Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2022 г. N 5-ИКАД22-10-К2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ивановой Александры Андреевны на решение Головинского районного суда г. Москвы от 10 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 августа 2022 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2022 года по административному делу N 2а-529/2022 по её административному исковому заявлению о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Левобережный от 29 июля 2022 года N 8/2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Левобережный по многомандатному избирательному округу N 1 Ивановой А.А.", возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Левобережный по многомандатному избирательному округу N 1 в порядке самовыдвижения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Ивановой А.А. и её представителя Рыбина А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Совета депутатов муниципального округа Левобережный от 21 июня 2022 года N 6-1 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Левобережный.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Левобережный от 22 июня 2022 года (далее - Избирательная комиссия) N 1/4 определено минимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидата - 16, максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию - 20.
8 июля 2022 года Иванова А.А. уведомила избирательную комиссию о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Левобережный по многомандатному избирательному округу N 1 (далее - кандидат), указав в заявлении о согласии баллотироваться место работы: ООО "Остин", продавец-кассир в подразделении Магазин Торговый центр "Речной".
19 июля 2022 года Иванова А.А. представила в избирательную комиссию необходимые для регистрации документы и подписные листы с 20 подписями избирателей, а также справку работодателя от 5 июля 2022 года, согласно которой Иванова А.А. работает в ООО "Остин" в должности продавец-кассир в подразделении Магазин Торговый центр "Речной" Московский округ.
По результатам проверки подписных листов, где основное место работы кандидата указано "подразделение Магазин Торговый центр "Речной" в ООО "Остин", занимаемая должность: продавец-кассир", составлена ведомость и протокол об итогах такой проверки, согласно которым все представленные подписи избирателей признаны недействительными на основании пунктов 8 и 9 части 7 статьи 37 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс).
Решением Избирательной комиссии от 29 июля 2022 года N 8/2 Ивановой А.А. отказано в регистрации кандидатом в соответствии с пунктом 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, поскольку указанное кандидатом Ивановой А.А. основное место работы, занимаемая должность не соответствуют представленной в избирательную комиссию заверенной копии документа.
Считая указанное решение незаконным, нарушающим право быть избранным в депутаты представительного органа муниципального образования, Иванова А.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 10 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 августа 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2022 года указанные судебные акты признаны законными.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Российской Федерации, Иванова А.А. просит отменить принятые по делу судебное решение, апелляционное и кассационное определения, как основанные на неправильном применении норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
Ввиду необходимости проверки доводов кассационной жалобы по запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации 8 сентября 2022 года административное дело истребовано, определением от 9 сентября 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии, поскольку сведения о месте работы кандидата, содержащиеся в подписных листах, указаны не в полном объёме, что в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) является основанием для отказа в регистрации кандидата.
При этом суд исходил из того, что избиратель, проставляя свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, должен иметь полную и достоверную информацию о кандидате, указанную в подписном листе. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Между тем выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указывается, в частности, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 32 Избирательного кодекса.
Подпунктом "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат также представляет в избирательную комиссию заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к названному федеральному закону (пункт 8 статьи 37).
Основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункт 24 статьи 38 поименованного федерального закона, пункте 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса).
В силу положений пункта 8 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности.
Из материалов административного дела следует, что содержащиеся в представленных Ивановой А.А. в избирательную комиссию подписных листах сведения о месте работы соответствуют информации, указанной ей в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом (место работы: ООО "Остин", занимаемая должность: продавец-кассир в подразделении Магазин Торговый центр "Речной"), подтверждаются приложенной к заявлению копией справки ООО "Остин" от 5 июля 2022 года о занимаемой должности и месте работы.
Содержащееся в справке словосочетание "Московский округ" относится к структурному подразделению ООО "Остин", в котором Иванова А.А. осуществляет свою трудовую деятельность, неуказание административным истцом в соответствующей графе подписных листов местонахождения структурного подразделения не влияет на достоверность и полноту обязательных сведений о кандидате, касающихся места работы и занимаемой должности, не искажает информацию о нём, что согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 1.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.
Таким образом, у избирательной комиссии отсутствовали правовые основания для признания представленных Ивановой А.А. подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения, недействительными и соответственно для отказа в регистрации её кандидатом по основанию недостаточности достоверных подписей избирателей.
При таких данных вывод судов о законности оспариваемого решения Избирательной комиссии является ошибочным, основан на неправильном толковании приведённых выше норм Федерального закона N 67-ФЗ и Избирательного кодекса, следовательно, решение суда первой инстанции, апелляционное и кассационное определения являются неправильными.
В силу пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального права являются существенными и могут быть исправлены только посредством отмены принятых по настоящему делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении административного иска в части признания незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата Ивановой А.А. и возложении на Избирательную комиссию обязанности рассмотреть вопрос о её регистрации кандидатом.
Требование о возложении обязанности зарегистрировать административного истца кандидатом не может быть удовлетворено, поскольку в оспариваемом решении Избирательной комиссии отсутствует правовая оценка представленных для выдвижения и регистрации документов, о их полноте и соответствии требованиям законодательства, что является обязательным условием для принятия решения о регистрации кандидата.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Головинского районного суда г. Москвы от 10 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 19 августа 2022 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2022 года отменить и принять новое решение о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Левобережный от 29 июля 2022 года N 8/2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Левобережный по многомандатному избирательному округу N 1 Ивановой А.А.".
Возложить на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Левобережный обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации Ивановой Александры Андреевны кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Левобережный по многомандатному избирательному округу N 1.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2022 г. N 5-ИКАД22-10-К2
Текст определения опубликован не был