изменений.
7.8. В единый аналитический план не могут быть внесены изменения в 4 квартале текущего года в части контрольных точек мероприятий, кроме случаев принятия Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Губернатором Сахалинской области, Правительством Сахалинской области решений (за исключением изменений, внесенных в 4 квартале текущего года в Закон Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на текущий год и на плановый период" и адресную инвестиционную программу Сахалинской области на текущий год и на плановый период), препятствующих реализации мероприятий и наступлению контрольных событий в установленный срок.
8. Требования к формам и отчетам о реализации государственной программы
8.1. Годовой отчет о реализации государственной программы формируется ответственным исполнителем, соисполнителями и участниками государственной программы в соответствии с требованиями, установленными разделом 6. Порядка.
8.2. Формирование отчетов о региональных проектах, стратегических проектах, ведомственных проектах, входящих в состав государственной программы, осуществляется в соответствии с Положением об организации проектной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 30.06.2020 N 293, Положением о реализации региональных проектов на территории Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 30.06.2020 N 294.
8.3. В состав годового отчета включается:
8.3.1. Информация о достижении целей государственной программы за отчетный период, а также прогноз достижения целей государственной программы на предстоящий год и по итогам ее реализации в целом в формате аналитической записки.
8.3.2. Сведения о степени реализации мероприятий государственной программы, включенных в Единый аналитический План реализации государственной программы, с указанием контрольных точек, фактических сроков их исполнения, а также причин недостижения запланированных результатов.
8.3.3. Сведения об использовании средств областного и федерального бюджетов, юридических и физических лиц, предусмотренных в областном бюджете на реализацию мероприятий государственной программы.
8.3.4. Сведения о достижении показателей государственной программы.
8.3.5. Анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы в формате пояснительной записки.
8.3.6. Предложения по корректировке, досрочном прекращении структурных элементов или государственной программы в целом.
8.4. Формы отражения сведений, указанных в пунктах 8.3.1 - 8.3.6 настоящих рекомендаций определяются порядком подготовки годового и сводного доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Сахалинской области, устанавливаемом Правительством Сахалинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.