Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу
Департамента образования и
науки города Москвы
от 15.08.2022 N 666
Стандарт
деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы
1. Общие положения
1.1. Стандарт деятельности психолого-педагогических служб образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее - Стандарт) устанавливает совокупность обязательных требований к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях города Москвы в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и благополучия обучающихся.
1.2. В настоящем Стандарте используются следующие основные термины и понятия:
психолого-педагогическая служба образовательной организации - организационная структура, объединяющая в своем составе специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и благополучия обучающихся, действующая на основании локального нормативного акта образовательной организации (положения);
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса - скоординированная профессиональная деятельность специалистов психолого-педагогической службы образовательной организации, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся - опосредованное через педагогическую (в т.ч. воспитывающую) деятельность целенаправленное профессиональное воздействие специалиста (ов), направленное на предупреждение психологического неблагополучия, позитивные изменения в развитии личности и/или поведении обучающихся;
психолого-педагогическая помощь/поддержка - непосредственное взаимодействие специалиста(ов) с субъектом оказания помощи (ребенком, педагогом, родителем) с целью профессионального воздействия на формирование/развитие/коррекцию состояний/функций/действий/качеств;
целевая группа - группа обучающихся, в отношении которых осуществляется адресное психолого-педагогическое сопровождение, различные виды и формы психологической помощи/поддержки;
программа психолого-педагогического сопровождения - инструмент реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, разрабатываемый и реализуемый специалистами с целью предупреждения психологического неблагополучия, стимулирования развития личности, профилактики проблем и преодоления трудностей развития целевых групп в условиях образовательного процесса.
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательной организации включает в себя:
- создание психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального, основного и среднего общего образования (далее - ФГОС ДО, НОО, ООО, СОО), в том числе психолого-педагогическое сопровождение обучающихся/целевых групп;
- адресную психолого-педагогическую помощь обучающимся в образовательных организациях в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании);
- психолого-педагогическую поддержку освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП) в соответствии со ст. 79 Закона об образовании, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС УО (ИН).
1.4. Настоящим Стандартом определяются:
- ключевые направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;
- целевые группы обучающихся, в отношении которых осуществляется психолого-педагогическое сопровождение, предоставляется психолого педагогическая помощь/поддержка;
- алгоритмы предоставления психолого-педагогической помощи/поддержки обучающимся целевых групп;
- основные требования к реализации программ психолого-педагогического сопровождения;
- кадровые условия реализации основных направлений деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;
- результаты реализации Стандарта.
1.5. С целью организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации приказом руководителя создается психолого-педагогическая служба (далее - Служба), действующая на основании Положения о Службе 1.
1.6. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса непосредственно осуществляется следующими педагогическими работниками (далее - специалисты Службы) в рамках их компетенций в соответствии профессиональными стандартами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность в образовательной организации 2:
- педагогом-психологом;
- социальным педагогом;
- учителем-логопедом;
- учителем-дефектологом;
- тьютором.
1.7. В рамках полномочий, определяемых функциональными обязанностями, в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса принимают участие воспитатели, классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, вожатые, ассистенты (помощники).
1.8. В зависимости от контингента образовательной организации и кадрового состава Служба может иметь различные наименования: Служба психолого-педагогического сопровождения, Служба психолого-педагогического и социального сопровождения. Состав и наименование Службы закрепляется соответствующим локальным актом образовательной организации.
1.9. В деятельности специалистов Службы выделяются два ключевых процесса:
- психолого-педагогическое сопровождение;
- психологическая, психолого-педагогическая помощь/поддержка.
1.10. Деятельность Службы направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, непосредственно проявляющегося в успешном освоении основной образовательной программы (в том числе адаптированной) и позитивной социализации каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, образовательными потребностями, с учетом специфики его социальной ситуации развития.
----------------------
1 Приложение 2 к Стандарту деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 11 декабря 2021 г. N 682 - https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/260805220/.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Приказ Департамента образования и науки г. Москвы N 682 издан 12 ноября 2021 г.
2 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования": приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"; приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания".
2. Региональная модель Службы в системе образования города Москвы
2.1. Служба образовательной организации является структурным элементом Региональной модели Службы в системе образования города Москвы (см. рисунок 1).
Региональная модель
психолого-педагогической службы в системе образования г. Москвы
2.2. Региональная модель психолого-педагогической службы в системе образования города Москвы (далее - Региональная модель) - это совокупность вертикально и горизонтально взаимосвязанных структурных элементов, для каждого из которых определены функции в рамках полномочий и действующего законодательства в части психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
2.3. Структурные элементы Региональной модели и их функции (в части психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса):
- Департамент образования и науки города Москвы (далее - ДОНМ). Осуществляет контроль, нормативно-правовое обеспечение и стратегическое управление в сфере образования, разработки стандартов и организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.
- Главный внештатный психолог города Москвы. Участвует в определении стратегии и содействует развитию Службы в регионе.
- Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" (далее - МГПУ). Осуществляет подготовку и повышение квалификации кадров, в том числе специалистов Службы.
- Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (далее - МЦКО). Осуществляет независимую оценку профессиональных компетенций педагогических работников, в том числе специалистов Службы.
- Государственное бюджетное учреждение "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы" (далее - ГППЦ). Осуществляет консультативную и психолого-педагогическую помощь детям и семьям в территориальных отделениях. Осуществляет организационно-методическое сопровождение образовательных организаций по широкому спектру вопросов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Является городским координатором профилактической работы в образовательных организациях, подведомственных ДОНМ.
- Служба неотложной психологической помощи (далее - СНПП) в структуре ГППЦ. Осуществляет очное и дистанционное кризисное консультирование. Оказывает неотложную психологическую помощь детям, родителям, педагогическим работникам в кризисных и чрезвычайных ситуациях, произошедших с обучающимися образовательных организаций, подведомственных ДОНМ. Осуществляет мониторинг социальных сетей в целях выявления групп и сообществ, вовлекающих обучающихся в деструктивный контент.
- Городская служба примирения (далее - ГСП), в структуре ГППЦ. Развивает культуру разрешения и профилактики конфликтных ситуаций в образовательной среде посредством применения восстановительных практик. Осуществляет координацию деятельности и организационно-методическое сопровождение Школьных служб примирения. Оказывает образовательным организациям помощь в разрешении сложных конфликтных ситуаций.
- Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия г. Москвы (далее - ЦПМПК), в структуре МЦКО. Осуществляет комплексную диагностику, определяет образовательный маршрут обучающихся, специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.
- Экспертно-методическое объединение специалистов Служб образовательных организаций, подведомственных ДОНМ, входящих в Межрайонные советы директоров. Экспертно-методическое объединение специалистов Служб представляет собой Психолого-педагогическую службу межрайонного совета директоров (далее - ППС МРСД). Оказывает информационную, организационно-методическую помощь специалистам Службы образовательной организации, входящее в данное МРСД. Осуществляет мониторинг предоставления и качества оказания обучающимся психолого-педагогической помощи, в том числе через участие в деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.
- Образовательная организация (далее - ОО). Осуществляет образовательную деятельность в соответствии с ФГОС, в том числе в части создания психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.
- Служба в структуре ОО. Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическую помощь/поддержку.
- Психолого-педагогический консилиум ОО (далее - ППк). Определяет объем и содержание психолого-педагогической помощи/поддержки, осуществляет контроль результативности психолого-педагогической помощи/поддержки обучающихся целевых групп в соответствии с заключением ЦПМПК г. Москвы и/или решением ППк.
- Совет профилактики (в структуре ОО). Определяет и контролирует результативность мер профилактики социально-опасных явлений, в том числе в части деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов в рамках реализации индивидуальных планов профилактической работы.
- Школьная служба примирения в структуре ОО (далее - ШСП). Участвует в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций в образовательной организации.
2.4. Деятельность Службы непосредственно связана:
на уровне образовательной организации - с деятельностью ППк, Совета профилактики, ШСП;
на уровне города - с деятельностью ППС МРСД, ГСП через участие в их работе специалистов Службы, реализующих в каждом случае определенные трудовые функции (в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными правовыми актами).
2.5. Реализация в полном объеме функционала всех структурных элементов Региональной модели обеспечивает соблюдение права семьи и ребенка на получение доступной и качественной психолого-педагогической помощи в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.
3. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Службы:
3.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, представлен в приложении 1 к настоящему Стандарту.
3.2. В соответствии со ст. 28 Закона об образовании определена автономность образовательной организации в части разработки локальных нормативных правовых актов. Вместе с тем в целях стандартизации деятельности психолого-педагогических служб в образовательных организациях, подведомственных ДОНМ, Стандарт содержит пакет проектов локальных нормативных актов образовательной организации по организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (приложение 2 к настоящему Стандарту):
- Положение о Службе;
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме;
- Положение о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью);
- Положение о Совете профилактики безнадзорности и правонарушений;
- Положение о разработке и реализации плана индивидуальной профилактической работы;
- Положение о Школьной службе примирения;
- Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированные основные общеобразовательные программы;
- Положение о предоставлении обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) специальных условий получения образования;
- Положение об ассистенте (помощнике) по оказанию технической помощи в образовательной организация;
- Положение об оказании логопедической помощи;
- Положение о тьюторе, сопровождающем образование обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в образовательной организации;
- Положение об индивидуальном учебном плане;
- Положение об организации обучения на дому обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию.3
----------------------
3 Ряд проектов Положений представлен в Стандарте деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, утвержденном приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 11.12.2021 N 682 - https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/260805220/
4. Ключевые направления деятельности и задачи Службы
4.1. Ключевые направления деятельности Службы определены на основе действующего законодательства и приоритетов города в сфере образования. Ключевыми направлениями являются:
- создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков;
- психолого-педагогическая помощь/поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями 4 (см. рисунок 2).
Ключевые направления деятельности психолого-педагогической службы в системе образования г. Москвы
4.2. Создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков.
В рамках данного направления специалисты Службы совместно с педагогическим коллективом решают следующие задачи:
1) Позитивная социализация каждого ребенка в соответствии с его возрастными потребностями и индивидуальными возможностями.
2) Раннее выявление и оказание помощи обучающимся "группы риска" 5.
В решении задачи позитивной социализации каждого ребенка ключевая роль отводится воспитателям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Специалисты Службы (педагог-психолог, социальный педагог) включаются в ее решение опосредованно в рамках своих компетенций.
Педагог-психолог принимает участие в решении задачи позитивной социализации детей в части:
- определения индивидуальных особенностей, способностей, потребностей, интересов обучающихся;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей ребенка во взаимодействии взрослый-ребенок, ребенок-ребенок в различных видах деятельности;
- развития и актуализации интересов и способностей ребенка в различных видах деятельности, формирования опыта переживания успеха, преодоления трудностей, мотивации достижений;
- определения и нейтрализации угроз позитивной социализации и психологической безопасности.
Социальный педагог принимает участие в решении задачи позитивной социализации детей в части:
- организации помощи социально незащищенным семьям и детям;
- межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики.
Задача раннего выявления и помощи обучающимся "группы риска" решается воспитателями и классными руководителями (в т.ч. с использованием автоматизированных информационных систем) при непосредственном участии специалистов Службы в рамках их компетенций, действующих алгоритмов и регламентов.
4.3. Психолого-педагогическая помощь/поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями.
В рамках данного направления специалисты Службы принимают непосредственное участие в решении следующих задач:
- психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ (в соответствии со Стандартом деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 6.
----------------------
4 См. раздел 5 "Целевые группы обучающихся, которым в образовательной организации оказывается психолого-педагогическая помощь/поддержка".
5 См. раздел 5 "Целевые группы обучающихся, которым в образовательной организации оказывается психолого-педагогическая помощь/поддержка".
6 Стандарт деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 11.12.2021 N 682 - https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/260805220/.
5. Целевые группы обучающихся, которым в образовательной организации оказывается психолого-педагогическая помощь/поддержка
Целевые группы оказания психолого-педагогической помощи/поддержки определяются федеральными нормативными правовыми актами (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Целевые группы обучающихся, которым в образовательной организации оказывается психолого-педагогическая помощь/поддержка
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статьи 42, 79 |
ФГОС ДО. НОО, ООО, СОО Раздел III. Психолого-педагогические условия |
Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях |
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации |
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
|
Нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления |
|
|
|
Дети (обучающиеся), испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | ||||
в том числе несовершеннолетние, признанные в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемые, обвиняемые или подсудимые по уголовному делу либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления |
|
в том числе имеющие асоциальное (девиантное поведение) |
||
|
|
|
||
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья | ||||
|
и (или) отклонениями в поведении, либо имеющими проблемы в обучении |
|||
|
|
Дети-инвалиды |
Обучающиеся по индивидуальному учебному плану/учебному расписанию на основании медицинского заключения |
|
Обучающиеся, проявляющие индивидуальные способности, одаренные обучающиеся (дети) |
|
|||
|
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
Несовершеннолетние в социально опасном положении |
||
Дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение, суицидальное поведение) |
Несовершеннолетние, не посещающие или систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях |
С учетом обобщения практического опыта, вариативности особых образовательных потребностей и индивидуальных различий, многообразия и диверсификации деятельности Службы настоящим Стандартом определяются нижеследующие категории целевых групп обучающихся.
1. Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.
2. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:
- с ОВЗ и/или инвалидностью, получившие статус в установленном порядке;
- обучающиеся по индивидуальному учебному плану/учебному расписанию на основании медицинского заключения;
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии, социальной адаптации;
- высокомотивированные (проявляющие индивидуальные способности) и одаренные обучающиеся.
3. Дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
4. Дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
5.Обучающиеся "группы риска":
- имевшие опыт употребления психоактивных веществ;
- состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при органе местного самоуправления за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений;
- допускающие пропуски занятий без уважительных причин;
- причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;
- с признаками суицидального поведения;
- с академической задолженностью по трем и более предметам;
- проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (в сочетании не менее трех проявляющихся факторов: частые конфликты с обучающимися образовательной организации, высокая степень склонности к риску, импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний);
- нарушающие Устав образовательной организации.
6. Механизмы и инструменты реализации ключевых направлений деятельности Службы
Результаты деятельности специалистов Службы должны находить отражение в положительных изменениях в деятельности обучающихся (учении, общении), личностном и профессиональном самоопределении. Профессиональная деятельность специалистов Службы по ключевым направлениям реализуется во взаимосвязи с педагогическими работниками на уровне целей и результатов.
Профессиональные психолого-педагогические технологии и программы рассматриваются как инструменты решения профессиональных (психолого-педагогических) задач, направленных на достижение целей и результатов (метапредметных, личностных), рамка которых задается ФГОС для каждого уровня образования.
В соответствии с ФГОС профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная-развивающая работа, просвещение выступают в качестве форм работы специалистов Службы, при помощи которых решаются психолого-педагогические задачи, направленные на достижение единых с педагогами целей и результатов.
Задачи в рамках ключевых направлений деятельности Службы решаются с помощью единых внутришкольных, внутриведомственных, межведомственных организационно-методических механизмов и инструментов (Таблица 2).
Таблица 2
Ключевые направления |
Задачи |
Механизмы |
Инструменты |
Создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков |
Позитивная социализация каждого ребенка в соответствии с его возрастными потребностями и индивидуальными возможностями |
Внутришкольные |
|
Система воспитательной работы школы (Рабочая программа воспитания) |
Календарный план воспитательной работы |
||
Система дополнительного образования |
Портфолио в "Московской электронной школе" |
||
Школьная служба примирения |
План работы, восстановительные технологии, программы |
||
Служба |
План работы Психолого-педагогические технологии, программы |
||
Внутриведомственные | |||
Городские образовательные, профилактические проекты * | |||
Раннее выявление и оказание помощи обучающимся "группы риска" |
Внутришкольные |
||
Совет профилактики |
Индивидуальный план профилактической работы |
||
Служба |
План работы Психолого-педагогические технологии программы |
||
Внутриведомственные | |||
ППС МРСД ** |
Сопровождение сложных случаев |
||
Городская служба примирения |
Сопровождение сложных случаев Восстановительные технологии, программы |
||
Межведомственные | |||
КДНиЗП Служба опеки и попечительства Подразделение по делам несовершеннолетних ОВД |
Межведомственный проект, направленный на ранее выявление детей, находящихся в социально опасном положении и/или трудной жизненной ситуации и оказание им помощи с использованием межведомственных ресурсов |
||
АИС "Социально-психологическое тестирование" | |||
Профилактический медицинский осмотр | |||
Регламент межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации | |||
Психолого-педагогическая помощь/поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями |
Психолого-педагогическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации |
Внутришкольные |
|
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации |
План работы Рекомендации о необходимости психолого-педагогической помощи/поддержке обучающегося Индивидуальный образовательный маршрут |
||
Служба |
План работы Рабочие коррекционные/коррекционно-развивающие программы Конструктор рабочих программ |
||
Внутриведомственные | |||
ЦПМПК г. Москвы |
Рекомендации о необходимости психолого-педагогической помощи/поддержке обучающегося |
||
ППС МРСД |
Сопровождение сложных случаев |
||
Межведомственные | |||
Бюро МСЭ |
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее - ИПРА) ребенка-инвалида |
||
Создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ |
Внутришкольные |
||
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации |
АООП |
||
Индивидуальный образовательный маршрут Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) | |||
Служба |
Рабочие коррекционные/коррекционно-развивающие программы Конструктор рабочих программ |
||
Внутриведомственные | |||
ЦПМПК г. Москвы |
Заключение о необходимости создания специальных условий |
||
Ресурсная школа МРСД |
Сопровождение сложных случаев |
||
Межведомственные | |||
Межведомственная конфликтная комиссия при ЦПМПК г. Москвы |
Рекомендации |
||
Бюро МСЭ |
ИПРА ребенка-инвалида |
* Сайт "Школа большого города". Проекты. - https://school.moscow/projects.
** Председатель МРСД определяет и утверждает состав ППС МРСД общим списком.
7. Алгоритмы предоставления психолого-педагогической помощи/ поддержки целевым группам в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся
7.1. Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития
Шаг 1. На педагогическом совете образовательной организации перед началом учебного года Служба представляет, директор образовательной организации утверждает план работы Службы, просветительские, профилактические и развивающие программы психолого-педагогического сопровождения, направленные на поддержку позитивной социализации обучающихся, коррекционно-развивающие программы.
Шаг 2. В отношении обучающихся данной целевой группы специалисты Службы реализуют программы психолого-педагогического сопровождения, направленные на поддержку позитивной социализации обучающихся в соответствии с планом работы Службы.
Шаг 3. Не реже чем 1 раз в три месяца проводится заседание Службы с целью определения и нейтрализации угроз позитивной социализации и психологической безопасности обучающихся, выявленных в ходе реализации программ психолого-педагогического сопровождения, направленных на поддержку позитивной социализации.
Шаг 4. В случае возникновения у обучающихся признаков учебной и/или социальной дезадаптации Служба инициирует рассмотрение вопроса об отнесении обучающихся к соответствующей целевой группе с целью организации адресной психолого-педагогической помощи/поддержки, используя механизмы реализации ключевых направлений деятельности Службы.
Шаг 5. Предоставление психолого-педагогической помощи/поддержки обучающимся в соответствии с алгоритмом соответствующей целевой группы.
7.2. Алгоритмы предоставления психолого-педагогической
помощи/поддержки обучающимся с особыми образовательными потребностями
7.2.1. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи/поддержки обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии, социальной адаптации, не имеющих заключение ЦПМПК г. Москвы
Шаг 1. Специалисты Службы и педагогические работники готовят представление на обучающегося для рассмотрения на ППк.
Шаг 2. ППк с использованием стандартизированного чек-листа 7:
- выявляет характер трудностей обучающихся;
- определяет необходимость, объем и содержание психолого-педагогической помощи обучающимся;
- в случае необходимости рекомендует родителям (законным представителям) обратиться в ЦПМПК г. Москвы для определения образовательного маршрута, получения рекомендаций по организации специальных условий для получения образования, оказывает информационноконсультативную помощь родителям (законным представителям) по обращению в ЦПМПК г. Москвы.
Шаг 4. В соответствии с решением ППк специалисты Службы:
- составляют индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) и/или индивидуальный учебный план (далее - ИУП), при необходимости;
- разрабатывают рабочую коррекционно-развивающую программу.
Шаг 5. ППк согласует ИОМ и/или ИУП с родителями (законными представителями) обучающегося под подпись.
Шаг 6. На основании решения ППк о предоставлении психолого-педагогической помощи обучающемуся как испытывающему трудности в освоении основной общеобразовательной программы образовательная организация вносит в "Личное дело" обучающегося в комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (далее КИС "ГУСОЭВ) данные 8 о ребенке в соответствии с заключением ППк (при наличии соответствующей технической возможности).
Шаг 7. Директор образовательной организации издает приказ о зачислении обучающегося на занятия со специалистами Службы по коррекционно-развивающим программам.
Шаг 8. Специалисты Службы реализуют коррекционно-развивающие программы в соответствии с ИОМ.
Шаг 9. ППк на период реализации ИОМ назначает обучающемуся ведущего специалиста из числа специалистов Службы, который контролирует
результативность реализации ИОМ, динамику развития и динамику образовательных результатов обучающегося, при необходимости выходит с инициативой повторных заседаний ППк.
Шаг 10. ППк проводит плановые и внеплановые заседания.
На плановых заседаниях ППк:
- обсуждается текущая образовательная ситуация обучающегося; курирующий работник образовательной организации доводит до сведения присутствующих обобщенную информацию об обучающемся;
- выслушиваются мнения членов консилиума;
- проводится анализ причин трудностей в обучении, уровня развития учебных навыков и компетенций обучающегося, образовательных результатов и достижений обучающегося;
- при необходимости вносятся изменения в ИОМ;
- в случае выявления у обучающегося выраженных трудностей в освоении основной общеобразовательной программы, развитии, социальной адаптации принимает решение о рекомендации родителям (законным представителям) обратиться в ЦПМПК г. Москвы для определения необходимости в создании специальных условий для получения образования.
Внеплановые заседания ППк проводятся в случаях:
- отрицательной (положительной) динамики обучения и развития обучающегося;
- возникновения новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося (на основании запросов родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников образовательной организации);
- возникновения конфликтных ситуаций.
7.2.2. Алгоритм предоставления психолого-педагогической
помощи/поддержки обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ (ООП), развитии, социальной адаптации, имеющим заключение и рекомендации ЦПМПК г. Москвы об обучении по основной общеобразовательной программе
Шаг 1. Специалисты Службы и педагогические работники готовят представление на обучающегося для рассмотрения на ППк.
Шаг 2. Проводится заседание ППк в целях определения стратегии, содержания и объема комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося в рамках рекомендаций ЦПМПК г. Москвы.
Шаг 3. Разрабатывается программа психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с учетом рекомендаций ЦПМПК г. Москвы:
- составляется индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) и/или индивидуальный учебный план (далее - ИУП), при необходимости;
- определяются содержание, объем, интенсивность и продолжительность коррекционно-развивающих занятий, коррекционно-развивающих курсов;
- специалисты Службы разрабатывают рабочие коррекционно-развивающие программы.
Шаг 4. На основании заключения ЦПМПК г. Москвы о предоставлении психолого-педагогической помощи обучающемуся ответственный работник Школы вносит в "Личное дело" обучающегося в системе КИС "ГУСОЭВ" данные о ребенке в соответствии с заключением ЦПМПК (при наличии соответствующей технической возможности).
Шаг 5. Директор образовательной организации издает приказ о зачислении обучающегося на занятия со специалистами Службы по коррекционно-развивающим программам.
Шаг 6. ППк согласует программу психолого-педагогического сопровождения обучающегося с родителями (законными представителями обучающегося под подпись.
Шаг 7. Специалисты Службы реализуют коррекционно-развивающие программы, коррекционные курсы.
Шаг 8. ППк на период реализации ИОМ назначает обучающемуся ведущего специалиста из числа специалистов Службы, который контролирует результативность реализации ИОМ, динамику развития и образовательных результатов обучающегося, при необходимости выходите инициативой повторных заседаний ППк.
Шаг 9. Проведение плановых и внеплановых заседаний ППк Школы.
На плановых заседаниях ППк:
- обсуждается текущая образовательная ситуация обучающегося; курирующий работник образовательной организации доводит до сведения присутствующих обобщенную информацию об обучающемся;
- выслушиваются мнения членов консилиума;
- проводится анализ причин трудностей в обучении, уровня развития учебных навыков и компетенций обучающегося, образовательных результатов и достижений обучающегося;
- при необходимости вносятся изменения в ИОМ;
- при необходимости рекомендуется обращение в ЦПМПК г. Москвы для уточнения/изменения образовательного маршрута в случае выявления у обучающегося выраженных трудностей в освоении ООП.
Внеплановые заседания ППк проводятся в случаях:
- отрицательной (положительной) динамики обучения и развития обучающегося;
- возникновения новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося (на основании запросов родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников образовательной организации);
- возникновения конфликтных ситуаций.
7.2.3. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
Алгоритм деятельности образовательной организации г. Москвы по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ представлен в Стандарте деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, утвержденном приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 11.12.2021 N 682) 9.
7.3. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся и/или семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), или в социально опасном положении (безнадзорные. беспризорные, склонные к бродяжничеству) (СОП), признанным таковыми в нормативно установленном порядке
Шаг 1. Педагогические работники (классные руководители) в установленном порядке осуществляют педагогическое наблюдение, выявляют признаки социального неблагополучия обучающихся.
Шаг 2. При отнесении в установленном порядке обучающихся к категории обучающихся в ТЖС или СОП ситуацию данных обучающихся рассматривает Совет профилактики. 10 Для данных обучающихся разрабатывается индивидуальный план профилактической работы (далее - план ИПР), 11 который включает психолого-педагогическое сопровождение обучающегося специалистами Службы (необходимость, объем и содержание определяется решением Совета профилактики).
Шаг 3. Специалисты Службы составляют и реализуют план психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
Шаг 4. Если в ходе реализации плана психолого-педагогического сопровождения и/или иных мероприятий плана ИПР у обучающегося выявляются трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии, социальной адаптации, дальнейшие действия осуществляются в соответствии с алгоритмом, описанным в п. 7.2.1 настоящего Стандарта.
7.4. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся "группы риска"
Шаг 1. Классные руководители совместно с социальным педагогом в установленном порядке выносят на рассмотрение Совета профилактики вопрос об организации профилактической работы с обучающимися, относящимися к "группе риска" и/или постановке данных обучающихся на внутришкольный учет.
Шаг 2. Для данных обучающихся разрабатывается план ИПР, который включает психолого-педагогическое сопровождение обучающегося специалистами Службы (необходимость, объем и содержание определяется решением Совета профилактики).
Шаг 3. Специалисты Службы составляют и реализуют план психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
Шаг 4. Если в ходе реализации плана психолого-педагогического сопровождения и/или иных мероприятий плана ИПР у обучающегося выявляются трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии, социальной адаптации, дальнейшие действия осуществляются в соответствии с алгоритмом, описанным в п. 7.2.1 настоящего Стандарта.
----------------------
7 См. приложение 3 к настоящему Стандарту.
8 Маркировка целевой группы в системе КИС "ГУСОЭВ" при наличии соответствующей технической возможности.
9 Стандарт деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 11.12.2021 г. N 682 - https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/260805220/.
10 См. проект Положения о Совете профилактики в приложении 2 к настоящему Стандарту.
11 См. проект Положения о Плане индивидуальной профилактической работы в приложении 2 к Настоящему Стандарту.
8. Реализация программ психолого-педагогического сопровождения
Специалисты Службы осуществляют профессиональную деятельность в рамках основных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных (ООП, АООП), программы коррекционной работы (в структуре ООП, АООП), курсов коррекционно-развивающей области (в структуре АООП), программы внеурочной деятельности (в структуре ООП, АООП), программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся различных целевых групп, разрабатываемых Службой, рабочих коррекционных/коррекционно-развивающих/развивающих (для педагогов-психологов также профилактических, просветительских) программ, разрабатываемых специалистами Службы для обучающихся (групп обучающихся) (далее - Программы).
Программы психолого-педагогического сопровождения нормотипичных обучающихся с нормативным кризисом развития, обучающихся "группы риска", высокомотивированных (проявляющих индивидуальные способности) и одаренных обучающихся, разрабатываются Службой в рамках направления "создание комфортной и безопасной образовательной среды, профилактика социальных рисков" во взаимосвязи с Рабочей программой воспитания образовательной организации и направлены на поддержку позитивной социализации обучающихся.
Данные Программы имеют следующие направленности:
- развивающие психолого-педагогические программы, включающие развитие гибких навыков, метапредметных и личностных результатов освоения ООП;
- просветительские, профилактические психолого-педагогические программы, включающие эмоциональную, мотивационно-смысловую, межличностную и коммуникативную сферы жизнедеятельности обучающихся.
Для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии, социальной адаптации, и обучающихся с ОВЗ разрабатываются Программы коррекционной, коррекционно-развивающей направленности. Рекомендации по оказанию адресной психолого-педагогической помощи/поддержки обучающимся с ОВЗ, представлены в Стандарте деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 11.12.2021 г. N 682). 12
Программы представляют собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, взаимосвязанных между собой, ориентированных на достижение конкретных результатов, включающих индикаторы их достижения. Программы дополняются планами, которые содержат последовательные действия, цель, содержание, сроки (периоды) их реализации.
Программы рассматриваются и утверждаются на заседаниях педагогического совета/методических объединений/кафедр/Службы в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации.
При разработке Программ, реализуемых для обучающихся с ОВЗ, необходимо ориентироваться на требования к структуре Программ, представленных во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН), пункт 2.9.5 настоящего Стандарта.13
При разработке Программ, реализуемых для других целевых групп обучающихся, необходимо ориентироваться на Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях.14
Программы реализуются в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. Решение о форме реализации программы принимается на ППк с учетом целевой группы и направленности программ.
----------------------
12 Стандарт деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 11.12.2021 г. N 682) - https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/260805220/.
13 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. N 1598).
14 Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях".
9. Кадровые условия реализации основных направлений деятельности Службы
9.1. Кадровые условия реализации основных направлений деятельности Службы определены нормативными документами: ФГОС ДО, НОО, ООО, СОО, НОО ОВЗ, О У О (ИН), квалификационных справочников должностей, профессиональными стандартами, регламентирующими необходимый уровень профессионального образования педагогов, объем знаний и перечень компетенций, необходимых для организации психолого-педагогического сопровождения.
9.2. Образовательные организации города Москвы самостоятельно формируют эффективное штатное расписание организации в зависимости от условий, педагогических целей и задач, особенностей контингента обучающихся.
9.3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся целевых групп обеспечивается специалистами различного профиля, в том числе педагогами.
9.4. В соответствии с профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" 15 педагог-психолог в образовательной организации:
- осуществляет методическое и психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ, совместно с педагогами проектирует комфортную и безопасную образовательную среду (обобщенная трудовая функция "психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального, и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ");
- совместно с педагогами и другими специалистами Службы реализует адаптированные основные образовательные программы, оказывает коррекционно-развивающую помощь детям с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии, социальной адаптации (обобщенная трудовая функция "Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления").
9.5. Реализация данных направлений требует наличия у педагога-психолога определенных профессиональных компетенций. 16
9.6. При принятии решения о введении в штатное расписание должности "педагог-психолог", разработке должностных инструкций педагога-психолога необходимо учитывать:
- специфику контингента образовательной организации;
- необходимость реализации обеих трудовых функций педагога-психолога.
9.7. Специалисты Службы наряду с процедурой аттестации проходят процедуру независимой оценки профессиональных компетенций, в т.ч. сертификацию профессиональной деятельности, в соответствии с правилами и регламентами, установленными в системе образования города Москвы.
15 Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог- психолог (психолог в сфере образования)".
16 См. Приложение 4.
10. Финансово-экономические условия реализации Стандарта
Финансовое обеспечение реализации Стандарта регулируется следующими нормативными и правовыми актами города Москвы:
- Постановлением Правительства Москвы от 14.09.2010 N 789-ПП "Об утверждении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- Постановлением Правительства Москвы от 22.03.2011 N 86-ПП "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве";
- Постановлением Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве";
- Постановлением Правительства Москвы от 18.12.2019 N 1763-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы";
- Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 17.12.2021 N 778 "О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 27 декабря 2017 г. N 1197".
11. Результаты реализации Стандарта
Результатами реализации настоящего Стандарта в образовательных организациях являются:
- своевременное выявление трудностей в освоении основных общеобразовательных программ, развитии, социальной адаптации, признаков социального неблагополучия обучающихся;
- позитивная социализация обучающихся, преодоление трудностей в освоении основных общеобразовательных программ, развитии, социальной адаптации;
- увеличение доли обучающихся с особыми образовательными потребностями, показывающих положительную динамику при освоении АООП и/или переведенных на обучение по ООП (участие в независимых диагностиках);
- увеличение доли воспитанников, получающих дошкольное образование по АООП, продолживших обучение в школе по ООП;
- повышение психологической грамотности субъектов образовательного процесса;
- повышение осведомленности субъектов образовательной среды о способах получения психологической и иных видов помощи в системе образования города Москвы;
- доверие обучающихся, родителей (законных представителей) психолого-педагогическим видам помощи/поддержки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.