Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 2022 N 142 "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Татарстан, в том числе оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Татарстан" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о достижении целей введения обязательных требований за 2022 год (далее - Доклад).
2. Начальнику отдела реализации мер активной политики занятости Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обеспечить размещение Доклада на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан К.А. Тазетдинову.
Министр |
Э.А. Зарипова |
Доклад
о достижении целей введения обязательных требований за 2022 год
(утв. приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 5 сентября 2022 г. N 837)
1. Общая характеристика оцениваемых обязательных требований
1.1. Доклад о достижении целей введения обязательных требований за 2022 год (далее - Доклад) подготовлен Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) в рамках проведения оценки применения обязательных требований, направленных на регулирование сферы квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан.
1.2. Доклад разработан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 2022 N 142 "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Татарстан, в том числе оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Татарстан" в целях комплексной оценки системы обязательных требований, оценки достижения целей введения обязательных требований, оценки эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований содержащихся в Законе Республики Татарстан от 24 июля 2006 N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" (опубликован в изданиях "Республика Татарстан", N 150, 28.07.2006, "Ведомости Государственного Совета Татарстана", 2006, N 7 (I часть), ст. 1622, "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", N 37, 04.10.2006, ст. 04455) (далее - Закон N 60-ЗРТ).
1.3. Нормативно-правовое регулирование регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан.
Региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется Министерством.
1.4. Приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 7 апреля 2022 N 262 в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в 2022 году включен Закон N 60-ЗРТ, в котором установлены обязательные требования, в соответствии с которыми работодатели обязаны:
1) выполнить квоту для приема на работу инвалидов, резервировать рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, а также для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
2) принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о создаваемых или выделяемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
3) ежемесячно представлять в органы службы занятости Республики Татарстан информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
4) представлять в органы службы занятости Республики Татарстан информацию об освобождающихся рабочих местах, выделенных или созданных в рамках решений об установлении количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в течение 10 дней со дня увольнения работника по форме, установленной уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области труда и занятости;
5) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
1.5. В Закон N 60-ЗРТ в течение периода действия был внесен ряд изменений (от 20.07.2012 N 59-ЗРТ, от 10.07.2013 N 57-ЗРТ, от 09.06.2014 N 43-ЗРТ, от 12.06.2014 N 53-ЗРТ, от 18.12.2014 N 125-ЗРТ, от 20.12.2018 N 104-ЗРТ, от 03.11.2021 N 84-ЗРТ, от 25.07.2022 N 47-ЗРТ).
1.6. Период действия нормативного правового акта и его отдельных положений не установлен.
1.7. Установление оцениваемых обязательных требований было направлено на реализацию права инвалидов на труд, а также содействие трудоустройству инвалидов.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Обязательные требования обязаны выполнять юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Татарстан, среднесписочная численность работников которых составляет не менее 35 человек и которым установлена квота для приема на работу инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Татарстан.
Численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Находящимся на территории Республики Татарстан филиалам и представительствам работодателя, расположенного в другом субъекте Российской Федерации, квота для приема на работу инвалидов устанавливается исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя.
Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест работодатели, являющиеся юридическими лицами (организациями), в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение об их ликвидации.
1.8. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также социальная значимость обеспечения занятости граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья, с целью предотвращения безработицы среди данной категории граждан является главной целью введения обязательных требований для работодателей.
Квотирование рабочих мест для инвалидов играет важную роль в сфере трудоустройства и содействия занятости инвалидов. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов и другими мерами. Квотирование рабочих мест для инвалидов является одним из механизмов обеспечения права инвалидов на труд.
1.9. Обязательные требования, указанные в Законе N 60-ЗРТ существенно снижают следующие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
отсутствие созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
отсутствие созданных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
отсутствие локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для инвалидов;
отсутствие вакансий для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
невыполнение работодателями квоты для приема на работу инвалидов.
Установленные оцениваемые обязательные требования направлены на реализацию права инвалидов на труд и увеличение доли работающих инвалидов трудоспособного возраста, реализацию права на выбор места работы и направления деятельности для граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья.
2. Результаты оценки применения обязательных требований
В ходе проведенного анализа установлено, что обязательные требования, применение которых подлежит оценке, установлены с соблюдением принципов установления и оценки применения обязательных требований, утвержденных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Обязательные требования, соответствуют принципам установления и оценки применения обязательных требований:
являются законными, установлены в соответствии с федеральным и региональным законодательством целях социальной защиты инвалидов;
являются обоснованными, так как способствуют устранению рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при содействии занятости и трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места;
являются ясными, логичными, понятным как работодателям, так и иным лицам, не приводят к противоречиям при их применении, соответствуют принципу правовой определенности и системности;
являются открытыми и предсказуемыми;
обязательные требования являются исполнимыми.
При внесении изменений, законопроект проходит процедуру публичного обсуждения, в обязательном порядке публикуется. Обязательные требования доводятся до сведения работодателей, с соблюдением соответствующей процедуры. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты размещен на официальном сайте Министерства (https://mtsz.tatarstan.ru/npa.htm7pub_id=3119453).
При установлении обязательных требований оценивались затраты работодателей на их исполнение. Указанные затраты соразмерны рискам, предотвращаемым обязательными требованиями (выплат пособий по безработице, предоставление иных выплат и т.д.). Установленные обязательных требования, не исключают возможность исполнить другие обязательные требования.
В 2020, 2021 году привлечение работодателей к административной ответственности в связи с нарушением обязательных требований в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности не осуществлялось, обоснованных жалоб от инвалидов о нарушении их прав в связи с трудоустройством на квотируемые рабочие места не зафиксировано (в 2020 году проведено 7 плановых проверок, нарушений не выявлено; в 2021 - проверки не осуществлялись). Оснований для проведения в 2020, 2021 году внеплановых проверок работодателей не имелось.
В связи с введением риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольно-надзорных мероприятий административная нагрузка на работодателей значительно снижена. В то же время фиксируется правовая осведомленность работодателей об обязательных требованиях установленных законодательством в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов, а также высокая доля и численность работающих инвалидов трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в Республике Татарстан в 2020 г. на конец года составляла 29,9% от численности инвалидов трудоспособного возраста, 29,2 тыс. инвалидов работало, в 2021 г. доля работающих инвалидов составляла - 28,9%, численность работающих инвалидов составляла 32,1 тыс. человек.
Представленные результаты свидетельствуют о том, что цели введения оцениваемых обязательных требований в полной мере достигнуты, а именно: численность работающих инвалидов увеличивается, в Республике Татарстан один из самых высоких показателей доли работающих инвалидов в Приволжском Федеральном округе (в 2020 - 29,2 тыс. чел., в 2021 - 32,1 тыс. чел.). Создаются рабочие места для инвалидов в рамках квоты, информация о вакансиях, имеющихся у работодателей на квотируемые рабочие места для инвалидов ежедневно размещается и обновляется на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России.
При подготовке Доклада установлено, что прямые издержки на соблюдение обязательных требований из расчета на одного субъекта регулирования в среднем составляют: от 1,0-5,0 тыс. рублей, расходы на создание и выделение рабочих мест для инвалидов не поддаются количественной оценке, в связи с разницей в затратах в зависимости от экономической деятельности работодателей и уровня затрат на их создание и выделение, но не может быть меньше величины минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного законодательством, увеличенного на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (в среднем 23-27 тыс. руб.) Такой размер прямых издержек оценивается как приемлемый, так как не превышает затрат на трудоустройство любой другой категории граждан.
Контроль эффективности достижения цели регулирования, осуществляется на основании выполнения Министерством индикаторов оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, выполнения показателей Государственной программы "Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2025 годы", данным мониторинга осуществления мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов, статистическим данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и др.
Ключевыми показателями регионального государственного контроля (надзора) являются:
доля проинформированных контролируемых лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, об установлении им квоты для трудоустройства инвалидов от общего числа контролируемых лиц, которым в соответствии с действующим законодательством установлена квота;
доля контролируемых лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан, охваченных мероприятиями по профилактике правонарушений обязательных требований, от общего числа контролируемых лиц, которым в соответствии с действующим законодательством установлена квота для трудоустройства инвалидов;
доля контролируемых лиц, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении за неисполнение предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении государственного контроля, от общего числа контролируемых лиц, которыми своевременно не устранены выявленные нарушения. Целевое значение ключевого показателя принимается равным 50 процентам. Целевые значения ключевых показателей по итогам 1 полугодия достигнуты - 100%.
В Министерство с начала года поступило 8 обращений контролируемых лиц, связанных с применением обязательных требований, касающихся вопросов установления квоты для приема на работу инвалидов, разъяснения регионального законодательства субъектам контроля зарегистрированных в других регионах.
За 1 полугодие 2022 года проведено 6 профилактических мероприятий, в том числе 1 профилактический визит.
Вступившие в законную силу судебные акты, связанные с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов в Министерство не поступали.
Судебная практика, связанная с применением обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты имеется, обязательные требования, установленные законодательством, не оспариваются.
Жалоб работодателей на решения контрольного (надзорного) в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты через систему досудебного обжалования не поступало.
3. Выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований
Цель введения обязательных требований за 2022 год достигнута. Работодателями осуществляется квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов, необходимые сведения предоставляются в органы службы занятости.
В связи с внесением изменений в обязательные требования установленные Законом N 60-ЗРТ, утвержденные Законом Республики Татарстан от 25 июля 2022 N 47-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите", проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проекта закона, общественные обсуждения законопроекта с работодателями, с органами и организациями, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, обществами инвалидов, а также заинтересованными органами государственной власти Республики Татарстан, проведение антикоррупционной процедуры законопроекта, а также анализа оценки применения обязательных требований считаем целесообразным дальнейшее применение обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 5 сентября 2022 г. N 837 "Об утверждении доклада о достижении целей введения обязательных требований за 2022 год"
Текст приказа опубликован не был