Справка
по результатам изучения практики рассмотрения административных дел, связанных с обращением твердых коммунальных отходов
В соответствии с планом работы судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда было организовано изучение практики рассмотрения судами Амурской области в 2021 году административных дел, связанных с обращением твердых коммунальных отходов.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 2 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации).
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пункт 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование обращения твердых бытовых отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
- использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;
- участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами (часть 1).
Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов (часть 2).
Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 5.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, органов местного самоуправления муниципальных районов, органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (постановление Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ").
Согласно статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся:
- участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (часть 18);
- утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (часть 19).
В силу частей 2, 3 и 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (части 1 и 2 статьи 13 названного Федерального закона).
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1).
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (часть 2).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4).
В силу статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1).
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров (часть 10).
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Во исполнение приведенных требований постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 Правил).
Согласно пункту 10 Правил, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
- в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы) (подпункт а);
- в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (подпункт б);
- в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (подпункт в).
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 26 Правил).
На основании сведений о рассмотренных административных делах, связанных с обращением твердых коммунальных отходов, представленных по запросу суда за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно районными (городскими) судами Амурской области, рассмотрено всего 20 дел по указанной категории, из них 11 удовлетворены (55% от общего количества), 4 удовлетворены в части (20% от общего количества), производств по делу прекращено по 5 делам (25% от общего количества). В частности, такие дел рассмотрено:
Наименование районного (городского) суда |
Всего |
Удовлетворено |
удовлетворено частично |
производство по делу прекращено |
Благовещенский г/с |
1 |
1 |
|
|
Ивановский р/с |
10 |
8 |
|
2 |
Магдагачинский р/с |
1 |
1 |
|
|
Октябрьский р/с |
3 |
|
|
3 |
Свободненский г/с |
5 |
1 |
4 |
|
из них в апелляционном и кассационном порядке обжаловано:
Наименование районного (городского) суда |
Всего |
В апелляционном порядке |
В кассационном порядке |
||||
без изменения |
отменено |
изменено |
без изменения |
отменено |
изменено |
||
Благовещенский г/с |
1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
Ивановский р/с |
|
|
|
|
|
|
|
Магдагачинский р/с |
|
|
|
|
|
|
|
Октябрьский р/с |
|
|
|
|
|
|
|
Свободненский г/с |
5 |
5 |
|
|
|
|
|
При этом указанными выше судами в исследуемом периоде рассмотрены следующие требования прокурора:
- о ликвидации несанкционированной свалки - 19;
- о заключении договора на оказание услуг с региональным оператором, заключении договора оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов - 1.
В результате изучения практики рассмотрения дел данной категории, установлено, что по делам о ликвидации несанкционированной свалки Октябрьским районным судом Амурской области (дела N 2а-105/2021, N 2а-102/2021, N 2а-103/2021) и Ивановским районным судом Амурской области (дела N 2а-357/2021, N 2а-363/2021) производство было прекращено в связи с отказом прокурора от административного искового заявления ввиду добровольного исполнения требований административным ответчиком.
По 7 делам о ликвидации несанкционированной свалки, рассмотренным Ивановским районным судом Амурской области (N 2а-355/2021, N 2а-362/2021, N 2а-354/2021, N 2а-361/2021, N 2а-360/2021, N 2а-358/2021, N 2а-356/202), исковые требования прокурора были удовлетворены вследствие признания такого иска административным ответчиком на основании статей 46, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иные доказательства по делу судом не исследовались.
Анализ принятых судами решений по изучаемой категории споров показал следующее.
Деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, не освобождает органы местного самоуправления от обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов
28RS0004-01-2020-011513-20
Дело N 2а-1255/2021
Решение от 28 января 2021 года
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей г. Благовещенска Амурской области обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование было указано, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране земель, отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования город Благовещенск на земельном участке с кадастровым номером 00:00:000000:00000 из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов (территорий) природоохранного назначения, справа от автодороги "М - Б." в точках, ограниченных географическими координатами 00.000000 000.000000 и 00.000000000.000000, находится карьер. В непосредственной близости от автодороги в данном карьере расположена несанкционированная свалка отходов, среди которых - отходы мебели из разнородных материалов, отходы строительства и ремонта, отходы из жилищ несортированные, отходы древесно-кустарниковой растительности. Лиц, причастных к образованию указанной свалки, не установлено. Несанкционированная свалка расположена на территории, государственная собственность на которую не разграничена. При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. Таким образом, фактически администрация города Благовещенска осуществляет полномочия собственника рассматриваемой территории. Администрация города Благовещенска в соответствии со статьями 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязана осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления. Таким образом, обязанность по ликвидации последствий загрязнения земельного участка с кадастровым номером 00:00:000000:00000 должна быть исполнена администрацией города Благовещенска. На основании выявленных нарушений 31 августа 2020 года и.о. Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора мэру города Благовещенска внесено представление. Из ответа на акт реагирования следует, что вопрос ликвидации несанкционированной свалки отходов будет рассмотрен по мере выделения финансовых ассигнований на данные цели, в том числе с привлечением к проведению данных мероприятий общественных организаций при проведении общегородских акций. Таким образом, фактически нарушения законодательства не устранены. Факт образования несанкционированных свалок отходов и непринятие мер по их ликвидации нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, может привести к ее опасному загрязнению и создать реальную угрозу здоровью населения.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 28 января 2021 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 24 июня 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
При этом суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что земельный участок, на котором выявлены нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды (несанкционированная свалка), относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, а потому находится в ведении органа местного самоуправления - администрации города Благовещенска, доказательств ликвидации выявленной прокурором на территории муниципального образования несанкционированной свалки, наличие которой ответчиком не оспаривалось, не представлено.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 сентября 2021 года решение и апелляционное определение оставлены без изменения.
Мероприятия по очистке земельного участка от загрязнений отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, относятся к мероприятиям по охране земель, реализуемым органами местного самоуправления в целях сохранения земли как природного ресурса и защиты окружающей природной среды
28RS0009-01-2021-000476-96
Дело N 2а-348/2021
Решение от 8 июня 2021 года
Заместитель прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Е.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ивановский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Черемховского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании бездействия по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование было указано, что прокуратурой Ивановского района в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ" проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории Черемховского сельсовета Ивановского района Амурской области. На территории с. Богородское Ивановского района с юго-восточной стороны села, за ул. Новая, на земельном участке с кадастровым номером 00:00:000000:00, являющимся муниципальной собственностью Черемховского сельсовета, расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Администрацией Черемховского сельсовета мероприятия по защите земельного участка от загрязнения его отходами производства и потребления, не проведены, рекультивация загрязненного земельного участка не осуществляется. Бездействие администрации Черемховского сельсовета, которое выражено в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, нарушает права граждан, проживающих на территории Ивановского района, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 8 июня 2021 года требования прокурора удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что администрацией Черемховского сельсовета в ходе судебного разбирательства факт наличия несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов не оспорен, относимых и допустимых доказательств отсутствия оспариваемого прокурором бездействия административным ответчиком не представлено. Мероприятия по очистке земельного участка от загрязнений отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, относятся к мероприятиям по охране земель, реализуемым органами местного самоуправления в целях сохранения земли как природного ресурса и защиты окружающей природной среды. Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей. Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о том, что органом местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий. Нахождение свалки на необорудованном для данных целей места свидетельствует о непринятии администрацией Черемховского сельсовета мер к ликвидации данной свалки, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось.
28RS0012-01-2021-000960-37
Дело N 2а-434/2021
Решение от 26 октября 2021 года
Бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер к заключению договора на оказание услуг с региональным оператором, приводит к захламлению территории муниципального образования твердыми коммунальными отходам
Прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Магдагачинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Дактуйского сельсовета о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к заключению договора на оказание услуг с региональным оператором, возложении обязанности обратиться с заявкой в установленной законом форме для заключения договора оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
В обоснование было указано, что прокуратурой Магдагачинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными и бытовыми отходами. По результатам проверки установлено, что с 1 апреля 2019 года на территории Магдагачинского района региональный оператор ООО "С." оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребления потребителям, проживающим в населенных пунктах Магдагачинского района, включенных в территориальную схему. В указанную схему включено с. Дактуй. Вместе с тем, заявок на заключение договора с ООО "С." администрация Дактуйского сельсовета не направляла, договор на вывоз твердых коммунальных отходов не заключен. Территория Магдагачинского района согласно постановлению правительства Амурской области от 8 ноября 2017 года N 527 "Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2021 годов", территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018 - 2028 годов, утвержденной приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 1 ноября 2017 года N 260-ОД, входит в территорию зоны "Кластер N 1" Амурской области. В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 1" (г. Зея, г. Тында, Сковородинский район, Зейский район, Магдагачинский район, Тындинский район") Амурской области от 20 августа 2018 года на территорию кластера N 1 организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет ООО "С.". По информации регионального оператора от 9 июля 2021 года заявлений на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором от администрации Дактуйского сельсовета не поступало, в предоставлении указанной услуги администрации Дактуйского сельсовета не отказывалось. По результатам проверки прокуратурой района 23 июля 2021 года администрации Дактуйского сельсовета внесено представление о необходимости направления заявки для заключения договора с региональным оператором. По состоянию на 27 сентября 2021 года заявка в адрес ООО "С." не поступила. Бездействие администрации приводит к захламлению с. Дактуй твердыми бытовыми отходами, не предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества, не вывозу отходов с места их хранения и утилизации.
Решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 26 октября 2021 года требования прокурора удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации Магдагачинского района, выразившееся в непринятии мер к заключению договора на оказание услуг с региональным оператором, приводит к захламлению территории с. Дактуй твердыми коммунальными отходами, ограничению предоставления неопределенному кругу лиц коммунальной услуги по вывозу отходов в места их хранения и утилизации. Доказательств устранения выявленных нарушений в указанной области со стороны административного ответчика - суду не представлено, ходатайств об их истребовании - не заявлено.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось.
Орган местного самоуправления не принимает должных мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на территории муниципального образования
28RS0017-01-2021-003522-40
Дело N 2а-1823/2021
Решение от 22 декабря 2021 года
Свободненский городской прокурор обратился в Свободненский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением к администрации Свободненского района Амурской области, администрации Дмитриевского сельсовета Свободненского района Амурской области, ООО "С." о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями
В обоснование было указано, что Свободненской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Амурской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Дмитриевского сельсовета Свободненского района имеются несанкционированные свалки: в с. Дмитриевка с географическими координатами 00.00000, 000.00000 на площади 0,00 Га, объемом 000 куб. м; в с. У. с географическими координатами 00.000000, 000.000000 на площади 0,00 Га, объемом 00,0 куб. м. Административными ответчики вопреки требованиям закона не принимаются меры к ликвидации указанных несанкционированных свалок, которые создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, распространению различных заболеваний, нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 22 декабря 2021 года требования прокурора удовлетворены частично, на администрацию Дмитриевского сельсовета Свободненского района Амурской области, ООО "Спецавтохозяйство" возложена обязанность ликвидировать в течение второго квартала 2022 года несанкционированные свалки отходов, путем организации сбора и вывоза твердых бытовых, строительных и иных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 5 апреля 2022 года указанное решение оставлено без изменения.
При этом суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что собственник отходов, расположенных на указанных свалках не установлен, несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории администрации Дмитриевского сельсовета Свободненского района Амурской области, за участки, расположенные на территории муниципального образования отвечает орган местного самоуправления такого образования и региональный оператор, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, бездействие органа местного самоуправления и регионального оператора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания.
В кассационном порядке решение и апелляционное определение не обжаловались.
Принимая решение об удовлетворении требований административного искового заявления, судами во внимание принимались следующие обстоятельства.
Администрациями сельсоветов в рамках своих полномочий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 24 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также региональным оператором обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории сельсовета, не исполняются.
Свалки, образовавшиеся ввиду несанкционированного складирования бытового и сельскохозяйственного мусора населением, не имеют собственника, расположены вне специально определенных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. На момент рассмотрения дел свалки не ликвидированы. Администрации сельсоветов не принимают должных мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на территории муниципальных образований.
В то же время, в ходе обобщения судебной практики рассмотрения административных дел, связанных с обращением твердых коммунальных отходов, выявлены случаи частичного отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Так, из административных дел N 2а-1761/2021, N 2а-1762/2021, N 2а-1823/2021, N 2а-1824/2021, находившихся в производстве Свободненского городского суда, следует, что прокурором административный иск, наряду с органом местного самоуправления сельского поселения (поселковые администрации), был необоснованно предъявлен к администрации Свободненского района.
Признавая администрацию Свободненского района ненадлежащим административным ответчиком по административному делу о ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, суд исходил из части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Также судом учитывалась позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, согласно которой вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления земельных участков в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, а исполнение обязанности по их устранению относится к компетенции муниципального образования сельсовета.
Таким образом, суд пришёл к выводу о том, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения сельских поселений, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований к администрации Свободненского района отказал.
Изученные дела, связанные с обращением твердых коммунальных отходов, рассмотрены судами в исследуемый период с соблюдением сроков, предусмотренных частью 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, имелись случаи оставления административного искового заявления без движения (N 2а-1824/2021, N 2а-1823/2021), продления срока рассмотрения дела председателем суда (N 2а-357/2021, N 2а-358/2021, N 2а-360/2021, N 2а-361/2021, N 2а-362/2021, N 2а-363/2021, N 2а-1761/2021), принятия уточненных требований к производству суда (N 2а-355/2021, N 2а-356/2021).
Отказов в удовлетворении требований административного искового заявления за исследуемый период не было.
Судебные акты в апелляционном и кассационном порядке не отменялись и не изменялись.
Судами Амурской области указанные административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства не рассматривались.
Вопросов, требующих разъяснения при рассмотрении административных дел, связанных с обращением твердых коммунальных отходов не возникло.
Судебная коллегия по административным делам |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка по результатам изучения практики рассмотрения административных дел, связанных с обращением твердых коммунальных отходов (утв. судебной коллегией по административным делам Амурского областного суда)
Текст справки опубликован на сайте Амурского областного суда (http://oblsud.amr.sudrf.ru/) 5 августа 2022 г.