N
|
Критерии и показатели выявленных трудностей (по психолого-педагогическому представлению)
|
0/1
|
I РЕЧЕВОЙ БЛОК
|
Ошибки в произносительной стороне речи (ДО, НОО, ООО)
|
1.
|
Звуковая сторона речи согласно возрастной норме:
- испытывает трудности при произнесении звуков: пропускает, искажает, заменяет, смешивает
- испытывает трудности, когда произносит слова, состоящие из 2-х и более слогов
- пропускает звуки/слоги
- произносит лишние звуки/слоги
- меняет звуки/слоги местами
- недоговаривает окончания
|
|
2.
|
Общая "смазанность" речи: может произносить звуки по отдельности правильно, а в слове или предложении пропускает, искажает, заменяет, смешивает
|
|
Ошибки в грамматическом строе речи (ДО, НОО, ООО)
|
3.
|
Ошибки в словообразовании и словоизменении согласно возрасту:
- с ошибками изменяет/преобразовывает слово, используя приставки, суффиксы и окончания
- с ошибками согласовывает слова в предложении по родам, падежам, числам
|
|
4.
|
Ошибки в построении и использовании словосочетаний и предложений
согласно возрасту':
- затрудняется использовать в речи распространенные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные)
- испытывает трудности, когда надо отвечать на вопросы "полным ответом" (молчит, отвечает односложно, обрывочными фразами)
- испытывает трудности, когда нужно выстроить/объяснить свой ответ в логической последовательности событий (что делал сначала, что потом)
- испытывает трудности, когда надо строить предложение/рассказ по схеме/образцу
- испытывает трудности при составлении рассказа по предметной картинке/по сюжетной картинке/по серии картинок
- испытывает трудности, когда надо рассказать сказку/рассказ/стихотворение
- испытывает трудности, когда надо построить диалог
- с ошибками использует предлоги при обозначении пространственных отношений (за. перед, между, из-за, из-под и т.д.)
|
|
5.
|
Словарный запас не соответствует возрастной норме:
- ограничен обиходно-бытовым уровнем
- не использует части речи, соответствующие возрастной норме (глаголы, прилагательные, местоимения, союзы и т.д.)
- трудности подбора синонимов и антонимов
|
|
Когнитивные проблемы речевого характера (ДО, НОО, ООО)
|
6.
|
Не понимает обращенную к нему речь согласно возрасту:
- в бытовых ситуациях
- в ситуациях коммуникативного взаимодействия/игры
- в ситуации выполнения инструкций к познавательным/учебным заданиям (в т.ч. содержания обращенного вопроса)
- испытывает трудности при понимании смысла поговорок, пословиц и метафор, не может их объяснить
|
|
7.
|
С трудом понимает согласно возрасту значения предлогов, обозначающих пространственные отношения (за, перед, между, из-за, из-под и т.д.)
|
|
Ошибки при чтении (НОО, ООО):
|
8.
|
Проблемы восприятия - при чтении регулярно:
- путает схожие по звучанию звуки
- пропускает некоторые звуки/слоги /слова
- переставляет звуки/слоги/слова местами
- произносит лишние звуки/слоги
- не дочитывает окончания слов/словосочетаний/предложений
|
|
9.
|
Проблемы мышления, понимания при чтении - в большинстве случаев:
- искажает смысл прочитанного текста (задания)
- испытывает трудности, когда необходимо отвечать на вопросы по тексту
- испытывает трудности, когда надо пересказать текст
|
|
Ошибки при письме (НОО, ООО):
|
10.
|
В письменных работах регулярно:
- пропускает буквы/слоги в словах или слова в предложении
- ошибочно пишет буквы, схожие по звучанию
- ошибочно пишет буквы, схожие по написанию с теми, которые должны быть в слове
- пишет лишние буквы/слоги в словах
- меняет в слове буквы/слоги местами
- меняет в предложении слова местами
- пишет слитно слова в словосочетаниях и предложениях
|
|
Сумма по критериям (СК):
|
|
количество "существенных" критериев:
ДО-1,3,6,7
НОО, ОО0-1,3,6, 7, 8, 9, 10
|
|
II РЕГУЛЯТИВНЫЙ БЛОК
|
Посещение занятий/уроков
|
1.
|
Попытки сократить время пребывания на занятии/уроке - ежедневно, регулярно (НОО, ООО):
- опаздывает к первому занятию/уроку и/или на последующие - после перерывов/перемен
- отпрашивается с различных занятий/уроков в уборную и задерживается там более 5 минут
|
|
2.
|
Пропуски уроков/внеклассных занятий без уважительной причины - еженедельно, регулярно (НОО, ООО):
- по одному и тому же учебному предмету
- по различным учебным предметам
|
|
Готовность к занятию/уроку
|
3.
|
Организация рабочего места - в большинстве случаев, регулярно:
- испытывает трудности, когда надо по инструкции взрослого подготовить все необходимое к занятию/уроку (ДО, НОО)
- испытывает трудности, когда надо самостоятельно подготовить необходимые школьные принадлежности - во время урока достает из портфеля недостающие предметы (учебник, тетрадь, линейку и т.д.) (НОО, ООО)
- кладет на стол/парту игрушки или достает лишние учебники/тетради/школьные принадлежности и т.д. (ДО, НОО, ООО)
- постоянно устраивает беспорядок на своем рабочем месте (ДО, НОО, ООО)
|
|
4.
|
Ежедневно садится на чужое место, не может сразу найти, где и за каким столом/партой должен сидеть (ДО, НОО)
|
|
5.
|
В начале занятия/урока продолжает вести себя так, как будто находится на перерыве/перемене (излишне активен и эмоционален), испытывает трудности самостоятельной перестройки своего поведения даже после указаний педагога (ДО, НОО, ООО)
|
|
6.
|
Еженедельно приходит на урок с невыполненным домашним заданием (НОО, ООО)
|
|
Поведение на уроке
|
7.
|
Работа по инструкции (ДО, НОО, ООО):
- испытывает трудности работы по фронтальной инструкции, в большинстве случаев требуется индивидуальное объяснение задания
- сидит и ждет помощи, когда нужно самостоятельно приступить к выполнению задания в соответствии с инструкцией педагога
|
|
8.
|
Выполнение заданий - ежедневно, регулярно (ДО, НОО, ООО):
- ежедневно не успевает до конца выполнить задание в отведенное для этого время
- после работы в классе ежедневно сдает на проверку недоделанную работу или "пустую тетрадь"
|
|
9.
|
Внеучебная деятельность - ежедневно, регулярно (ДО, НОО, ООО):
- во время занятия/урока отвлекается от учебного процесса: играет, рисует, разговаривает с другими детьми/учащимися и т.д.
- может во время занятия/урока прятаться под столом/партой, в раздевалке, в шкафу и т.д.
- занимаясь посторонними делами, отказывается выполнить просьбу педагога "приступить к работе"
|
|
10.
|
Нарушение дисциплины - ежедневно, регулярно (ДО, НОО, ООО):
- громко разговаривает, грубит, пристает к другим детям, встает и ходит во время урока по группе/классу и т.д.
- игнорирует просьбы взрослого "соблюдать порядок", не реагирует на замечания и продолжает нарушать дисциплину
- более активно нарушает дисциплину после замечания педагога
- может самовольно уйти с занятия/урока
|
|
Сумма по критериям (СК):
|
|
количество "существенных" критериев:
ДО, НОО, ОО0-7, 9,10
|
|
III КОГНИТИВНЫЙ БЛОК
|
Выполнение заданий
|
1.
|
Академическая успеваемость - ежедневно, регулярно (НОО, ООО):
- получает неудовлетворительные оценки за выполнение самостоятельных и контрольно-проверочных работ (по одному или нескольким учебным предметам)
- получает неудовлетворительные оценки за выполнение домашних заданий (по одному или нескольким учебным предметам)
- получает неудовлетворительные оценки за устный ответ (по одному или нескольким учебным предметам)
|
|
2.
|
Усвоение способов выполнения - ежедневно, регулярно (ДО, НОО, ООО):
- затрудняется самостоятельно использовать в новом задании ранее изученный способ выполнения, требуется повторное объяснение (показ)
- делает ошибки, т.к. выполняет новое задание по аналогии с предыдущим, где использовался другой способ работы
|
|
3.
|
Реакция на ошибки - в большинстве случаев, регулярно (ДО, НОО, ООО):
- пропускает свои ошибки при выполнении письменных работ
- перестает выполнять задание после того, как ему указали на ошибку
- испытывает трудности при исправлении ошибок, на которые указал взрослый/ сверстник (после проверки в работе остаются такие же ошибки или правильный вариант исправляется на ошибочный)
|
|
4.
|
Устный ответ - ежедневно, регулярно (ДО, НОО, ООО):
- пассивен во время устных опросов в группе/классе (не поднимает руку, "прячется за спины других"), если спрашивают - в большинстве случаев не может дать ответ или отвечает неправильно
- отказывается от устного ответа и/или выполнения задания у доски
|
|
Уровень сформированности основных познавательных процессов
|
5.
|
Особенности памяти - ежедневно, регулярно (ДО, НОО, ООО):
- испытывает трудности при восприятии, запоминании и воспроизведении зрительной информации
- испытывает трудности при восприятии, запоминании и воспроизведении слухоречевой информации
|
|
6.
|
Особенности внимания - ежедневно, регулярно (ДО, НОО, ООО):
- испытывает трудности при длительном сосредоточении на задании, отвлекается
- допускает ошибки при списывании заданий с доски
- испытывает труднос |